Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Модульная технология формирования краеведческих знаний
При изучении родного края на уроках географии в 8 классе применяются различные технологии. Одной из новых технологий, вошедших в учебный процесс, является модульная система, которая, например, может активно применяться в рамках факультатива. Ее основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Данная технология направлена на более глубокое изучение своего региона, так как поверхностное знакомство с ним осуществляется при изучении районов России.
Помимо этого, модульная технология открывает следующие возможности:
- индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
- партнерская работа в парах;
- работа в группе.
Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии региона характерна индивидуализация.
По сравнению с другими технологиями у модульной есть свои преимущества:
- возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
- развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
- комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, ''мягкий'' контроль);
- консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Ведущая характеристика модульной технологии – гибкость, способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям (путем дифференциации содержания обучения и вариативности методов обучения).
Принцип модульности предполагает целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Например, в представленном ниже уроке по модульной технологии 5 учебных элементов. В нулевой учебном элементе содержатся основные цели урока, в УЭ1, УЭ2, УЭ3 – рассматриваются основные подтемы урока.
В разработанном уроке происходит сочетание материалов, как по физической, так и по экономической географии. Это дает возможность рассматривать географию края как интегрированную (комплексную) науку.
В результате выполнения представленного модуля каждый ученик самостоятельно может оценить свои успехи, так как в УЭ4 содержится рейтинг баллов за выполнение заданий.
Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу «География Орловской области» (8 класс).
Тема: «Промышленность Орловской области»
Учебный элемент
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению материала
| УЭ0
| Интегрирующая дидактическая цель.
По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:
Знать:
1) особенности ЭГП Орловской области;
2) особенности природы и хозяйственного развития Орловской области;
Уметь:
1) анализировать карты атласа;
2) формировать выводы по каждому учебному элементу;
3) составлять комплексную характеристику края, делать выводы.
4) осуществлять разные виды контроля;
5) учиться работать в группах, учитывать мнение других, принимать решения.
Вводный контроль:
Ответьте на вопрос:
Какие природные ресурсы характерны для территории Орловской области?
Сформулируйте цель урока исходя из ответа.
| Используйте для модуля: Тихий В.И.
Экономическая и социальная география Орловской области. Орел, 2000.
Учебные материалы по географии Орловской области;
Рабочая тетрадь
Географический атлас: 8 класс.
Обсудите ответ в группах. Отвечает один человек.
| УЭ1
| Особенности географического положения, проблемы и перспективы развития Орловской области.
Цель: Определить особенности ЭГП и перспективы развития Орловской области.
Ход работы:
Задание А
Ответьте на вопрос:
Можно ли считать, что роль Орловской области в хозяйстве России – следствие его природных условий и ресурсов?
Задание Б
Закончите предложение:
1. Орловская область занимает площадь ________.
2. Орловская область находится в фокусе глобальных связей _____________.
Взаимоконтроль: поменяться тетрадями с соседом, он проверит по образцу и поставит балл.
Задание В
Сделайте вывод об особенностях географического положения Орловской области:
Положительные Отрицательные
_______________ _______________
________________ _______________
________________ _______________
_______________ ________________
Контроль: работу проверяет учитель.
| Задание обязательно для всех.
Максимум – 5 баллов.
| УЭ2
| Состав и природные условия Орловской области.
Цель: определить состав территории, Орловской области, охарактеризовать природные ресурсы, сделать выводы об особенностях природных условий и ресурсов.
Ход работы:
1) Изучите карту атласа.
Задание А
На контурную карту нанесите границу Орловской области, административные единицы, входящие в его состав, крупные города.
Контроль осуществляет учитель.
| Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.
Максимум – 4 балла.
| УЭ3
| Специализация хозяйства и перспективы развития.
Цель: понять взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией края, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие, выявить хозяйственные проблемы Орловской области и наметить пути их решения.
Ход работы:
1) Изучить текст учебного пособия
2) Выпишите в тетрадь отрасли специализации Орловской области.
3) Выполните одно из двух заданий.
Задание А
Выберите правильные ответы (знаками ''+'' или ''-")
Отраслями Орловской области являются:
1. Цветная металлургия
2. Топливная промышленность
3. Электроэнергетика
4. Рыбная промышленность
5. Нефтехимия
6. Производство минеральных удобрений
7. Лесной комплекс.
Контроль: сверить свой отчет с образцом, который находится у учителя.
Задание Б
Сформулируйте проблемы и перспективы развития Орловской области.
Контроль осуществляет учитель.
| Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.
Максимум – 7 баллов.
| УЭ4
| Резюме
Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие пред вами стояли цели.
Подсчитайте общее количество баллов.
Определите по шкале баллов свою оценку.
| Оценки:
''5'' – 12-16
''4'' -9-11
''3'' -3-8
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|