Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ





Мотивы — это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов чело­веческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить — случаен или закономе­рен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно дей­ствующим и взаимодействующим мотивам, образующим развет­вленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность — это система


осознанных целей, которые активно достигаются в процессе.деятельности. К.К. Платонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень — это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это каче­ство направленности связано с моральным обликом и идейно­стью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в ее основе побуждений.

Устойчивость направленности — это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействи­ям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойства­ми личности.

Действенность — это степень реализации целей направ­ленности в практической деятельности.

11.1. ТЕСТ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

КЛЮЧ

1. К матери 14,29,44,59

II. К отцу 1,16,31,46

III. К семье 12,27,42,57

IV. К мужчине (женщине) 10,25,40, 54
V. К половой жизни 11,26,41,56

VI. К вышестоящим лицам 6, 21,36, 51

VII. К друзьям 8,23,38,53

VIII. К подчиненным 4, 19,34,49

IX. К сотрудникам 13,28,43,58

X. Страх и опасение 7, 22,37, 52

XI. Сознание вины 15, 30,45,60

XII. Отношение к себе 12, 17,32,47

XIII. К прошлому 9, 24,39,55

XIV. К будущему 5, 20,35,50
XV. Жизненная цель 3, 18,33,48


11.2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е А Климова Можно использовать при профориентации под­ростков и взрослых

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, кото рый получил максимальное количество знаков «+» Название типов профессий по столбцам

Лист ответов

 

I II III IV V
    За
     
     
       
       
10а        
Па   12а   13а
  На   15а  
16а       17а
    18а    
  19а      
20а        

1 «Человек-природа» — все профессии, связанные
с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством

2 «Человек техника» — все технические профессии,

3 «Человек-человек» — все профессии, связанные
с обслуживанием людей, с общением,

4 «Человек-знак» — все профессии, связанные с обсчетами
цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные
специальности,


5 «Человек художественный образ» — все творческие специальности

Время обследования не ограничивается Хотя испытуемо го следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требует ся 20-30 минут

Возможно использование методики индивидуально и в труп пе Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испы туемых, но в этом случае ограничивается время ответа Та кой способ применяется, когда экспериментатор должен ра ботать в ограниченном временном интервале

11.3. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых Хорошие результаты получаются при использо вании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих про фессию Время обследования испытуемого не ограничено, но следует предупреждать о необходимости работать в течение 40—50 минут

Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количества знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая Таких образом, получается 24 цифры со знаками «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+»

КЛЮЧ


1 Физика

2 Математика

3 Химия

4 Астрономия

5 Биогогия

6 Медицина

7 Сельское хозяйство

8 Лесное хозяйство

9 Филология

 

10 Журналистика

11 История

12 Искусство


 

13 Геология

14 География

15 Общественная работа

16 Право

17 Транспорт

18 Педагогика

19 Рабочие специальности

20 Сфера обслуживания

21 Строительство

22 Легкая промышленность

23 Техника

24 Электротехника


Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

Рекомендуется применять методику для испытуемых в воз­расте до 35 лет. Возможно применять опросник как индиви­дуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничи­вается время ответа.

11.4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ЦОЛ)»

ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ

На заполненный бланк последовательно накладываются дешифровальные трафареты Ф1, Ф2, Ф3. По ним опреде­ляются: направленность личности на себя, на взаимодействие, на организаторскую деятельность. При наложении трафарета в прорезях видны все буквы, проставленные кандидатом. Для удобства подсчета буквы на бланке кандидата, совпадаю­щие с буквами соответствующего трафарета, округляются цветными карандашами или фломастерами. Целесообразные цвета: Ф1 —красный, Ф2 — синий, Ф3 — зеленый. Сначала подсчитывается количество букв в столбиках «Больше все­го», а затем в столбиках «Меньше всего». Потом из большего числа необходимо вычесть меньшее. Если большим числом окажется количество букв в столбике «Меньше всего», то результат обозначается как отрицательный. Разность чисел, полученная при обработке бланка по каждому из трех факторов, записывается внизу бланка.

Группа профессиональной пригодности определяется по доминирующему фактору на основе следующих критериев:

—доминирует разность чисел по Ф3 — I группа;

—разность чисел по Ф3 и Ф2 (при их сравнении) примерно
равна — II группа;

— доминирует разность чисел по Ф2; — III группа;
-доминирует разность чисел по Ф) — IV группа.




ключи



Заштрихованные участки на трафаретах вырезаются

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРИ ДОМИНИРУЮЩИХ ФАКТОРАХ

Ф, — кандидат больше всего занят собой, своими чувствами, своими проблемами,

— делает поспешные, необоснованные выводы о других людях,

— пытается навязывать свою волю группе,

— окружающие в его присутствии чувствуют себя скованно,

— не чувствует меры, когда нужно говорить, а когда молчать,

— отсутствует любовь к людям

Ф2 — избегает самостоятельного решения поставленной задачи,

— уступает давлению группы,

— не проявляет личной инициативы,

— не высказывает оригинальных идей,

— работает пассивно, равнодушно, не всегда помогает
группе,

— не берет на себя функции руководителя,

— не всегда помогает своим товарищам и мало содействует
достижению общей цели


Ф3 — в выполнении задачи проявляет малую инициативу,

— помогает отдельным членам группы,

— может хорошо планировать работу,

— берет в свои руки руководство людьми,

— имеет хорошие идеи относительно продолжения работы,

— излагает мысли ясно и просто,

— работает интенсивно,

— правильно оценивает ситуацию, когда нужно говорить,
а когда молчать,

— в его присутствии все чувствуют себя свободно,

— не уклоняется от непосредственного решения сложной
задачи

Ф3I гр Ф2 — III гр

(=) Ф[ — IV гр

Ф3 и Ф2— II гр






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных