ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика развития психодинамических свойств личности
В самых различных психологических концепциях: Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева (где темперамент по сути игнорируется), Б. М. Тепловая, В. Д. Небылицина (где темперамент рассматривается подробно, но изолированно), Р. Кеттелла и Г. Айзенка (где темперамент рядоположен другим факторам или даже становится основным измерением личности и человека) — сходство состоит в том, что признаются или отвергаются непосредственные связи темперамента с другими объектами физиологии и психологии. Однако только принятие опосредованности и многозначности рассматриваемых связей темперамента позволяет достаточно определенно включить его свойства в систему свойств личности. Источниками и сущностью реактивности личности являются ощущения, потребности и связанная с ними оптимальная стимуляция действий индивида в конкретных ситуациях «сейчас и здесь» — во внешнем и внутреннем пространствах бытия человека. Конкретность включенности личности в деятельность выражается в следующих психодинамических свойствах ее реактивности: 1) Пространственно-ориентированные: — экстраверсия—интроверсия (ориентированность вовне или вовнутрь); — тревожность [(не)склонность к избеганию]; — агрессивность [(не)склонность к внешнему или внутреннему конфликту]; — экстрапунитивность [(не)склонность к раздражительным реакциям в ситуации фрустрации]; — фрустрированность [(не)склонность к разрушению индивидуального стиля деятельности]; — ригидность—флексибильность [(не)склонность к «застреваемости» в ситуациях однородной стимуляции действий]; — психотизм [ориентированность на положительную или отрицательную (не)высокую потребность в стимуляции извне или изнутри]. Психотизм иногда понимается как реактивность в приведенном здесь смысле. 2) Энергетические: — энергетический потенциал — утомляемость; — непроизвольная регуляция энергии; — темп расходования энергии; — моторная речевая активность (иногда — двигательная активность, работоспособность); — эмоциональная возбудимость — стабильность; — мажорное или минорное интонирование эмоций и настроений. 3) Временные: — скорость реакций (мыслительных и моторных процессов); — темп и ритмичность реакций; — длительность реакций (умственных и моторных действий); — гибкость и беглость (моторных) реакций (гибкость мышления). Различные авторы включают в состав темперамента не все и не одни и те же приведенные выше психодинамические свойства реактивности, перечень которых к тому же может быть расширен. Для ориентировки в практическом исследовании темперамента полезно привести наши извлечения из исследований Я. Стреляу и его сотрудников по сопоставлению реакций (действий) и свойств темперамента низкореактивных и высокореактивных индивидов (см. таблицу 11.2). Несмотря на известные тенденции к неприятию типологизации индивидуальных различий, она крайне необходима в практике непрерывного образования и профессиональной деятельности. Дифференциация, специализация, профотбор и профориентация и в особенности грамотный индивидуальный подход невозможны без типологии индивидуальных различий. Кроме того, типология позволяет успешнее осуществлять нормирование первичных оценок и сопоставление профилей, полученных по стандартным значениям факторов. Разумеется, речь не идет о том, чтобы на основе типологии относить какие-либо индивидуальные особенности или тип темперамента прямо к социальным следствиям или причинам. Рассматривая проблемы развития и воспитания личности, следует учитывать свойства темперамента в том смысле, что они являются характеристиками способов ее функционирования, а не симптомами расстройств. Предлагаемые нами во всех нижеприводимых методиках среднестатистические границы применения типов темперамента, соотнесенные с типами характера, служат для ориентировки, позволяющей, например, не применять без необходимости весь комплекс методических средств, а экстраполировать интерпретацию полученных уже данных к другим возможным следствиям, связанным с этими данными. (Конкретно для взаимосвязанной интерпретации введены коэффициенты перехода к шкале 20-80, общей для темперамента и характера.) Однако, что существенно, наши ориентировочные указания приведены в отношении типов характера, а не темперамента, и для этого есть по крайней мере две причины. Первая из них состоит в том, что в практике непрерывного образования или профессиональной деятельности чаще требуются результаты, касающиеся характера, общих способностей и статуса личности, а познание свойств темперамента, психодинамических свойств индивидуальности остается хотя и обязательным, но внутренним условием обоснованности рекомендаций психологов. Подобно этому, при изучении восприятия не всегда обязательно предлагать в итоге исчерпывающую характеристику составляющих его процессов ощущений, хотя было бы неверно вовсе абстрагироваться от их содержания. Вторая причина обобщения получаемых разультатов до уровня стержневого образования личности — характера — имеет принципиальное значение. Устанавливаемые в многочисленных исследованиях связи между свойствами нервной системы и темперамента (связи натуральною ряда по Л. С. Выготскому) и между свойствами последнего и отношениями личности (связи культурного ряда) не являются абсолютными и постоянными.
Таблица 11.2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|