Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг 1 страница




 

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка(испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

 

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

 

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

 

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

 

Оценка системы качества

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль системы качества

 

Оценка системы качества

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Контроль качества выполнения работ, оказания услуг

 

Оценка системы качества

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Контроль системы качества

Рассмотрим применение схем сертификации.

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Данную схему применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлено мастерством исполнителя (например, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности процесса оценивают:

- полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
- оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и другими, а также их соответствие установленным требованиям;
- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
- безопасность и стабильность процесса;
- профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для оценки работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения абот и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту авто-мототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ I услуг. Данную схему применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (звезда гостиницы, класс ресторана, разряд ателье и др.).

По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и уедут. Оценку системы качества (схемы 5 и 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и

др.).

При наличии сертификата качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

Схемы 6^ 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

Для подтверждения соответстоня работ и услуг прилагаемым Д{^ кументам проводят обследование организации (предприятия). с}, бенностн применения схем сертификации на основе декларации соответствии указывают в правилах сертификации однородных в» дов работ и услуг. Схемы сертификации с использованием деклара. ции о соответствии при добровольной сертификации не применяют

Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правн. лам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным трс. бованиям и полученным вне работ по сертификации, например:

- результаты социологических обследований и экспертных оценок;
- протоколы испытаний;
- договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
- акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций н союзов);
- техническая и другая документация исполнителя работ и услуг. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.

При проведении работ по сертификации туристских услуг и услуг средств временного проживания туристов проводится идентификация этих услуг по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002—93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163 и введенному с 1января 1994 г. (в редакции Изменений № 1/95, утвержденных Госстандартом России 11 сентября 1995 г. № 2/95, утвержденных Госстандартом России 20 ноября 1995 г. № 3/97, утвержденных Госстандартом России 7 марта 1997 г. № 4/98, утвержденных Госстандартом России 6 августа 1998 г № 5/99, утвержденных Госстандартом России 5 марта 1999 г.)

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является состзвнон частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ)-

Классифнкатор разработан для решения следующих задач:

- развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению:

- осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей ере* ды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей:

- повышения эффективности применения средств вычислительна техники;
- учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению:

- изучения спроса населения на услуги;
- предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;
- гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
- актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.

Для классификатора услуг населению принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на полгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Общая структура кодового обозначения классификатора услуг населению имеет следующую схему (по группам):

01 - бытовые услуги;
02 - услуги пассажирского транспорта;
03 - услуги связи;
04 - жилищно-коммунальные услуги;
05 - услуги учреждений культуры:
06 - туристские и экскурсионные услуги;
07 - услуги по физической культуре и спорту;
08 - медицинские, санаторно-оздоровительные. ветеринарные Услуги;
09 - услуги правового характера; 10-услуги банков;
11 - услуги в системе образования;
12 - услуги торговли, общественного питания, рынков: 80 - прочие услуги.

060000 ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ СРЕДСТВ ~~~~~ РАЗМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ в редакции Изменения № 5/99, утвержденного Госстандартом России 5 марта 1999 г

061000 Туристские услуги
061100 Услуги туроператора по организации внутреннего туризма (в ред. Изменения № 5/99)
061101 Тур оздоровительный (в ред. Изменения № 5/99)
061103 Тур познавательный (8 ред. Изменения № 5'99)
061103 Тур профессионально-деловой (в ред. Изменения № 5'99)
061104 Тур спортивный (в ред. Изменения № 5/99)
061105 Тур религиозный (код 061105 введен Изменением № 5/99)
06110У Прочие туры (код 061109 введен Изменением № 5/99)
061200 Услуги туроператора по организации выездного туризма (в ред. Изменения № 5/99)
061201 Тур оздоровительный (в ред. Изменения № 5№\
061202 Тур познавательный (в ред. Изменения № 5/991
061203 Тур профессионально-делово1 (в ред. Изменения № 5'99)
061204 Тур спортивный (в ред. Изменения № 5/99)
061205 Тур религиозный (в ред. Изменения № 5/99)

Коды 061206-061208 исключены, согласно Изменению №5/99

061209 Прочие туры (в ред. Изменения № 5/99)

Коды 061210-061219 исключены согласно Изменению № 5/99

061300 Услуги туроператора по организации въездного туризма (в ред. Изменения № 5/99)
061301 Тур оздоровительный 0) ред. Изменения № 5/99)
061302 Тур познавательный (в ред. Изменения № 5/99)
061303 Тур профессионально-деловой (в ред. Изменения № 5/99)
061304 Тур спортивный (в ред. Изменения № 5/99)
061305 Тур религиозный (в ред. Изменения № 5/99)

Коды 061306 -061308 исключены согласно Изменению № 5/99 (см. текст в предыдущей редакции)

061309 Прочие туры (в ред. Изменения № 5/99)

061400 Услуги турагента (в ред. Изменения № 5/99)

Коды 061401 -061407 исключены (Измене-цие№ 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

061500 Отдельные слуги туроператора и турагента (в ред. Изменения № 5/99)

061501 Услуги по организации проживания туристов (в ред. Изменения № 5/99)

061502 Услуги по организации питания туристов (в ред. Изменения V 5/49)

1161503 Услугя по организации перевозок туристов различными видами транспорта (в ред. Изменения № 5/99)

061504 Услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных и других мероприятий (в ред. Изменения № 5/99)

061505 Услуги гидов-переводчиков (в ред. Изменения № 5/99)

061504 Оказание других услуг (код Об 1509 введен Изменением № 5/99)

061600 Услуги при самодеятельном туризме (в ред. Изменения № 5/99)

061601 Предоставление информационных материалов, ~"^ туристских схем, описаний маршрутов, естестве,,,» препятствий, объектов (в ред. Изменения № 5/991

061602 Услуги консалтинговые, включающие вопросы организации туризма, обеспечение безопасности на туристских маршрутах и другие (в ред. Изменения № 5/99)

061603 Посреднические услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах (в ред. Изменения № 5/99)

0616(4 Обучение основам туристских и альпинистских навыков (в ред. Изменения X? 5/99)

061605-исключен согласно Изменению №5.^9 (см. текст в предыдущей редакции)

061700 В ред. Изменения № 5/99

061701 Организация экскурсий (в ред. Изменения X? 5/99)

061702 Услуги экскурсовода (в ред. Изменения Хз 5 99)

Коды 061703-061711 исключены согласно Изменению № 5/99 (см. текст в предыдущей редакции)

062000 УСЛУГИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062100 Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, кроме коммунальных. Пояснение: услуги по проживанию в пансионатах см. Позицию 082104 (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062101 Услуги гостиниц, в том числе квартирного типа (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062102 Услуги мотелей (в ред. Изменения X? 5/99) (см. текст в предыдущей редакции) _

062103 Услуги клубов с проживанием (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062104 Услуги меблированных комнат (в ред. Изменения Хз 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062105 Услуги общежитий (в ред. Изменения X? 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062200 Услуги специализированных средств размещения. Пояснение: услуги по проживанию в санаториях, профилакториях, домах отдыха см. позиции 082101, 0Й2102,082103 (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062201 Услуги лагерей труда и отдыха (в ред. Изменения Хз 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)
062202 Услуги туристских приютов, стоянок и других (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)
062203 Услуги туристских, спортивных баз. баз отдыха (в ред. Изменения № 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)
062204 Услуги домов охотников (рыбака) (в ред. Изменения Хз 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062205 Услуги конгресс - центров (в ред. Изменения Хз 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062206 Услуги общественных средств транспорта (туристские поезда, крунзные суда, яхты) (в ред. Изменения Хз 5/99) (см. текст в предыдущей редакции)

062207 Услуги наземного и водного транепорга. переоборудованного под средства размещения для ночлега (в ред. Изменения X» 5/99) (см. текст в предыдущей редакции!

062208 Услуги кемпингов (площадок для кемпингов. автофургонов) (в ред. Изменения Н* 5/99) (см. текст в предыдущей редакции»

Коды 062209-062211 исключены согласно Изменению № 5/99 (см. текст в предыдущей редакции)

062300 Услуги индивидуальных средств размещения (код 062300 введен Изменением № 5/99)

062301 Услуги квартир, комнат в квартирах, домов, коттеджей, сдаваемых в наем (код 062301 введен Изменением № 5/99)

Законодательные акты, затрагивающие более узкие вопросы (различные ГОСТы), будут рассмотрены в последующих главах. google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);

 

   

         

 

 

 

 

 

ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требоваиия по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»

При проектировании туристских услуг необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов, которые законодательно закреплены в ГОСТ Р 50644-94.

Данный ГОСТ разработан Техническим комитетом по стандартизации (ТК.4? 199) «Туристско- экс курс ион нос обслуживание», внесен Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России и утвержден постановлением Госстандарта России от Ыфевраля 1994 г. №32.

Настоящий Стандарт устанавливает требования к туристским н экскурсионным услугам, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья туристов, методы их контроля и предназначен для целей обязательной сертификации туристских услуг.

Стандарт предназначен для всех туристских предприятии, оказывающих туристские услуги населению.

На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, устанавливающие требования к группам однородных туристских услуг.

При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т.п.).

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном Обслуживании возникает а условиях:

•существования источников риска:

• проявления данного источника на опасном для человека уровне;

• подверженности человека воздействию источников опасности.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме могут быть класс фицированы следующим образом:

• травм оо и асн ость;

• воздействие окружающей среды;

• иожароопасность;

• биологические воздействия;

• психофизиологические нагрузки;

• опасность излучений;

• химические воздействия;

• повышенная запыленность и загазованность;

• прочие факторы;

• специфические факторы риска.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, горных пород (камнепадов, селей, лавнн). неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь и, как следствие, возникновение потертостей кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается:

• защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

• использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

• соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

• соблюдением требований СНиП 2.08.02-89 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и прЛ

• соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и пр.). обеспечивая его безопасную работу;

• упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информ""

повзны о том. как избежать возможные травмы и какие экстренные.«еры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Для уменьшения воздействия данных факторов показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (спальных, питания, клубных и других), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям, закрепленным соответствующими ГОСТами. При выездном туризме данные показатели также обозначены нормативно-правовой базой принимающих стран.

Предупреждение и снижение вредных воздействии данного фактора риска обеспечивается:

• выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского путешествия;

• рациональным проектированием трассы туристского маршрута;

• учетом погодных особенностей района; '

• сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды:

• оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации:

• обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной зашиты;

• своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Данные требования особенно актуальны при посещении стран, в которых имеются неблагоприятные дтя посещения сезоны. Например. Таиланд, где имеется сезон дождей с четко определенными временными границами. Для находящихся в этот сезон в стране туристов резко повышается опасность тропических заболеваний, а также заболеваний, источником возникновения которых может являться повышенная влажность (различного рода экземы и дерматиты). Другой пример - Египет, посещение которой) в летнее время не рекомендуется из-за высокой температуры воздуха, очень плохо переносимой жителями средней полосы.

Пожароопасность является одним из основных факторов риска для *Изни. здоровья и имущества каждого туриста. Ежегодно в результате "Ожаров уничтожается имущество на миллиарды рублей и гибнутлюди.

Именно поэтому требования по пожаробезопасное™ являют одними из основных при проведении сертификации средств р^у я шения туристов и офисов туристских компаний, в которых проичц * дится обслуживание клиентов.

Номенклатура требований и показателей по обеспечению безо пасности туристов от воздействия данного фактора риска и метолу их проверки производится в соответствии с ГОСТ 12.1.004.-91. а экс плуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в етр0 гом соответствии с требованиями утвержденных нормативных доку. ментов (Правил пожарной безопасности).

Воздействие биологических факторов (патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, а также ядовитых растений пресмыкающихся, насекомых и животных, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающих ожоги, аллергические и другие токсические реакции) представляет большую опасность для здоровья и жизни туристов.

Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждаете я:

• соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;

• применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов:

• использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.):

• проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;

• упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Психофизиологические факторы риска, такие, как физические и нервно-психические перегрузки, тоже могут вызвать значительное расстройство здоровья.

Исключение или снижение воздействия данных факторов риска достигается:

• рациональным построением программы обслуживания турне* тов. графиков перемещения по маршруту, предусматривающих ДОс"

таточныс условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема нищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);

• учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;

• соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Например, не следует размещать молодежные группы в отелях, предназначенных для семейного отдыха, а также нельзя формировать группы без учета возраста и социального положения участников тура.

Значительное расстройство здоровья, вплоть до возникновения злокачественных опухолей и лучевой болезни разной степени тяжести, могут вызвать различные виды излучений. Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения.

Предупреждение опасности от ультрафиолетовой радиации в туристских путешествиях обеспечивается:

• информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека;

• использованием средств индивидуальной зашиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей тело. руки, ноги туристов, солнцезащитных очков).

Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения в путешествии по маршруту (по открытым, незатенеиным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах).

Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

Немалое значение имеют и химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие.

Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо: Г • осуществлять регулярный контроль содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах;

• осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки действия химических факторов риска, среде;

' • применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.

Также к серьезным факторам риска для здоровья туриста отцо сится повышенная запыленность и загазованность.

Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздух» зон обслуживания туристов, помещении, транспортных средств дол. жны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.005, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.

К прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных! характеристиках.

Необходимо предусматривать:

• предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах - в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии -об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания);

• проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вила туристского маршрута.

Выполнение данных требований является необходимым условием деятельности турфирмы.

Кроме вышеперечисленных факторов риска, имеющихся не только в туризме, существуют и специфические факторы в туризме, которые обусловлены:

• возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а гакже других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);

• техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз. кемпингов, канатных дорог и бугельиых подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей);

• сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.);

• уровнем профессиональной подготовленности обслужи вающе-^ персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.);

• подготовкой туристов к передвижению по маршруту определен-ноГо вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.);

• информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Каждое туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах обеспечивается соблюдением:

• требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов;

• требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами:

• техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;

• мерами, гарантирующими личную безопасность туристов и сохранность их имущества,

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и пригото&тению пищевых продуктов в соответствии с СаНПиН 42-123-5774-91.

Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видал транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т.д.).

Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным Действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.

В каждом туристском предприятии должны быть разработаны 11 утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и др. К включающие взаимодействие с Местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Требования к безопасности обслуживания для конкретных видо туристских услуг устанавливаются нормативной документацией»а соответствующие виды услуг: государственными стандартами, пра вилами, уставами, кодексами и т.д.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элемев. тами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и и процессе обслуживания.

Информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и в тексте информационною листка к туристской путевке.

Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.

Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления, осуществляющие контроль безопасности в соответствии с их компетенцией - центры сертификации туристских и гостиничных услуг, лицензирующие органы.

Контроль безопасности предоставляемых услуг начинается на этапе лицензирования, так как наличие сертификата соответствия услуг требованиям безопасности является основным лицензионным условием.

Контроль конкретных туристских фирм проводится при проверке готовности туристского предприятия к начату деятельности, а также в ходе текущих проверок инспекционного контроля за сертифицированными услугами.

Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря, выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.

Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих методов:

• визуального: путем осмотра соответствующих объектов (территории, по которой проходит трасса туристского похода, туристского снаряжения и инвентаря и т.д.) и посещения рекламных туров;

• с использованием средств измерения (состояний окружающей среды, качества воды, воздуха и т.д., а также технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств и т.д.);

• социологических исследований (путем опроса самих туристов к обслуживающего персонала):

• аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов, обобщений результатов всех других обследований).

Знание положений данного стандарта и их безупречное и буквальное выполнение являются необходимыми условиями деятельности каждой туристской фирмы. google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);

 

 
 
 

 

       

 

 

 

 

 

ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»

Настоящий стандарт был введен 1 января 1995 г, устанавливает порядок разработки документации при проектировании турН_ стских услуг.

В данном Государственном стандарте даются ссылки на нормативы, закрепленные законодательными актами.

ГОСТом вводятся определения, касающиеся разработки туристских услуг:

- разработчик - предприятие или гражданин-предприниматель, осуществляющий разработку проекта туристской услуги:

- описание туристской услуги - информация об основных характеристиках туристской услуги и условиях обслуживания;
- тур - набор туристских услуг с конкретными сроками начала н окончания исполнения, реализуемый оптовому или розничному потребителю. В проектировании туристского путешествия тур имеет значение проектировочного модуля;
- программа обслуживания клиентов - перечень услуг, достопримечательных и досуговых событий, предоставляемых туристам в определенных последовательности, времени, месте и условиях обслуживания:

- туристский маршрут - предварительно намеченный путь туристского похода (экскурсии, путешествия), характеризующийся определенным порядком перемещения туристов по географическим точкам;
- туристская трасса-утвержденный и соответствующим образом оборудованный маршрут:

- технологическая карта экскурсии - технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. Технологическая карта включа-

ет пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположения остановок, точек обзора и т.д.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе. Это необходимо при разработках программ по внутреннему и въездному туризму;
- технологическая карта туристского путешествия - технологический документ, определяющий содержание программы и условия обслуживания туристов на конкретном маршруте;
- контрольный текст экскурсии - технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов;
- «портфель экскурсовода» - комплект информационных материалов (фотографии копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.). используемых экскурсоводом в ходе экскурсии.

Рассмотрим общие требования к проектированию услуг.

Проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Законом РФ «О защите нрав потребителей», безопасность жизни, здоровья и имущества туристов. охрану окружающей среды.

Проектируемые услуги должны соответствовать обязательным требованиям действующих законодательных актов и нормативных документов.

Проектные документы, разрабатываемые на туристские услуги, предприятия и объекты туристского обслуживания (гостиницы, турбазы, кемпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники и др.). должны пройти государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Проектирование туристской услуги может осуществляться туристским предприятием, ее предоставляющим, или другой организацией на договорной основе по инициативе заинтересованных предприятий и организаций, включая общественные организации потребителей.

Основой для проектирования услуги является краткое ее описание-набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком услуг и учитывающих возможности исполнителя услуги.

Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организацию ее предоставления и определяет ответственность каждого участника процесса проектировання услуги.

Проектирование туристской услуги осуществляется в следующее последовательности:

- установление нормируемых характеристик услуги;
- установление технологии процесса обслуживания туристов-
- разработка технологической документации;
- определение методов контроля качества:

- анализ проекта;
- предоставление проекта на утверждение.

По каждой характеристике услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта. Проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имушества, обслуживающего персонала и окружающей среды.

ГОСТ указывает требования к документации, детализирующей требования к процессу обслуживания туристов, которая должна содержать:

- описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
- характеристику процесса обслуживания туристов;
- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
- количество необходимого персонала и уровень его профессиональной подготовки;

•договорное обеспечение поставок услуг;
- гарантии;
- необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, гоеавтоннспекцней и др.).

Конкретные требования к процессу обслуживания туристов должны быть не ниже требований, утвержденных действующими нормативными документами. Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам (например, предоставление информации об услуге, оказание услуги, расчеты на услугу) и составление для каждого из них технологических карт. Содержание и последовательность этапов могут варьироваться в зависимости от вида услуг».

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы: технологические карты, инструкции, правила, регламенты.

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения ею соответствия запроектированным характеристикам.

Проектирование контроля качества включает:

- определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;
- определение методов корректировки характеристик услуги;
- определение методов оценки контролируемых характеристик. Анализ проекта является завершающим этапом проектирования

и имеет целью подтвердить, что:

- характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность жизни и здоровья туристов, а также охрану окружающей среды:

- требования к процессам обслуживания туристов соответствуют проектируемым характеристикам услуг;
- методы контроля качества обеспечивают объективную оценку проектируемой услуги.

Анализ проекта осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия.

Цель данного проекта - выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа проекта является уточненное содержание технической документации туристского предприятия.

Утверждение проекта является завершающим этапом проектной разработки. Документацию обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Изменения проекта допускаются только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждаются руководителем туристского предприятия.

Рассмотрим этапы проектирования услуги «туристское путешествие» на основе ГОСТа:

- проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие» в соответствии с программой обслуживания туристов;
- Проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.

Проектирование тура, осуществляемое туристским предприятием, предусматривает согласование возможностей туристского предприятия с запросами туристов.

Краткое описание услуги/пуристское путешествие» составляете на основе изучения потребностей и платежеспособного спроса насел? ния на виды и формы туристских путешествий и возможностей рекпе анионных ресурсов в конкретном районе.

Краткое описание услуги «туристское путешествие» конкретизируют в проекте программы туристов. Разработка программы обслуживания включает определение:

- маршрута путешествия;
- перечня туристских предприятий - исполнителей услуги;
- периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги;
- состава экскурсий и достопримечательных объектов;
- перечня туристских походов, прогулок;
- комплекса досуговых мероприятий;
- продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;
- количества туристов, участвующих в путешествии;
- видов транспорта для внутримаршрутных перевозок:

- потребности в инструкторах - методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки;
- необходимого количества транспортных средств;
- видов, форм рекламных, информационных и картонных листков к туристским путевкам и их подготовку.

Результатом проектирования услуги «туристское путешествие» является составление и утверждение технологических документов туристского предприятия:

- технологической карты туристского путешествия;
- графика загрузки туристского предприятия;
- информационною листка к туристской путевке, который предоставляется потребителю.

Рассмотрим подробнее данные документы. Ниже приводится образец технологической карты туристского путешествия.

наименование туристского предприятия, обслуживающего маршрут.

Технологическая карта

Туристского путешествия по маршруту__________на_____год-

I. Основные показатели маршрута

Вид маршрута_______________________________

Категория сложности______________________________

Протяженность маршрута (км)____________________

В том числе: пешком (на лыжах)______________________

На лодках (плотах) ________________________________

Продолжительность путешествия (сутки)_____,_________.

Число туристских групп_____________________________

Число туристов в группе_______________

Всего туристов по маршруту_________________.________

Всего чел.-дней обслуживания _______________________

Начало обслуживания на маршруте

первой группы_____________________________

Начало обслуживания на маршруте

последней группы_______________

Конец обслуживания последней группы.__________

Стоимость путевки_______

„ График заезда „

., Число туристов Число тургрупп

Месяц тургрупп

в месяц „ а месяц

по месяцам

Январь Февраль

Адрес туристского предприятия, с которого начинается путешествие 2. Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту

Населенные пункты, расстояния между ними, способы передвижения. Время прибытия в пункт и ныезла из него Наименование туристских предприятий и условия размещения Запланированные туристские услуги. Наименование экскурсий (с перечнем основных объектов показа), туристских прогулок н походов Внутри-маршрутные перевозки Экскурсионные расходы за 1 ч



Всего________________________,___________________

В том числе ___________ предприятие ___________

В том числе ___________ предприятие_____

и т.д.

Внутримаршрутные перевозки осуществляются предприятиям,,. Передачз групп производится в пункте:

Условные обозначения:

X - обслуживание в туристском предприятии.

Сп - сухой паек.

Пу - ночлег в полевых условиях (походные палатки).

Подписи руководителей предприятий, обслуживающих маршрут.

Подписи руководителей финансовых служб (главных бухгалтеров)

Как видно, представленная форма облегчает ведение учета и составление отчетности в крупных фирмах.

Приведенный ниже график загрузки помогает турфирме правильно планировать в дальнейшем свою работ)'.

График ззгрузки туристского предприятия на__________года.

Номер группы Номер маршрута туристского путешествия Даты обслуживания

В обязательном порядке составляется информационный листок к путевке туристского путешествия, который должен содержать следующую информацию:

- указание вида и типа туристского путешествия;
- основное содержание программы обслуживания в путешествии:

- протяженность и продолжительность всего маршрута и его походной части;
- категорийность походов.

Кроме того, в информационном листке обязательно должно содержаться описание трассы путешествия:

- пункты пребывания;
- продолжительность пребывания;
- условия размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере).

Проектирование услуги «туристский поход» предусматривает:

- проведение экспедиционного обследования района и маршрута

туристского похода;
- подготовку проектов размещения и оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
- расчет необходимою количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
- определение потребности в инструкторах - методистах по туризму, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
- подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода:

- определение мер по безопасности услуги «туристский поход».

Разработка трасс походов должна осуществляться по территориям с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации (ССТБ. стандарты в области охраны природы), а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида туризма.

Документальной основой проектирования услуги «туристский поход» является отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского похода, а также материалы социологического опроса пожеланий туристов по обслуживанию на данной трассе.

Результатом проектирования услуги «туристский поход» является паспорт трассы туристского похода, который должен быть согласован:

- с органами санитарно-эпидемиологической службы;
- Другими организациями, контролирующими перемещение транспортных средств (ГИБДД, водной инспекцией и т.д.);
- органами управления (собственниками) земельных угодий, Гд проходит трасса.

Проектирование услуги «экскурсия» предуемзтривает определения.
- тематической направленности;
- объектов осмотра;
- продолжительности экскурсий;
- объема информации;
- формы перемещения по маршруту экскурсий;
- социологическое изучение предложений экскурсантов по условиям обслуживания.

Результатом проектирования услуги «экскурсия» являются следу, ющне технологические документы:

- технологическая карта экскурсии;
- контрольный текст экскурсии;
- материалы «Портфеля экскурсовода»;
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

На основании рассматриваемого ГОСТа можно подготовить технологическую карт}' любой услуги. Она может быть составлена как на проектируемую, так и на уже существующую услугу и служит для контроля наличия документации на все и каждую в отдельности из предоставляемых услуг.

Ниже приведен пример составления технологической карты гипотетического туроператора ООО «Морсо», занимающегося организацией поездок в Гренландию. При этом принимающей стороной является датская туристская компания «Грентюл».

Услуга Название организации, предоставляющей услуги

Визовая поддержка (для визовых стран) Посольство Дании

Перевозка различными вилами транспорта Авиаперелег согласно договору с авиакомпанией ДАЛ

Трансфер Договор с фирмой «Грет юл»

Проживание Договор с отелем «Нр»

Питание Договор с отелем «Нр»

Экскурсионное обслуживание Договор с фирмой «Грентюл»

Дополнительные услуги оплаченные фирме Договор с фирмой «Грентюл»

Страхование Страховая компания «Русский лен»

Следует отметить, что организация визовой поддержки возможна только в случае аккредитации в посольстве соответствующей страну, как направляющей, так и принимающей стороны.

Из технологической карты следует, что у туроператора имеются прямые договора как с авиаперевозчиком, так и с отелем принимающей стороны.

Технологическая карта гипотетического турагента ООО «Миларо» 000 «Мария» может вышядеть следующим образом:

Услуга Название организации, предоставляющей услуги

Визовая поддержка (для визовых стран) 000 «Миларо»

Перевозка различными видами транспорта 000 «Миларо» или 000 «Мария»

Трансфер 000 «Миларо»

Проживание 000 «Миларо»

Питание 000 «Миларо»

Экскурсионное обслуживание 000 «Миларо»

Дополнительные услуги, оплаченные фирме 000 «Миларо»

Страхование ООО «Миларо» или страховая компания «Русский лен»

Таким образом, видно, что для прохождения сертификации ООО «Мария» необходимо, чтобы 000 «Миларо» имело сертификат и лицензию па туроператорскую деятельность.

 

google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);

 

 

 

         

 

   

10. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсиониое обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных