Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа художественного таланта




Есть аксиома художественного творчества, с которой практически согласны все - реалисты и модернисты, материалисты и идеалисты: искусство создается талантливыми людьми. Разногласия, причем острейшие, возникают тогда, когда делаются попытки ответить на вопрос, что же такое художественный талант, какова его сущность. Об этом спорили еще философы Древней Греции. Именно тогда сложились две основные концепции этой проблемы. Первая из них была с особой глубиной и тщательностью обоснована Аристотелем. Он считал, что талант - это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого-то дела. Один гражданин больше пригоден к ратному труду, другой - к науке, третий - к ремеслу, четвертый обладает способностями к занятиям живописью. Без таланта нельзя творчески работать, но сам талант еще не обеспечивает полного успеха, природные способности нужно развивать, оттачивать. Самое лучшее, когда в человеке сочетаются, как в некоем гармоничном целом, все или многие способности, но чаще люди проявляют себя с наиболее выгодной стороны в какой-то одной или сравнительно немногих сферах. Художественная деятельность чрезвычайно важна для общества и ее следует всячески поощрять.
Аристотелевскую концепцию таланта можно назвать здравомыслящей. Философ исходит из простых, но в сущности своей верных представлений о значении таланта в общественной жизни. Правда, Аристотель оставляет несколько в стороне вопрос о так называемых странностях таланта, о психологических сложностях творческого процесса. В частности, он почти совсем обошел вопрос о вдохновении. Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью, он вводит термин «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества. Особый интерес представляют дифференцирование и ранжирование Аристотелем видов человеческой деятельности, требующих гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной.

Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих различий. Но человеческая психика из всех явлений действительности – наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних - счастливый избранник богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Минуя понятие «божественный дар» объяснить достижения выдающихся художников, поэтов (а в последствии ученых и общественных деятелей) в ту пору возможным не представлялось. Так, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону: поэт творит «не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости». Примечательно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных