Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Или концепций реальности




 

Хагерстром относится к реальности как к тому, что существует прежде субъекта в каждом когнитивном акте. Мысль Хагерстрома была ос­нована на различии между «uppfattning» (нем. Auffasung – понимание, восприятие) и «föres-tällning» (нем. Vorstellung – представле­ние): upp-fattning суть понимание, деятельность субъ­екта; föreställning (чей английский эквива­лент, ‘representation’ не передает идею в той же мере полноты как немецкое Vorstellung) есть то, что стоит перед субъектом (то, что Мейнонг на­зы­вает объектом) и есть, таким образом, нечто от­личное от субъекта. Согласно Хагерстрому принцип противоречия суть принцип реальности. Объект, который нельзя представить себе как внутренне согласованный, не может существо­вать как объект: представление (föreställning, Vorstellung), отмеченное внутренним противоре­чием, будет четко обнаруживать субъективность своего содержания***.

Мы можем различать в онтологии Хагерст­рома три основных смысла термина «реальный» и тем самым три вида объективности. Я пред­ложу при­мер для каждого: лилипуты реальны; эта страница реальна; ваше восприятие этих страниц реально.

(i) В первом смысле «реальный» означает «определенный». Любой вид реальности должен быть реальным, по крайней мере, в этом смысле слова «реальный».

(ii) Во втором смысле «реальный» означает то, что нечто принадлежит к определенному контексту – который реален в первом смысле слова «реальный». В этом случае мы имеем не­что реальное в двух смыслах: в первом смысле, поскольку представляет собой нечто определен­ное; и во втором смысле, поскольку принадле­жит без противоречий к определенному кон­тек­сту. Этот контекст, соответственно, реален в первом значении, поскольку он определенный.

Лилипуты реальны в обоих упомянутых смы­слах: в первом смысле, поскольку они опреде­лены, и во втором, т.к. они непротиворечиво принадлежат определенному контексту, обусло­вленному «Путешествиями Гулливера». В свою очередь, контекст, обусловленный «Путешестви­ями Гулливера» реален, поскольку он определен (реален в первом смысле).

Определяющий контекст, к которому принад­лежит нечто и по отношению к которому нечто реально во втором специфическом смысле, мо­жет быть, либо не может быть всего лишь соде­ржанием сознания. Так:

(а) Контекст, к которому принадлежат Лили­путы (обусловленный «Путешествиями Гулли­вера»), является просто содержанием сознания (репрезентацией).

(b) Напротив, контекст, к которому принад­лежит эта страница, является частью внешнего мира, например, книги, в которую он помещен и, таким образом, не является всего лишь содер­жа­нием сознания.

(с) Наконец, контекст читательского восприя­тия этой страницы принадлежит к совокупности переживаемым им восприятий и ощущений.

Контексты (b) и (с), а именно, как часть вне­шнего мира и как совокупность восприятий, ре­альны в первом смысле – они определенные либо объективные сами по себе – независимо от их бытия в качестве содержания сознания, то есть, независимо от любой их репрезентации. С другой стороны, (b) и (с) могут также стать со­дер­жанием нашего сознания в силу их представ­ления себе. Если это происходит, они реальны (в первом смысле слова «реальный»: определен­ные) двумя способами: независимо от бытия в качестве содер­жания сознания, и как содержание сознания.

Напротив, контекст, которому принадлежат лилипуты (обусловленный «Путешествиями Гул­ливера») реален в первом смысле – он опре­делен – только как содержание сознания: только поскольку кто-то представляет этот контекст себе.

(iii) В третьем смысле «реальное» обозначает нечто, что принадлежит к пространственно-вре­менному контексту. «Реальное» здесь лишь то, что непосредственно принадлежит к пространст­венно-временному контексту.

То, что принадлежит к этому контексту ре­ально во всех трех смыслах. Реально, поскольку оно (i) определенное, (ii) принадлежит к опреде­ленному контексту, и (iii) этот контекст, к кото­рому оно принадлежит непосредственно, суть пространственно-временной контекст.

В третьем смысле лилипуты не реальны. Они непосредственно не принадлежат к пространст­венно-временному контексту, ни один лилипут не является независимым элементом этого кон­текста. Они принадлежат к пространству и вре­мени лишь опосредованно, поскольку они часть содержания сознания (как репрезентация) в соз­нании кого-то, кто непосредственно принадле­жит к пространственно-временному контексту (как его независимый элемент).

Эта страница реальна в третьем смысле, т.к. она суть независимый элемент, непосредственно принад­лежащий к пространтвенно-временному контексту.

Восприятие этой страницы читателем не ре­ально в третьем смысле, поскольку восприятие принадлежит пространственно-временному кон­тексту лишь опосредованно. Восприятие суть внутренний опыт: это ощущение чего-то живым организмом, оно принадлежит к пространству и времени как модификация или детерминация данного организма, который принадлежит к про­странственно-временному контексту непосред­ственно как независимый элемент*.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных