Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный строй




Процесс десталинизации начался летом 1953 г.

Важным шагом десталинизации стал XX съезд КПСС, который состоялся в 1956 г. На закрытом заседании с докладом о культе личности выступил Н. Хрущев. Критика режима личной власти Сталина положительно повлияла на политическую и морально-психологическую атмосферу в стране. После съезда началось болезненное выздоровление безнадежно, на первый взгляд, больного общества. Этот период, по точному определению И. Эренбурга, получил название "хрущевская оттепель".

В июле 1956 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Составной частью десталинизации были реабилитация жертв сталинского террора, ликвидация внеконституционных карательных органов, восстановление законности.

Весной 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон о советах народного хозяйства. Система отраслевого, вертикального управления была заменена системой совнархозов, которые осуществляли территориальное управление всеми отраслями народного хозяйства в соответствующих административных экономических районах. В Украине было создано 11 совнархозов (в 1960 г. еще три). По этой реформе было ликвидировано 10 союзных и 15 союзно-республиканских министерств. Отныне почти вся промышленность республики находилась в подчинении Совета Министров УССР.

Десталинизация способствовала и национальному возрождению в Украине. У населения возрос интерес к истории своего народа, украинскому языку и литературе. Началось издание "Украинского исторического журнала" и первой "Украинской Советской Энциклопедии".

К концу 1962 г. началось наступление на "шестидесятников", возобновилась русификация украинской школы. Составной частью идеологизации общества стала антицерковная кампания. Если в 1958 г. в Украине насчитывалось 32 монастыря, то в середине 60-х годов их осталось только 9. Большой размах приобрела кампания против церкви: в 1960 г. было закрыто 747, в 1961 г. - 997, в 1962 г. - 1144 церкви и молитвенных дома. Геноцид против верующих, который был начат в 30-е годы, был завершен в 60-е.

Высшие органы власти и управления. Высшим органом власти республики оставался Верховный Совет УССР, первые послевоенные выборы в который состоялись в феврале 1947 г. Как и раньше, выборы оставались фикцией, на одно депутатское место баллотировался только один кандидат.

В годы десталинизации повысилась роль Совета Министров УССР как органа центрального управления, министерств - как органов отраслевого управления. Последние были подвергнуты значительной реорганизации.

В годы десталинизации наметилась определенная демократизация деятельности советов. Однако "разрешение" на демократизацию давала партия. 22 января 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и укреплении их связей с массами", которое было направлено на укрепление самостоятельности, деловой активности советов, расширение их прав в хозяйственной сфере и др. Правовое положение местных советов в новых условиях регламентировали принятые 31 мая 1957 г. Президиумом Верховного Совета УССР положения об областных, районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских советах депутатов трудящихся УССР. В них четко определялось правовое положение каждого звена советов в системе местных органов государственной власти, их роль в выполнении задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Формирование культа личности Л. Брежнева свидетельствовало о создании неототалитарного режима, который отличался от сталинского более мягким видом. В Украине восхваление Л. Брежнева приобрело особо безобразные формы при В. Щербицком, который в 1972 г. заменил на должности первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста.

Усиливалось идеологическое давление на весь народ. В национальных отношениях пропагандировалось слияние наций. Активно проводилась русификация. Один из главнейших компонентов национального сознания - язык - постепенно вытесняется из сферы социально-культурных отношений. В 1979 г. 10,9% украинцев по национальности назвали родным языком русский. В Украине сложилась ситуация, при которой российское национальное меньшинство фактически ассимилировало украинское большинство.

Главной в украинском национально-освободительном движении этого периода оставалась идея государственной независимости Украины.

Традиции интегрального национализма отошли в прошлое, и главным способом борьбы большинства организаций считалась агитация за выход Украины из состава СССР. Среди таких организаций были Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС) во главе с Левком Лукьяненко (1959-1961) и Украинский национальный фронт (УНФ) (1964-1967).

Некоторые организации, такие как Объединенная партия освобождения Украины (1953-1958) и Украинский национальный комитет (1957-1961), не отказывались от возможности использования оружия.

