Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Мышление как психический процесс




 

Проблемы психологии мышления. Междисциплинарный подход к мышлению: физиология, философия, логика, социология, кибернетика, психология. Определение мышления. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Основные функции мышления: установление всеобщих взаимосвязей, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений, обобщение свойств однородной группы явления. Классификация видов мышления. Взаимосвязь форм мышления: понятие, суждение, умозаключение. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение. Этапы решения мыслительной задачи: осознание проблемной ситуации, постановка задачи, ограничение зоны поиска, построение гипотезы, проверка гипотезы, рефлексия действий и результатов. Этапы мыслительного действия. Принципиальная схема решения мыслительных (творческих) задач. Составляющие продуктивности ума. Качества мышления: глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота. Факторы и барьеры творческого мышления.

Основные понятия: мышление, понятие, суждение, умозаключение, силлогизм, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, мыслительные операции, сходные признаки, существенные признаки, аутентичное мышление, творческое мышление.

Тема 6. Эмоции и воля

 

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Характеристики эмоций. Классификация и виды эмоций. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальность эмоций и чувств. Развитие эмоциональной сферы у человека. Теории и концепции эмоций. Особенности развития эмоций в отногенезе. Уровни эмоциональной сферы. Классификация аффективных психических состояний. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний. Объективные характеристики стресса. Тревожность. Функции и формы проявления тревожности.

Классификация волевых психических состояний. Функции воли. Виды волевых действий. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия.

Саморегуляция как построение, запуск и поддержание личностью различных видов и форм произвольной активности с учетом намеченных целей. Волевое регулирование поведения - сознательное направление субъектом умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от определенных видов активности.

Основные понятия: эмоции, чувства, настроение, эмоциональное состояние, аффект, страсть, любовь, стресс, дистресс, фрустрация, фиксация, регрессия, тревога, страх, ирония, юмор, сарказм.

Тема 7. Потребностно-мотивационная сфера личности

Основные проблемы изучения потребностей: природа потребностей, биологическое и социальное в развитии потребностей, филогенез и онтогенез потребностей, взаимосвязь потребностей и деятельности, базовые потребности человека, классификация потребностей. Различные подходы к пониманию потребностей: потребность как нужда, потребность как зависимость, потребность как отношение, потребность как состояние. Возможные классификации потребностей.

Проблемы изучения мотивации. Мотивы, интересы, потребности. Сущность, природа, структура мотивов. Генезис мотивации. Характеристики мотивационной сферы.

Подходы к пониманию мотивов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович. А.Г. Ковалев, К.К.Платонов, Д.А.Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.). Функции и свойства мотивов. Классификация мотивов: по содержанию потребностей, по установкам личности, по видам деятельности, по времени проявления.

Теории мотивации (Э.Торндайк, З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Левин6, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Зайонц). Мотивации стремления к успеху. Мотивация избегания неудачи. Мотивация и установка.

Основные понятия: мотив, мотивация, детерминанты поведения, аффиляция, каузальная атрибуция, мотивационные диспозиции, мотивация достижения, мотивация избегания неудач.

 

Тема 8. Психология личности

Основные проблемы изучения личности: соотношение биологического и социального, индивидуального и общественного, филогенез и онтогенез личности, структура личности, движущие силы развития личности. Основные аспекты изучения личности. Структура личности. Личностная и социальная идентичность человека. Механизмы и условия социализации личности. Формирование и развитие личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Отраженная субъектность как идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо, как проявление идеального образа в качестве деятельного начала, способствующего изменению взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность как субъект жизнедеятельности. Проблема построения жизненного пути личности. Темперамент. Характер.

Основные категории: индивид, личность, индивидуальность, субъектность, развитие, идентичность, жизненный путь, социализация, адаптация.

 


Планы семинарских занятий

 

Семинар 1. Ощущение и восприятие: понятие, классификации, особенности, свойства.

1. Описание основных свойств ощущений (пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия). Закон Вебера-Фехнера. Закономерности цветовых ощущений.

2. Процесс формирования зрительного восприятия: выделение локальных и обобщенных признаков объектов. Роль мышления в восприятии. Законы восприятия, сформулированные в гештальтпсихологии: близости, замыкания, прегнантности, константности. Свойства образа. Зрительные иллюзии.

3. Восприятие пространства и времени.

Литература:

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2010.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2010.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2010.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006.

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Измерение и изменение ощущений.

Психология цвета.

Особенности восприятия человека человеком

Нарушение восприятия.

Семинар 2. Внимание как психический феномен и его научное описание

 

1. Понятие внимания. Психофизические основы внимания. Механизмы внимания.

2. Основные теории внимания.

3. Свойства внимания. Влияние организованного внимания на эффективность восприятия.

4. Организация сознания личности: развитие наблюдательности, техники эффективного слушания. Преодоление рассеянности.

 

Литература:

Выготский Л.С. Психология. – М., 2010.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 20206.

Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М., 2006.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2010.

Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учеб. пособие для вузов. - М., 2008.

Психология внимания. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006.

Современная психология: Справочное руководство. – М., 2009.

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Управление вниманием аудитории в публичном выступлении

Методы и приемы развития внимания личности

Развитие внимания в онтогенезе.

 

Семинар 3. Описание процессов памяти. Эффекты мнемонической активности.

 

1. Феномен памяти. Описание основных форм памяти (кратковременная, промежуточная, долговременная).

2. Произвольное и непроизвольное запоминание. Закономерности памяти (запоминание, интерференция, Зейгарник эффект, реминисценция, воспроизведение).

3. Эффекты мнемонической активности. Условия и факторы эффективного сохранения и воспроизведения информации. Мнемоника.

 

Литература:

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. – Екатеринбург, 2006.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2010.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006.

Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М., 2006.

 

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Схемы организации памяти.

Непроизвольное запоминание

Мнемоника

Связь памяти и мышления

Развитие памяти в детском возрасте

 

Семинар 4. Мышление.

1. Природа и основные виды мышления

2. Психологические теории мышления

3. Основные виды мышления

4. Основные фазы мыслительного процесса

5. Основные операции как стороны мыслительной деятельности

6. Понятие и представление

7. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

 

Литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В. Либина. – М., 2008.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. /Под ред. Г.Г. Аракелова. – 2006.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 2006.

4. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. – М., 2006.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2006.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2010.

7. Петровский А.В. История психологии. – М., 2006.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер, 2010.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2009.

10. Тихомиров О.К.Психология мышления. – М., 2006.

 

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Теоретические и экспериментальные исследования творческого мышления

Развитие мышления ребенка

Семинар 5. Эмоциональные и волевые процессы в регуляции жизнедеятельности человека.

 

1. Виды эмоций и их общая характеристика

2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

3. Стресс и тревожность.

4. Общая характеристика волевых действий. Структура волевого действия

5. Основные психологические теории воли

Литература:

Веккер Л.М. Психика и реальность: едина теория психических процессов. – М., 2010.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 2008.

Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.,2009.

Ильин Е. П. Психология воли. – СПб., 2010.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2006.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Теория стресса Г.Селье

Аутотренинг: сущность и методики

Развитие воли в онтогенезе

 

Семинар 6. Психологические теории мотивации личности

 

1. Мотив и мотивация. Соотношение мотивов, потребностей, целей.

2. Психологические теории мотивации.

3. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

Литература:

Асеев В. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2010

Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. – СПб, 2010.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.,2009.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб, 2006.

Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.; - Воронеж, 2008.

 

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Теория мотивации А.Маслоу

Теория мотивации В.Г.Асеева

Семинар 7. Закономерности развития личности.

1. Понятие личности в психологии. Структура личности. Механизмы формирования личности.

2. Социализация. Формирование характера

3. Самооценка и уровень притязаний. Я-концепция.

Литература:

Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2010.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. // Избранные психологические труды. – М. – Воронеж, 2006.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2009.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2007.

Психология личности в трудах зарубежных психологов: [Учеб. пособие]. - СПб., 2010.

Психология личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. В 2-х томах. – Самара, 2009.

Психология самосознания: [Хрестоматия]. – Самара, 2010.

Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Лабунской. - М., 2009.

Фернхем А. Личность и социальное поведение. - СПб., 2006.

Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. – М., 2009.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2007.

Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2006.

 

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Жизненные кризисы личности

Жизненный путь личности

Биографический метод исследования личности

Семинар 5. Психология способностей.

1. Понятие, структура способностей.

2. Классификация способностей.

3. Концепции С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова.

Литература:

Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. – М., 2008.

Выготский Л.С. Психология. – М., 2010.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2009.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологи. – М., 2006.

Темы рефератов к семинарскому занятию:

Способности и одаренность


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных