Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и структура политического процесса, его стадии.




ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Это последовательная смена состояния соц-полит действит-ти в 1 очередь политич. системой об-ва. СТРУКТУРА: 1) базовые (широкие соц. слои в отнош-ях с гос-вом, процессы полит участия и гос. управления); 2) периферийные (раскрывают динамику формирования отд. полит.ассоциаци, развитие мест. самоуправл-я). ЦИКЛЫ: 1)режим функционирования, не выводящий полит.систему за рамки сложившихся взаимоотношений гр-н и институтов гос. власти; 2)режим развития – структуры и механизмы власти выводят политику гос-ва на ур-нь, кот. позволяет адекватно отвечать на новые соц. требования населения, перемены в соц. структуре); 3)режим упадка (распад полит. целостности)

Основные виды политических процессов:

— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

— воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.

 

23. политическое поведение: мотивы, типы, формы. Абсентеизм.

Политическое поведение - это процесс практического взаимодействия социального субъекта (индивида, группы) с политической средой, их практического отношения к политической системе, друг к другу Политическое поведение - это такие действия, которые, проявляясь в виде участия граждан в политической жизни, оказывают определенное воздействие на осуществление и распределение власти. Любая форма участия индивида, группы в реализации власти или противодействие ее реализации в политической жизни может рассматриваться как политическое поведение. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен абсентизма - отказ или воздержание от участия в выборах.

 

24. политическая социализация: сущность и основные этапы.

Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними”.

Факторами политической социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности политических организаций и политических событиях. На характер, специфику политической социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.

Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является

такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Полит.социализация (ПС) – процесс становления ч-ка как полит. личности. Типы ПС: 1) гармонический – между личностью и полит.инс-тутами сущ. полное взаимопониман., доверие, уважен. и т.д. 2) гегемонистский. 3) плюралистический – рац. отношение к полит. ценностям. 4) конфликтный. Формирован.полит. интересов – составл. часть ПС ч-ка. ПС предусматрив. формир. опр. политпозиции индивида (эмоциональное отношение к полит.явлениям и процессам: убеждения по отношению к полит. явлениям, системе полит. ценностей; склонность к полит. деят-ти). Становление ч-ка как субъекта полит.процесса начинается в семье, продолж. в группе сверстников, в полит. и неформал. орг-циях. Имеет место личный полит.опыт. Если действия инструментов ПС сходятся с воспитанием в семье – процесс гармоничен. Есть спец. институты: школа, молодеж. орг-ция, полит.партия.

 

 

25. политическая элита: основные теории элит, типология и функции.

Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита.

Типы элиты.Элита, непосредственно обладающая государственной властью, называется правящей. Ей противостоит оппозиционная или контр элита. В зависимости от характера рекрутирования элиту подразделяют на открытую и закрытую. Открытая элита может пополняться представителями разных слоев населения. В закрытую элиту доступ не возможен для представителей других социальных групп.

П. Шаран выделил традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство развивающихся стран. Современную элиту он характеризует как рациональную. Она состоит из четырех групп.

Высшая элита принимает все важнейшие в обществе решения. В её состав ходит высшее руководство страны и их ближайшее окружение.

В среднюю элиту включают лиц, характеризующихся тремя признаками - уровнем дохода, профессиональным статусом, образованием. Эта часть элиты составляет примерно 5% взрослого населения. Группы, у которых отсутствует один из трех показателей, образуют маргинальную элиту.

Высший слой государственных служащих составляет административную элиту. Она осуществляет исполнительные функции.

Механизм формирования полит элиты. В мире сущ две тенденции в формир полит элиты. 1-ая типична для гос-тв с недемократич режимами, и хар-ся закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц, осущ-щих отбор. 2-ая типична для демокргос-тв и прямо противопол 1-ой (с широким электоратом и селекторатом). В совет период элита формир не демократ способом.

 

26. политическое лидерство: природа, типы и функции.

Выделяется и три типаполитического лидерства.Традиционное лидерство основывается на силе традиции, лидеры выявляются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях, лидеры, которые ее нарушают, рискуют лишиться своей легитимности и, вслед за этим, повиновения подданных. Харизматическое лидерство основывается на вере в наличие у какого-то человека исключительных качеств. В политических системах, для которых характерен харизматический тип лидерства, всегда остро стоит проблема выявления нового лидера, проблема смены властвующей группы. Легальное лидерство основывается на убеждении в правомерности рационально установленных норм общежития, в законности существующего общественного порядка. Функции политических лидеров. Диагностическая функция: люди ожидают от лидеров точной и своевременной оценки ситуации в группе, обществе. Предписывающая, или функция выработки линии поведения: на этой стадии лидеры определяют политическую стратегию, т. е. направление действия в интересах группы или сообщества, которое будет разрешать проблемную ситуацию. М обилизующая функция: лидеры добиваются поддержки группой данной ими оценки общественного положения группы и предписанного плана действий. Эти функции можно назвать также соответственно диагностической, политико-формирующей и политико-осуществляющей. Все они присущи как лидерам, занимающим ключевые посты в структуре государственной власти, так и лидерам общественно-политических организаций и движений. В учебной литературе по политологии можно встретить и более подробное перечисление функций лидеров: 1) интеграция социальной группы, сообщества; 2) нахождение и принятие оптимальных политических решений; 3) социальный арбитраж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии; 4) поддержание и развитие эмоциональной связи между политическим руководством и массами; 5) инициирование общественного обновления, генерирование социального оптимизма, мобилизация масс на реализацию политических решений; 6) легитимация политического режима, т. е. обеспечение его поддержки со стороны масс

Существуют и другие типологии лидерства. Херман выделяет 4 типа.

Лидер-знаменосец, который имеет собственное видение реальности, выдвигает собственную программу деятельности.

Лидер-служитель, который выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени.

Лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать.

Лидер-пожарный, который быстро и своевременно откликается на острые проблемы. Человек, который улавливает потребности насущного момента и за счет этого занимает ведущее положение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных