ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА: ГЕНЕТИКА - НАУКА О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ЖИВОГО. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НАСЛЕДОВАНИЯ.
Зарождение генетики как науки явилось естественной научной закономерностью развития естествознания второй половины XIX и начала XX века. Бурное развитие и становление ее уже на самых ранних этапах было обусловлено той значимостью и фундаментальностью, которую несли в себе основные законы наследования, впервые открытые Г. Менделем (1865) и повторно открытые в 1900 году. Именно они обеспечили в биологии утверждение теории дискретной наследственности, революционная сущность которой заключалась в доказательстве существования отдельных элементов наследственности - генов, передача которых из поколения в поколение совершается упорядоченно. Возникнув на основе эмпирически открытых законов наследования, современная генетика представляет собой огромную область естествознания, познающую материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности проявления этих свойств на всех уровнях организации живого. Развиваясь в тесном содружестве с другими биологическими дисциплинами, генетика вносит существенный вклад в укрепление и развитие диалектико-материалистического мировоззрения современной биологии. I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить предмет задачи и методы генетики. 2. Изучить этапы ее формирования и основные генетические понятия. 3. Изучить основные закономерности наследования признаков. Познакомиться с менделирующими признаками человека. II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать молекулярный и хромосомный уровни организации наследственного материала. 2. Иметь четкие представления об организации потока информации в клетке и его реализации в виде конечных биохимических продуктов. 3. Понимать биологическую сущность и знать механизмы, обеспечивающие генетические различия между соматическими и половыми клетками. III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Предмет и задачи генетики. Понятие о наследственности как свойстве живого. 2. Основные этапы развития генетики и их характеристика. 3. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии представлений о наследственности и изменчивости живого. 4. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, гемизиготность. 5. Наследование как процесс передачи биологической информации о признаках и свойствах из поколения в поколение в процессе размножения. 6. Анализ закономерностей наследования как метод познания сущности и законов наследственности. 7. Моногенное наследование как механизм передачи потомству качественных характеристик. Роль аллельных генов. 8. Моногибридное скрещивание. Правило расщепления гибридов второго поколения. Доминантность и рецессивность. 9. Ди- и полигибридное скрещивание. Независимое комбинирование неаллельных генов. Решетка Пеннета. Условия менделирования признаков. 10. Анализирующее скрещивание. 11. Типы наследования. Менделирующие признаки человека. IV. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции. 2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 1. - С. 234–237; 240–243. 3. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 7–14, 17–32, 39–42. 4. Гофман-Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской генетике. - М., 1969. 5. Хелевин Н.В. и др. Задачник по общей и медицинской генетике. -. М., 1984. 6. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010. V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение понятию "генетика". 2. Охарактеризуйте предмет исследования и перечислите задачи генетики как науки. 3. Почему наследственность и изменчивость называются фундаментальными свойствами живого? 4. Раскройте сущность диалектического единства наследственности и изменчивости как основы существования биологических систем. 5. Охарактеризуйте основные этапы развития генетики. 6. Перечислите имена выдающихся отечественных и зарубежных ученых и рассмотрите сущность их достижений в истории генетики. 7. Дайте определение основным понятиям генетики: ген (аллельные и неаллельные гены), генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, гемизиготность. Приведите примеры. 8. Дайте определение понятию "наследование" и рассмотрите его отличие от понятия "наследственность". 9. Моно- и полигенное наследование. Роль аллельных генов. 10. Дайте характеристику моно-, ди- и полигибридному скрещиванию. 11. Раскройте биологическую сущность доминантности и рецессивности. 12. Сформулируйте законы наследования и представьте их графически. Условия менделирования признаков. 13. В чем заключается биологическая сущность основных законов наследственности? 14. Что такое анализирующее скрещивание? 15. Перечислите основные типы наследования признаков и рассмотрите, что лежит в основе их проявления. 16. Перечислите известные менделирующие признаки человека, рассмотрите возможные типы браков по этим признакам, а также фено- и генотипическую характеристику по этим признакам последующих поколений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|