Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Звуковые процессы (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и др.)




Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции и т.д. Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (редукция и оглушение звонких согласных на конце слова).

Одной из основных комбинаторных модификаций является аккомода́ция – изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. Аккомодация называется прогрессивной, когда начало артикуляции последующего звука приспосабливается к артикуляции предшествующего звука, например: история – предыстория (твердый конечный согласный д приставки пред- требует замены гласного переднего ряда «и» на гласный среднего ряда «ы»).

Если же окончание артикуляции предшествующего звука приспособляется к началу артикуляции последующего, то возникает регрессивная аккомодация: все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно (цел-цель).

К комбинаторным изменениям относится и ассимиляция – это возникновение сходства между звуками одного и того же рода. Она бывает полной (уподобление по всем признакам) или частичной (уподобление происходит по одному признаку), прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Например: в слове сбить [зб’ит’] приставка «с» уподобляется последующему звуку [б’] по звонкости, следовательно, ассимиляция в этом слове контактная, регрессивная, частичная (по звонкости).

Диссимиляция – это изменения, при которых из двух одинаковых или сходных по артикуляции звуков получаются разные в отношении артикуляции звуки. Различается также диссимиляция прогрессивная и регрессивная, контактная и дистактная. Пример: бомба – бонба (изменение губного м в зубное н перед губным б)

Наконец, и ассимиляция, и диссимиляция могут затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования, твердости и мягкости; для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.

Помимо основных комбинаторных модификаций существуют изменения, основанные на ассимиляции и/или диссимиляции. Например, на ассимилятивной основе происходит диэре́за – выкидка звука или слога объясняемая удобством произношения, часто выкидке подвергаются согласные [д], [т]: лестница, праздник.

Вследствие этой же тенденции возникает гаплология – опущение одного из двух одинаковых слогов: знаменосец (вместо знаменоносец), минералогия (вместо минералология).

Эпентеза – вставка звуков в середине слова на диссмилятивной основе, это явление чаще встречается в детской речи или в просторечии: радиво вместо радио, какаво вместо какао. Протезы или надставки являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди, к началу слова: вострый, восемь.

Существуют также звуковой процесс – метатеза (перестановка), которая возникает, например, при заимствовании иноязычных слов: футляр (из нем. Futteral), тарелка (из нем. Teller), а также при переходе слов в диалект: ведьмедь вместо медведь, ралек вместо ларек.

Редукцией называется ослабление и изменение звучания гласных в безударной позиции, при этом изменения бывают количественные и качественные. При количественной редукции гласные теряют часть своей долготы и ослабевают, но не изменяют своих основных признаков. Например, в русском языке гласный звук [у] сохраняет свои основные свойства – огубленность, задний ряд – в любой позиции: под ударением (лук), в первом предударном слоге (пустой), во втором предударном слоге (муравей).

Качественная редукция наблюдается тогда, когда безударные гласные изменяют артикуляционные признаки, например, звуки [а] и [о] в русском языке могут совпадать по произношению: [сʌма пʌймалə сʌма]. При очень сильной редукции безударные гласные могут переставать произноситься, например, провол[о]ка, сутол[о]ка.

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой отмечено в русском языке: труба – труб [труп]; везет – вез [в’oс] и т. п., английскому языку такое явление не свойственно.

1.3. Просодические единицы: слог, слово, синтагма, высказывание. Типы словесного ударения. Интонация.

Звуковая информация об обозначающем языкового знака не может быть сведена только к его фонемному составу, поскольку существуют звуковые явления, сферой реализации которых служат фонемные цепочки: слоги или слова. Такие явления относят к сверхсегментным звуковым средствам языка, в отличие от фонем – сегментных единиц. Сверхсегментные звуковые средства называют также просодическими. Просодические явления наблюдаются в рамках разных единиц языка: в слоге – это так называемый слоговой акцент в ряде языков (4 тона в китайском языке, например), в слове – словесное ударение, в рамках единиц связной речи – фразовая интонация, включающая и разные виды фразового ударения. Структура просодических единиц:

Слог - это часть слова, состоящая из одного или нескольких звуков. По звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончаются гласной) и закрытые (кончаются согласной), неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной).

Цепочки слогов, составляющих слово, во многих языках четко организованы ритмически ударением. Ударение - это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:

1) силой или интенсивностью артикуляции - это динамическое ударение (иначе: силовое, его также часто называют экспираторным);

2) долготой произношения - это квантитативное ударение (иначе: количественное или долготное);

3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов - это тоновое ударение.

4) с участием спектра.

Фонетическое слово не всегда совпадает с грамматическим. Слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают сзади и спереди к слову, имеющему ударение, образуя с ним такт. Примыкание спереди называется проклизой, а само слово проклитикой (например, на дòму, три гòда). Примыкание сзади называется энклизой, а примкнувшее слово – энклитикой (ктò-то, чтò он).

Следующая единица – фонетическая синтагма – обладающая смысловой законченностью группа слов, объединенная ритмически. Фонетическое единство этой единице придает в первую очередь объединение вокруг фразового акцента.

Фраза/высказывание – это самая крупная фонетическая единица, фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь, во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Объединяется фраза интонацией, каждая произнесённая фраза обладает определённой схемой интонации. Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит:

А) из повышений и понижений голоса – это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок.

Б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что в пределах фразы придаёт ей ритм.

В) из скорости или медленности протекания речи, из ускорений и замедлений, что создаёт темп речи.

Г) из силы или слабости произнесения, что образует интенсивность речи.

Д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, что отражается на ритмике фразы.

Е) из общего тембра высказывания, который в зависимости от цели высказывания может быть «мрачным», «весёлым» и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных