Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КИНО




Коллективный просмотр и обсуждение фильма. Кинолекто­рий. Тематический кинофестиваль и кинокалендарь знамена­тельных дат. Киноклуб как способ развития творческой са­модеятельности студентов.

 

В процессе формирования личности выдвигаются общие требования, не выполнив которые невозможно стать полно­ценным специалистом. Фильмы конкретизируют эти требо­вания, демонстрируя идеал человека-гражданина. В предыду­щих главах речь шла о роли кино в вос­питании в широком понимании слова. Но можно говорить о воспитании и в более узком смысле, имея в виду целенаправ­ленную деятельность педагогического коллектива вуза. Что­бы экранный положительный пример стал личным образцом для самоусовершенствования юношей и девушек, педагогу необходимо уметь реализовать возможности произведений кинематографа, ориентироваться в разнообразных формах использования аудиовизуальных Средств в воспита­тельной работе.

Фильм во время внеучебных мероприятий способен вы­полнять главную и факультативную функции. В первом слу­чае — это просмотр картины и ее обсуждение. Bo втором — кинолекция, киновечер. В свою очередь эти мероприятия мо­гут быть одноразовыми (один сеанс, одна кинолекция) и цик­личными, регулярно повторяющимися на протяжении опре-


деленного срока (кинофестиваль, кинолекторий). Наконец, -сами студенты по-разному относятся к кинематографу: они 1или выступают в роли пассивных потребителей, или ведут самостоятельную работу по пропаганде его достижений, объединившись в киноклубы, снимают любительские ленты. П(р осмотр и обсуждение фильма. Познако­миться с кинопроизведением можно в институтской аудито­рии, в обычном кинотеатре, по телевидению и в недалеком будущем — на экране видеомагнитофона. Условия просмот­ров отличаются своими особенностями, не имеющими прин­ципиального значения. Важны лишь правильный выбор филь­ма, комментарий и обсуждение.

Кинофильм способствует решению не одной, а несколь­ких воспитательных задач, которые сосредоточены в едином комплексе. И все же жанровые и тематические особенности ленты позволяют ее использовать с узко определенной целью. Например, приурочить просмотр к юбилейной дате… Распространенная педагогическая ошибка — демонстрация кинопроизведения в виде заключительной части праздничного заседания без специального вводного слова или последующего обсуждения. В результате кино как инстру­мент воспитания выпускается из-под контроля преподава­теля.

Научно-популярные фильмы во вступительной беседе не нуждаются. Художественные же ленты смогут принести больше пользы, если воспитатель или кто-нибудь из студен­тов их предварительно прокомментирует. Документальная картина «Обыкновенный фашизм» построена в форме бесе­ды; казалось бы, в ней все понятно. Тем не менее, режиссер М. Ромм вот как мечтал демонстрировать фильм по телеви­дению: «Я бы хотел перед началом картины поговорить со зрителем, как и почему я начал ее делать... Я бы прервал фильм в середине и оказал несколько слов в конце первой серии» 1.

Просмотр фильма в присутствии членов съемочной груп­пы — идеальный вариант. Он редко осуществим по вполне понятным причинам; но автор незримо присутствует в любом произведении киноискусства. Рассказывая о фильме, органи­заторы просмотра как бы выступают представителями созда­телей картины.


У древних римлян было в ходу изречение: «Pro capite lectores habent sua fata libelli», т. е. судьбы книг зависят от понимания людей, которые их читают. Поговорка распро­страняется и на фильмы. Лет двадцать назад картины раз­личались качеством и были схожи по принципам постановки, идентичны по выразительным средствам. Сегодня в нашем кино резкая поляризация стилей и методов. Одна из задач воспитателя — помочь молодежи ориентироваться в текущем кинорепертуаре, научить ценить произведения, которые за­служенно считаются гордостью художественной культуры.

В фильме «Бег иноходца», поставленном по повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!»» поднимаются важные для общества нравственные проблемы. Фильм получил высокую оценку в печати. Но, несмотря на все это, во время его демонстрации можно было наблюдать, как некоторые юноши и девушки уходили из зрительного зала. Их отпугнула непривычная, новаторская форма кинопо­вествования. Особенно удачными получились в фильме кинокадры, всеми цветами радуги. Крас­ки, не смешиваясь, двигаются на экране вместе с жеребен­ком: синий ультрамарин отдельно, алый краплак отдельно... Полдень, жеребенок пасется вместе с табуном. По бледно-зеленой траве между рас­сказывающие о времени, когда знаменитый иноходец был еще жеребенком. Он изображен стройными коричневыми лошадиными ногами прыгают белобокие сороки. Вдали — голубые горы. Раскраска реальная, но непривычная в кинозале. Новые и новые оттенки солнечного спектра несутся по экрану. Мы скачем на иноходце, дышим чистым горным воздухом, оча­рованы вольными просторами, проникнуты ощущением юности, счастья... Зрителей с неразвитым вкусом фильм взять в плен не смог. Они ушли не только потому, что им неин­тересно, — фильм резко отличается от привычного зрелища. Художественная сущность произведения по богатству содер­жания оказалась намного выше пропускной способности их восприятия.

Тот же «Бег иноходца» демонстрировался в так называемом «кинотеатре хорошего фильма», который организован Воронежским городским киноклубом. Перед началом сеан­са преподаватель университета рассказал, что картина — ре­жиссерский дебют С. Урусевского. Небывалая живописность кадров легко объяснима: по образованию: С. Урусевский -



художник, по профессии — оператор. Им сняты многие вы­дающиеся произведения: «Сельская учительница» (реж. М. Донской), «Сорок первый» (реж. Г. Чухрай), «Летят жу­равли», «Неотправленное письмо», «Я — Куба» (реж. М. Калатозов). Фильм «Бег иноходца» принадлежит к особо­му стилистическому направлению, которое называют по-раз­ному, чаще всего — «фотографическое кино». Его представи­тели считают, что все на экране — и чувства и мысли — необходимо показать. Первостепенное значение они придают фотографии, операторскому мастерству, а не другим средст­вам выражения, например монтажу, звуку.

Скачет Танабай, герой фильма, на могучем жеребце, опе­режая соперников. Вдруг застыло изображение. Танабай с ликующе поднятой шкурой барана и гигантский диск солн­ца, занявший половину экрана. Исчезли все краски, кроме золотой и пурпурной. Это пламенеет радость победителя. Мы верим, что перед нами — самый счастливый миг, мы видим мужественный восторг наездника.

Зрители поняли, что пейзаж, увиденный острым глазом ху­дожника, среда, которая окружает героев данного фильма,— не нейтральный фон. Это важнейшее драматургическое сред­ство, с помощью которого авторы раскрывают внутренний мир главного персонажа. Вступительная беседа доставила аудитории уровень информации, облегчающий просмотр фильма и восприятие его идейного замысла.

Перед началом сеанса можно сообщить некоторые филь-мографические сведения (познакомить кратко с творческой биографией авторов — сценариста, режиссера, оператора, ак­теров и т. д.), остановиться на художественных достоинствах фильма, истории его постановки, кратко рассказать об исто­рических и политических событиях, с которыми связана тема. Последнее особенно важно для просмотра многих зарубеж­ных лент.

На наших экранах демонстрировались английские филь­мы «Путь в высшее общество» (реж. Д. Клейтон), «Такова спортивная жизнь» (реж. Л. Андерсон), «Том Джонс» (реж. Т.Ричардсон), принадлежащие к одному направлению. Во вступительной беседе желательно прокомментировать это направление, связанное с творчеством так называемых «сердитых молодых людей».

Они выступали за неподдельную правду жизни, резко кри­тиковали идеалы, уклад и традиции «старой доброй Анг­лии». Герои их книг, пьес, кинофильмов — парни, которые


не могут или не хотят искать себе «места под солнцем» и оже­сточенно потрошат буржуазные идеалы, остро критикуют государственную систему, церковь, респек­табельных обывателей. В этих произведениях — протест бун­тующего одиночки, не знающего, что делать, во что верить. Сейчас «рассерженные» расслоились, наиболее сознательные из них начинают изображать острые социальные конфликты. Можно напомнить известные в нашей стране книги Аллана Силлитоу «Одиночество бегуна на длинные дистанции», «В субботу вечером, в воскресенье утром», «Ключ от двери». Небольшой искусствоведческий экскурс поможет правильно понять и оценить точку зрения авторов фильмов.

Идейный замысел кинопроизведения, степень доступности его образного строя определяют структуру и характер всту­пительной беседы. Не следует касаться конкретных сюжет­ных перипетий, чтобы не лишать аудиторию удовольствия непосредственных впечатлений и переживаний.

Обсуждение фильма обычно принимает разнообразные формы. Это может быть и короткая итоговая беседа, и ответы на вопросы, анкетирование и диспут, зрительская кон­ференция с участием членов съемочного коллектива и напи­сание рецензий на фильм, коллективное письмо авторам. Об­суждение может стать разговором не об одном, а о нескольких произведениях. Например, практикуются конференции по творчеству отдельных мастеров кино, тематические дискуссии типа «Кино и мы», «Смех на экране», «Нужны ли экраниза­ции?» и т. д. Во время разбора фильма после просмотра вполне уместен анализ его содержания и нравственного идеала.

Анкетирование позволяет определить уровень воспита­тельного воздействия кинематографа у широких кругов мо­лодежи. Так, анкета, распространенная Воронежским город­ским киноклубом совместно с лабораторией социологических исследований ВГУ, позволила изучить мнение нескольких тысяч студентов о фильмах, которые они видели в городском кинотеатре «Пролетарий». Среди вопросов анкеты имелись следующие: «1. Чем Вы руководствуетесь при выборе филь­ма для просмотра? (Рекламой, радиопередачей, телепереда­чей, рецензиями в печати, творчеством режиссера, актера, кинодраматурга, оператора, композитора, принадлежностью фильма к определенному жанру, рекомендацией знакомых, темой фильма. Подчеркнуть один из предложенных ответов или вписать свой). 2. Что привлекает Вас в кинотеатр «Про-


летарий? (Необычность репертуара, невозможность посмот­реть отдельные фильмы в других кинотеатрах, интерес к ис­тории кино, интерес к теории кино, возможность посмотреть хороший фильм — что еще?)... 6. Какой из фильмов, про­смотренных Вами в этом году, Вы считаете наилучшим?.. 8. Творчество какого режиссера, кинодраматурга, киноакте­ра, киноактрисы, оператора Вам больше всего нравится?.. 12. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время? (Чтением, музыкой, живописью, настольными играми, рукоделием, домоводством, беседой с друзьями, спортом, ту­ризмом, наукой, техникой, художественной самодеятельно­стью, просмотром телепередач, кинолюбительством — чем еще?)».

Примером постановки вопросов в облегченной «игровой» форме может служить анкета «Размышляем немного о себе», составленная комиссией по работе с киноклубами Союза ки­нематографистов СССР совместно с НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. В ней спрашивалось: «6. Какие фильмы Вы показали бы представи­телям чужих планет, чтобы они легче разобрались, что такое Земля, люди, наша страна? 7. Если бы в магазине «Подар­ки» продавались фильмы, практически не очень нужные, но красивые, изящные, радующие, как палехские шкатулки или мастерская резьба по кости и дереву, — то какой бы фильм Вы подарили своему другу? 8. Если бы фильм можно было заказать для просмотра дома, что бы Вы заказали в день своего рождения для себя и своих гостей?».

Педагог, анализирующий воспитательное воздействие ки­нематографа, вынужден иметь дело с эмоциями учащихся, их чувствами, настроениями, привычками, т. е. данными, ко­торые не остаются постоянными. Точность и надежность по­лучаемой в таком случае информации зависит от изобрета­тельности, проявленной при подготовке анкеты, от формули­ровки вопросов для обсуждения киноленты. Перед началом массового исследования практикуются предварительные ис­пытания анкеты. Часто самые простые фразы понимаются в контексте неправильно; вопрос, который преподавателю трактуется в одном смысле, может иметь иной смысл для от­вечающего студента. Поэтому целесообразно убедиться в од­нозначности вопросов.

Каждый из методов личного или группового опроса име­ет свои достоинства и недостатки. При его выборе приходит­ся учитывать многочисленные факторы: актуальность подня-


тых в произведении проблем, художественные достоинства фильма, заинтересованность аудитории, наличие свободного времени.

Широкий обмен мнениями поможет студентам с правиль­ных идейно-политических позиций осмыслить выводы из уви­денного на экране, взять их на вооружение. Обсуждение фильма позволит преподавателю ближе познакомиться со студентами нового курса, облегчит контроль за воспитатель­ным процессом, так как он сможет узнать, как восприняли юноши и девушки положительные примеры, реагировали на поднятые проблемы. В зависимости от социального опыта и багажа этических знаний аудитории можно предположить четыре варианта. Оптимальным будет тот, при котором по­ступки экранного персонажа послужат для студентов ориен­тиром упорной работы над собой с целью сознательного и искреннего самоусовершенствования. Программа воспитате­ля и его питомцев совпадет, в результате повысится эффек­тивность всего процесса целенаправленного формирования личности.

Может случиться и так, что положительный герой будет представляться недосягаемым идеалом. Студент полностью одобряет его цель и поступки, он хотел бы все делать так же, но не уверен в своих силах, не знает, с чего начать. Зада­ча педагога в таком случае — подсказать воспитаннику кон­кретные способы корректирования своей деятельности.

Третий случай — когда молодой человек стремится подра­жать лишь внешней стороне поведения любимого киногероя, не задумываясь над его нравственными целями. Идейный за­мысел произведения остался нераскрытым, и от преподава­теля требуется исправить положение, показать общественное значение результата деятельности героев фильма.

Наконец, экранный образец может оказаться нейтральным к сфере интересов студента, никак его не взволновать. Педа­гогу в таком случае необходимо выяснить, почему его воспи­танник остался равнодушным к благородным целям и по­ступкам: не понял по тем или иным причинам содержание фильма, или идеи картины вступили в противоречие с его внутренними убеждениями, просмотр выявил пробелы воспи­тательной работы.

Преподаватель без информации о педагогическом воздей­ствии фильма будет работать вслепую.

На II пленуме Правления Союза кинематографистов СССР, посвященном состоянию и задачам кинокритики


был поднят вопрос о том, что встречается упрощенное, поверхностное понимание тре­бований, с которыми зритель подходит к кинематографиче­ским образцам. По мнению Е. Загданского, человек стремит­ся к подражанию лишь до определенного возраста, потом старается не повторять кого-то, а проявлять свою личность, свою индивидуальность: «И все кинематографисты в своей работе должны рассчитывать не на подражание, а на повы­шение сознательности наших людей, на то, чтобы люди поня­ли, какие новые процессы происходят в обществе, какие но­вые социальные проблемы возникают, какие новые типы рож­даются».

Е. Сурков предостерег от примитивно-вульгаризаторского толкования слова «подражание»: «Разве можно отбросить тот факт, что Рахметова вспоминали как человека, который оказал огромное влияние на формирование духовного обли­ка людей? Главная проблема нашего искусства связана с не­обходимостью сформировать в самой жизни те черты, кото­рые представляют для зрителя сейчас значение, связанное с ответами на волнующие их вопросы»2.

Воспитательная роль кино не ограничивается демонстра­цией положительных образцов. Фильм может воздействовать и «от обратного», подвергая критике персонажей, чьи дейст­вия не совместимы с принятыми в нашей стране нормами по­ведения. Обсуждение поможет студентам вскрыть мотивы по­казанных на экране антиобщественных поступков, извлечь из просмотра предостерегающий урок. Разговор о только что увиденной картине облегчит юношам и девушкам раздумья над судьбой героев, не сразу обретающих свою цель в жизни.

Кинофестиваль, его подготовка и проведение требу­ют больше времени и сил, чем организация одноразового про­смотра. Соответственно возрастает и воспитательный эффект, так как воздействие произведений будет последовательным и стабильным. Фестиваль — это цикл фильмов, подобранных по какому-либо объединяющему их признаку. Критерии мо­гут быть самыми разнообразными.

Проведение кинофестивалей часто связано с праздничной или юбилейной датой.


….

По теме Великой Отечественной войны в типографии ВГУ была отпечатана афиша с расписанием просмотров, пригла­шения разосланы во все вузы города. Педагоги отобрали пять художественных фильмов, поставленных в разное вре­мя. Один из них — «Жди меня» (реж. А. Столпер) снят во время войны и служит подлинным историческим документом той грозной поры. Премьера же «Белорусского вокзала» со­стоялась на одном из фестивальных просмотров. Демонстри­ровались также «Дом, в котором я живу», «Солдаты», «Я ро­дом из детства».

Каждый день фестиваля был посвящен одному из военных лет. Перед фильмом преподаватели коротко рассказывали о ходе военных действий. Затем демонстрировались военная кинохроника из телефильма «Летопись полувека» и художественный фильм.

Учащиеся многих вузов, в том числе и студенты-иностран­цы подготовительного факультета университета, устраивали коллективные посещения фестивальных просмотров. Фильмы помогли молодежи ярче представить время, когда советский народ отстоял свою независимость, оказал неоценимую по­мощь в освобождении народов Европы.

Фестиваль способствовал воспитанию студенческой моло­дежи в духе советского патриотизма. Он прошел с большим успехом, заслужил похвальные отзывы областных газет, радио и телевидения.

 


….

 

Студенты с большим интересом смотрели кинокартины «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Суворов» (реж. В. Пудовкин), «Тени забытых предков» (реж. С. Па­раджанов) и другие исторические ленты прошлых лет.

…. Второй фестиваль включал картины «Павел Корчагин» (реж. А. Алов, В. Наумов), «Фро» (реж. Р. Эсадзе), «Зоя» (реж. Л. Арнштам), «Пере­кличка» (реж. Д. Храбровицкий), «Двое» (реж. М. Богин), «Мимо окон идут поезда» (реж. Э. Гаврилов, В. Кремнев), «Тренер» (реж Я. Базелян), «Влюбленные» (реж. Э. Ишмухамедов). Каждый вечер кроме художественных фильмов показывалась небольшая программа веселых мультиплика­ций. Студенческий кинотеатр, который посещала и сельская молодежь, завоевал такую популярность, что некоторые лен­ты приходилось демонстрировать по несколько раз.

К и н о л е к ц и я — распространенная форма воспитaтельной работы. Ежемесячно на экраны страны выпускает­ся большое количество новых произведений по всем отрас­лям знаний. Демонстрация их позволяет устный рассказ на соответствующую тему сделать интересное и доходчи­вее.

Фильм, если это не киножурнал, — законченное произ­ведение с тщательно продуманной драматургией. Все части его несут определенную смысловую нагрузку. Достаточно удалить одну из них, и нарушится композиционное равно­весие. Кинопроизведение лучше смотреть целиком, чтобы оно произвело впечатление, вызвало мысли и чувства, за­программированные авторами. Тем не менее, часто прихо­дится расчленять его. Воспитатель почти никогда не имеет в своем распоряжении фильма, который бы устраивал его по всем пунктам и строго соответствовал намеченному пла­ну беседы. Он вынужден заимствовать эпизоды из разных картин и иллюстрировать ими отдельные положения сво­его рассказа.

Одна из задач при организации и подготовке кшнолекции -_ тщательный отбор нескольких небольших фильмов или отрывков из них. Необходимо добиться органического соединения, синтеза словесного сообщения и кнноизобра-


жения. Преподаватель как бы выступает в роли режиссе­ра, монтирует кинофрагменты, рассчитывает время и место их демонстрации в ходе своего сообщения, добивается цель­ности общей структуры воспитательного мероприятия. ВВоронежском университете стало традицией составлять предварительный сценарный план кинолекции. Методика ее проведения в принципе тождественна методике обычной учебной лекции с исполь­зованием кино.

Возможны четыре формы сочетания слов лектора и ки­но изображения:

L С помощью словесного комментария преподаватель руководит наблюдением за экранным изображением.

2. После кинопросмотра преподаватель устно сообщает сведения обобщающего характера, которые не могут быть познаны в процессе восприятия киноизображения.

3. Основную информацию сообщает преподаватель, фильм служит подтверждением или конкретизацией словес­ных выводов. Этот способ сочетания слова и изображения является наиболее распространенным, но не самым резуль­тативным.

4. Кино содержит всю необходимую информацию, в том числе и выводы.

В Воронежском педагогическом институте кинолекции регулярно проводятся для слушателей факультета общест­венных профессий (отделения кинофотокорреспандантов и искусствоведов). Кинофрагменты на лекциях, которые ор­ганизуются во внеучебное время, могут быть большего объема. Кроме обычных функций — увеличивать объем ин­формации, повышать ее наглядность, осуществлять инди­видуальный подход к студентам — кино в данном случае способно нести и дополнительную нагрузку. Слушателей факультета общественных профессий или иного внеаудитор­ного мероприятия необходимо держать в напряженной за­интересованности, иначе благородная тяга к знаниям не по­мешает пропускать эти лекции. Нужна тщательно проду­манная пропорция между развлекательностью и серьезным сообщением. Поучителен опыт телевидения: заинтриговав зрителей, авторы передач маскируют необходимость актив­ного умственного напряжения для усвоения сложных разде­лов программ.

Любое сообщение должно стремиться к компактности: время лекции желательно использовать наиболее экономно.


Тем не менее часть фрагментов может помимо прочих функ­ций служить и развлекательной «приманкой», или, если пользоваться терминологией теории информации, быть из­быточным сообщением. Необходимо различать холостую и полезную избыточность. Последняя обеспечивает педаго­гу и учащимся возможность лучше понимать друг друга, избегать ошибок. При нулевой избыточности ошибки, «по­мехи» сильно искажали бы конечное сообщение. (Помехи происходят от несовпадения степени подготовленности, ин­тересов и других субъективных качеств отправителя, т. е. лектора, и адресата). Учебные занятия допускают повы­шенную концентрацию информации, когда каждая фраза содержит новый материал. Студенты конспектируют рас­сказ преподавателя, имеют учебники по данному предмету, могут вновь и вновь возвращаться к непонятному месту, сложному вопросу. Во время воспитательной беседы, лек­ции даже небольшие ошибки в восприятии слушателей приводят к значительной потере информации. Таким обра­зом, кинофрагмент не только иллюстрирует рассказ лекто­ра, но и помогает; ему овладеть вниманием аудитории.

Бояться избыточности кинолекции не стоит. Память слу­шателей произведет конденсацию сведений, сохранив самое существенное. Разумеется, в этом вопросе необходимо чув­ство меры, так как излишне большая избыточность способ­на погасить эффективность воспитательной .работы. Не ре­комендуется показывать фрагменты из фильмов, которые и без того всем хорошо известны.

В качестве примера (рассмотрим возможности кинемато­графа для иллюстрации лекции на тему: «Роль техниче­ской эстетики для повышения производительности труда». Художественное начало в промышленности и сельском хо­зяйстве способно еще более облагородить труд людей. Техническая эстетика изучает взаимосвязь между человеком и созданными им предметами материальной культуры. Среду, где эта взаимосвязь осуществляется, эк­ран может показать в сопровождении звука в движении и натуральных красках.

В начале лекции сообщается, что еще недавно эстетика «в основном интересовалась художественным творчеством и совершенно не касалась процесса создания промышлен­ных изделий, труда участвующих в нем людей, условий, в которых он протекает, объектов производства. Ныне по­ложение резко меняется. Появилась возможность придать


производственной обстановке новый эстетический вид. Что­бы студенты наглядно представили, как прогрессирует роль эстетики в окружающей действительности, предлагается посмотреть фрагмент из фильма «Окна настежь». В нем пропагандируются новые архитектурные формы — откры­тые плоскости, новые материалы — стекло, пластик. Само название фильма в образной форме передает его идею: в здании должно быть много света, воздуха, простора. Кинофрагмент убеждает, что основа подлинной красоты в тех­нике — целесообразность формы, размеров, цвета.

Когда лектор вновь продолжает рассказ, ело слушают с большим вниманием; аудитории стало легче ориенти­роваться в содержании. В середине лекции кратко сооб­щается о вреде шума на производстве. С защитными меро­приятиями, предотвращающими рост неврастении, сни­жение работоспособности, знакомят десятиминутные филь­мы-плакаты «В цех пришла тишина», «Ключи к тишине». В конце лекции фрагменты из фильмов «Свет и цвет на производстве» или «Радуга в цехе» доказывают важность правильного освещения и окраски рабочего места.

Объем информации возрастает, если определенному разделу знаний посвящается не отдельная кинолекция, а серия их. Примером удачной реализации идеи кинолекто­рия может служить организация во многих городах народ­ных киноунивереитетов. Этот термин обычно употребляется в двух смыслах: как лекторий по любым отраслям знаний с демонстрацией фильмов и как лекционное учреждение, занимающееся пропагандой киноискусства. В данном слу­чае речь идет о киноуниверситетах второго типа. (Иногда их именуют кинофакультетами народных университетов культуры). Значительную часть их постоянных слушателей составляют студенты.

В положении о Воронежском городском народном уни­верситете киноискусства так определены его основные за­дачи: «Расширять политический и культурный кругозор слу­шателей через киноискусство, вооружать их знаниями о ки­нематографе и знакомить с новейшими достижениями в об­ласти мирового киноискусства; научить слушателей применять полученные знания на практике в работе со зрителями в (Кинотеатрах города и об­ласти...» Учредителями народного университета киноискус-



ства являются областная организация Всесоюзного общест­ва «Знание», областное управление кинофикации.

Среди тем лекций и семинаров первого года обучения имеются следующие: 1. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 2. Кино — важнейший вид искусства. 3. Киносценарий — литературная основа филь­ма. 4. Специфика художественного образа в киноискусстве. 5. Кино и идеологическая борьба современного мира. 7. Особенности документального и научно-популярного ки­но. 8. Изобразительное решение фильма. 9. Мультиплика­ция — искусство, любимое зрителями всех возрастов. 10. Музыкально-шумовое оформление фильма. 11. Экрани­зация литературных произведений. 12. Проблемы «автор­ского фильма» и т. д. Занятия второго года обучения обыч­но посвящаются отдельным периодам кино, творчеству выдающихся кинематографистов. К и но вечера пользуются большой популярностью у студентов. Черты развлекательности стимулируют широ­кий интерес к этому виду киномероприятий у студентов старших и младших курсов, делают его общедоступным. Одновременно они таят опасность упрощенного подхода к решению задач целенаправленного формирования лично­сти. Проведение киновечера требует большой подготови­тельной работы, в ходе которой необходимо тщательно про­думать всю программу, проследить, чтобы никакие случай­ности не помешали ее осуществлению.

Тематический киновечер должен преследовать опреде­ленную педагогическую цель. Так, киновечера «Сражающийся Вьетнам», «Африка разрывает цепи», «25-летие Всемирной федерации молодежи» и многие другие, проводившиеся в Воронежском университете, спо­собствовали интернациональному воспитанию студенчества.

……..

Отличительной особенностью киновечера является тот факт, что в его программу помимо кратких информацион­ных сообщений и фильмов включаются номера студенче­ской самодеятельности: художественное слово, фрагменты драматических спектаклей, исполнение музыкальных произ­ведений и т. п.


В качестве примера сошлемся на опыт преподавателей биолого-географического факультета Ярославского государ­ственного педагогического института. Клуб кинопутешест­венников и вечера на темы о родной русской природе, ее исследователях и певцах стали там самыми массовыми видами внеаудиторной работы. При подготовке и проведе­нии киновечеров практикуются предварительное оформле­ние сцены и зала в соответствии с тематикой; выставки репродукций картин, фоторабот студентов факультета, жи­вых растений и гербарных образцов; демонстрация филь­мов, показывающих природные ландшафты нашей Родины.

План киновечера на тему «Лес — народное богатство» состоял из трех разделов. 1. Значение леса: а) краткий до­клад; б) кадры из кинокартин, показывающих красоту на­ших лесов; в) чтение отрывков из романа Л. Леонова «Рус­ский лес». 2. Местные леса: а) сообщение студентов о со­стоянии лесов; б) инсценировка рассказа об охране приро­ды. 3. Растения и животный мир наших лесов: а) сообще­ние студента; б) чтение отрывков из художественных про­изведений; в) хоровое и сольное пение о «зеленом друге» и птицах; г) демонстрация фильмов о лесных животных3.

…..

Участие в таких вечерах расширяет кругозор студентов, усиливает у них интерес к специальным учебным предме­там, к исследованию природы и ее охране. Будущие педаго­ги, кроме того, приобретают навыки организации киновече­ров в школе.

Формы проведения киновечеров могут быть самыми раз­нообразными — все зависит от инициативы его участни­ков. Так, преподаватели ВГУ в 1970/71 учебном году предложили студентам ежемесячно выпускать кинокалендарь. Его выпуски — киновечера, по­священные знаменательным датам из жизни нашего госу­дарства. Для каждого из них подбираются кино­фрагменты, составляется сценарий.

 


… (138)

…….

 

При планировании каждого выпуска кинокалендаря кол­лектив кафедры стремится выяснить целесообразный объем киноиллюстраций, достаточный, чтобы оказать полезное воздействие на зрителей, но не перегружающий их впечат­лениями. Предусматривается участие каждого студента хо­тя бы в одном из видов подготовительной работы (выпуск стенгазеты или тематического стенда, отбор кинофрагментоз и т. д.). Многие доклады делаются на основе студенческих рефератов.

Опыт ВГУ показал, что студен­ты, принимающие активное участие в обсуждении кинопро­изведений, делающие сообщения на киновечарах, обнару­живают на семинарских занятиях — а впоследствии и на экзаменах — более высокий уровень знаний по содержанию как непосредственно своего доклада, так и всего раздела программы курса.

………….

Докладчиками успешно могут выступать студенты стар­ших курсов. У тех, кто учится в институте не первый год, появляется и крепнет чувство ответственности за младших; товарищей, стремление положительно на них влиять.

Киноклубы — высшая, наиболее сложная форма использования экранного искусства в воспитатель­ной работе. Контингент всех перечисленных выше меро­приятий (за исключением киноуниверситетов) не является стабильным. Любой студент может посещать их все или присутствовать лишь на некоторых; участники не связаны обязательствами по отношению друг к другу. Киноклуб (клуб друзей кино) — массовая организация любителей киноискусства, объединенных общностью не только интере­сов, но и цели. Основная задача этого коллектива — твор­ческая пропаганда киноискусства. От каждого вступающего в киноклуб тре­буется, кроме увлечения экранным искусством и обязатель-

 

ства активно участвовать в работе клуба, еще и определен­ный минимум кинознаний.

Вступающие в Воронежский киноклуб заполняют спе­циальную анкету. После пунктов общих данных (фамилия, имя, отчество; год рождения, образование, место учебы «ли работы и т. д.) предлагается ответить на следующие воп­росы:

1. Назовите фильмы выпуска последних лет, которые Вам понравились.

2. Какие фильмы последних лет Вам не понравились?

3. Перечислите фамилии десяти крупнейших киноре­жиссеров.

4. Как вы (расширяете свои знания то киноискусству (занимаетесь в народном университете, или посещаете кино­лекторий, или занимаетесь самообразованием)?

5. Какие книги я журналы по кино Вы читали?

6. Читаете ли Вы рецензии на кинофильмы? В каких га­зетах или журналах?

7. Можете ли Вы подготовить лекцию, доклад, провести беседу о фильме, обсуждение фильма, организовать .коллек­тивный просмотр, диспут, написать рецензию?

Как видно из содержания вопросов, юноши и девушки, претендующие стать членами киноклуба, должны выдер­жать своеобразный конкурс, доказать, что серьезно инте­ресуются киноискусством.

Ежегодно на общем собрании выбирается совет киноклу­ба. Совет клуба выясняет круг вопросов, интересующих большинство членов, и на основе заявок составляет план за­нятий на год. Работа в клубе ведется по секциям (кинокри­тики, истории и теории кино, социологической, кинооргани­заторов); каждый член киноклуба принимает участие в ра­боте годной из них. Возьмем, к примеру, секцию киноорга­низаторов. Задачи ее — самые разнообразные: организация экскурсий, встреч с творческими работниками и культпохо­дов на просмотры фильмов, проведение кинофестивалей и т. д. Клубные кинокритики готовят доклады, пишут за­метки о новинках киноэкрана сначала для стенгазет и ру­кописных альманахов, а после приобретения необходимых знаний и навыков — для газет и журналов. Клубные со­циологи занимаются изучением общественного мнения ки­нозрителей. И, конечно же, все члены клуба смотрят и об­суждают фильмы, ведут пропагандистскую работу.


В состав некоторых киноклубов входят студенческие само­деятельные киностудии. Любительские ленты могут иметь большое воспитательное значение. Например, документаль­ные картины о вузе придают первокурсникам чувство гор­дости за институт, в котором им предстоит учиться.

Клуб способствует кинообразованию вступивших в него молодых людей. Поэтому деятельность всех его секций тес­но смыкается с просветительской работой киноуниверситетов. Киноклубы, как и киноуниверситеты, знакомят любите­лей кино с историей и теорией экранного искусства, с про­цессом создания фильмов, с творчеством крупнейших мас­теров. Лекции и беседы сопровождаются демонстрацией фильмов или фрагментов из них. Занятия, как правило, ве­дутся еженедельно или дважды в месяц.

Просмотры для членов киноклубов включают высокоху­дожественные произведения киноискусства, которые еще не выпущены на экраны, и «забытые ленты» — фильмы, давно не демонстрировавшиеся в кинотеатрах. Для клубов, распо­ложенных далеко от Москвы, Ленинграда, сужается воз­можность получать широкий ассортимент фильмов, так как в основном приходится ориентироваться на фильмофонд ближайших контор кинопроката. Многое зависит от инициа­тивы клубного совета. Так, Госфильмофонд СССР по при­глашению руководителей Воронежского городского киноклу­ба провел в Воронеже несколько ретроспективных темати­ческих кинопоказов лучших произведений советского и ми­рового кинематографа 30—40-х годов. Каждую субботу в зале хроники кинотеатра «Пролетарий» Воронежским ки­ноклубом организуются тематические просмотры (по сле­дующему расписанию: первая неделя — «На экране — ми­ровая киноклассика», вторая — «Кинотеатр хорошего филь­ма», третья — «Вновь на экране», последняя — «Комики мирового экранa»).

Киноклубы справедливо называют «школами по ликви­дации эстетической неграмотности». Молодежь приобретает здесь знания по киноискусству и одновременно ведет лек­торскую работу, поднимает уровень культуры широкой пуб­лики. Научное образование в области киноискусства необ­ходимо сегодня не только узкой группе профессионалов, но и всем, кто посещает кинотеатры. Пониманию произведений кино надо учиться, и это понимание порой дается нелегко. Очевидна необходимость новых методов пропаганды киноискусства, которые бы открывали доступ всем ки-

 

носителям к уже накопленным введениям о киноискусстве, обеспечивали им возможность приобретения новых знаний. Клубное движение может стать хорошим способом популя­ризации нашего кино.

Киноклубы — реальный выход из противоречия между производством и прокатом так называемых «некассовых» произведений — фильмов, которые по тем или иным причи­нам трудны для восприятия без специальных пояснений. Тематические циклы кинопросмотров типа тех, что проводит Воронежский киноклуб, лекции и статьи членов клуба в областных газетах, его ежемесячная телевизионная программа «Кино и мы» (ведущий — председатель киноклуба доцент ВГУ Б. В. Кривенко) подготавливают просмотр «трудных» фильмов, вызы­вают к ним интерес, помогают правильному их осмыслению. Таким образом, работа в киноклубе обеспечивает студен­тов новой информацией; они размышляют об увиденных произведениях, анализируют их, делятся своими выводами и наблюдениями с окружающими. Киноклуб по своим про­пагандистским функциям напоминает такие организации, как школа молодого лектора, факультет общественных про­фессий, слушателям которых также приходится сначала учиться самим, потом выступать с лекциями, беседами, до­кладами. Творческие объединения любителей кино могут сыграть видную роль в улучшении идейно-политического воспитания молодого поколения советской интеллигенции.

Киноклуб вуза представляет дополнительные возможно­сти для контактов педагогов и студентов во внеучебное вре­мя. Преподаватели кафедр истории, философии, жур­налистики, педагогики Воронежского университета входят в состав совета киноклуба. Вместе со студентами, увлекаю­щимися экранным искусством, они организуют большую ра­боту по пропаганде достижений советского кинематографа. Клубное движение в области кинематографа делает пер­вые шаги, и ведущие мастера советского кино стремятся его поддержать. Вот что говорит Г. Козинцев: «Я вспоминаю аудиторию киноклубов и думаю, что, может быть, здесь — будущее кино... Киноклубы продлевают жизнь фильма, они борются за то, чтобы кино было .явлением культуры, а не видом промышленности». С.Герасимов: «Мне кажется не­обыкновенно важным начинанием организация киноклубов в институтах, школах, на заводах. Я убежден в том, что дискуссионные клубы вокруг кинематографа или любого


другого искусства куда полезней, чем организация дежур­ного драмкружка. Вокруг каждого фильма можно провести дискуссию, а это будет способствовать росту не только эсте­тическому, но и гражданскому»4.

Клубы друзей кино — самая совершенная форма идей­но-воспитательной работы с молодыми кинозрителями. Она способна синтезировать вое многочисленные методы и спо­собы воспитательной деятельности с применением экранных средств, в том числе и те, которые остались не проанализи­рованными в настоящей главе. Более полное представление о функциях киноклубов дает схема на стр. 143.

Общение с аудиторией во время пропаганды самого лю­бимого народом искусства расширяет жизненный опыт сту­дентов. Они учатся ориентироваться в мотивах поведения своих слушателей, овладевать навыками воздействия на них. Составление докладов, подбор киноиллюстраций ока­зывают многогранное влияние на формирование научного мышления начинающих лекторов. Участие в различных ме­роприятиях, использующих кино, помогает студентам стано­виться активными общественниками.

1 М, Ром м. Наш достойный соперник. «Советское радио и телеви­
дение». 1966, № 3, стр. 5.

2 «Критика. Задачи и перспективы». «Советский экран», 1972, 4.

3Е. Г. Введенская. Общефакультетские вечера на естественно­научную тему. Сб. «Формирование диалектико-материаяистического миро­воззрения у учащейся молодежи». Смоленск, 1970, стр. 176.

4 С. Герасимов. Необходимое «лишнее». «Советский экран»,

1972, 14.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На вопрос, что такое кино, нет однозначного ответа. Вы­дающееся техническое открытие слишком долго эксплуати­ровалось как аттракцион «живая фотография». В этом од­на из причин инерции взглядов, будто фильмы, идущие в обычных кинотеатрах, пригодны лишь для развлечения, для заполнения свободного досуга. Совсем недавно кино стало ведущим способом транспортировки художественной информации. Сегодняшний кинематограф служит еще одной цели — является инструментом сложных научных исследо­ваний. Пришло время и работникам образования вплотную заинтересоваться возможностями киноэкрана, передать ему часть своих полномочий.

Педагоги стремятся избежать стандартизации учебно-воспитательного процесса, приспособить его к индивидуаль­ным данным каждого учащегося. На просмотре фильма сту­дент получает уровень 'информации, который соответствует его -потенциальны'М возможностям: активный; хорошо успе­вающий — больше, отстающий по тем или иным причи­нам — меньше. Кино дает пищу для ума передового сту­дента, не мешая остальным.

С помощью экрана увеличивается объем знаний, повы­шается интерес студентов к изучаемым дисциплинам, сти­мулируется личный, индивидуальный поиск, вводится в обу­чение качественно новый наглядный материал. В конечном итоге аудиовизуальные пособия облегчают и ускоряют обу­чение, способствуют интенсификации его.

Процесс воспитания также неотделим от творческой са­модеятельности студенческой молодежи в широком смысле этого слова. Использование кино в вузе — отражение по­исков педагогикой высшей школы путей к новой методи­ке коммунистического воспитания. Исследовав возможности кинематографа применительно к конкретным задачам фор­мирования личности молодого специалиста, приходим к вы­воду: фильм играет важную роль в повышении уровня и.де йно -восп ит а те л ьн о и р а бот ы.

Сказанное справедливо в отношении проблем, оставших­ся за пределами настоящего издания, — например физиче-


 


 



ского развития. Специальные кинокурсы с применением за­медленных и убыстренных видов съемок пропагандируют научно обоснованные навыки для замятий всеми видами спорта, приобщают к физической .культуре миллионы тру­дящихся.

Журналист В. Амлинский на протяжении ряда лет наблюдал за процессом перевоспитания несовершеннолет­них правонарушителей. В статье «Мальчишки без девчонок» («Смена», 1971, № 12, стр. 78) В. Амлинский приходит к невеселому выводу, что пока еще невелик арсенал педа­гогических средств, с помощью которых можно было бы проникнуть в сущность жизни подростков с трудной судьбой и каким-то образом изменить эту жизнь. В заключение сво­его репортажа он вспоминает реакцию ребят на киносеансе: «Каждый из них ощутил и понял, где зло и где добро. И, хохоча и посвистывая хором, каждый в отдельности бо­лел все-таки за добрых, за благородных, за справедливых... И что-то малое, невидимое оседало в душе, пусть ненадол­го возвращая утерянные, полузабытые чувства. Кино — все-таки главнейшее из всех искусств. Здесь это понимаешь особенно ясно. Но как нерасчетливо, бесхозяйственно, слу­чайно расходуется эта сила! Показывают что попало, что есть у соседей. И арабско-индийские сентиментальные филь­мы... и еще бог знает что». Если даже в таких исключитель­ных обстоятельствах делается ставка на кино, то тем более педагоги не имеют права сбрасывать его со счетов.

Киноэкран становится помощником воспитателя наравне с испытанными традиционными средствами — лекцией, бе­седой, встречей, конференцией, книгой, плакатом, выставкой, экскурсией и т. д. Киноискусство формирует необходимые убеждения так, как если бы они возникали у студента в ре­зультате его личных жизненных переживаний, как продик­тованные его собственной потребностью. Воздействие аудиовизуальных впечатлений сильнее словесно-логических рассуждений; фильмы предлагают готовый опыт поведения. Чтобы реализовать эти возможности, необходимо решить

ряд проблем.

Создание фильмов носит плановый характер, потребле­ние же их — стихийное явление. Это следствие обилия кинолент; выбор их далеко не всегда бывает точ­ным. Молодые зрители могут отдавать предпочтение не са­мым ценным с точки зрения воспитателя картинам, а слу­чайным, бездарным.


Наконец, многие произведения, которые являются гордо­стью художественной культуры, могут многое сделать для эстетического воспитания молодежи, но по тем или иным причинам трудны для неподготовленного зрителя. Фильм в этом плане беззащитен: у него нет предисловия, как у романа незнакомого писателя; перед началом сеанса не бывает лекций киноведа. Поэтому в прокате страдают прежде всего картины, в которых заложено более серьезное требование к зрительскому восприятию.

В схеме «автор фильма — прокат — зритель» кроме тра­диционных фигур необходимо присутствие педагога. Когда юноши и девушки направляются в кинозал, перед ним встают вопросы: «Что за фильм они увидят? Во имя чего он снят? Научит ли молодежь добру, расскажет ей что-то но­вое о жизни или просто изложит несколько банальных истин?».

Богатство кинематографа используется для целей воспи­тания далеко не лучшим образом, так как не отрегулирова­ны сложные и взаимосвязанные процессы воздействия кино­лент на аудиторию. Структура высшего образования в основном стабильна, фильмы же в кинотеатрах постоянно сменяют друг друга. Из-за неустойчивости репертуара со­вокупность воспитательных влияний картин постоянно ко­леблется. Порой в одном и том же кинотеатре в разных за­лах демонстрируются фильмы, прославляющие героев с противоположными нравственными устремлениями. Все это доказывает необходимость тщательного изучения, про­гнозирования и регулирования воздействия произведений ки­нематографа на студенческую молодежь.

Таким образом, киноинформация, как и любая другая, подразделяется на негэнтропийную, организующую, созида­тельную, и энтропийную (ложную, разрушительную). Эффек­тивное усвоение научных, правдивых, прогрессивных сведе­ний — решающее условие развития и совершенствования человека. Чем интенсивнее кинематограф воспроизводит негэнтропийную информацию, тем выше его роль как сред­ства воспитания.

Будут фильмы приносить пользу или вред — зависит от того, сохранится ли «стихийное» их потребление, или педа­гогикой будет найден и приведен в действие механизм, обеспечивающий гармоническое развитие воспитательного


процесса во взаимосвязи с культурой кинематографа. Для выполнения последнего условия преподавателям необходи­мо:

— намечать определенную и долговременную перспекти­ву по использованию кино в воспитательном процессе;

— расширять свои знания в области истории и теории кинематографии;

— иметь практическую возможность регулировать кон­такты молодежи с экранным искусством, влиять на теку­щий кинорепертуар, принимать участие в планировании вы­пуска фильмов;

— владеть методом определения уровня воспитательно­го влияния кинематографа, чтобы постоянно его контроли­ровать.

Решение этих задач будет способствовать синтезу резуль­татов воздействия кино и всего процесса формирования личности.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!