Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дача взятки (ст. 291 УК РФ)




В Уголовном кодексе содержание данного преступления не раскрывается. Статья 291 УК имеет простую диспозицию, определяя это преступление как дачу взятки должностному лицу лично или через посредника.

Объективная сторона в теории уголовного права обычно излагается более подробно и состоит в предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение последним действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействия) должностного лица по службе (ч. 3 ст. 291 УК).

Из содержания данного преступления следует, что взятка передается должностному лицу для совершения действий (бездействия) в интересах передающего вознаграждения или в интересах лиц, представляемых им. Это могут быть друзья, родственники, партнеры по бизнесу и др. Однако в ряде случаев взятка дается в интересах организации, учреждения, предприятия.

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дача взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 постановления от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что дача взятки, а равно ее получение считаются оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Поэтому предложение указанным в законе лицам материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки по причинам, не зависящим от виновного (должностное лицо отказалось принять взятку), нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.

Субъективная сторона дачи взятки характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный сознает, что он передает взятку или представляет иную незаконную имущественную выгоду должностному лицу за совершение в его пользу действий (бездействия) с использованием служебных полномочий, и желает передать должностному лиц взятку. В ситуации, когда кто-то передающий, к примеру, денежную сумму должностному лицо, убежден, что тот имеет на это законное право (например, в форме штрафа), состав данного преступления отсутствует.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. На квалификацию преступления мотивы влияния не оказывают, но учитываются при индивидуализации наказания.

В ч.2 ст. 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере свыше 25 тыс. руб.).

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291 УК) является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение заведомо незаконных действий (бездействия). Наличие этого признака следует понимать двояко.

Во-первых, взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогулов, брака, явки на работу в состоянии опьянения). Такие действия полностью охватываются ч. 3 ст. 291 УК и дополнительной квалификации не требуют.

Во-вторых, если взятка дается за совершение преступных действий (служебные подлоги, непередача материалов о совершении взяткодателем преступления в правоохранительные органы), содеянное образует совокупность преступлений (для взяткодателя - дача взятки и соучастие в преступлении, совершенном за взятку взяткополучателем). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

В ч.4 ст. 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ч.ч.1-3, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

В ч.5 ст. 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ч.ч.1-4, совершенные в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ, взяткодатель подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

 

2.3. Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

УК определяет это преступление как внесение должностным лицом, а так же государственным служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 2921 настоящего Кодекса).

Именно таким путем субъект совершает посягательство на моральную деятельность публичного аппарата управления, являющегося объектом данного преступления.

Официальные документы - письменные акты, выдаваемые (исходящие) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Официальные документы должны быть составлены надлежащим образом и содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписанным соответствующим должностным лицом.

При всем многообразии официальных документов их общими свойствами является то, что они порождают для использующих их лиц последствия, имеющие правовое значение.

Если по себе документы, исходящие от частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся государственным и муниципальным организациям и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), официальным документом применительно к предмету посягательства, предусмотренного ст. 292 УК, не являются, поскольку служебный подлог - это посягательство на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата управления. Однако если вышеназванные документы оказываются в ведении государственных или муниципальных структур, они приобретают характер официальных и способны стать предметом подделки по ст. 292 УК.

Информация, содержащаяся в автоматизированных информационных системах, не является официальным документом. Искажение (модификация) компьютерной информации влечет ответственность по ст.272 УК. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объективная сторона служебного подлога может быть выполнена одним из двух действий, указанных непосредственно в тексте закона:

1) Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы. При такой форме подлога в подлинный документ вносятся несоответствующие действительности сведения. Причем сам по себе документ сохраняет все признаки и реквизиты подлинного (официальный бланк, указание фамилии и должности лиц, которые должны были его подписать и заверить).

Это деяние может предоставлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К данной разновидности относятся также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п.

Служебный подлог, состоящий во внесении ложных сведений в официальные документы, в научной литературе именуют интеллектуальным подлогом.

2) Другой формой, образующей объективную сторону, является внесение в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание - материальный подлог.

В данном случае в документ, имеющий надлежащие реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления. В частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другим, которые искажают его действительное содержание.

Совершение указанных в диспозиции действий становятся возможным благодаря должностным полномочиям виновного либо использованию положения государственного служащего или служащего органа местного самоуправления.

Служебный подлог - преступление с формальным составом. Оно окончено с момента совершения одного из указанных в данной статье УК действий.

Субъективная сторона подлога состоит только в прямом умысле. Об этом, в частности, свидетельствует указание на внесение виновным в документы заведомо ложных сведений. Лицо осознает, что оно вносит в официальный документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить подлог.

Закон считает необходимыми субъективными признаками служебного подлога корыстную или личную заинтересованность. Содержание этих признаков раскрывалось при анализе состава злоупотребления служебными полномочиями.

Если по конкретному делу корыстная или иная личная заинтересованность отсутствует либо не доказана, состава данного преступления не будет.

Условием уголовной ответственности по данной статье законодатель определил отсутствие признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 2921, где предусмотрена ответственность за незаконную выдачу должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Анализ судебной практики показывает, что служебный подлог нередко сочетается с другими преступлениями, и, прежде всего, с хищением чужого имущества и со злоупотреблением служебными полномочиями.

При сочетании с хищением подлог составляет либо форму приготовления к этому преступлению, либо форму его сокрытия. Содеянное квалифицируется по совокупности.

Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления.

Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество совершению другого преступления. Так, если должностное лицо, государственный или муниципальный служащий совершает подлог и выдает подложный документ, понимая, что этот документ будет использоваться для совершения хищения чужого имущества, виновный будет отвечать за подлог, и за соучастие в хищении.

Подлог, совершенный в целях сокрытия злоупотребления служебными полномочиями, квалифицируется по совокупности ст.292 и ст.285 УК РФ. Совокупность образует и совершение подлога в целях сокрытия недостачи товарно-материальных ценностей, образовавшейся вследствие халатности данного лица (ст.292 и ст. 293 УК РФ).

Субъектом данного преступления могут быть три категории лиц:

1) должностные лица;

2) государственные служащие;

3) служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Вторая и третья категории субъектов подлога, не являясь ни должностными лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации или субъектов РФ, отвечает согласно закону (примечание 4 к ст.285 УК) в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (в частности, за служебный подлог по ст.292 УК).

Очевидно, что условием их уголовной ответственности за данное преступление будет возложение на них в установленном порядке служебных обязанностей по составлению либо выдаче официальных документов.

В ч.2 ст. 292 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные ч.1 ст. 292 УК, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Содержание этого признака совпадает с аналогичным признаком ст. 285 УК РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных