ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ликвидация расщепления архетипа посредством власти.Выбор профессии у многих врачей определяет глубокая внутренняя потребность в помощи людям. Поэтому врач, вытесняющий одну из полярностей архетипа, проецируя болезнь на пациента и идентифицируя себя самого с исцеляющим фактором, очень редко находит в этом удовлетворение. Полярности расщепленного архетипа стремятся к повторному объединению, поскольку страдания пациентов не оставляют врача в покое, хочет он того или нет. Каким же образом происходит повторное объединение расщепленного архетипа «раненого целителя» у врача? Расщепление архетипа ликвидируется посредством применения власти. Именно поэтому власть врача выглядит столь ничтожной и напыщенной: ведь она является следствием психологической и моральной несостоятельности обоих — врача и пациента. Врач забывает о своих потенциальных «ранах», т. е. перестает ощущать свои патологические возможности, рассматривая в качестве больного (и потенциально больного) только пациента. Такой «целитель» объективизирует болезнь, не желает принимать во внимание собственные слабости, возносит себя до небес, низводя тем самым пациента, и добивается власти не благодаря своим достоинствам, а по вине психологической несостоятельности. Иными словами, одна из полярностей архетипа вытесняется, а повторно архетип объединяется посредством применения власти. Кстати сказать, пациент может произвести то же самое, только наоборот. Возникает вопрос, как часто вообще расщепленные полярности архетипов объединяются посредством власти? Происходит ли так со всеми архетипами, точно ответить не берусь, но, на мой взгляд, данный феномен встречается довольно часто. Например, если расщепляется архетип мать-дочь, то большую роль в отношениях между матерью и дочерью начинает играть проблема власти. На практике это означает, что мать перестает ощущать в себе дочернее начало, не признает никаких слабостей, тогда как дочь становится беспомощным существом, зависимым от матери, которая, используя силу, дочерью манипулирует. Возникает отношение между сильной, доминирующей матерью и слабой, зависимой дочерью, не ощущающей в себе материнского начала. Сочетание власти и покорности — вот результат попытки объединить расщепленный архетип посредством власти. Врач тоже пытается повторно объединить расщепленный архетип именно посредством власти; пациент же может признать власть врача, подчинится ему или по-детски возмутиться несправедливости. Проявление власти во врачебной практике имеет и свои позитивные стороны. Врач по меньшей мере делает попытку ликвидировать расщепление архетипа, хотя и минует первостепенную причину проблемы. Такой образ действия все же предпочтительней по сравнению с отсутствием шагов в этом направлении. Ничтожный врач-тиран на свой лад борется с фундаментальными врачебными проблемами, в отличие от жовиального целителя, который не прикладывает никаких усилий для того, чтобы хотя бы минимально доминировать над пациентом. Безразличный «целитель» может до такой степени вытеснить один полюс архетипа, что перестает нуждаться в его проекции на пациента, или подобного врача совершенно не заботит фундаментальная врачебная проблема, так как выбор профессии в его случае был поверхностным. Последствия расщепления архетипа «раненого целителя» во многом опасны как для врача, так и для пациента потому, что больной человек становится пассивным пациентом; исцеляющий фактор у него перестает активизироваться. Врач же в результате такого же процесса развивается в заносчивого самоуверенного, узколобого господина, не уделяющего должного внимания собственному психологическому развитию. Полагая, что он лечит, т. е. ощущая себя самого исцеляющим фактором, такой врач начисто забывает, что функция целителя состоит лишь в том, чтобы предоставить исцеляющему фактору возможность реализации. В известном смысле он становится подобен священнику, который вздумает объявить себя Господом Богом. От образа греческого врача такой «целитель» очень далек. Греки считали, что на помощь страдающему человеку приходят исцеляющие боги, а человек, посвятивший себя врачеванию, лишь способствует проявлению божественной целительной силы. Ключевое различие между анализом и манипулятивными техниками, когда мы с помощзью власти лишаем действенности внутреннего целителя. I Необходимо поэтому исключить любое непонимание в этом вопросе. Я не имею в виду идентификацию с пациентом. Это было бы просто сентиментальностью. Речь идет о внешне выраженном повторном объединении полюсов архетипа. Идентификация же является свидетельством слабости эго, истерическим методом объединения противоположностей. Образ «раненого целителя» символизирует острое и драматичное осознание болезни как состояния, амбивалентного здоровью, убеждение в потенциальном разложении собственного тела и духа. Переживая подобные чувства, врач достигает эмпатии с пациентом, перестает над ним доминировать и, что самое важное, уже не нуждается более во власти. В психике каждого человека содержится архетип здоровья и болезни. Однако для врача данный архетип имеет совершенно особенное, почти магическое значение. Следуя своей склонности человек избирает себе профессией медицину. Выбор медицинской карьеры, как правило, отнюдь не продиктован соблазном легкого достижения власти, как раз наоборот — врач хочет лечить людей. И хотя врачам часто ставят в упрек то, что они сильнее интересуются самими болезнями, нежели их излечением, тем не менее подобное утверждение—только половина правды. Медиков привлекают архетипические противоположности здоровья и болезни, врач хочет в полной мере ощутить их на себе. К сожалению, не все из тех, кто становится врачами, в состоянии длительное время переносить сосуществование двух полюсов архетипа «раненого целителя» — целителя и больного. Иллюстрацией сказанному могут служить студенты медицинского факультета, которые в период своего обучения переживают стадию страха перед перспективой заболеть всеми изученными ими болезнями. Например, ознакомившись с симптомами туберкулеза, они начинают подозревать, что больны этим опасным заболеванием. Соприкоснувшись во время практики с пациентами, страдающими раком, студенты пугаются, что заболеют раком сами и т. п. Данный психологический феномен зачастую понимается как невротический. Бывалые врачи смеются над мнительными студентами и с благодушием вспоминают, как сами переживали подобное, однако не придают этому никакого значения. Тем не менее, именно так называемая невротическая стадия обучения студентов медицинского факультета оказывается для последних своего рода распутьем и ставит их перед внутренним выбором. В этот момент студенты начинают понимать, что все изучаемые болезни заложены и в них, поскольку врач тоже человек. Тем самым студенты становятся «ранеными целителями». Зачастую ноша для них невыносима, и они вытесняют полюс болезни. Однако студенты могут найти в себе силы, необходимые для того, чтобы ощутить собственную уязвимость, интегрировать ее и стать истинными «ранеными целителями». Некоторые на этой важной стадии не выдерживают Некоторые из тех, кто не выдержал испытание, становятся впоследствии известными врачами (а «известный» не аналогично понятию «хороший»). Многие из тех, кто с честью прошел испытание, могут, напротив, не сделать себе карьеру. Хотелось бы подчеркнуть: использование власти в медицинской профессии не несет в себе ничего положительного. Применение власти пропорционально снижению эффективности лечения; однако я не устану повторять, что стремление восстановить архетип посредством власти предпочтительней равнодушия. Поговорим коротко о современных врачах. Современная медицина высоко технологична и специализирована. Приходской врач, образ которого известен нам из литературы XIX века,— доктор, знавший всю семью, мог служить прототипом «раненого целителя». Он не обладал властью, однако когда он появлялся в доме, дети, измученные лихорадкой, успокаивались. Да, бывало, он носил жалкое, неряшливое платье, а внешний вид его был плачевен; часто приходские врачи были склонны к алкоголизму, пытаясь тем самым снять невыносимое напряжение, от которого страдали, как люди, долгое время переживающие оба полюса архетипа. Но у приходского врача не было мании величия, он был хорошим «раненым целителем». Консервативно настроенные люди склонны полагать, что современный врач уже не способен переживать оба полюса архетипа даже в чрезвычайной ситуации. И действительно, на первый взгляд современный врач может показаться техническим специалистом, который работает в госпитале словно на конвейере. Среди современных медиков встречаются порой инженеры в чистом виде. Однако нельзя забывать о существовании врачей, однажды испытавших архетип «раненого целителя», но не вынесших напряжения двух полюсов данного архетипа. Невольно складывается впечатление, что семейный доктор был раненым целителем par excellence (по преимуществу), а современный, технически ориентированный специалист склонен скорее отталкивать полярность архетипа. Подобное мнение покоится, однако, на неправильном понимании сущности феномена архетипа. Архетип является как внешней, так и внутренней реальностью, и проявления его весьма разнообразны. Медицина в ходе исторического развития часто меняла свой характер. Врачеватель из буша обладал собственным методом, не похожим на методы образованного греческого врача. Средневековый лекарь, который прописывал пациентам арабские снадобья, работал не так, как семейный врач XIX столетия, совершавший визиты на коляске, запряженной лошадьми. Хирург времен первой и второй мировых войн по-своему переживал архетип «раненого целителя». Высокообразованный современный медик, использующий в своей деятельности сложнейшее оборудование, работает по-своему. Тем не менее, все врачи, чем бы ни отличались методы их работы, могут либо переживать весь архетип (и быть «ранеными целителями»), либо вытеснять один из его полюсов (и становиться ничтожными, напыщенными тиранами). Поэтому, когда мы ведем речь о медиках, не имеет никакого значения, семейный ли это врач XIX столетия или высокоспециализированный современный «доктор». Расщепление архетипа — внутреннее событие и не настолько сильно зависит от внешних обстоятельств жизни врача, насколько от его психологического развития и человеческих способностей. В заключение мне хотелось бы пойти на сознательный риск и привести пример Иисуса Христа, несмотря на то, что такое сопоставление может показаться некоторым читателям неуместным. И тем не менее... Иисус Христос — историческая и религиозная реальность, и поэтому образ его нельзя рассматривать только как психологический символ доброты, всепрощения и т.п. Кто, как не он, явил нам образчик подлинного «раненого целителя». Он исцелял не только душу и тело, но врачевал экзистентные болезни человечества — грехи и смерть. Не забудем, что Иисус Христос сам страдал от соблазнов и по крайней мере один раз, в Гефсиманском саду, испытал страх смерти, но он искупил грехи человечества и подарил миру бессмертие, погибнув на кресте. Христос отказался применить силу, не стал сопротивляться римским солдатам, схватившим его, признавая право на власть лишь за одним существом, своим отцом — Господом Богом. Таков он — «раненый целитель» — в самом высоком смысле этого слова. Через смерть Иисуса на кресте мир был исцелен от грехов и смерти потому, что он принял на себя оба полюса архетипа, не уклоняясь от столь непосильной ноши. В сравнении с Христом врач — лишь карлик, бросающийся в гущу борьбы между жизнью и смертью, болезнью и здоровьем, который сможет плодотворно трудиться только в том случае, если ни на минуту не будет забывать, что, несмотря на все свои знания и возможности современной техники, он призван к одному — пробудить в пациенте исцеляющий фактор, без которого он ничего не сможет добиться. Активизировать исцеляющий фактор по-настоящему он сможет, ощущая собственную уязвимость. Его деятельность будет гораздо менее плодотворной, если он попытается ликвидировать расщепление архетипа посредством власти. Однако даже в этом случае деятельность медика все же более плодотворна, чем в том, когда он равнодушно относится к расщеплению архетипа. К сожалению учебные планы всеми силами стараются погубить непринужденность учителя. У многих учителей архетип расщепляется, детское начало вытесняется и проецируется вовне, на учеников, которым отныне приписываются все детские черты. Учитель начинает ощущать себя исключительно опытным взрослым человеком и воспринимать детей как неискушенных учеников. Прогресс в занятиях блокируется. Дети перестают проявлять взрослые черты. В такой ситуации учитель олицетворяет собой интеллект, а ученики — глупость. Учитель жалуется на то, что раньше ученики стремились к знаниям, и сохраняет связь с учениками лишь посредством власти и «дрессировки». Вместе с тем его впечатление от работы бывает испорчено, чувствует он себя, как правило, удрученно. Все новое, свежее, имеющее отношение к детскому энтузиазму в нем умерло. Он противостоит детям, представляющим собой внешнюю проекцию архетипической полярности. Я всегда замечал, что пожилые учителя, прекрасно ладившие со своими учениками, сами в хорошем смысле этого слова напоминали детей. С другой стороны молодые учителя, полностью расщепившие архетип и в качестве компенсации пытающиеся держать под контролем «глупых» детей с помощью власти, добиваются немногого. Таким образом, в основе учительской профессии лежит полярный архетип, который может быть расщеплен и повторное объединение которого часто предпринимается при помощи власти. Речь здесь идет об архетипе, имеющем ряд существенных отличий от архетипов, давлеющих над социальным работником, психотерапевтом, психиатром и врачом. В связи с тем что данное исследование посвящено психотерапевтической деятельности, в центре нашего внимания находится фундаментальная модель деятельности психоте^а-певта. Многие основополагающие проблемы последней аналогичны проблемам, встающим перед представителями других помогающих профессий, прежде всего перед врачами, социальными работниками и учителями. Некоторые — характерны только для психотерапии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|