ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Преобразования форм собственности в РБПереход к рыночной эк-ке в обязат.порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных эк-ки ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании гос. собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осущ-ть разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с этими основополагающими документами в наглей стране существуют две формы собственности — государственная и частная. Гос. собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. Главными задачами разгосударствления и приватизация являются: • формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности исп-я созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы; Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов. В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации: • преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО); • выкуп арендованного имущества арендной организацией; • продажа на аукционе и по конкурсу.В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации. 44 Структурная трансформация экономики РБ. РБ после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая пром-сть, животноводство, льноводство и картофелеводство. В эк-ке Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие эк-го кризиса. Основными из них являются:• несоответствие структуры пр-ва внутреннему и внешнему спросу; • высокие энерго- и материалоемкость пр-ва, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; • высокий уровень физического и морального износа активной части основных произв-х фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; • недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе эк-ких координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на стр-ру эк-ки и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую стр-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи: • структурная модернизация экономики; • полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики. При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов: • многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам; • концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики; • постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов эк-кой деят-ти; • перехода на инновационный путь развития эк-ки; • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ; • гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|