"Самостийники" (УРКС, УНФ) ставили своей целью отделение Украины от СССР мирными, конституционными способами, путем проведения народного референдума.

Представители национально-культурного течения главной целью считали духовное и культурное возрождение украинского народа, традиций, языка. Они выступали против насильственной русификации, догматов социалистического реализма, преследования за убеждения.

Правозащитники отстаивали идеи личной и национальной свободы, прав человека, демократии, требовали соблюдения Конституции.

Религиозное течение своей главной задачей считало борьбу за легализацию Украинской греко-католической церкви, других религиозных конфессий, за свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов.

Все без исключения представители национально-освободительного движения выступали за расширение прав профсоюзов, возрождение частной собственности, рыночных отношений, внедрения свободного предпринимательства. Предлагалось ликвидировать господствующее положение КПСС, критиковались бюрократические методы руководства экономикой и др.

Острой критике была подвергнута советская государственность. В документах Украинской хельсинской группы органы власти советской Украины названы оккупационной администрацией, которая воплощает колонизаторскую политику Москвы. Существующая система выборов называлась "комедийной постановкой". По мнению оппозиции, объективный мировой процесс деколонизации поможет Украине стать независимым государством.

Таким образом, в 60-х - первой половине 80-х годов общественно-политическая жизнь Украины развивалась чрезвычайно противоречиво. С одной стороны, наблюдалось наступление неототалитарного режима, его идеологии, а с другой - рост национального самосознания. Это происходило на фоне нарастания кризисных явлений в народном хозяйстве, дальнейшего расслоения общества, что не могло не сказаться на развитии государственного строя и правовой системы.

Формирование неототалитарного режима нуждалось в установлении более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных республик. Фактически сама структура органов власти и управления осталась неизменной.

Высшим конституционным органом республики считался Верховный Совет УССР. Основной организационной формой его деятельности были сессии. Очередные сессии созывались дважды в год. Для решения безотлагательных вопросов созывались внеочередные сессии. Верховный Совет УССР был высшим законодательным органом республики и только ему принадлежало право принятия законов. Важную роль в структуре Верховного Совета играли постоянные комиссии, количество которых законодательством не ограничивалось. Их деятельность регулировалась Положением о постоянных комиссиях Верховного Совета Украинской ССР, утвержденным 29 июня 1966 г. Правовой статус постоянных комиссий подтвердила Конституция УССР 1978 г., где отмечалось, что постоянные комиссии создаются для "ведения законопроектной работы, предыдущего рассмотрения и подготовки вопросов, которые входят в ведение Верховного Совета УССР, и иных вопросов, принятых Верховным Советом УССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций" (ст. 109).

Впоследствии 25 марта 1980 г. было утверждено новое Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета УССР.

Важным органом власти республики был Президиум Верховного Совета УССР. Об этом свидетельствовал тот факт, что он издавал указы, нормативные акты, которые по значению шли следом за законами. В соответствии с Конституцией УССР 1978 г. Президиум Верховного Совета УССР "является подотчетным Верховному Совету Украинской ССР органом", который обеспечивал организацию работы высшего органа власти республики (ст. 105).

Порядок заседаний высшего органа государственной власти определялся регламентом Верховного Совета УССР, который был принят 25 марта 1980 г.

Высшим органом государственного управления оставался Совет Министров УССР. В ст. 115 Конституции УССР 1978 г. Совет Министров определялся как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики. В своей деятельности правительство страны было подотчетно Верховному Совету УССР. Его правовое положение детально регламентировал Закон "О Совете Министров Украинской ССР" от 19 декабря 1978г. Согласно Закону Совет Министров УССР формировался Верховным Советом УССР. Постоянно действующим органом правительства был Президиум Совета Министров. Свои нормативные полномочия Совет Министров осуществлял путем издания постановлений и распоряжений, которые были обязательными на всей территории Украины.

До принятия Конституции УССР 1978 г. местными органами власти в Украине были областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские советы депутатов трудящихся. В 1960-1970 гг. деятельность местных советов депутатов трудящихся регулировалась республиканскими законами "О сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся" от 2 июля 1968 г. и "О районных, городских, районных в городах Советов депутатов трудящихся" от 15 июля 1971 г. На территории УССР действовал также общесоюзный Закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР» от 20 сентября 1972 г.

Исходя из концепции «общенародного государства» Конституция УССР 1978 г. изменила название «Советы депутатов трудящихся» на «Советы народных депутатов». Согласно Конституции советы избирались сроком на пять лет. Выборы депутатов местных советов проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Местные советы руководили на своей территории хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, способствовали укреплению обороноспособности страны.

После принятия Конституции СССР и Конституции УССР был принят ряд нормативных актов, направленных на повышение эффективности деятельности местных советов народных депутатов. Так, в 1979-1980 гг. в УССР были приняты Законы «О городском, районном в городе Совете народных депутатов УССР», «О районном Совете народных депутатов УССР», «О поселковом Совете народных депутатов УССР», «О сельском Совете народных депутатов УССР», «Об областном Совете народных депутатов УССР».

 

 

Судебная система

 

Сразу после смерти Сталина были ликвидированы инструменты массового террора и репрессий - военные трибуналы войск МВД и Особое совещание МВД, которые имели право применять в административном порядке высылку, ссылку и заключение. В феврале 1957 г. были ликвидированы транспортные суды.

В мае 1956 г. принимается ряд актов, направленных на расширение прав областных судов и Верховного суда УССР. Были созданы президиумы областных судов и Президиум Верховного Суда республики. Эта реформа сделала ненужной деятельность Минюста СССР, и Минюст УССР стал союзно-республиканским органом. В связи с этим отменяются областные отделы юстиции.

Областные суды получили право осуществлять контроль за всей деятельностью народных судов. На них возлагалось также руководство нотариальными конторами. 12 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном Суде СССР, согласно которому Верховный Суд получил право законодательной инициативы. Он получил право надзора за судебной деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик. Положение определило, что в состав Верховного Суда СССР входят пленум Верховного Суда, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия.

Реорганизация судебной системы в Украине была завершена принятием 25 декабря 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и Закона о судоустройстве УССР от 30 июня 1960 г. Эти акты внесли принципиальные изменения в построение системы народных судов. Вместо участковых народных судов вводился единый народный суд района или города, который теперь избирался на 5 лет. Народные заседатели выбирались на два года на общем собрании рабочих и служащих.

В 60-80-е годы структура судебной системы почти не изменилась. Конституция УССР 1978 г. относила к ней Верховный Суд УССР, областные суды, Киевский городской суд, районные (городские) народные суды. Народные судьи районных (городских) народных судов избирались соответственно областными, Киевским городским Советом народных депутатов. Судьи Верховного Суда УССР, областных судов, Киевского городского суда избирались Верховным Советом УССР. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собрании трудовых коллективов или на собрании граждан по их месту жительства, а народные заседатели высших судов - соответствующими советами народных депутатов.

В соответствии с Конституцией 1978 г. Верховный Суд УССР был высшим судебным органом республики.

В 1981 г. в УССР были приняты законы "О судоустройстве УССР", "О выборах районных (городских) народных судей УССР", "О порядке отзыва народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов УССР". Принятое законодательство практически оставляло без изменений судебную систему, сложившуюся в 60-80-е годы. Главное внимание направлялось на улучшение работы судебных органов, повышение эффективности их действия, хотя вряд ли можно было это сделать в условиях имеющейся псевдодемократии. Продолжалось усовершенствование системы государственного арбитража, органы которого решали хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1974 г. с целью централизации этих органов Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был превращен в союзно-республиканский орган. В связи с этим в том же году было принято Положение о государственном арбитраже при Совете Министров УССР. Закон СССР "О государственном арбитраже СССР" от 30 ноября 1979 г. завершил централизацию системы арбитражных органов. Он определял задачи, структуру, организацию, порядок деятельности и компетенцию органов государственного арбитража.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных