Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетическое как совершенное




Эстетическое отношение проявляет возникающую между человеком и окружающими его предметами и явлениями связь, раскрывая ее на уровне совершенства. Совершенство есть соотнесенность и проявленность идеала в реально воспринимаемом. Мы говорим, что данный предмет соверше-


нен тогда, когда он соответствует нашим представлениям об идеальном. Если идеальное существует как образ, модель, как нечто, к чему мы стремимся, то совершенное проявляется в конкретном. Идеальное тяготеет к становящемуся, а совершенное - уже ставшее.

Основанием для проявления совершенного является деятельность человека. Только в деятельности идеальные предпосылки могут реализоваться и стать совершенным. Но одной деятельности мало. Важным условием проявления совершенного является эстетическое отношение. Если представить, что совершенство - это такое свойство воспринимаемого предмета, которое в наибольшей степени удовлетворяет потребности человека (В. М. Жаринов), а несовершенство - отсутствие удовлетворенности, то эстетическое отношение становится главным фактором особой эстетической ценности воспринимаемого предмета и основой проявления эстетического вкуса субъекта. Поэтому эстетическое отношение можно считать основанием мироощущения человека, в котором главным критерием становится принцип совершенства.

Многообразие эстетического чувства, согласно представлениям о совершенстве, обеспечивает смену мироощущения человека. Мироощущение может тяготеть к рациональному полюсу эстетического отношения или уходить к физиологически-чувственному полюсу. Кроме того, существует и такое мироощущение, которое основано на гармонии рационального и чувственного начал или их дисбалансе. Классификация культурных типов на основании смены мироощущений создана П. Сорокиным. Трем типам мироощущения соответствует идеациональный, чувственный и идеалистический типы культуры (суперсистем). Чувственное мироощущение основано на преобладании чувственных критериев отношений человека к миру, идеациональное - на преобладании умозрительных начал, основанных на интуиции, а идеалистические совмещает в себе и чувства, и интуицию. Развитие культуры по П. Сорокину - это волновой процесс смены суперсистем, в основе которого лежит динамика мироощущения человека.

Эстетическое отношение основано на конкретном мироощущении, но может носить разный характер: от тяготения к духовности до возврата к физиологической чувственности. Разные уровни этого тяготения раскрывают себя в системе основных эстетических категорий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных