Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура психологии личности и ее краткая характеристика.




1. Основные этапы развития психологии личности:

1) философско-литературный (5 век до н. э. – начало 19 века). Исследователи: Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм.

2) Клинический (начало 19 – 20 век). Исследователи: Фрейд, Юнг, Адлер.

3) Экспериментальный (начало 20 века). Исследователи: Лозовский, Айзенк, Кеттел, Аппорт, Лурье.

Проблемы личности изучали: Ковалев, Леонтьев, Мергель, Лобов, Платонов, Теплов.

Мергель выделяет 2 группы индивидуальных особенностей:

1) темперамент и индивидуальные особенности психических процессов;

2) мотивы и отношения, характер и способности.

Ковалев выделяет в структуре личности:

а) направленность;

б) способности;

в) характер;

г) систему управления и психические процессы.

Наиболее полной структурой является динамическая структура личности по Платонову.

Динамическая структура личности по Платонову

Название по структуре Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направленность личности Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого-педагогический Обучение
Особенности психологических процессов Воля, чувства, восприятия, мышление, эмоции, ощущения, память Чаще больше социального Индивидуально-психологический Упражнения
Психические свойства Темперамент, половые и возрастные свойства Социального почти нет Психофизиологический и нейропсихологический Тренировки

На основе этой структуры можно выделить следующие структурные элементы:

1) биологически обусловленные особенности личности (задатки, тип высшей нервной системы, темперамент и т. д.);

2) социально обусловленные особенности личности (потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрения);

3) индивидуальные особенности психических процессов:

а) психические позновательные (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь);

б) эмоционально волевые (эмоции, чувства и воля);

4) профессионально-жизненый опыт (знания, навыки, умения, привычки);

5) 2 интегральных свойства:

а) характер;

б) способности.

3. Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях.

Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения называется социализацией.

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Выделяют несколько стадий социализации личности:

1) стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок не критически усваивает социальный опыт);

2) индивидуализация (подростковый и ранний юношеский возраст: появляется желание выделить себя среди других; проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции (проявляется в желаниях найти свое место в обществе; проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом);

4) трудовая стадия (охватывает весь период зрелости человека; его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду);

5) после трудовая стадия (охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям).

Основные институты социализации:

1) семья;

2) дошкольные учреждения;

3) школы;

4) неформальные объединения;

5) ВУЗ;

6) трудовой коллектив.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных