Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие гражданства, приобретение и утрата гражданства РФ (по современному законодательству).




 

Термин «гражданство» имеет три основных значения: одно из суве­ренных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать от­ношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, на­селения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или вре­менно пребывающих на территории государства. Население неодно­родно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государствен­ной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духов­ному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию по-зедения населения в целом. Остальные группы населения (иностран­цы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принад­лежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения граждан­ства, рассмотрения органами государственной власти конкретных во­просов признания, приобретения гражданства и его прекращения; за­ключения органами государственной власти международных соглаше­ний по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов пред­ставляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов свое­му государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчи­вость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства за­ключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства. иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в сте­пени и характере принадлежности. Подданство как институт, прису­щий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется опреде­ленным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъек­том власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состоя­ние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит госу­дарству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособст-венниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, состав­ляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том. что гражданство вводится не только в государствах с республикан­ской формой правления, но и в некоторых конституционных монархи­ях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан). Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство Российской Федерации определяется в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.1 как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обя­занностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, ино­странцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого институ­та устанавливают: 1) круг лиц, признаваемых российскими граждана­ми; 2) основания и порядок приобретения и прекращения гражданст­ва; 3) двойное и множественное гражданство; 4) порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства. К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее. § 3. Признание гражданства

Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим зако­нодательством как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Суть признания заключается не в при­обретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принад­лежности к российскому гражданству. Признание как юридический факт не порождает состояния гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив при­знание, не рассматривает его более как основание приобретения граж­данства.

Признание направлено на устранение возникшей неясности в во­просе о том, обладает или нет лицо гражданством. А неясность может порождаться рядом обстоятельств: изменением государственной при­надлежности территории, на которой проживает человек, например, в результате распада федеративного государства; изменением законода­тельства о гражданстве; коллизиями законодательства разных стран. Состоявшееся признание индивида российским гражданином означа­ет, что он обладал российским гражданством до признания и на этот момент.

Гражданство признается, во-первых, законодательным определе­нием круга российских граждан, во-вторых, установлением факта рос­сийского гражданства у отдельных лиц уполномоченными органами, например органами внутренних дел. И в том, и в другом случаях при знание выступает институтом правопреемства в отношении граждан­ского населения.

Закон о гражданстве определяет, что гражданами Российской Фе­дерации являются: а) лица, имеющие такое гражданство на день вступления Закона в силу (1 июля 2002 г.); б) лица, которые приобре­ли гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Приведенная норма говорит, что на день вступления в силу Закона о гражданстве российское государство имело своих граждан. Следовательно, вступая в силу, Закон не только заложил способы приобретения и прекращения российского гражданства на будущее, но и выделил круг лиц, обладающих статусом российского граждани­на на момент смены законодательства о гражданстве. Эти лица не обя­заны вновь проходить через процедуру приобретения гражданства, подтверждая тем самым свою лояльность государству. Смена законо­дательства о гражданстве при сохранении самого государства не должна означать лишения людей, пусть даже временного, их граж­данства.

Решение вопроса о наличии российского гражданства у отдельных лиц в спорных случаях заставляет обращаться к ранее действовавше­му законодательству о гражданстве. Основанием для установления у лица российского гражданства служат законодательные акты Россий­ской Федерации, РСФСР, СССР, международные договоры Россий­ской Федерации, РСФСР, СССР, действовавшие на день наступле­ния обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица россий­ского гражданства. Так проявляется эффект «переживания» закона, когда он продолжает действовать и после своей отмены.

Закон о гражданстве предусматривает наряду с признанием рос­сийского гражданства возможность установления факта наличия у лица в прошлом гражданства Союза ССР. Это значимо, например, для применения к лицу упрощенного порядка приобретения российского гражданства. Наличие у лица в прошлом гражданства Союза ССР ус­танавливается аналогично установлению российского гражданства.

Признание лиц российским гражданами или установление фактов их состояния в прошлом в гражданстве СССР относится к компетен­ции органов внутренних дел (внутри страны) и органов Министерства иностранных дел (за рубежом).

Часть 2 ст. 20 ранее действовавшего Закона о гражданстве (в ред. от 17 июня 1993 г.) устанавливала, что бывшие граждане РСФСР. лишенные гражданства или утратившие его без их свободного воле­изъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. Здесь восстановление разумелось как способ признания российского гражданства. Дело в том, что восстановление гражданст­ва у этой категории лиц имеет обратную силу, и их гражданство вос­станавливается (должно восстанавливаться) с момента его незаконного лишения. Обычное же восстановление гражданства, будучи способом нового приобретения гражданства, обратной силы не имеет и устрем­лено только вперед. Очевидно, что в данном случае необходимо еще и согласие лица на восстановление у него незаконно изъятого граждан ского статуса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных