Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания. В ходе изложения данной темы следует подчеркнуть, что главной осо­бенностью восточной философии является ее направленность к человеку




В ходе изложения данной темы следует подчеркнуть, что главной осо­бенностью восточной философии является ее направленность к человеку, обращенность к его духовному миру, к самосозерцанию. Наиболее ярко это проявилось в неортодоксальных направлениях, таких как джайнизм, буддизм, для которых характерны призыв к самосозерцанию, тактика невмешательства в гармонию природы, самоустраненность от реальной жизни. Принципиальным отличием обладала школа чарвака (локаята), в которой доминировали ярко выраженные материалистические и атеистические тенденции.

Для философских школ древнего Китая присущи элементы социальной направленности: принцип семейно-государственного соподчинения и порядка (Ли), идеал совершенного человека (Цзюнь-цзы), ритуал как важное условие человеческого бытия (Ли-этикет). Характерные черты древнего Китая: натурализм, приверженность к сохранению традиций, ориентация на авторитет. При анализе древнекитайской философии следует дать характеристику таким направлениям как конфуцианство, даосизм, легизм, моизм.

 

Основные понятия

Буддизм – религиозно-философское учение древней Индии, ставшее впоследствии первой мировой религией, проповедующей избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления – нирваны. Основатель Сиддхартха Гаутама – Будда («Просветленный»).

Даосизм – одно из основных направлений китайской философской мысли, обожествляющее Дао – Путь, Источник бытия, олицетворяющий мир, подчиненный естественной необходимости самой природы, равновесие которой обеспечивается взаимодействием двух противоположных начал бытия – Ян и Инь. Основатель Лао-цзы, проповедовавший принцип невмешательства, недеяния (принцип Увей).

Джайнизм – индийское религиозно-философское учение, оформившееся в качестве идейного противовеса кастовому аристократическому брахманизму, проповедавшее жесткий аскетизм, святость любой формы жизни и единство материальной и духовной субстанции. Основатели Вардхамана Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»).

Чарвака (локаята) – единственное направление в древней Индии, характеризующееся яркой направленностью идей материализма и атеизма.

Конфуцианство - одно из основных философских течений Китая, ориентированное на сохранение традиций, нравственное совершенствование человека, соблюдение принципа семейно-государственного соподчинения и порядка. Основатель Кун-Фу-цзы (Конфуций).

Легизм (школа Фа-цзя) – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона (Фа), не являющаяся кодексом прав и обязанностей граждан, но представляющая собой систему жестких регламентирующих тоталитарных установок, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Основатели Шан Ян, Хан Фэй.

Основная литература:

Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада: Биогр. очерки. - СПб.: ЛИО Редактор, 1993.

Лейбниц, Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону / Г.В. Лейбниц // Вопросы философии – 1999 - № 12 – С.84 –139.

Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. – Вып. 4 – М., 1989. - С.224.

Философия йоги. В поисках свободы. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 944 с.

Дополнительная литература:

Буров, В.Б. Духовная культура Китая. Энциклопедия т. II / Мифология и религия / В.Б. Буров // Вопросы философии. – 2008.- № 6. – С. 172-176.

Бродов, В.В. Истоки философской мысли Индии / В.В. Бродов. – М., 1990.

Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М., 2000. – 432 с.

Григорьева Т.П. Конфуций / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 82-92.

Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

Крушинский, А.А. Язык и мышление в Древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии.- 2007.- № 5 – С.99-111.

Крушинский, А.А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 104-108.

Куда прыгает дракон: [Китай] // Знание сила. – 2005. - № 10.- С.36-39.

Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - М., 1990.

Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: «Искусство», 1995. – 448 с.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1988.

Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М., 2002. – 384 с.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / Чанышев А.Н. - М.: Высш. шк., 1998.

Человек как философская проблема: Восток – Запад /Отв.ред. Н.С. Кирабаев. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.

Шохин, В К. Первые философы Индии: Учеб. пособие для университетов / В.К. Шохин. - М.: НИЦ "Ладомир", 1997.

Хамидов, А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой важности / А.А. Хамидов // Вопр. филос. – 2002. - №3.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных