Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 13. Семейное психологическое консультирование.




Общетеоретические подходы к практике психологической работы с семьей. Формы психологической работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, семейная психотерапия и психокоррекция. Системный подход к диагностике и терапии семейных отношений. Актуальная проблемная зона и локализация проблемы. Семья как пациент, боль семьи. Совместимая семейная терапия, ее причины и мотивы обращения семьи за психологической помощью. Уровни работы с семьей. Техники семейного консультирования. Принципы и методы психологической работы с семейными дисгармониями. Критерии эффективности семейного консультирования.

4.4. Матрицы компетенций

Таблица 3

  Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОПК-6 ОПК-1 ПКПП-1 ПКПП-5
Тема 1. Социально-психологическая сущность семьи и брака   + +      
Тема 2. Характеристика современной семьи   + +      
Тема 3. Функционально-ролевая структура семейных отношений   + +      
Тема 4. Типы ролевых взаимоотношений в семье и их содержание   + + +    
Тема 5. Социально-психологическая сущность семейных отношений   + + +    
Тема 6. Супружеские отношения   + + +    
Тема 7. Детско-родительские отношения   +     +  
Тема 8. Социально-психологические причины семейных дисгармоний и конфликтов   +   + +  
Тема 9. Семья как источник психической травматизации личности   + +   +  
Тема 10. Воспитание ребенка в семье   + +      
Тема 11. Особенности работы психолога и социального педагога с семьей   + + +    
Тема 12. Правовое регулирование семейных отношений       + +  
Тема 13. Семейное психологическое консультирование       +    

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аудиторная учебная работа по дисциплине «Психология современной семьи» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий и методик:

- учебные дискуссии;

- имитационные игры;

- анализ конкретных ситуаций из практики коррекционно-развивающей работы;

- просмотр и анализ видеозаписей и аудиозаписей работы педагога-психолога образования;

- составление индивидуальной карты семьи;

- анализ видеозаписей мастер-классов специалистов психологов.

Внеаудиторная учебная работа по дисциплине «Психология современной семьи» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий:

- разработка электронных тематических презентаций;

- письменные творческие задания по ознакомлению и осмыслению первоисточников;

- письменный анализ конкретных ситуаций из практики диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической работы с семьей;

- разработка проекта диагностики конкретной семьи;

- подготовка программы психологической помощи семье.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1. Культурно-исторические факторы возникновения психологических проблем семьи.

2. Отражение психологических проблем семьи в литературе и искусстве.

3. Социологические исследования проблем современной семьи.

4. Особенности семейной коммуникации в проблемной семье.

5. Сравнительный анализ семейных правил в функциональных и дисфункциональных семьях.

6. Культурно-исторические факторы возникновения различных методов психологической помощи семье.

7. Особенности применения специальных методов психологической помощи в проблемной семье.

8. Сравнительный анализ эффективности методов аналитико-системного и стратегического подходов к оказанию психологической помощи семье.

9. Этнические особенности интернет-пользователей в практике дистанционного общения.

10. Принципы создания электронных психологических ресурсов.

11. Специфика общения подростков в Интернете.

12. Профессиональные сетевые сообщества в Интернете.

13. Электронные библиотеки для профессионалов.

14. Персональные сайты педагогов.

15. Семейные сценарии в проблемных семьях.

16. Групповая работа с подростками.

17. Превентивные программы помощи подросткам в Екатеринбурге.

18. Сравнительный анализ игровых и неигровых методов помощи ребенку-дошкольнику.

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи.

2. Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте: языческая и общехристианская модель семьи.

3. Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте: семья в русской православной культуре.

4. Российская семья в советский и постсоветский период развития общества.

5. Социально-психологические особенности молодой семьи.

6. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях.

7. Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза.

8. Родительская любовь как культурно-исторический и психологический феномен.

9. Развитие личности ребенка в зависимости от сиблинговой позиции в семье.

10. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности ребенка.

11. Типы нарушений семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка.

12. Прародительство, его психологическое значение и личностный смысл для старшего поколения семьи.

13. Роль прародителей в современной семье и их влияние на воспитание детей.

14. Гармоничные и дисгармоничные семьи.

15. Супружеские конфликты и их психологические последствия.

16. Влияние внебрачных контактов и связей на супружеские отношения.

17. Развод как кризис в развитии семьи, его психологические последствия.

18. Повторный брак и его психологические последствия.

 

6.3. Курсовая работа не предусмотрена

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

2. Теоретические подходы в изучении семейной проблематики: эволюционный, функциональный, этологический, эмпирический и научный.

3. Соотнесение семейной психологии со смежными дисциплинами.

4. Понятия «семья» и «брак» в психологии и смежных науках.

5. Семья как система, социальный институт и малая группа.

6. Функции семьи и их характеристика.

7. Тенденции развития института семьи в современном обществе.

8. Динамика семейных отношений. Жизненный цикл семьи.

9. Кризисные периоды в браке.

10. Семья как малая социальная группа.

11. Психология эмоциональных отношений в семье. Феномен любви.

12. Супружеская совместимость в семье.

13. Психологические особенности предбрачного периода.

14. Модели выбора спутника жизни.

15. Психологическая характеристика современной семьи.

16. Специфика общения в семье.

17. Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.

18. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.

19. Стабильность института семьи и ее детерминанты.

20. Психологическая устойчивость брака.

21. Психология детско-родительских отношений.

22. Родительское отношение к ребенку.

23. Супружеские конфликты и их профилактика.

24. Типология супружеских конфликтов.

25. Нарушение представления членов семьи о семье и личности друг друга.

26. Особенности взаимоотношений поколений в семье.

27. Процессы дестабилизации и распада семейных отношений.

28. Индивидуальные и социальные последствия развода.

29. Психологические условия сохранения и гармонизации брачных отношений.

30. Методы диагностики и получения информации о семейной ситуации.

31. Концепции и методы психологической помощи в семейном консультировании.

32. Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.

33. Психологические особенности семьи, находящейся в состоянии развода.

34. Семья с больным ребенком, характеристика взаимоотношений в ней.

35. Психологическая характеристика неполных семей.

36. Особенности воспитания ребенка в семьях алкоголиков.

37. Социометрические техники работы с семьей.

38. Системный подход Вирджинии Сатир к описанию семьи.

39. Структурный подход Сальватора Минухина.

40. Системный подход Мюррея Боуэна.

41. Семейные мифы в практике семейного консультирования.

42. Психологические задачи брака.

43. Злоупотребления в отношении детей в семье.

44. Техники игровой семейной психотерапии.

45. Основные модели общения в семье. Игры общения.

46. Конфликты - конструктивное разрешение семейных конфликтов.

47. Супружеские взаимоотношения и личностный рост.

48. Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов и работа с ними.

49. Причинная обусловленность развода и его профилактика.

50. Стиль семейного воспитания, способствующий развитию здоровой личности.

51. Стиль семейного воспитания, неблагоприятный для нормального развития личности.

52. Семья как источник психической травматизации.

53. Основные признаки дисфункциональной семьи.

54. Основные признаки нормально функционирующей семьи.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2010.

2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб, 2009.

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М., 2011.

4. Шнейдер Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2011.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2011.

Дополнительная литература

1. Акимова М. К. Психологическая диагностика: Учеб. для вузов. — СПб., 2005.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

3. Афророссияне: брак, семья, судьба. — М., 2006.

4. Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1996.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2000.

7. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2006.

8. Ботуин К. Соблазненная женщина: почему изменяют жены и что из этого получается. М.,1995.

9. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя …» Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова. М., 1996.

10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1998.

11. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.

12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. — СПб., 2001.

13. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М., 1998.

14. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

15. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

16. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

17. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1996.

18. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

19. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.

20. Гуленко В. В. Жизненные сценарии // Соционика, ментология и психология личности. №1. 1996.

21. Гуревич К. М. Основы психологической диагностики: Учеб. пособие. — М., 2003.

22. Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. М., 1997.

23. Джонсон Р. Она: Глубинные аспекты женской психологии. М., 1996.

24. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

25. Игровая семейная психотерапия. / Г. Шефер, Л. Кэри СПб., 2000.

26. Камерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж, 1993.

27. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

28. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

29. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.

30. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

31. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешск. М., 1991.

32. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998.

33. Лабиринты одиночества. М., 1989.

34. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

35. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991.

36. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

37. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.

38. Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986.

39. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико- коррекционный аспект). — М.; Воронеж, 2000.

40. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.

41. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Семейные кризи- сы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. — Москва; Обнинск, 2005.

42. Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н.П. – М., 2002.

43. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М., 1993.

44. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2006.

45. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М, 1990.

46. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие для вузов. — Самара, 2004.

47. Райгородский Д. Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отно- шений»): Учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журна- листики. — Самара; М., 2002.

48. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. — СПб., 2001.

49. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

50. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: 1992.

51. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

52. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

53. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

54. Чепурных Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. – М., 2001.

55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2002.

56. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М., 1996.

57. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.:, 1990.

58. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

 

Интернет-источники

1. http://psiholognew.com/index.htm ― В помощь психологу: диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста.

2. http://take5.ru/52/2620/index6.1.html ― Проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения.

3. http://testoteka.narod.ru/ — Тестотека.

4. http://www.effecton.ru — Психологические тесты. Управление персоналом, образование, личное развитие.

5. http://www.niisv.ru/liderskonf.htm — Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы интернет-конференции.

 

Юридические материалы

1. Семейный Кодекс Российской Федерации (принят 8.12.1995 г., вступил в силу с 1.03.1996 г., №223-ФЗ).

2. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4.12.1996 г., вступил в силу 27.12.1996 г., а в полном объеме – с. 1. 01.1998 г., №159-ФЗ).

3. Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1989 г., ратифицирована 15.09.1990 г.).

 

Рекомендуемая для конспектирования литература

1. Фромм Э. Искусство любви. - М., 1988.

2. Фромм Э. Искусство любить / В кн. Душа человека. –М., 1992. С.109-178.

3. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии /пер. с англ. – М., Высш.шк., 1992. -143 с. (Инцест и эдипов комплекс. С. 36-43).

4. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. – М., 1997. С. 347-382.

5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: Пер с анг./ Общ. ред. Г.В.Бурменской. - М., 1993. С. 81-116.

6. Юнг К.-Г. Брак как психологическое отношение / Конфликты детской души. С.185-209.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. (О смысле любви. С.244-283).

 

Список художественных фильмов

1. Билли Эллиот.

2. Волк. (Джек Николсон, Мишель Пфайфер).

3. Достучатся до небес.

4. Игра. (Майкл Дуглас, Шон Пэнн).

5. Мой мальчик. (Хью Грант).

6. Проанализируй это. (Роберт Де Ниро, Билли Кристал).

7. Сбрось мамочку с поезда. (Билли Кристал, Дени Де Вито).

8. Семь.

9. Совершенный мир. (Клинт Иствуд, Кевин Кёснер,).

10.Схватка. (Роберт Де Ниро, Аль Пачино).

11.Семейка Аддамс.

12.Человек без лица. (Мел Гибсон).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных