Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предупреждение организованной преступности




Сверхзадача общества в предупреждении организованной преступ­ности заключается в разработке таких мер разрушающего воздействия на этот криминальный феномен, в реализации которых удалось бы удержаться от скатывания за опасную грань произвола и беззакония. Даже чрезвычайные меры, без которых кульминация противостояния организованной преступности не обошлась еще ни в одной стране, должны быть контролируемыми представительными органами влас­ти, поскольку лишь представительная ветвь власти может быть гаран­том от перерастания чрезвычайных мер в тоталитаризм. Задача кри­минологической науки — поиск максимально эффективных мер раз­рушения организованной преступности в рамках законности.

Поиск преимуществ государства в предупреждении организован­ной преступности — непростая проблема. Основываясь на анализе современной российской реальности, проще всего было бы констати­ровать их отсутствие. Но изучение мирового опыта позволяет вскрыть ряд потенциальных преимуществ государства:

1) организованная преступность не первична. Она паразитирует на здоровой части общества, которая всегда больше, потенциально сильнее. Такое соотношение, как это ни парадоксально, является оптимальным для мафии. Она не заинтересована в бесконечном рос­те своих рядов. Только при определенной пропорции между обще­ством и преступностью последняя может получать сверхприбыли. Увеличение удельного веса криминальных структур преступный мир не допускает сам, так как это ведет к конкуренции и уменьшению прибыли. С конкурентами быстро расправляются. Поэтому общество принципиально всегда сильнее преступного сообщества. Лишь недо­статок организации общества позволяет криминальным структурам господствовать над ним;

2) общественное мнение и поддержка населения изначально всег­да на стороне тех, кто призван контролировать преступность. И лишь в больном обществе, парализованном страхом, криминальные лиде­ры могут рассчитывать на поддержку населения. Однако эта поддержка ненадежна, и при первых же успехах государства в данной области общественное мнение оказывается на стороне госструктур — и в этом неисчерпаемые возможности опираться на содействие масс;

3) государство имеет приоритет в отборе, воспитании и подготов­ке кадров для правоохранительных органов. Если отобрать лиц, чьи помыслы чисты и благородны, мотивы которых в антикриминальной сфере не связаны с корыстью, то их правоохранительная деятель­ность будет беззаветной и самоотверженной;

4) материальные ресурсы государства несоизмеримо богаче ре­сурсов криминального сообщества. Но у преступников они сконцен­трированы на обеспечении борьбы с госструктурами, а государство рассредоточило их в различных сферах. Пока усилия государства не будут сконцентрированы на проблеме разрушающего воздействия на организованную преступность, успеха не будет;

5) мировой опыт показывает, что при своевременном принятии жестких мер государство нередко выходило победителем в противо­борстве с криминальным монстром.

Сущностью государственной стратегии предупреждения органи­зованной преступности должно быть устранение преимуществ кри­минальных групп и развитие преимуществ государства. При отсут­ствии четкой стратегии и конкретной программы, рассчитанной на длительный период противостояния с преступностью, шансов не только на победу, но и на установление определенных паритетов нет. При проведении кратковременных «ярких» кампаний по ликвидации орга­низованной преступности вероятность положительных результатов близка к нулю. Напротив, при правильной организации стратегичес­кого противостояния успех возможен. Это убедительно продемонст­рировал как отечественный, так и зарубежный опыт.

Организация стратегического противостояния должна включать следующие элементы:

1) определение целей (перспективных и поэтапных);

2) создание вневедомственных государственных органов по борь­бе с преступным сообществом, имеющих организационную структуру адекватную поставленным перед этими органами задачам и не усту­пающих преступным кланам по степени защищенности (от корруп­ции, шантажа и физических расправ);

3) создание приоритета в их материальном обеспечении;

4) переход к государственной политике, максимально затрудняю­щей деятельность и развитие организованной преступности (форми­рование соответствующих контрольных структур, законодательной базы, идеологии, приоритетов производственно-хозяйственной дея­тельности и т.д.).

Система противодействия организованной преступности тре­бует концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Концепция должна включать общесоциальные и специальные крими­нологические меры воздействия на организо­ванную преступность. Применительно к политической преступности, включая ее организованные формы, следует разработать и принять самостоятельную концепцию.

Как известно, общесоциальные меры специально не направлены только на предупреждение преступлений, но учитывают ее в каче­стве одной из целей. Преступность, особенно организованная, пред­ставляет настолько серьезную опасность, что в социальной политике нельзя не учитывать криминогенных последствий. Резкий переход к рыночным отношениям сопровождался неизбежными криминоген­ными издержками. Однако они могли и еще могут быть значительно сокращены внесением существенных корректив в процесс реформ, не изменяющих сущности российского общества как демократиче­ского и рыночного. Повлиять на масштабы организованной преступ­ности можно усилением социальной ориентации реформ: подъем материального производства, повышение жизненного уровня нищего большинства, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, существенная поддержка малого предприниматель­ства, усиление внимания к культуре, к сохранению позитивных тра­диций, к воспитанию подрастающего поколения.

Концептуальный подход предполагает определение наиболее эффективных мер противодействия организованной преступности. Среди них подрыв экономической основы. Необходимо принять такие меры, чтобы заниматься преступной деятельностью стало экономи­чески невыгодно. Многие из них уже апробированы в мировой практике:

— меры по контролю за подозрительными финансовыми опе­рациями;

— конфискация противоправно приобретенного имущества в порядке гражданского судопроизводства;

— декларирование крупных приобретений;

— ответственность за легализацию (отмывание) незаконно на­житых материальных благ;

— реализация программы расширения возможностей молодежи иметь легальные источники существования;

— меры по легализации нелегального (теневого) сектора эко­номики;

— аннулирование в судебном порядке криминальных и иных незаконных актов приватизации;

— борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование системы определения налогооблагаемой базы и др.

В числе специальных мер предупреждения организованной пре­ступности следует назвать:

- разработку способов внедрения и внедрение в преступные орга­низации секретных сотрудников, осуществление негласных опера­ций и контролируемых поставок, в первую очередь наркотиков и оружия;

- борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, поскольку именно такой оборот является одним из главных источ­ников преступных доходов преступных организаций;

- совершенствование методики сбора оперативной информации о конкретных организованных группах, их действиях, связях, на­личии финансов, передвижениях внутри страны и за рубежом;

- обеспечение координации деятельности всех государственных служб, которые могут и должны участвовать в борьбе с организо­ванной преступностью: органов внутренних дел, прокуратуры, на­логовой полиции, таможенной службы, а также учреждений, осу­ществляющих валютный и экспортный контроль в стране;

- организация технической, правовой, психологической, эко­номической, финансовой подготовки сотрудников всех государ­ственных служб, участвующих в борьбе с организованной преступ­ностью, поскольку эта преступность очень часто связана с финан­совыми и валютными махинациями, преступлениями в сфере экономической деятельности;

- ограничение банковской тайны и других соответствующих правил, препятствующих эффективному контролю за передвиже­нием финансов сомнительного происхождения; финансовые учреж­дения должны своевременно информировать правоохранительные обо всех ситуациях, позволяющих предположить наличие незакон­ного приобретения денег или незаконных сделок.

В противодействии организованной преступности велика роль уголовно-правового предупреждения, включающего не только меры уголовно-правового характера, но и оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, специально организационные и уголовно-исполни­тельные меры. Уголовно-правовой элемент системы противодействия организованной преступности постоянно совершенствуется, но до сих пор недостаточно эффективен, несмотря на то что уже более 10 лет функционирует специальная мощная структура в МВД РФ, а также в ФСБ РФ. Наиболее слабым в этой подсистеме является уголовно-процессуальный компонент, т. е. трудности изобличения лидеров преступных формирований. Поэтому так много внимания уделяется данному компоненту в проекте закона о борьбе с организованной преступностью. Однако новый УПК не отражает особенности дока­зывания по делам об организованных преступлениях. Таким образом, до сих пор актуален вопрос о необходимости специального закона по борьбе с организованной преступностью.

Для российского права характерен высокий уровень кодифи­кации, поэтому меры уголовно-правового, процессуального, уголов­но-исполнительного характера отражаются в соответствующих ко­дексах, а также в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

Соответствующие меры противодействия организованной преступ­ности должны и могут быть включены в эти законы. И лишь профи­лактические, административно-правовые и организационные меры противодействия организованной преступности могут быть предметом самостоятельного правового регулирования. Но это не отменяет необходимости комплексного закона о борьбе с организованной пре­ступностью. Он необхо­дим, во-первых, как нормативная база для служб борьбы с организо­ванной преступностью, во-вторых, как профилактическое средство, в-третьих, как документ, отражающий политику государства в отно­шении организованной преступности. Однако такой закон, принятый Государственной Думой и Советом Федерации, дважды отклонен Президентом. Думе же не удается преодолеть его вето. Причины отклонения закона, по крайней мере названные, состоят в том, что многие меры, записанные в этом законе, могут затормозить развитие рыночных отношений. Поэтому они отвергаются как якобы проти­воречащие Конституции РФ.

Во всех федеральных программах по усилению борьбы с пре­ступностью имеется специальный раздел, посвященный борьбе с орга­низованной преступностью, который, как правило, содержит в основ­ном организационные меры. В нем чаще всего предусматриваются:

— разработка мер, препятствующих проникновению органи­зованной преступности в государственный аппарат;

— разработка механизма получения и реализации информации о денежных средствах организованной преступности, сосредоточенных в иностранных банках и принадлежащих участникам организованных преступных групп и сообществ, в том числе об их недвижимом и ином имуществе за рубежом, и обеспечение его ареста, конфискации и возвращения валютных средств либо эквивалента за недвижимость и другое ценное имущество в Россию;

— выработка системы мер пресечения «отмывания» незаконно полученных капиталов и имущества, нажитых преступным путем, а также ответственности за оказание содействия в этом;

— создание системы мер обеспечения в соответствии с законо­дательством оперативного лишения преступных групп и сообществ возможности распоряжаться имеющимися деньгами, ценным иму­ществом, специальными техническими средствами с последующей их конфискацией;

— разработка системы информационного обеспечения деятель­ности правоохранительных и других заинтересованных ведомств по выявлению преступных формирований и создание единого инфор­мационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов.

В заключение хотелось бы отметить, что во всех федеральных программах предусматриваются меры уголовно-правовой и криминологической (собственно) профилактики. Из собственно профилактических мероприятий можно назвать раз­работку и реализацию комплекса мер по демонстрации населению результатов борьбы с организованной преступностью, включая показ через средства массовой информации судебных процессов над участ­никами организованных групп и сообществ, периодическую публика­цию сообщений о результатах проведенных операций по изъятию денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, оружия, наркотиков.

 

Заключение

Поскольку организованная преступность не признает границ, важное значение приобретает должная, четкая координация ра­боты милицейских и полицейских служб разных стран, своевре­менный обмен ими информацией, совместное планирование ра­боты по борьбе с названным видом преступности, проведение кон­кретных мероприятий по выявлению и задержанию участников преступных сообществ. В деле координации деятельности право­охранительных структур разных стран особое место, конечно, при­надлежит Международной организации уголовной полиции -Интерполу.

Для России особое значение имеет сотрудничество с правоохра­нительными органами стран СНГ, тем более что границы между этими странами более чем прозрачны. Без соответствующего взаи­модействия каких-либо успехов добиться в этой области практи­чески невозможно. Об этом говорит, например, опыт работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и незаконным оборо­том оружия.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных