ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. История и современное состояние мировой и отечественной криминологии.План семинарского занятия 1. История возникновения и развития криминологии, ее источники и основные направления развития. 2. Социологические направления в мировой криминологии. теория факторов преступности. Теория стигматизации («клеймения»). Теория социальной дезорганизации. Теория «конфликта культур». Теория подражания. Теория дифференциальной связи. 3. Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи о генезисе преступности и ее исторической судьбе. Кризис социалистической криминологии и проблема научной и практической значимости ее наследия. 4. Биологическое и био-социологические направления в мировой криминологии. Теория прирожденного преступника. Наследственные криминологические теории. Психологические теории причин преступности. Конституционная теория. Теория З.Фрейда и неофрейдистские криминологические теории. 5. Возникновение, развития и современное состояние отечественной криминологии. Практические задания. 1. Назовите основные и наиболее характерные недостатки современных зарубежных криминологических теорий социологического направления: К этим недостаткам относятся:… 1) увлечение и ориентация преимущественно на статистико-математические методы анализа различных факторов, влияющих на преступность с учетом конкретных исторических условий, имеющихся социально-экономических и социально-политических противоречий буржуазного строя без учета личности преступника; 2) исследование причин преступности преимущественно на уровне индивидуального или микрогруппового поведения и их сведение в основном к генетике, аномальной физиологии и психике преступников; отсутствие каких-либо научных исследований других факторов, влияющих на преступность; 3) антинаучная биологизация причин преступности и классовая ориентация на то, чтобы снять ответственность буржуазного общества за рост преступности и ее качественное усугубление, переложив ее на особые аномальные физические и психические свойства личности преступников, расовые или наследственные признаки; 4) поиски причин преступности и конкретных физических, климатических, территориальных, психических, антропологических и социальных факторов, и абсолютизация при этом аномальных свойств личности, как врожденных, так и сформировавшихся под воздействием социальных условий; 5) отсутствие комплексного анализа причин преступности и их неразрывной связи с конкретными социально-экономическими противоречиями и общественно-политическим строем, попытки связать преступность с научно-техническим или социальным прогрессом, тенденция к отказу от категории причинности и подмена ее, например, статистической корреляцией или математическим анализом криминогенных факторов. 6) Выдвижение в качестве причин преступности отдельных криминогенных факторов социального и экономического характера, не играющих основную и решающую роль в детерминации преступлений, совершаемых в обществе, исследование процессов развития преступности и ее детерминант в отрыве от теории развития, от основных, прежде всего антогонистических противоречий в обществе, от социально-экономического уклада и социально-политического режима в стране, отсутствие системного подхода в исследовании как самой преступности, так и ее криминогенных факторов.
2. Назовите основные и наиболее характерные недостатки современных биологических и биосоциологических теорий причин преступности. К этим недостаткам относятся: … 1) Субъективизм и эклектицизм подхода к исследованию криминогенных факторов, рассмотрение их в отрыве друг от друга, игнорирование задачи комплексного анализа механизма преступности и преступного поведения, исследование причин преступности в основном на уровне индивидуального и микрогруппового поведения без социальных обобщений коренных и основных причин преступности. 2) Крайняя биологизация причин преступности и преимущественное сведение их к аномальной генетике, физиологии и психике преступников. 3) Поиски причин преступности в конкретных демографических, физических, климатических, территориальных, социальных, антропологических и биологических факторах, отрицательном воздействии на человека процессов индустриализации, урбанизации, автомобилизации, миграции и научно-технического прогресса. 4) Исследование причин преступности преимущественно на уровне индивидуального или микрогруппового поведения, тенденция к отказу от категории причинности, ее подмена иным понятием (например, наличием математико-статистической корреляции между аномальным, отклоняющимся от нормы поведением личности и воздействием на нее ряда негативных факторов экономического, идеологического, физического и психологическогохарактера). 5) Внеисторический подход к преступности как к «вечному» явлению и попытки связать ее рост и качественное ухудшение с научно-техническим и социальным прогрессом, отрицательно влияющим на личность преступников и усугубляющими их негативные социально-наследственные свойства и признаки.
3. Назовите основное отличие социологического направления в криминологии от криминологических теорий биологической ориентации. Это отличие состоит в том, что: … 1) Социологическое направление – материалистическое направление в криминологии, а биологическое (био-социологическое) – идеалистическое. 2) Основной тезис социологического направления в криминологии: в основе преступности лежит множество социологических причин (физических, климатических, демографических, территориальных, экономических и пр.), не связанных с личностью преступника, а комплексно воздействующих на нее; основной же тезис биологического направления обратный: в основе преступности лежит личность преступника, которая взаимодействует с внешней средой и сама выбирает тот или иной тип поведения. 3) Социологическое направление сосредотачивает основное внимание на изучении отрицательного влияния на человека микросреды и человеческого общения с другими людьми в условиях и в связи с конкретным общественно-политическим строем и общественно-экономической формацией, а биологическое (биосоциологическое) – на изучении самого человека, его физических, антропологических, психических и наследственных признаков. 4) Социологическое направление – идеалистическое направление в криминологии, а биологическое (био-социологическое) – идеалистическое. 5) Социологическое направление акцентирует внимание на условиях формирования и жизнедеятельности личности преступника, рассматривая действие разных факторов зачастую изолированно
4. В чем состоит сущность теории «множественность факторов» (теории «факторов»)? Её сущность состоит в том, что:… 1) Основной ее тезис: преступник – всегда психопатическая или умственно отсталая личность, а психические аномалии множественны и являются в большинстве случаев криминогенными детерминантами. 2) Причиной преступности провозглашается заключенная в хромосомах человека многофакторная программа предрасположения к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству. 3) Преступление рассматривается как процесс и результат «обучения» личности в микрогруппах (семье, школе, на улице и т.д.), где личность подвергается множеству воздействий различных криминогенных факторов (взглядов, идей, видов поведения, обычаев, традиций и т.п.). 4) Урбанизация и механизация, другие факторы научно-технического прогресса полагаются основным причинам преступного поведения личности. 5) Причинами преступности объявляются имеющие разную природу, но равнозначные факторы: физические, климатические, территориальные, социальные, экономические, антропологические, психические.
5. В чем состоит сущность теории «социальной дезорганизации» («социальной аномии»)? Её суть заключается в том, что:… 1) Преступление рассматривается как процесс и результат «обучения» личности в микрогруппах (в семье, школе, на работе и т.д.), где личность подвергается множеству отрицательных воздействий различных антиобщественных факторов (взглядов, идей, типов поведения, обычаев, традиций и т.п.). 2) Ее последователи делят население на тех, кто дает оценку, и тех, кому ее дают; критика круга деяний, признаваемых преступлений, и самой методики их выбора и определения, субъективизма законодателя и судебных органов. 3) Преступление рассматривается как результат социально отклоняющегося поведения личности вследствие социальной дезорганизации, конфликта или несогласованности между целями личности и законными средствами их достижения или удовлетворения. 4) Она резко и аргументировано критикует многие пороки буржуазной системы как источники преступности, сочетая эту критику со слабыми профилактическими мерами и рекомендациями, не затрагивающими основ и основных классово-политических и классово-экономических противоречий капиталистического общества. 5) Основной причиной преступления признается безнравственность, а основными мерами ее предупреждения – реформы, призванные усовершенствовать капиталистическую систему, среди которых на первом месте – правовая реформа.
6. В чем состоит сущность теории «дифференциальной ассоциации» («дифференциальной связи»)? Она состоит в том, что:… 1) Научно-техническая революция рассматривается как основная криминогенная детерминанта, неотвратимо разрушающая традиционные формы семейных связей, религии, культуры, подавляющая индивидуальность человека и вызывающая его стремление сохранить жизненные стандарты либо «выбиться в люди» путем совершения противоправных действий или преступлений. 2) Преступление рассматривается как результат социально отклоняющегося поведения личности в результате конфликта или несогласованности между целями личности и законными средствами и достижения или удовлетворения. 3) Антисоциальное поведение, в том числе преступление, обуславливается его физической конституцией, дифференциация людей на три соматических типа по соотношению мышечной, жировой и костной ткани помогает выявить отрицательные черты их характера и установить причинную связь с преступностью. 4) Причиной преступности является заключенная в хромосомах дифференциальная программа предрасположения личности к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству. 5) Преступление рассматривается как процесс и результат «обучения» человека в микрогруппах, где в контактах преобладают антиобщественные взгляды и типы поведения.
7. В чем состоит сущность теории «опасного состояния»? Сущность этой криминологической теории состоит в том, что:… 1) Основной ее тезис: преступник – всегда психопатическая или умственно отсталая личность, а психические аномалии множественны и являются в большинстве случаев криминогенными детерминантами. 2) Опасное состояние расценивается как крайне отрицательное влияние на конкретного человека определенной микросреды и его общения с определенными лицами в условиях, имеющих ярко выраженный криминогенный характер. 3) Причиной преступности провозглашается заключенная в хромосомах человека многофакторная программа предрасположения к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству. 4) Опасное состояние рассматривается как клиническое явление, выражающееся в количественно большей, чем у законопослушных граждан, склонности к совершению преступлений. 5) Основной причиной преступности признается опасное состояние или опасное сочетание ряда имеющих разную природу, но равнозначных факторов: физических, климатических, территориальных, социальных, экономических, антропологических, психических.
8. В чем состоит сущность теории «конституционного предрасположения» («конституционной теории»)? Её сущность состоит в том, что:… 1) Исследование причин преступности проводится преимущественно на уровне индивидуального или микрогруппового поведения, ее отличает тенденция к отказу от категории причинности и подмена этой категории другими понятиями (например, наличием математико-статистической корреляции). 2) Между строением и пропорциями тела, физическими особенностями и соматическим типом личности, с одной стороны, и ее антисоциальным поведением, с другой стороны, существует прямая связь. 3) Основной причиной преступности признается заключенная в хромосомах дифференциальная программа предрасположения личности к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству. 4) Основной причиной преступности являются серьезные недоработки правовой системы и конституционных основ государства. 5) Преступление рассматривается как результат социально отклоняющегося поведения личности в результате конфликта или несогласованности между потребителями и целями личности, и имеющимися законными средствами их удовлетворения или достижения.
9. В чем состоит сущность теории З. Фрейда и неофредийских теорий. Сущность этих теорий заключается в том, что:… 1) Основной ее тезис: преступник – всегда психопатическая или умственно отсталая личность, а психические аномалии множественны и являются в большинстве случаев криминогенными детерминантами. 2) Причиной преступности является заключенная в хромосомах специальная программа предрасположения личности к антисоциальному поведению, передающаяся по наследству. 3) Причины преступности находятся в конкретных физических, климатических, территориальных, психических, антропологических и социальных факторах, при этом абсолютизируются аномальные свойства личности, как прирожденные, так и сформулированные под воздействием окружающей среды. 4) Крайняя биологизация причин преступности и ориентации на то, чтобы снять ответственность буржуазного общества за рост и усугубление преступности, переложив ее на особые аномальные физические и психические свойства личности преступников, расовые или наследственные признаки. 5) Психологизация социального, биологизация психического и натурализация человеческого; поиски причин преступности в подсознательных антисоциальных инстинктах и «комплексах».
10. Предложите методы выявления латентной преступности применительно к: а) хищениям чужого имущества; б) преступлениям в сфере экономической деятельности; в) изнасилованиям. Литература 1. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений /Пер. с англ. – М., 1979. 2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях /Пер. с итал. – М., 1939. 3. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. – М., 1965. 4. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. – М., 1970. 5. Дубовик О. Преступность и биология: новый мозговой штурм // Уголовное право. – 2008. - №6. – С.84-88 6. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. – М., 1991. 7. Карбонье Ж. Юридическая социология /Пер. с франц. – М., 1986. 8. Кларк Р. Преступность в США /Пер. с англ. – М., 1975. 9. Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки. – М., 1977. 10. Криминология. Учебник /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.И.Миньковского. – М., 1998. 11. Криминология. Учебник /Под ред. А.И. Долговой. – М., 1999. 12. Криминология. Учебник /Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М., 1999. 13. Курс советской криминологии. Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник /Под ред. В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.В. Коробейникова. – М., 1985. – Т.1. 14. Мертон Р. Социальная структура //Социология преступности. – М., 1966. 15. Селлин Т. Социологический подход к изучению причин преступности //Социология преступности. – М., 1966. 16. Сердюк Л.В. Общие вопросы криминологии: Курс лекций. – Уфа, 1994. 17. Стручков Н.В. Общие вопросы криминологической теории. – М., 1992. 18. Там Х. Преступность и уровень жизни /Пер. со швед. – М., 1982. 19. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии /Пер. с япон. – М., 1989. 20. Фокс В. Введение в криминологию /Пер. с англ. – М., 1980. 21. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы /Пер. с польск. – М., 1980. 22. Щур Э. Наше преступное общество /Пер. с англ. – М., 1977. 23. Шнайдер Г.Й. Криминология /Пер. с нем. – М., 1994.
Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно раздел: «Литература ко всем темам курса».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|