Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ КАК СИСТЕМА




П л а н

 

1. Особенности лексической системы языка. Принципы классификации лексики.

2. Семантические отношения в лексической системе.

3. Синонимия.

4. Антонимия.

5. Семантические поля, ЛСГ, тематические группы.

 

Литература

 

1. Конспект лекции.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с.177-184.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Антонимия», «Антонимы», «Синонимия», «Синонимы», «Гипонимия», «Эвфимизмы».

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. – с.96-107.

 

Дополнительная литература

 

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синомические средства языка. М., 1974.

2. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2003.

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005.

5. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. Киш., 1982.

6. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.

7. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

8. Фомина М.Э. Современный русский язык: Лексикология. М., 1983.

9. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

 

Задания

 

1. Изучите предложенную литературу. Зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с планом семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение).

3. Выполните следующие задания.

3.1. С.И. Калабина. Практикум…

Задания 1, 2, 5, 6, 14 (с.84-85,90).

3.2. Как группируются слова: бездельничать, большой, веселый, говорить, добрый, жарко, злой, кислый, маленький, молчать, мягкий, плакать, поздно, покупать, продавать, работать, рано, скучный, сладкий, смеяться, твердый, холодно? В каких семантических отношениях они находятся?

3.3. Как соотносятся между собой значения глагола выводить в следующих предложениях?

1) Тараканов чтоб не было! Надо их вывести!

2) Они пытаются вывести новый сорт озимой пшеницы.

По аналогии составьте предложения со словами просматривать, прослушать.

3.4. Какие типы синонимов представлены: жадный-ненасытный, лоб-

чело, сказать-молвить, ясно-четко?

3.5. Распределите синонимы на абсолютные, семантические,

стилистические и семантико-стилистические.

идти-плестись, украсть-спереть, везде-всюду, книга-фолиант, жара-зной, спешить-торопиться, малыш-карапуз.

3.6. Найдите доминанту синонимического ряда: увлечься, влюбиться, влопаться, полюбить, врезаться, втюриться. Обоснуйте ваш ответ.

3.7. Составьте несколько субстантивных словосочетаний с определением-прилагательным мягкий в разных его значениях и к каждому из них подберите антонимы.

3.8. Классифицируйте следующие пары слов на собственно антонимы и конверсивы: пугать-бояться, предшественник-последователь, легкий-тяжелый, далеко-близко, старше-моложе.

3.9. Найдите в тексте все слова, участвующие в отношениях синонимии, антонимии, гипонимии и метонимии (отношение части и целого). Установите соответствующие пары, тройки и т.д. слов:

 

У нас в квартире много животных. В моей комнате живут две собаки: овчарка и пудель. На кухне спит кошка Муська. Она так смешно вылизывает свой хвост. А в столовой в клетке сидят два попугая. Других птиц у нас нет. В ванне спит крокодил. Еще я хотел бы приобрести какого-нибудь хищника: тигра или льва, но родители не разрешили.

 

3.10. Из перечисленных ниже слов составьте группировки и назовите эти группировки. Пополните каждую из них:

плечо, ходить, лужа, ехать, нога, почва, звезда, земля, вода, носить, кино, бегать, флаг, брести, река, новый, лазить, горячий, голова, луна, озеро, носиться, поезд, театр, ползать, возить, чесать, шапка.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные особенности лексической системы.

2. Какими отношениями объединены слова в лексической системе?

3. Что такое синонимы? Какой член синонимического ряда называется доминантой?

4. Как классифицируются синонимы?

5. Какие слова называются антонимами? Как их можно классифицировать?

6. Что такое гипонимы и гиперонимы?

7. В чем заключается различие между ЛСГ и тематической группой?

8. Какова структура семантических полей? Как они связаны друг с другом в лексической системе?

 

 

СЕМИНАР 7

ФРАЗЕОЛОГИЯ

П л а н

 

1. Предмет фразеологии. Признаки фразеологической единицы.

2. Классификация фразеологических единиц.

3. Речевые трансформации ФЕ.

 

Литература

 

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с. 174-177.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Фразеология», «Фразеологизм».

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. – с. 116-120.

4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. – с. 131-133.

 

Дополнительная литература

 

1. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2003.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005.

3. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М., 1978.

4. Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. Воронеж, 1972.

5. Кунин А.В. Английская фразеология. М., 1970.

6. Фомина Н.Д., Бабкина М.А. Фразеология современного русского языка: Уч. пособие. М., 1985.

7. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

Задания

 

1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий терминов.

3. Выполните следующие задания.

 

3.1. Дайте свои примеры словосочетаний, поместив их в нужную точку классификационного дерева.

 

 

 
 
словосочетание


Фразеологическое (с переосмыслением значения)

3.2. С.И. Калабина. Практикум…

Задания 1, 3, 4, 5, 9 (с. 95-98).

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое фразеология? Что она изучает?

2. Каковы основные признаки фразеологизма?

3. Что такое устойчивость ФЕ? Каков ее источник? Какие виды устойчивости вам известны?

4. Почему ФЕ иногда называют эквивалентами слов? В чем сходство и в чем различие между ФЕ и словом?

5. Как классифицируются ФЕ?

6. Перечислите основные источники ФЕ.

7. Чем объясняется специфичность фразеологизмов для каждого языка?

8. Как ФЕ могут трансформироваться в речи? Какую роль играют такие трансформации?

 

 

СЕМИНАР 8

ЛЕКСИКОГРАФИЯ

П л а н

1. Цели, задачи и общественные функции лексикографии. Периоды развития практической лексикографии.

2. Основные проблемы теоретической лексикографии.

3. Типология словарей.

4. Структура словарной статьи толкового словаря.

Литература

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с.196-204.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Лексикография», «Словарь».

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. – с. 151-156.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996. – с. 151-156.

 

Дополнительная литература

 

1. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2003.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005.

3. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. М., 1987.

4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. М.,1984.

5. Ступин Л.П. Лексикография английского языка. М., 1985.

6. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

7. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

8. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

 

Задания

1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий терминов.

3. Выполните следующие задания.

3.1. Заполните таблицу ТИПОЛОГИЯ СЛОВАРЕЙ (см.: Л.П. Ступин. Лексикография английского языка. М., 1985).

 

ТИПОЛОГИЯ СЛОВАРЕЙ

 

ОСНОВАНИЯ (параметры) типологии   ТИПЫ словарей
  I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX     Объект описания   Объем словаря   Язык описания   Функциональная разновидность языка   Единица описания   Сторона языковой единицы   Порядок расположения единиц в словаре   Потенциальный пользователь (адресат)   Версия словаря    

 

3.2. Подготовьте краткое сообщение о каком-либо словаре. Оформите сообщение в письменном виде и сдайте на проверку преподавателю. На титульном листе укажите полные выходные данные словаря. К сообщению прилагается словарная статья, выбранная из словаря, и анализ ее построения. План сообщения см. в: С.И. Калабина. Практикум…

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое лексикография практическая и теоретическая? Каковы общественные функции практической лексикографии?

2. Какие этапы прошла в своем развитии практическая лексикография?

3. Что вам известно об истории теоретической лексикографии? Каковы основные проблемы теоретической лексикографии?

4. Что такое словарь? Как классифицируются словари?

5. Какова структура словарной статьи толкового словаря? (Приведите пример словарной статьи к-л. толкового словаря и проанализируйте ее структуру).

 

 

СЕМИНАР 9






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных