Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетика. Вопрос №10.




Понятие фонемы

Фонема — основная минимальная звуковая единица, служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов. На раннем этапе развития языкознания понятия фонемы и звука не различались. Идея выделения особой единицы, отличной от звука, впервые была высказана И.А. Бодуэном де Куртенэ. Он построил теорию фонем.

Для выполнения роли складывания и различения значимых единиц языка фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такие противопоставления фонем называются оппозиции. Прежде всего каждая фонема противопоставлена нулю (отсутствию данной фонемы). Примером такой оппозиции могут служить слова скот-кот, волк-вол. Эти примеры различают разные слова отсутствием согласной. На противопоставлении наличия фонемы и ее отсутствия в парадигме словоформ основаны нулевые формы в грамматике «шел — шла, стул по сравнению со стула, стулу»

Сторонники Московской фонологической школы выдвинули понятия вариантов фонемы, вариаций фонемы и гиперфонемы. Варианты фонем возникают в результате артикуляционно-акустического совпадения разных фонем в слабых позициях. Например: в словах пяти [п´иэ т´и ´ ] и весна [в´иэ сна´] звук [иэ] представляет разные фонемы <а> и <э>, то есть является вариантом фонемы. Вариации фонемы – это звуковые проявления одной фонемы в слабой позиции. Вариациями фонемы <а> являются [иэ], [ь] в приведенных выше словоформах пяти, пятачок, [т] – вариация <д> в слове код.

Гиперфонема–это функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Гиперфонема имеет сходство с фонемой, так как представлена рядом позиционно чередующихся звуков, однако гиперфонема отличается от фонемы отсутствием звука в сильной позиции.

Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Слабые фонемы обладают меньшей различительной способностью, т.к. в слабой позиции фонема является заместителем двух или даже трех сильных фонем. Так [ъ] может заменять <а>, <о>, <э>: [тънцыэва´т], [шълк/\в´и´стый], [мъл/\ка´]. В слабой позиции согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить — [патшыт']; глухой перед звонким становится звонким: просьба — [прбз'ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб — [дуп]; звук не произносится: праздник — [праз'н'ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть — [влас'т'].

Каждая фонема обладает рядом признаков. Например, в фонеме «д» в русском языке можно выделить признаки звонкости (в отличие от глухого «т» дом-том), твердости(в отличие от «д'» «дома- Дёма», взрывности (в отличие от фрикативности «з» дал-зал), отсутствие назальности (в отличие от «н» дам- нам), наличия переднеязычности (в отличие от заднеязычного «г» дам-гам).

Но не все признаки играют одинаковую роль, есть дифференциальные признаки, когда только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой (то есть это все признаки русского «д», о которых было сказано мною выше). Другие признаки — интегральные, так как нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Как известно, в разных языках один и тот же признак может иметь различную функциональную характеристику, например, признак твердость-мягкость в русском и французском языках. В русском это различительный, зависимый от произносительных условий признак, а во французском — неразличительный, зависящий от произносительных условий.

 

 

Фонетика. Вопрос 12.

Типы письма.

Широкое понятие письма - виды общения людей при помоще отпических знаков. Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, связано с использованием для общения графических знаков.

Начертательное письмо зарождается как пиктография, т.е. письмо рисунками (изображения человека, животных, предметов).

С развитием абстрактного мышления возникает идеография, т.е. письмо понятиями (например изображение понятий «зоркость», «дружба», «вражда»). Из-за потребности быстрого письма и записи больших текстов рисунки превращаются в иероглифы.

Со временем понятия усложнялись, а письмо начало требоваться большему количеству людей. Для облегчения возникла фонография - передача языка в фонетическом обличии. Первый этап фонографии - силлабическое, или слоговое письмо (один знак означает один слог, японские алфавиты). Второй этап - консонантный, где изображаются согласные, а гласные обозначаются диакритическими знаками (арабская вязь). Последний этап - фонематический, где для каждой фонемы есть отдельный знак (латиница, кириллица).

 

 

Фонетика. Вопрос 13.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных