Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема1 ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Цели занятия: I. Организация информации о способах познания и исследования психических процессов и явлений. 2. Формирование умений и навыков психологического исследования в педагогических целях.

Психологическое исследование: требования
к организации и его этапы

Классификация методов исследования

Характеристика основных эмпирических

методов психологии

Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь вы­являть, анализировать и учитывать индивидуально-психологические осо­бенности личности учащегося, цели его действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Основными характеристиками личности являются: на­правленность как устойчиво доминирующая, преобладающая система по­требностей, отношений, мотивов, ценностных ориентации, установок, убеждений и т.д.; социальный опыт, выраженный через знания, умения, навыки; познавательная сфера, представленная вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением; эмоционально-волевая сфера и ин­дивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, харак­тер, способности. На изучении этих характеристик личности сосредотачи­вает свои усилия педагог в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания.

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действи­тельности, что является целью любой науки, выступает научное исследо­вание. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное ис-


следование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований':

1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать
решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получае­
мых результатов.

4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

5. Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирова­ния работы и должна быть четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и це­ленаправленным (избирательным).

7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязатель­ных этапов, представленных в табл. 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования


 


Классификация методов исследования

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; сово­купность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности".

Методы научного исследования - это приемы и средства, с помо­щью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомен­даций.

Методами психологии называют основные приемы и средства по­знания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов1:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнитель­
ный, лонгитюдный и комплексный методы,
которые применяются на про­
тяжении всего исследования и представляют различные организационно-
исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объ­ектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, просле­дить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т.д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объ­екта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследова­ния такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между яв­лениями разного типа, например между физиологическим, психологиче­ским и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и экспе­
римент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и

Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичева и др. М., 1983. С. 364. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 — 298.


др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов дея­тельности, биографический метод (рис. 1).

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по груп­пам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Метод наблюдения

Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном вос­приятии психических явлений с целью изучения их специфических изме­нений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан4.

Если житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер, то наблюдение как научный

4 Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990. С. 227.


 



метод является систематическим и не ограничивается описанием внешних проявлений психического, а подразумевает переход к объяснению их при­роды (рис. 2).

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) про­явления вербального и невербельного поведения:

• пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т.д.);

• мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);

• речь (содержание, культура речи и т.д.).

Факторами, обуславливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

• многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

• многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

• уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если за­ключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблю­дений, который представляет собой специальные записи наблюдателя, от­ражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

' Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54.


Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

1. Адекватная передача смысла наблюдаемых явлений.

2. Точность и образность формулировок.

3. Обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой имело место наблюдаемое поведение.

Одной из разновидностей данного метода является самонаблюдение, принимающее форму словесного отчета в том, что видит, слышит, чувст­вует, переживает человек, к чему он стремится. Подобный словесный от­чет фиксируется, как и любое внешнее, объективное выражение психиче-. ских состояний человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных