Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы государственного регулирования




Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности.

Cистема экономических методов регулирования предполагает использование: бюджетно-налоговая политики; денежно-кредитная политики; ценового регулирования; амортизационной политики; прямых методов регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Функции государственного регулирования экономики:

• эмиссия денег, денежно-кредитное и нал-бюдж регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника

• формирование устойчивой макроэкономической ситуации

• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования;

• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др.

· Обеспечение нац безопасности

· Создание законодат базы функциолн-я рын отнош-й и обеспеч ее соблюдения

· Разраб-ка и реализ-я стратегии соц-экон развития

Цели:

· Регламентация хозяйственной жизни, формирующая свод правил и кодексов поведения хозяйств субъектов, определяющая их права и обязанности, возможности и меру взаимной ответственности

· Формирование системы гос и негос организац-экономич структур, обеспечив строгий конроль за соблюдением общепринятых норм ре6гламентации хоз поведения субъектов

· Выработка соц-экономич политики, определ и результативное применение организационных и экономитч мех-ов ее реализ-и(регулиров со-эк процессов)

 

7. Формы государственного регулирования: прогнозирование, планирование, программирование

Государственное регулирование —это целенап­равленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствую­щего этапа развития экономики.

Для достижения стратегических и тактических целей используются формы, методы и инструменты регулирования экономики. От их выбора зависит эффективность. Формами государственного регулирования являются:

прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз – исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития;

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как

· деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную (Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет), среднесрочную (разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период) и краткосрочную (годовые прогнозы социально-экономического развития) перспективы

· и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

планирование – процесс разработки и доведения до исполнителей показателей (управленческих решений), контроль за их выполнением, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам плана;

Государственное планирование должно рассматри­ваться не только как норма, метод, инструмент принятия уп­равленческих решений, как интегрирующая деятельность, объ­единяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины, но и как наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институ­циональные структуры, обеспечивающие необходимое воздей­ствие на объекты государственного регулирования экономики

программирование экономического развития – разработка и реализация программ развития всей экономики или ее сфер (регионов, комплексов). Программы экономического развития – основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

Государственное программирование – система государственного регулирования экономики, осуществляемая на основе комплексных макроэкономических программ, отражающих предпочтительный вариант развития. Виды целевых программ: долгосрочные, среднесрочные.

 

 

8. Cущность и содержание процесса прогнозирования. Основные понятия прогнозирования.

Прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о качественном состоянии экономики и возможном ее изменении в будущем, альтернативных путях и сроков достижения этого состояния.

Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния явления в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Процесс прогнозирования предполагает получение необходимой информации, ее обработку, оценку и анализ, определение перспектив и вероятность реализации прогноза. Для этого учитываются следующие составляющие:

1) ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, информационные), которые имеются в регионе в соответствующий период;

2) экономическая ситуация (выявляются проблемы, с которыми можно столкнуться в будущем);

3) экономическая политика (фундамент для решения проблем в будущем);

4) регулирование (средство решения задач развития общества).

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

1. на долгосрочную перспективу- определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (в этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны) и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

2. среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет(разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период);

3. краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь.


9. Система прогнозирования и планирования национальной экономики

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

§ на долгосрочную перспективу- определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

§ среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет(разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период);

§ краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Взаимосвязь между прогнозом и планом состоит в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования.

Планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем и одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей. Ведущий элемент в системе управления, важный инструмент реализации социально-экономической политики государства.

По методам реализации планы подразделяются:

I. Директивные, имеющие силу юридического закона, т.е. имеющие адресный характер, предназначенные для обязательного исполнения, установление плановых заданий, централизованное распределение ресурсов для их выполнения. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.

II. Индикативные представляют собой процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработку преимущественно косвенных, экономических мер государственного воздействия для достижения установленных индикаторов. Особенностью является его рекомендательный характер.

III. Стратегические отражают основные направления развития объекта. Включают выдвижение средне- и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения. Суть – выбор главных приоритетов развития экономики, ведущая роль в реализации которой принадлежит государству.

IV. Тактическое (оперативное) планирование – отдельные операции, направленные на достижение стратегических целей и определение ресурсов для их выполнения. Осущ в кратко- и среднесрочном периоде времени.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных