Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семь смертных грехов, или Психология порока для верующих и неверующих 24 страница




 

Медицинский подход

Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного.
Максим Горький

Уровень развития современной науки и техники позволяет определять истинные причины депрессии и подобрать соответствующее лечение. За последние годы ученые обнаружили целый ряд веществ которые вырабатываются в организме и непосредственно влияют на настроение человека. Установлено, что снижение уровня концентрации этих веществ, нарушения в их синтезе и обмене приводят к депрессии (унынию). Например, исследователям удалось выделить и изучить биологически активное вещество серотонин, который управляет настроением человека. Расстройство психических функций в организме человека, заболевшего депрессией, сопровождается снижением уровня серотонина, что приводит к унынию. Соответственно, ученые уже изобрели ряд лекарств, нормализующих нейрохимические процессы выработки и обмена серотонина, и тем самым способствующие поднятию настроения и избавлению от хронического уныния.

Человеку, который страдает от глубокого уныния (депрессии) и не может сам справиться с этим недугом, нужно знать две вещи. Первая – депрессия не пожизненный приговор, она излечима, второе – бороться с депрессией лучше всего не в одиночку, а вместе с опытным специалистом (психиатром или медицинским психологом).
Нередко врачи-психотерапевты помогают своим пациентам успешно справиться с депрессией и без приема медикаментов. В то же время, при некоторых формах депрессии, лекарства необходимы – для более быстрого избавления от тяжелых эмоциональных переживаний и восстановления правильного баланса обмена веществ головного мозга.
При депрессиях применяют следующие группы препаратов:
Антидепрессанты. Они устраняют биологическую основу депрессии и напрямую действуют на биохимические корни заболевания. В последние годы появились антидепрессанты избирательного действия; они снимают депрессию и в то же время не вызывают заторможенности. Употребляя их, можно полноценно трудиться и жить полноценной жизнью.
Витамины, биостимуляторы и ноотропы. Эти препараты позволяют улучшить метаболизм и энергетическое снабжение клеток головного мозга, а потому повышают работоспособность и стрессоустойчивость, улучшают физическое самочувствие, внимание и память. Можно сказать, что они помогают мозгу работать в условиях нарушения его нормального обмена веществ.
Транквилизаторы. Хотя они и не излечивают депрессию, но позволяют оперативно снять ее симптомы – тоску, тревогу, страх и их телесные проявления. Назначаются доктором, их самостоятельный прием нежелателен.
Нейролептики. Это сильные успокаивающие и антипсихотические препараты. Нейтрализуют страхи и возбуждение, избавляют больного от терзающего потока мыслей. Назначаются редко, при тяжелых депрессиях. Ни в коем случае не применяйте их сами – без консультации и рецепта врача!
Медикаментозное лечение при депрессии слабой и средней степени обычно состоит из антидепрессанта, витаминов и ноотропов, а в более тяжелых случаях присоединяют транквилизаторы и нейролептики.

Чем лучше врач, тем больше он знает бесполезных лекарств.
Бенджамин Франклин


Психологические подходы

Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным.
Сенека Младший

Психологические подходы к лечению уныния состоят в проработке данной проблемы по нескольким направлениям:
1. Выявление психологических причин подавленного состояния человека. Для этого нужно понять, чем вызвано уныние: это отражение особенностей личности человека, или ему предшествовало какое-то событие. Если первое – то можно попробовать глубокую проработку личностных принципов и ценностей, если второе – показать человеку преходящий характер такого события и обучить его в будущем реагировать более спокойно.
2. Концентрирование сознания человека на позитивных сторонах его жизни. Оптимистами не рождаются – ими становятся. Навыки оптимизма и позитивного мышления, а также умение находить во всем если не хорошее, то, по крайней мере, полезное помогают людям бороться с унынием.
3. Если уныние – следствие неумения адекватно вписаться в этот мир, то можно избавиться от него, обучившись более эффективным действиям. Например, один мой клиент, работавший менеджером по продажам, долго страдал от уныния из-за того, что уровень его продаж был самым низким в магазине, отчего он чувствовал себя полным ничтожеством. Однако после прохождения тренинга активных продаж его доходы возросли в три раза и он стал пользоваться авторитетом у руководства магазина и коллег, а в результате – почти полностью избавился от уныния. Для робких, неуверенных в себе людей хорошим средством от уныния служит посещение семинаров по формированию уверенности в себе, для малообщительных личностей – обучение на тренингах по развитию коммуникативных навыков и т. д.
4. Психолог может научить своего клиента меньше обращать внимание на «мелочи» жизни или вместе с ним подобрать большую и достойную жизненную цель, что отвлечет его от проблем и сделает жизнь более интересной. Замечено, что когда человек имеет мечту и стремится воплотить ее в жизнь, он более устойчив к всевозможным стрессам и меньше страдает от тоски. Когда человеку светит и греет мечта, ему просто некогда впадать в уныние!
5. Иногда для преодоления уныния бывает достаточно просто коренным способом изменить образ жизни:
– сменить сидячую работу на более подвижную или на более доходную;
– избавиться от вредных привычек (например, бросить пить или валяться на диване);
– заняться спортом;
– больше бывать на природе;
– расширить или изменить круг общения и т. д.

 

Часть четвертая
Чем привлекательны грехи?

 

Глава 1. Гордыня – путь соблазна

 

Положительные стороны греха

У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них – смирение.
Франсуа де Ларошфуко

Выше мы разбирали, чем плоха гордость и чем так привлекательно смирение, но это был взгляд на предмет обсуждения лишь с одной стороны. Но, как и в любом деле, по этому поводу могут быть иные точки зрения. Никто не может запретить нам задать себе кощунственный вопрос: «Каковы положительные стороны у гордыни и в чем состоит опасность смирения?» Смирение, как и любая положительная черта личности, может легко превращаться в отрицательное качество, причем этот переход может осуществиться незаметно для человека. В итоге мы можем получить качество, которым уже трудно гордиться:
Возьмем, к примеру, такой исторический эпизод. Как-то Ференц Лист играл при дворе Николая I. Царь начал громко разговаривать, и Лист прервал игру.
– Почему вы перестали играть? – спросил Николай.
– Когда говорит царь, остальные должны молчать, – ответил Лист.
Что стояло за фразой музыканта? Смирение? Подобострастие? Лесть? Ирония? Нам остается только догадываться…
Можно насчитать как минимум три минуса смирения:
1. Смиренный человек не уверен в своих силах, а значит, и делает меньше, чем мог бы. Человек, исполненный смирения, автоматически лишается уверенности в себе и своих возможностях. Он признает ограниченность собственных возможностей и свое ничтожество перед высшими силами. Он заведомо ставит себе заниженные цели, а значит, и достигает меньше, чем смог бы. Другими словами, смирение ограничивает потенциальные возможности человека, лишает его способности совершать великие дела. Можно с полной уверенностью сказать, что если бы Колумб, Магеллан, Пушкин, Наполеон, Сальвадор Дали или Джордж Сорос еще в молодости пропитались бы добродетелью смирения, то сегодня о них никто бы не знал. Именно амбиции – топливо любых великих свершений, а смирение – тормоза для них. Недаром Дали писал в своих мемуарах: «В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь – Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли».

Если вы сами цените себя не высоко, мир не предложит вам ни на грош больше.
Соня Хени

2. Культивируя смирение, мы потворствуем жестоким и наглым людям. Когда человек подставляет вторую щеку агрессору, он поощряет того к дальнейшим жестокостям. Вспомните начало Второй мировой войны. Западные страны старались умиротворить немецких фашистов и отдавали им одну область за другой, но это только придавало Гитлеру уверенности в своих силах. Он получил Австрию, Чехословакию, Польшу, а в конце концов захватил Францию, которая надеялась смиренно откупиться от агрессора. Смирение – стратегия ограниченного применения. Оно хорошо, если вы имеете дело с человеком, обладающим стыдом и совестью, но противопоказано при общении с наглецом.

Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно, должна быть характерна для человека чести.
Дэвид Юм

3. Негативные эмоции вредны для здоровья. Смирение есть форма самоограничения и самообвинения, а значит, относится к отрицательным эмоциям. Смиренный человек искусственно вызывает у себя чувство вины за свою гордыню, осуждает себя за чрезмерные амбиции, укоряет за то, что слишком возносится в собственных мыслях и мечтах. Ограничивая при помощи волевых усилий свои притязания, он переживает отрицательные эмоции, вредно влияющие на здоровье. Можно допустить, что те святые подвижники, которые достигли окончательной победы в борьбе с гордыней, в дальнейшем преисполняются радостью и не испытывают мук, сопровождающих этот внутренний конфликт, но такого финала достигают считаные единицы. Основная же масса людей испытывают страдания в бесплодных попытках достичь смирения, чем приносят вред своему психическому и телесному здоровью. Здесь можно привести такую аналогию: человек, который с удовольствием выпивает каждый день рюмку водки, болеет меньше того, кто каждый день борется с искушением выпить, так как подобная борьба ослабляет защитные силы организма, нанося ему больший вред, чем алкоголь.
В связи с этим можно спросить: «Почему смирение – главная добродетель христианства?» Почему так желает церковь привить эту добродетель всем своим чадам, искоренив порок гордыни? Попробуем разобраться в этом и понять мотивы служителей церкви.
1. Последовательное культивирование смирения позволяет уничтожать человеческие потребности – как биологические, так и социальные. Человеку, проникнутому смирением, не хочется красиво одеваться, заниматься сексом, зарабатывать деньги, делать карьеру. Он заменяет это все полной покорностью перед Богом, а в ответ ждет от Бога райского блаженства. Человек не может существовать без потребностей. А раз естественные потребности подавлены или уничтожены, их место занимает новая, специально выращенная потребность в одобрении высшим существом – Богом.
2. Чем больше принижает себя человек, тем выше Бог, тем меньше остается достоинств у человека, тем больше их оказывается у Бога. Муравью легко почувствовать благоговение и трепет перед другими животными, превосходящими его размером, а каково быть слону, который смотрит свысока даже на самых свирепых хищников? Тем не менее, если бы слон обладал человеческим разумом и фантазией, он мог бы проникнуться смирением и ощутить себя мелкой букашкой, ничтожным существом, и при этом физически он стал бы слабее, а психологически мог бы наслаждаться своей слабостью так, как мазохист наслаждается своими страданиями.
3. Культивируя смирение перед Богом, служители церкви заодно добиваются и покорности паствы перед ними самими. Церкви не нужны индивидуалисты, анархисты и революционеры. Им не навяжешь своих взглядов, не заставишь слепо повиноваться. А человек, проникнутый смирением, послушен и управляем.

Тщеславие – свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным.
Николя Шамфор

Грех гордыни так же не столь однозначен, как порок смирения. Уверенность в себе дает возможность строить более высокие планы и достигать поставленные цели. Гордость собой, своими делами стимулирует свободолюбие человека, не давая ему попасть под власть других людей или предрассудков. Эдуард Севрус писал, что самоуверенность таланта – простительна и плодотворна, и лишь самоуверенность посредственности – смешна и бесплодна.
Вера движет горами, – написано в Библии, и в этом метафорическом выражении есть огромный смысл. Вера, по своей сути, есть сценарий будущего, который потом должен воплотиться в реальность. Например, если полководец искренне и глубоко верит в свою победу, он и действует, как победитель, и в результате – побеждает. Если военачальник не верит в свои силы и сомневается в успехе, то будет больше думать об отходе и бегстве, чем о наступлении, а в результате – действительно побежит с поля боя. Биография Александра Македонского и описание его побед подтверждает тезис о пользе гордыни. Плутарх пишет, что этому полководцу была присуща какая-то необычная самоуверенность в своих силах и вера в его великое предназначение. Она могла бы показаться глупой, необоснованной, если бы не помогала этому полководцу одерживать одну победу за другой. Примером такой всесокрушающей веры в будущую победу является поведение Александра перед решающим сражением с персами.
Плутарх пишет: «Александр же, пока македоняне спали, вместе с предсказателем Аристандром совершал перед своей палаткой какие-то тайные священные обряды и приносил жертвы богу Фобосу. Вся равнина между Нифатом и Гордиейскими горами была освещена огнями варварского войска, из лагеря персов доносился неясный гул, подобный шуму безбрежного моря. Старейшие из приближенных Александра, и в особенности Парменион, были поражены многочисленностью врага и говорили друг другу, что одолеть такое войско в открытом бою было бы слишком трудным делом. Подойдя к царю, только что закончившему жертвоприношения, они посоветовали Александру напасть на врагов ночью, чтобы темнотою было скрыто то, что в предстоящей битве может внушить наибольший страх македонянам. Знаменитый ответ Александра: «Я не краду победу» – показался некоторым чересчур легкомысленным и неуместным перед лицом такой опасности. Другие считали, что Александр твердо уповал на свои силы и правильно предвидел будущее. Он не хотел, чтобы Дарий, обвинявший в прежней неудаче горы теснины и море, усмотрел причину своего нынешнего поражения в ночном времени и темноте и отважился бы еще на одну битву. Александр понимал, что Дарий, располагающий столь великими силами и столь обширной страной, из-за недостатка людей или вооружения войны не прекратит, но сделает это только тогда, когда, побежденный в открытом сражении, потеряет мужество и утратит надежду.
Приближенные покинули царя, и Александр прилег отдохнуть в своей палатке; говорят, он так крепко проспал остаток ночи, что, против обыкновения, не проснулся на рассвете. Удивленные этим полководцы сами отдали первый приказ воинам – приступать к завтраку. Время не позволяло медлить долее, и Парменион, войдя в палатку и встав рядом с ложем Александра, два или три раза окликнул его. Когда Александр проснулся, Парменион спросил, почему он спит сном победителя, хотя впереди у него величайшее сражение. Александр, улыбнувшись, сказал: «А что? Разве ты не считаешь, что мы уже одержали победу, хотя бы потому, что не должны более бродить по этой огромной и пустынной стране, преследуя уклоняющегося от битвы Дария?»

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять; ее нужно лишь направлять на достойные цели.
Клод Гельвеций

Выше мы писали, что тщеславие часто является уделом недалеких людей, тщетно жаждущих славы, но этой чертой наделены не только неудачники. Люди, добившиеся успеха, тоже не без греха. Просто они прилагают значительные усилия, чтобы потакать своей «слабости» и действительно добиваться успеха, а не просто мечтать о нем. В связи с этим вспоминается одно интервью шотландского режиссера Гая Ричи, бывшего мужа звезды шоу-бизнеса Мадонны, данное им в первый период их совместной жизни. Когда журналист спросил его, правда ли, что Мадонна просыпается в пять утра, чтобы два часа без помех заниматься йогой, Гай ответил, что не совсем: «Она встает в пять, лезет в Интернет, чтобы прочитать, что говорят о ней в мире, и лишь потом занимается своей йогой».
Вот что делает с людьми тщеславие. Эта женщина добилась в жизни всемирного признания, заработала почти 500 миллионов долларов, но все равно не равнодушна к мнению окружающих. Хотя ей уже пятьдесят, она страстно желает выглядеть на двадцать лет моложе. Каждое утро два-три часа Мадонна занимается йогой. На завтрак она ест жидкий овощной супчик и выпивает стакан натурального сока. Ее дневная тренировка включает освоение приемов карате, работу со штангой, пробежки, велосипед и час езды на лошади для укрепления бедер.
Гай Ричи умолял жену хотя бы немного пополнеть и приносил домой вкусные шоколадки и другие лакомства. Их повар выпекал аппетитные яблочные пироги. Мадонна смотрела на них, пускала слюну, но не позволяла себе отщипнуть от них даже крошку. Она фанатично начинала упражняться всякий раз после размолвки с мужем или когда с утра у нее было плохое настроение. Бокал выпитого вина она оплачивала лишним часом тренировки.
Поп-звезда уже не может жить без славы и поклонников. Ей наплевать на то, что старение необратимо. Она будет бороться до последнего с законами природы, и пока, нужно сказать, ей это удается. И все это благодаря грандиозному тщеславию Мадонны.

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.
Уильям Шекспир

Мадонна

 

Наслаждение грехом

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними.
Френсис Бэкон

Одна женщина написала в Интернете: «Горда тем, что раба Божия, а не своих страстей. Горда тем, что православная, и радуюсь всему миру и всем». В противовес такому подходу атеисты говорят: «Горды тем, что не являемся ничьими рабами, в том числе Божьими. Горды тем, что свободны от древних и устаревших предрассудков и суеверий. Горды тем, что сами определяем свою судьбу и добиваемся успеха без поклонов, свечек и обращений к высшим силам».
Интересно, что в поддержку гордыни выступают и представители некоторых новых религиозных течений, полемизирующих с христианством. Например, основатель новой полунауки, полурелигии «Организмики» Андрей Тюняев в работе «Гордыня – не грех» пишет:
«Возведенная христианами в грех гордыня по сути своей не является грехом, поскольку гордость (гордыня) является нe чем иным, как осознанием человеком своей значимости, чувством собственного достоинства. А это ведет к его духовному росту, к целеустремленности, к желанию развиваться, преумножать свои знания, духовно расти, быть оцененным по заслугам.
Убивая в себе гордость (гордыню), человек превращается в покорного скота, готового терпеть унижения, притеснения, неудобства, насилие – это уже и есть грех. А доведение до этого греха – путем обмана, – мол, надо смириться, надо терпеть, надо унять свою гордыню, – это ложь, тяжкий грех».
В своей статье Тюняев призывает: «Гордись тем, что ты – это Ты! Только осознавая свою исключительность и свою значимость, человек может быть свободен духовно и чист внутренне. Отсутствие Гордости ведет к греху Зависти. Христианство, убивая гордость (гордыню) в человеке, ведет его к совершению греха, ибо униженный завидует свободному, ибо униженный желает отомстить за испытанное насилие, ибо униженный врет себе, что унижения оправданы. Христианство взращивает в человеке дьявола, культивирует в человеке ад. Не уважающий себя, ничтожен перед Богом. Богу нужен каждый человек, а не стадо смиренное.
Цените себя, уважайте себя! Ибо никто, кроме вас, не позаботится о вас ни в этом мире, ни после вашей смерти. Каждый должен отвечать за свою жизнь сам, не надеяться, что за него его жизнь будет делать кто-то другой – у того своя жизнь, а у Бога – божья задача, не равная решению твоих житейских проблем. Если ты устремлен вверх – ты можешь это сделать; если ты камень на шее Бога – Он обрубит связь, тяготящую его».

Мы разобрали с вами много положительных и отрицательных сторон гордыни, и хотя ее негативное влияние на личность человека явно преобладает, все же она может быть полезной. Если человек адекватно оценивает свои победы и достижения, если его успехи идут на пользу обществу и вдохновляют его самого на дальнейшее совершенствование, то такая гордость вполне адекватна.
Более того, некоторые качества, внешне похожие на «гордыню» (гордость и уверенность в себе), могут специально взращивать люди, страдающие от неуверенности в себе. Психологи предлагают несколько способов повысить чувство самоуважения уверенности в себе:
Осанка
Иногда трудно понять, что является первичным – то ли неуверенность в себе сопровождается опущенными плечами и вялыми движениями, то ли сгорбленная осанка и склоненная на грудь голова снижают самооценку. Для вас важнее тот факт, что, тренируя правильную осанку, вы автоматически повысите уверенность в себе. Встаньте прямо, слегка разведите плечи назад, поднимите голову и посмотрите свысока вокруг. Немного лишней гордости вам явно не помешает. Если вы будете сохранять такую осанку при общении с другими людьми, вы произведете положительное впечатление на окружающих и почувствуете, что отношение к вам станет более уважительным.
Одежда
«По одежке встречают…» – гласит русская пословица, подразумевая, что красивая и модная одежда делает человека более значительным и интересным для окружающих. Однако и сам человек, как правило, чувствует себя более уверенно, когда он хорошо одет. Если вы плохо выглядите, то это отражается на том, как вы себя преподносите и взаимодействуете с людьми. И наоборот, когда на вас одежда, что называется, «с иголочки», то вы чувствуете себя просто другим человеком – более привлекательным и уверенным в себе. Это не значит, что вы должны тратить все деньги на одежду и рваться из сил, стараясь прикупить последние новинки сезона. Просто используйте принцип «Лучше меньше, да лучше» и тратьте в два раза больше, но покупайте в два раза меньше. В результате использования такой стратегии вы получите четыре выгоды: 1. Вы повысите свой статус у других людей. 2. Вы почувствуете себя более значительным и уверенным в себе. 3. Вам придется реже тратиться на гардероб, так как дорогая одежда не так быстро изнашивается и дольше остается актуальной. 4. Покупая меньше одежды, вы не будете захламлять свои шкафы.
Фиксируйтесь на своих достижениях
Каждому человеку есть чем гордиться, но ложная скромность мешает многих людям вспоминать свои прошлые успехи и победы. Нужно почаще вспоминать о своих достижениях в любой области – учебе, спорте, бизнесе, – просто свои добрые дела и достойные поступки, которыми вы можете гордиться. Еще лучше составить соответствующий список на бумаге и время от времени перечитывать его. Американские психологи называют такой подход «осознанная благодарность». Они рекомендуют ежедневно находить время, чтобы в уме перечислить все, за что вам следует быть благодарным. Вспомните свои прошлые достижения, особые умения, любовные отношения и другие позитивные моменты. Вы будете удивлены тем, сколько всего в жизни складывается для вас хорошо, и получите стимул для следующего шага к успеху.
Дарите комплименты
Когда мы негативно относимся к себе, мы проецируем это отношение и на других в форме оскорблений и сплетен. Чтобы вырваться из этого негативного круга, возьмите себе в привычку хвалить других людей. Прекратите заниматься сплетнями за глаза или в собственных мыслях, стараясь делать комплименты окружающим. Глядя на любого человека, спросите себя: «Чем интересен, замечателен, хорош этот человек?» Найдите соответствующую черту характера или его поступок и искренне похвалите его: сначала в мыслях, а потом – и на словах. Поступая так, вы станете больше нравиться людям и укрепите самоуверенность. Выискивая все лучшее в других, вы косвенно открываете и свои лучшие стороны.
Занимайтесь спортом
Так же, как и ваш внешний вид, физическая форма оказывает огромное влияние на самоуверенность. Если вы не в форме или часто болеете, то будете чувствовать себя неуверенным, непривлекательным и менее энергичным. Занимаясь спортом, вы улучшите свою физическую внешность, зарядитесь энергией и сделаете что-то позитивное. Дисциплинированные занятия спортом не только повысят ваше самочувствие, но и создадут положительный настрой на весь день. Кроме того, при регулярных занятиях физкультурой ваши спортивные успехи начнут расти, а это добавит вам и общей уверенности в себе. Пусть на прошлой неделе вы могли отжаться от пола всего 10 раз, а сегодня выполнили 15 отжиманий. Рост ваших достижений составил 50 %, и это отличный повод гордиться собой!
Будьте щедрыми

Зачастую мы погружены в свои собственные желания, слишком сильно концентрируемся на себе и недостаточно на нуждах других людей. Если вы перестанете думать о себе и сосредоточитесь на том, что вы несете в мир, вы не будете так сильно переживать из-за собственных недостатков. Это укрепит вашу самоуверенность и поможет сделать максимально эффективный вклад в отношения с другими людьми. Чем больше вы отдаете, тем большее вознаграждение вы получите в виде признания и личных удач. Недаром в Библии говорится, что «не оскудеет рука дающего».


Глава 2. Стоит ли бороться с завистью?

 

И зависть бывает полезна

Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду.
Александр Пушкин

Вариантов зависти масса, и мы можем выстроить мысленную шкалу ее оттенков. Начиная от тупой злобы и недоброжелательности к людям до «белой» зависти, то есть с преобладанием радости за другого человека. Ну а между ними – весь диапазон человеческих страстей. На одном конце этой воображаемой шкалы – желание завистника лишить другого всех атрибутов жизненного успеха, на другом – готовность принять вызов жизни и желание превзойти соперника. Ведь на самом деле прогресс человечества во многом обязан именно зависти! Зависть древнего охотника заставляла его совершенствовать орудия охоты, зависть воина к более сильному товарищу – больше тренироваться и преодолевать свой страх. Зависть людей к птицам послужила толчком к созданию самолета, а к рыбам – к разработке акваланга. В спорте, искусстве, науке зависть всегда была стимулом прогресса, и без нее человечество так и осталось бы племенем волосатых обезьян.
Но давайте отставим в сторону эволюцию и включим телевизор. И здесь некоторые дамы «бальзаковского» возраста начинают промывать косточки нашим признанным звездам эстрады, чьи лица вызывают жгучую зависть их ровесниц по эту сторону экрана. «Ну не может быть такого, чтобы вот так не стареть и не толстеть!» – в сердцах восклицают некоторые женщины при виде Аллы Пугачевой, Софии Ротару или Ларисы Долиной. Сразу начинаются предположения о миллионах долларах, затраченных на этот эффект, десятках пластических операциях, химии и т. д. С этим можно было бы полностью согласиться, но… большая часть завидующих женщин не делает по утрам зарядку, питается нездоровой жирной пищей, изводит себя отрицательными эмоциями (той же завистью) и т. д. А если бы они все это делали, глядишь – и были бы похожи на своих вечно молодых соперниц. Но то тяжело, требует усилий и силы воли. Куда как проще обвинять во всех грехах и грешках людей, добившихся успеха. Так, может быть, попробуем доказать всем, что и мы сами способны на что-то стоящее?
В общем, согласитесь, что в некоторых ситуациях зависть может быть полезна. Если человек творчески настроен и уверен в себе – пусть себе завидует! Ведь отмечено, что люди, которые себя действительно любят, если и завидуют, то в основном по-спортивному. Если человек в глубине души уверен, что он ничем не хуже, своего знакомого, сумевшего открыть свой коммерческий киоск, то воспримет достижение соседа как вызов, и сделает все возможное, чтобы в ближайшее время стать владельцем двух киосков или большого магазина. Если писатель верит в свой талант, то он, конечно, все равно позавидует своему коллеге, чей роман стал бестселлером, однако не будет долго горевать об этом, а напишет собственный шедевр и постарается сделать так, чтобы о нем узнал весь мир.
Однако здесь есть маленькая тонкость: чтобы использовать зависть себе во благо, человек должен уметь признавать собственные ошибки и учиться на них. Если человек спокойно и достойно принимает и победы и так называемые «поражения», если он верит в себя, но не занимается самовосхвалением, грех зависти не может увлечь его в преисподнюю мучительных переживаний. И наоборот, если человек слаб душой и телом, если изначально заряжен на то, чтобы искать причину всех своих неудач в других людях или неблагодарной судьбе, – он уязвим зависти и, более того, блокирует ее созидающий потенциал.
Да, зависть черная – это прямой путь в «лузеры», потому что с ее помощью мы забываем о своих достоинствах, одновременно признавая себя неспособными добиться желаемого. Но совсем другое дело – зависть конструктивная, соревновательная. Ее позитивную энергетику можно и нужно использовать для развития личности и самореализации своих природных задатков.


Глава 3. Приятный грех чревоугодия

 

«Ешьте больше»

Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
Екклесиаст 5; 17

К числу людей, постоянно желающих хорошо и много покушать, принадлежал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Он прожил достаточно долгую для его века жизнь (75 лет), но съел за все это время за пятерых. Даже друзей своих он выбирал таких, которые могли накормить его получше и посытнее. В тех же домах, где его кормили кое-как, он переставал бывать, даже если там собиралось самое изысканное общество. Любимым блюдом знаменитого баснописца был поросенок под хреном, от которого он ни отказывался, сколько бы до этого блюд он не перепробовал.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна любила, чтобы ее считали покровительницей литературы и искусства, поэтому она часто приглашала Крылова к себе в Павловск, где устраивала роскошные обеды. Иван Андреевич кушал вдоволь и все подряд, что оказывалось под рукой, почти без остановки. По регламенту дворцового политеса хозяйка стола могла предложить гостю какое-то блюдо только тогда, когда он заканчивал есть предыдущее. Мария Федоровна сама хотела поднести ему изысканное блюдо, но не могла, так как Крылов все время усердно кушал. Ему тихо подсказали: «Иван Андреевич, ну пропусти хоть одно блюдо и дай императрице возможность лично тебя попотчевать». Крылов покосился на хозяйку и продолжил трапезу: «А ну как если она меня не попотчует?»
У Крылова сохранились добрые отношения со старым вельможей А. М. Тургеневым; он славился хлебосольством и любил накормить гостей, и баснописец был частым гостем в этом доме. Мемуаристка Н. М. Еропкина записала впечатления от последнего обеда, данного Крылову А. М. Тургеневым: «Обедали здесь рано, в 5 часов. Иван Андреевич аккуратно появлялся в половине пятого. Наступала торжественная минута, дверь в столовую раскрывалась, и доносился голос: “Обед подан”. Иван Андреевич, несмотря на свою тучность, с необыкновенной легкостью поднимался с кресла и решительно направлялся в столовую. Перед ним ставилась глубокая тарелка с ухой и другая, глубокая – с расстегаями. За обедом он не любил говорить, лишь время от времени расхваливал понравившееся ему блюдо.
И. А. Крылов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных