Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моторная теория внимания Н.Н. Ланге 3 страница




Интеллектуальное внимание также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли».Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Так, для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания. Теория внимания Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения".

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Моторная теория внимания Н.Н. Ланге

Связьвнимания и движения выделял в своих работах в работах Н. Н. Ланге, который представлял ее как причинно-следственную,где движенияне просто включены в акт внимания, но обусловливают его, делают вниманиевозможным.ТеорияН. Н. Ланге — уже собственно моторная, или эффекторная. Внимание в ней — не особое состояние сознания, обеспечиваемоедвигательным приспособлением организма, но «целесообразная реакция организма,моментально улучшающая условия восприятия»[1].Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной,эволюционно полезной, так и сообразной собственным целям познающего субъекта —произвольной.

По типу реакции, «улучшающей условия восприятия», Н. Н.Ланге предложилразличать три вида внимания, в каждом из которых движение соответствующего типаиграет ключевую роль.

1. Рефлективное внимание представляетсобой автоматическую настройкуорганов чувств в ответ на появление какого-либо значимого стимула. Это разнообразные мышечные реакции организма:аккомодация хрусталика, позволяющая приспособить глаз к лучшему видениюобъекта, рефлекторный поворот головы в сторону источника звука и т. п.

2. Инстинктивное внимание связано с определенной эмоцией,или «инстинктивнымвлечением», которое встраивается между ощущением и движением. Подобные эмоциивызываются видоспецифичным классом объектов и обычно влекут за собой ряд целесообразныхдвижений. Однако об их цели познающий субъект не задумывается: эти движениянаследуются им как представителем вида.Инстинктивноевнимание основано на эмоциях любопытства или удивленияпри появлении чего-то нового и незнакомого. Эти эмоции характерны уже дляживотных, и чем более высоко развито животное, тем более оно любопытно.Появление нового и необычного объекта вызывает инстинктивное влечение лучшеизучить его, сделать более привычным и понятным. Такое влечение, по мнению Н.Н.Ланге, обладает двумя классами средств.

I. Средства улучшения внешнеговосприятия — выразительные

движения. Этидвижения связаны уже не только с настройкой органа

чувств, соответствующего воздействию, что характерно для рефлекторноговнимания, но и с подстройкой всего тела, которая

позволяет лучше воспринять объект внимания. Это и приближение к объектувнимания, и вытягивание к нему головы, и задержка дыхания, и многие другиедвижения.

II. Внутренние (психические) средства, способствующие тому,

что странный и необычный объект будет признан знакомым, а

следовательно, понятным. Понимание воспринятого объекта также

может удовлетворить любопытство идостигается отысканием в прошлом опыте сходных с ним илиобъясняющих его представлений.

3. Волевоевнимание предполагает, что цель познавательного акта, который предстоит осуществить,заранее известна познающему субъекту, но достижение ее не обеспеченоврожденными видотипическими реакциями. Если цель ясна, то должен существовать ипредварительный образ того объекта, который необходимо обследовать илипомыслить, — «предварительное знание» о нем, как говорил Н. Н. Ланге, или«преперцепция» в терминологии У. Джемса. Исходно этот образ бледен и схематичен(Н. Н. Ланге называл его «значковым»), поэтому нет никакого противоречия в том,что цель познавательного акта дана заранее. Смысл этого акта в том, чтобыпридать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Ноусилить интенсивность образа можно только за счет движений, единственнодоступных волевому управлению. Следовательно, акт волевого внимания тожеоказывается сугубо двигательным.Более того, чувство усилия, всегда сопровождающее акт волевоговнимания, тоже обусловлено именно двигательными компонентами этого акта.Итак, Н. Н. Ланге выделилследующие основные подходы к проблеме природы внимания:

1.Внимание как результат двигательного приспособления.

2.Внимание как результат ограниченности объема сознания.

3.Внимание как результат эмоции.

4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жиз­ненного опытаиндивида.

5.Внимание как особая активная способность духа.

6.Внимание как усиление нервного раздражителя.

7.Теория нервного подавления

БИЛЕТ 17

В отечественной психологии проблема внимания рассматривается традиционно в рамках культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), деятельностного подхода (П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин), психологии установки (Д.Н.Узнадзе).

Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.

Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности. Таким образом, проблемы развития и регуляции внимания решались с тех же позиций, что и проблемы регуляции любой внешней деятельности. Внимание как деятельность содержало все те же компоненты (деятельность, действие, операция), что и внешняя деятельность. Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным – внимание это деятельность контроля.

Представитель другого деятельностного подхода С.Л.Рубинштейн, рассматривающий деятельность в единстве с сознанием, рассматривал внимание как общее явление, присущее в качестве необходимого компонента всем деятельностям, не приписывая ему свойств отдельной деятельности. Определение внимания, данное С.Л.Рубинштейном - сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Схожую с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Определение внимания, данноеН.Ф.Добрыниным - это направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.

Современный отечественный психолог В.И.Страхов, занимающийся проблемами внимания, синтезируя существующие подходы, рассматривает внимание как психическое состояние.

Он различает два термина: “внимание” и “сосредоточение”. В традиционном определении внимания понятие “сосредоточение” фигурирует как “разъясняющее”, как уточнение сути определяемого явления, соответственно в ранговом положении оно оказывается сниженным.

Внимание есть сосредоточение, сосредоточение есть внимание. Их разведение – “разрыв” внимания, выхолащивание его сути. Внимание реализуется в соединении и фокусировке необходимых в каждом случае психических функций на объекте съема, на определенном поле (точке) - это именно сосредоточение. Внимание, как это и присуще психологическим состояниям, имеет синтетическую организацию – структуру. Оно объединяет собой определенный комплекс психических процессов своего структурного наполнения сообразно специфике объекта сосредоточения, решаемой задаче, личностному фактору и другим обстоятельствам.

Переводя вышесказанное на конкретно–ситуативный язык функционирования внимания, рассмотрим феномен “учебного внимания” - сосредоточения студента во время лекции. Из довольно обширного ряда структурных единиц внимания, сфокусированных на объекте деятельности, укажем зрительное и слуховое восприятие, интеллектуальную переработку воспринимаемого и эмоциональное реагирование на этот процесс, ролевую составляющую и, наконец, моторно–двигательное и статически физическое “оформление” внимания (его так называемое оптимально–телесное сопровождение: позу, позицию, двигательно–действенную поддержку).

Однако является важным не количественная характеристика обсуждаемого явления, а вопрос сомкнутости и точечной ориентации всех составляющих, их жесткая привязка к объекту сосредоточения. Именно их комплекс и образует собой внимание.Итак, комплексность и фокусировка - таковы исходно-определяющие показатели рассматриваемого В.И.Страховым явления. Однако в подобной ранговой позиции находится еще одно свойство внимания – динамика его фокусировки. С данным фактором связана дееспособность внимания, его продуктивность и надежность. Установлено, что как только у личности исчерпываются возможности переключения – динамики внимания в сфере поля сосредоточения, - внимание в данной его направленности исчерпывает себя.

В этой связи интересно сравнение внимания специалиста-профессионала и человека, только пробующего себя в новом виде деятельности. Для первого объект его профессионального интереса к занятости практически не исчерпаем в сменяемых аспектах сосредоточения и поэтому может долго оставаться в центре внимания. Специалист всегда найдет возможность для очередного смещения внимания в пределах своей занятости. Компетентность предопределяет широту и основательность познаний в соответствующей области, - отсюда вытекает и значительная вариативность переключения (динамики) внимания. Сохранение устойчивость внимания (динамически предопределенное) в этом случае вполне естественное явление, оно имеет указанные на то основания – знание аспектов сосредоточения и поиск новых прецедентов для внимания.

 

 

ВОПРОС№19
Сформулируйте и раскройте понятие «память». Назовите функции памяти, перечислите виды памяти по различным основаниям. Ответ иллюстрируйте примерами. Дайте представление о физиологических и нейрофизиологических механизмах памяти.
Память – это психический, познавательный процесс, состоящий в отражении предыдущего опыта. Процесс отражения прошлого опыта не может быть осуществлен без запечатления информации, сохранение впечатления, воспроизведение информации. Все это в равной мере может относиться и к эмоциональной сфере, и к сфере восприятия, и к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Память дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами предыдущего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.Классификация видов памяти основана на учете разных свойств памяти. I.Если опираться на способы кодирования информации, то мы получим: 1-образную (Явления последовательного образа. Если Вы будете некоторое время (секунд 10-15) смотреть на квадратик из ярко красной бумаги, затем уберете его, переведете взгляд на белый лист, то некоторое время будете видеть отпечаток на нем в форме квадрата, но сине-зеленого цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом. Положительные последовательные образы можно наблюдать, если поместить в полной темноте перед глазами какой-нибудь предмет (например: руку), а затем на короткое время (0,5 сек.) осветить его ярким светом. Свет потухнет, а Вы будете продолжать видеть яркий образ предмета в естественных цветах; этот образ сохраняется некоторое время, а затем исчезает. Этот процесс нельзя регулировать сознательным усилием, его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. Явление наглядных (эйдетических образов). У некоторых людей особенно в юношеском или детском возрасте образы показанного предмета или целые картины сохраняются длительное время после того, как предъявленные предметы, или картины убраны. Образ представлений. Образы представлений богаче наглядных образов. Всегда включают в свой состав как зрительные, так и осязательные слуховые следы, они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами. (Например, вспомните лимон.). Второй особенностью образа представлений является включение в свой состав интеллектуальной переработки впечатлений о предмете, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории.) 2- словесно-логическую (вербальную) (словесная память. Получая словесную информацию человек меньше всего запоминает слова и удерживает текстуально дошедшее до него впечатление. Это всегда переработка словесной информации: выделение из нее наиболее существенного и удержание не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей, которые попадаются в словесном сообщении. Словесную память называют “ассоциативной” или “логической”.). II.В зависимости от степени участия анализаторов в процессе запоминания образную память разделяют по видам анализаторов: зрительная; слуховая; моторная (кинестетическая); осязательная; обонятельная; вкусовая. III.Виды памяти различают по степени участия волевого компонента:непроизвольная; произвольная (Одна информация усваивается невольно, т.е. непроизвольно – это исходная форма запоминания. Другую информацию человек может себя “заставить” запомнить – это произвольное запоминание. Произвольное запоминание может быть непосредственным и опосредованным). IV. С точки зрения степени осознания информации разделяют: механическую и осмысленную память. V. Эмоциональная память. Это память на чувства, на переживания, которые можно отнести к: положительно, нейтрально и отрицательно эмоционально окрашенным. VI. С точки зрения длительности хранения информации разделяют:кратковременную и долговременную память.
Физиологический механизм возникновения следов в нервной системе. Эксперименты на животных показали, что такие нервные клетки мозга, как неспецифические нейроны, после того, как получили единичное раздражение, отвечают на

ВОПРОС№20
Назовите и дайте характеристику основных процессов памяти. Раскройте связь процессов памяти с личностью человека. Ответ иллюстрируйте примерами.
Запоминание — Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма-териал не забыт.
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное —это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ-вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

  ВОПРОС№21 Раскройте основные закономерности непосредственного произвольного запоминания (экспериментальное исследование памяти Г.Эббингауза). Дайте определение понятиям интерференции, проактивного и ретроактивноего торможение. Герман Эббингауз. 1885 – исследование памяти на материале бессмысленных слогов. Ассоцианизм - смысл – это нечто привходящее, прибавляющеся к элементарным процессам сознания. Интерференция смысла: одни слова запоминаются лучше, другие – хуже. Трехбуквенные слоги (последовательности из разл. кол-ва стимулов) зачитывал под метроном, чтобы каждый слог имел одинаковые “возможности” для того чтобы быть запомненным, а т.ж. для того чтобы иметь возможность изучения зависимости запоминания слогов от скорости прочитывания материалла. Открыл эффект края: стимулы в начале и в конце запоминаются легче, поскольку испытывают “тормозящее”влияние других слогов только с одной стороны. Кривые заучивания и забывания. Процесс забывания постепенно замедляется. Замедлить падение кривой могут разл. факторы, в т.ч. сон, поскольку во время сна нет никакой дополнительной, “тормозящей” деятельности. Интерференция— ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка). В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную и проактивную интерференцию. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную интерференцию, моторно-акустическую интерференцию, зрительную интерференцию и т. д. Понятие об интерференции лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Торможение проактивное) — интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам. Термин предложен французским психологом М. Фуко (1928), который опирался на введенное И. П. Павловым понятие внутреннего (условного) торможения, выделенное им наряду с внешним торможением (торможением какой-либо деятельности ориентировочным рефлексом на посторонний раздражитель) и охранительным торможением (предохраняющим нервные центры от переутомления). Внутреннее торможение наблюдается при угасании условных рефлексов, а также их дифференцировании при образовании запаздывающих и следовых условных рефлексов. Влияние проактивного торможения на ответ тем сильнее, чем больший объем материала заучен до данного воспроизводимого элемента и чем более сложной и сходной с настоящей была предыдущая деятельность. Торможение ретроактивное— интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, то есть происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин «ретроактивное торможение» был предложен Фуко (1928). Многочисленными исследованиями установлено, что влияние ретроактивного торможения на ответ тем сильнее, чем большее число элементов было заучено после подлежащего воспроизведению элемента и чем более сложной и сходной с воспроизводимой была последующая деятельность.
  ВОПРОС№22 Раскройте закономерности развития опосредованного запоминания на основе анализа результатов эмпирического исследования А.Н.Леонтьева («Параллелограмм развития памяти» А.Н.Леонтьев). А.Н.Леонтьев, основываясь на теории интериоризации высших психических функций, внёс свой вклад в исследование развитии памяти, особенно подчёркивая центральную роль речи: “именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи и создаются намерения.” Автор предполагает, что переход, совершающийся от внешнего опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто технической функции в функцию внутреннюю. Развернутое исследование процесса развития высших форм запоминания проводилось А. Н.Леонтьевым применением методики двойной стимуляции. Детям разного возраста и взрослым предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: “Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово”. Конечно, изображения на карточках не были копиями предлагаемых для запоминания слов, а были лишь потенциально связаны с ними. Например, мог быть предъявлен ряд, включающий в себя слова “день”, “праздник”, “встреча”, а в наборе карточек присутствовали рисунки петуха, глобуса и часов. Адекватная работа со стимулами-средствами состояла в установлении связи между словом – материалом для заучивания и изображенным подходящим объектом. Проверялась эффективность воспроизведения предъявленного списка слов. В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не давались. В исследовании приняло участие 1200 испытуемых. Для наглядности представления обнаруженной закономерности А.Н.Леонтьев ограничился тремя группами:1) испытуемые дошкольного возраста; 2) испытуемые младшего и среднего школьного возраста; 3) взрослые испытуемые (и студенты). Если присмотреться к графику, то можно увидеть, что он похож на параллелограмм. Поэтому и принцип развития памяти получил название “параллелограмм развития памяти”. Его суть заключается в том, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания, т.е. график, фиксирующий эффективность запоминания с карточками, имеет более крутую форму. Напротив, начиная со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. Обратим внимание на слово «внешнее». В том-то и дело, что для стороннего наблюдателя ситуация выглядит так, как будто взрослые пользуются карточками «все хуже и хуже». Но, по мысли А.Н.Леонтьева, за пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне все возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс вращивания внешнего средства, превращения его во внутреннее, психологическое средство. Принцип “параллелограмма” представляет собой “выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное. Если бы мы теперь хотели рассмотреть память взрослого культурного человека, мы должны были бы брать ее не таковой, какой ее создала природа, а такой, какой ее создала культура”

 

    ВОПРОС№23Поясните роль осмысления материала при запоминании, объясните явление реминисцении. Исследования (А. Бине, К. Бюлера и ряд других, в том числе и наше, ещё не опубликованное) отчётливо вскрыли роль осмысливания, в запоминании и показали, что осмысленное запоминание подчинено иным закономерностям, чем механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части прежде всего второстепенное, несущественное. Несущественное, таким образом, отсеивается; существенные же по смыслу части как бы вычленяются из смежных с ними, но существенно по смыслу с ними не связанных частей, объединяясь в памяти с теми, с которыми их связывает смысловой контекст. Таким образом, вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит значительно более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно закрепляется наиболее существенное для данного субъекта, основной смысловой остов текста. Сам текст при этом подвергается более или менее значительной реконструкции. Воспроизведение в этих случаях определяется не смежностью, а может совершаться вопреки связям по смежности, в соответствии со смысловыми связями.Реминисценция— воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.
  ВОПРОС№24Поясните зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности. Охарактеризуйте экспериментальные исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко. Охарактеризуйте исследование зависимости запоминания от динамики деятельности в школе К.Левина, сформулируйте и поясните «эффект Зейгарник». Зависимость непроизвольного запоминания от структуры деятельности в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. В серии экспериментов Зинченко был доказан факт зависимости непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Данная форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, и перед ним довольно часто встает задача вспомнить то или иное событие, которое целенаправленно не отмечалось и не запоминалось. Кроме того, непроизвольное запоминание, в отличие от произвольного, редко служит предметом экспериментального исследования, так как с трудом помещается в лабораторные рамки; эта форма запоминания практически не исследуется в когнитивной психологии. Однако П.И. Зинченко и его сотрудникам удалось решить методологические и практические проблемы, связанные с изучением непроизвольного запоминания. Один и тот же экспериментальный материал выступает в эксперименте в двух ипостасях: один раз – в качестве объекта, на который направлена деятельность, второй раз – в качестве фона, т.е. объекта, непосредственно не включенного в деятельность.Эффект Зейгарник - закономерность, выявленная Б.В. Зейгарник -, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия -. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы - следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных