ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Народное образование и культурная жизнь
Возрождение экономики края, нормализация жизни привлекли за собой оживление научной и культурной жизни, развитие народного образования. Декрет Совнаркома от 26 декабря 1919 г. "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" положил начало широкому движению за всеобщую грамотность. Это было очень сложным делом: почти две трети жителей губернии не умели ни читать, ни писать. В октябре 1921 г. в Самаре действовало 25 школ ликбеза, в которых занималось 300 человек, к марту 1922 г. таких школ стало 46. Конференция рабочих завода им.Масленникова постановила: "всем рабочим рекомендовать использовать всякую представленную им возможность учиться... принять все меры к тому, чтобы на заводе не осталось ни одного безграмотного рабочего". Тяга к знаниям была велика. 7 января 1924 г. в Самаре состоялось первое организационное собрание общества "Долой неграмотность". Проводились вечера "За грамоту", торжественно открывались новые школы и ликбезы. Увеличился спрос на книги и журналы. В Самаре и губернии открывались новые клубы, библиотеки, на окраинах – избы-читальни. Росли бюджетные ассигнования города на образование и культуру. Самарцы оказали огромную помощь сельским районам в развитии школьной сети. Уже весной 1924 г. в губернии действовало свыше 1300 школ, в которых обучалось 150 тыс. человек. При городских, районных и сельских Советах активно работали группы содействия ликвидации неграмотности. Проводились смотры работы школ, организовывалось массовое шефство грамотных над неграмотными. Весьма острой была в 20-е годы проблема кадров высшей квалификации для народного хозяйства, культуры и здравоохранения. Такие кадры в 20-е годы готовили всего два вуза: Самарский государственный университет (1918-1927 гг.) и Сельскохозяйственный институт. К концу 1920 г. в университете было пять факультетов: медицинский, физико-математический, историко-филологический, агрономический, рабочий. Быстро росло число студентов. К концу января 1919 г. на историко-филологическом факультете обучалось 843 студента, на медицинском – 796, на факультете естествознания – 370, а всего – 2009 человек. В 1921 г. в университете было 2626 студентов. Профессорско-преподавательский состав был высококвалифицированным: один из создателей педагогической психологии в России, первый ректор университета профессор А.П.Нечаев; видный историк русской литературы академик В.Н.Перетц; известные филологи и лингвисты – будущий академик А.П.Баранников, профессора В.П.Адрианова-Перетц, В.И.Тарасов, А.В.Багрий; известные историки П.А.Преображенский, С.Я.Лурье, Н.П.Грацианский, В.В.Гольмстен, С.А.Хованский (кандидат естественных и исторических наук), П.Ф.Преображенский, М.Н.Тихомиров (позднее он станет профессором Московского университета и академиком АН СССР). Профессорами медицинского факультета были: П.М.Никифоровский – видный физиолог, ученик И.П.Павлова; В.В.Гориневский – гигиенист и теоретик физического воспитания, невропатолог А.А.Корнилов, патологоанатом Е.Л.Кавецкий. При Самарском университете активно работали научно-исследовательские институты: анатомии, гистологии, гидробиологии, дошкольного воспитания, астрономическая обсерватория. Были образованы научные общества: историко-филологическое, экспериментальной педагогики, археологии и этнографии, естествознания, медицинских врачей, физико-математическое. Общество медврачей, которым руководил Е.Л.Кавецкий, в 1922-1925 гг. занималось изучением наиболее эффективных мер борьбы против малярии и туберкулеза. Важное общественно-научное значение имели труды профессора М.К.Гремячкина "Клиника и терапия сыпного тифа", "Классификация нефритов", профессора П.В.Занченко "Об острой желтой атрофии печени", профессора Н.В.Белоголовова "К вопросу о ларингостомии". На собраниях отделения Всероссийской ассоциации инженеров горячо обсуждались доклады Д.Г.Саутина "О современном состоянии Самарского водопровода и о мерах его улучшения", Л.Б.Сурвилло "Двигатели Дизеля: исследование причин неисправностей, полома и аварий при их работе" и другие. Кропотливо изучало родной край Общество археологии, истории, этнографии и естествознания (в 1919-1921 гг. председателем общества был профессор С.А.Башкиров, в 1922-1923 гг. – ректор университета Н.П.Фридолин, в 1923-1928 гг. – профессор В.П.Арапов). Члены общества провели геологическое исследование дна р.Самара, торфяников в Самарском и Мелекесском уездах, археологическое обследование почти всей территории Самарского края, вели раскопки курганов, стоянок и городищ. Весной 1929 г при обществе (Садовая, 45) был открыт Археологический музей. Историческая комиссия Общества археологии, истории, этнографии и естествознания – ОАИЭИЕ (Г.А.Лучинский, С.А.Хованский) провела большую работу по изучению архивных документов, сбору и обработке материалов по истории колонизации Самарского края, истории городов и сел губернии. Этнографическая комиссия (А.П. Баранников, В.П.Адрианова, В.Н.Перетц, Д.Ф.Богданов, Ф.Т.Яковлев и др.) составляла диалектологическую и этнографическую карты губернии, организовала этнографические экспедиции в отдаленные села, записывала песни, частушки, предания, поверия народов края, собирала образцы одежды, орудия труда, предметы быта, изучала состояние народных промыслов. При обществе была библиотека, музей, художественная студия, этнолого-археологические курсы. П.А.Преображенский опубликовал "Очерк истории Самарской губернии", "Очерки колонизации Самарского края". В.В.Гольмстен опубликовала несколько статей по различным вопросам древнейшей истории Самарского края: "Археологические памятники Самарской губернии", "Доисторическое прошлое Самарского края" и другие. Заслуживают внимания доклады Н.А.Архангельского "Из истории Самары первой половины XIX века", В.Н. Перетца "К вопросу о датировке меднолитных предметов культа", М.Н.Тихомирова "Рукописи Иргизских монастырей", статья "Самара в первой половине ХVII века". Самарская губерния оказалась одной из наиболее пострадавших и разрушенных гражданской войной. Недород в 1920 г. и голод 1921-1922 гг., а затем засуха 1924 г. "не давали никаких возможностей ввести планомерность в строительство народного хозяйства Самарской губернии". Обостряются финансовые трудности, резко ухудшается материальное положение университета. Губисполком был вынужден "ходатайствовать перед Главпрофобром о взятии университета на госбюджет или о временном закрытии его". До 1927 г. шла тяжелая борьба за сохранение вуза. Несколько раз помощь оказывали благотворительные организации: Российский Красный Крест, Американская администрация помощи. Шведское общество Красного Креста, общество русских эмигрантов в Харбине, "Европейская студенческая помощь". В Самаре проводились "Недели помощи университету". Но всего этого, конечно, было недостаточно. Без материальной поддержки государства существование университета стало невозможным, и он был закрыт. Еще раньше были закрыты университеты в Астрахани, Симбирске, Ярославле. Однако деятельность университета не прошла бесследно. Университет окончили несколько тысяч жителей Самарской губернии и соседних регионов. Бурный рост высшей школы в 30-е годы был бы невозможен без созданных университетом научно-исследовательских и медицинских учреждений, без собранных и подготовленных им научно-исследовательских кадров, библиотечных фондов. Несмотря на огромные трудности и потери, в 20-30-е годы создавались новые библиотеки, клубы, избы-читальни. В октябре 1925 г. в Самарском крае действовало 397 библиотек, постоянными читателями которых было 67 тыс. человек, 51 клуб, 289 изб-читален, которые посещали до 200 тыс. человек. Важную культурно-просветительную и научно-исследовательскую работу вели музеи. В 1925 г. в Самаре действовали губернский научный музей, Историко-революционный, Музей учебных пособий, Криминальный, музей Общества археологии, истории, этнографии и естествознания. Заметен был вклад в общественную жизнь края самарских писателей. В январе 1921 г. при губполитпросвете был создан литературный отдел (ЛИТО), который возглавил известный писатель Н.А.Степной (Афиногенов). В Самаре издавался журнал "Понизовье" (редактор А.С.Неверов), проводились литературно-художественные встречи. В декабре 1922 г. было образовано "Слово" – Самарское литературное общество. "Слово" проводило литературные "Среды", на которых читались произведения местных авторов и приезжих писателей. Литературно-художественные чтения пользовались большой популярностью у жителей Самары. За 1923-1924 гг. их посетило более 10 тыс. человек. В начале 1925 г. "Слово" вошло в Ассоциацию пролетарских писателей и объединяло почти все литературные силы губернии. В это время появилось много книг, горячо принятых читателями. Такие произведения, как "Гуси-Лебеди", "Ташкент – город хлебный", "Андрон Непутевый" А.С.Неверова, "Страна родная" Артема Веселого (Н.И.Кочкурова), "Большая Каменка" А.Я.Дорогойченко, стихи А.В.Ширяевца (Абрамова), Н.Ф.Жоголева вошли в общероссийский фонд литературы. В конце 1920-х годов в Самаре жил П.Ф.Нилин (1908-1981) – самобытный прозаик, автор повестей и рассказов "Испытательный срок", "Жестокость", "Знаменитый Павлюк" и других произведений, прочно вошедших в историю отечественной литературы XX в. В Самаре он работал журналистом в газете "Средне-Волжская коммуна". В январе 1929 г. было создано Средневолжское отделение общества крестьянских писателей. В него входили 40 начинающих литераторов. Издавался журнал "Штурм". Позднее был организован выпуск ежемесячного журнала "Волжская новь". Оживилась деятельность художников. В середине 1924 г. организовалось "Общество пролетарских художников", главной целью которого была пропаганда изобразительного искусства. Общество устраивало еженедельные студийные вечера, обсуждение вопросов искусства, картин местных художников, рисования с натуры. Для удовлетворения все возрастающего интереса к живописи, наряду с уже существовавшим художественным техникумом, по инициативе Общества в 1924 г. было создано несколько художественных курсов. В 1925 г. коллектив самарских художников, состоящий из 35 человек, вступил в Ассоциацию художников России (АХР). Они активно откликались на многие события общественно-художественной жизни. Увеличилась посещаемость художественного музея, реорганизованного в 1924 г. и получившего пополнение фонда из Москвы и Ленинграда. Выставка художников в мае 1925 г. привлекла более 4 тыс. посетителей. Большой резонанс в культурной жизни Самары вызвала первая государственная выставка картин в октябре 1925 г. Ее посетило более 9 тыс. человек. По количеству выставок и представленных на них экспонатов Самара занимала в то время одно из первых мест. Демонстрация картин, скульптур и рисунков, передвижные выставки, работавшие в уездах и в воинских частях, играли важную роль в пропаганде изобразительного искусства, помогали самарским художникам в их творческом росте. Их произведения экспонировались в 1926 г. в Москве на Всесоюзной выставке "Быт и труд народов СССР". В Самаре в начале 20-х годов было три театра: городской, имени К.Маркса, и "Пушкинский", работал цирк. С 1922 г. в зимнее время функционировали "маленькие" театры – миниатюр, гротесков, балетных и концертных номеров. В первых спектаклях, поставленных в Театре имени К.Маркса в 1921-1923 гг. выступали известные певцы Г.Пирогов, В.Петров, М.Куренко-Гонцова, Б.Дориани. Весной и летом 1924 г. крупными событиями в театральной жизни Самары были гастроли 2-й и 3-й студий МХАТ; В.Н.Давыдова, А.В.Неждановой, актеров бывшей "Александринки", приезд Айседоры Дункан. В 1926 г. была организована сезонная опера. Важное место в культурной жизни Самары занимал музыкальный техникум, которым руководил Д.М.Осипов. Он готовил оркестровых музыкантов, дирижеров, преподавателей музыки. В классах фортепиано, скрипки, виолончели, пения, теории и гармонии, истории музыки, смешанного и струнного ансамбля в 1924-1925 учебном году занималось 335 человек.
Вопросы и задания 1. Какова причины тяжелейшего экономического положения края в начале 20-х гг. XX века? 2. Какими мерами преодолевались разруха и голод в 1921-1923 гг.? 3. Каковы формы и методы осуществления новой экономической политики на территории Самарского края? 4. Какие промышленные предприятии были сооружены в губернии) на рубеже 20-30-х гг. XX века? 5. Рассказы о причинах и следствиях начала коллективизации сельского хозяйства края. 6. Как развивалось народное образование края? 7. Какую роль играл Самарский государственный университет (1918-1927 гг.) в научной и культурной жизни Среднего Поволжья? 8. Назовите известных ученых Самарского края 20-х гг. 9. Расскажите о краеведческих исследованиях 20-х годов. 10. Расскажите о литературной жизни Самарского края (А.С.Неверов, А.В.Ширяевец, Н.И.Кочкуров, А.Я.Дорогойченко и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|