Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 2. История ораторского искусства.




Основные периоды развития риторики: Древняя Греция, Рим, средневековье, Западная Европа. Русская школа риторики. Церковная, военная риторика.

Вопросы к cсеминару:

1. Риторика в античном мире.

2. Место риторики в западной культуре.

3. Традиции древнерусского красноречия.

4. Риторика в России: от Петра до наших дней.

Знакомясь с историей риторики, студенты не только осваивают опыт обучения риторике в предшествующие периоды развития русской филологии, но получают знание всей основной терминологии риторики. В результате прочтения соответствующих глав основных учебников риторики проясняются многие важнейшие страницы в истории русской филологии, в частности: каков был состав наук («мудростей, художеств»), которые назывались филологическими, словесными науками; каково соотношение грамматики, риторики, поэтики, логики, стилистики, словесности, какова история большинства понятий, составляющих сегодня основу стилистической и литературоведческой терминологии. Особенно важным представляется обращение к самим текстам риторик, где систематизирован не только теоретический опыт, но даны образцы речей и текстов, на которых всегда строилось русское классическое словесное образование.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них - Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.

Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века.

Подготовка к семинару требует использования разных форм работы: 1) обращения к текстам учебников, их анализ, содержательный и стилистический комментарий; 2) подготовка докладов и сообщений по предложенным темам и их презентация на семинаре.

Ниже приведены темы, которые рекомендуются для подготовки к семинару, даются комментарии к каждой из них и библиографические источники.

 

1. Риторика в Древней Руси. История слов риторика, витийство, красноречие.

Первые употребления слов риторикия, риториа, ритор // ретор, в XI-XVI вв. Предпочтительное использование славянских словоформ ветия // вития, ветийство, ветииский при переводе греческого слова rhetorica. Первые научные представления о риторике и философии: «мудрость», «художество», «хитрость». Значения слов ритор и ветия: обладание «добротой» речи и мудростью; просвещение словом; владение искусством речи; способность изрекать и толковать божественные истины; защита словом интересов церкви («ветия лютость обличил»). Осуждение ложного витийства.

Словоформы риторикия и риториа до XVII века; первое употребление словоформы риторúка в первой русской «Риторике» 1620 года. Отрицательные взгляды протопопа Аввакума на внешнюю мудрость (риторику и красноречие). Восхваления риторики в творениях выговских старообрядцев. Способы написания слов риторикия, ритория. Орфографические варианты ри/ре - в словах риторика/реторика: влияние орфографической моды и индивидуальных взглядов ученых, писателей, публицистов вплоть до ХХ века.

Литература

1. Аннушкин В.И. Слова риторика, витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII веков. // История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998. – С. 18-32.

2. Аннушкин В.И. История слов риторика - витийство в русском языке XI-XVII вв. // Русистика сегодня. 2000, № 1. – С. 122-141.

 

2. Русская риторика в XVII веке.

Первый древнерусский трактат о науках – «Сказание о седми свободных мудростех». Риторика в составе «свободных мудростей»: отношение риторики к грамматике, диалектике, философии, богословию. Восхваление риторики как учения; цели риторики; распространенность на разные виды и жанры речи; стиль риторического восхваления науки-мудрости.

Риторические сочинения допетровской Руси. Принципиальная разница в организации словесного образования в Московии и на Украине. Широкая известность единственного учебника в Северо-восточной Руси - первой русской «Риторики» 1620 года (36 списков). «Наука албо способ зложеня казаня» Иоанникия Галятовского 1659 года (напечатана в Киеве и Львове). «Многоголосица» латиноязычных курсов риторики и философии в Малороссии: создание нового курса каждым новым учителем. Описание В.Д.Литвиновым 100 курсов риторики (по спискам - 183) до середины XVIII в. Состав филологического образования в Киевской Духовной академии: славянский, греческий и латинский языки; православный катехизис, поэзия, риторика (5-й и 6-й классы из 8-ми), философия, богословие.

Добавления Николая Спафария в описание семи свободных художеств точных определений наук, целей, причин, по которым необходимо им учиться (древность, украшение, правила наук, в чем состоят их сладость и польза).

Латинская «Риторика» Феофана Прокоповича 1705 года. Содержание общей и прикладной риторик. Виды общественных речей, входящих в «круг науки ораторской»: 1) эпидейктические речи; 2) военное красноречие; 3) убеждающее красноречие; 4) писание писем; 5) дипломатическое красноречие; 6) история; 7) церковно-полемическое красноречие; 8) церковная гомилетика; 9) история церкви.

Литература

1. Сказание о седми свободных мудростех. Мудрость … риторика (до 1620) // Аннушкин В.И. История русской риторики… - С. 33-35.

2. Николай Спафарий. Эстетические трактаты. Подготовка текстов и вступительная статья О.А.Белобровой. – Ленинград, 1978. – С. 29-35, 141-145.

3. Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов философии и риторики Киево-Могилянской академии. - Киев, 1982. – С. 11-151.

 

3. Первая русская «Риторика» 1620 года

Cсохранилось 36 рукописных списков первой русской «Риторики». Начальная редакция содержится в списке марта 1620 года.. Географическая распространенность «Риторики»: Москва, Соловецкий монастырь Новгород, Ярославль и некоторые другие города. к северу от Москвы. Временные границы: 1620 – 1714 годы (петровское время).

Первая русская «Риторика» – перевод с собственными пояснениями и вставками латинской «Риторики» Филиппа Меланхтона в переработке его ученика Луки Лоссия (издание образца 1577 года). Содержание и терминология двух книг «Риторики»:

Книга 1. «О изобретении дел»:

1. Риторика, ритор, пять «воследований» ритора.

2. Четыре рода речей: научающий, судебный, разсуждающий, показующий.

3. Постановления дел: а) силлогизмы; б) статусы судительного рода как части судебного процесса: домысленное (следствие), судительное (выступления на суде), правное (вынесение решения).

4. Композиция («части речения»): предисловие, сказание, предложение, укрепление, развязание, докончание.

5. Доказательства и опровержения – основные общие места.

6. Возбуждение и его виды.

Книга 2. «О украшении слова»:

1. Украшение речи - «ясное, явное и сладкое» представление вещи или дела. Требования к украшению: грамматическая правильность; «выображение» (тропы и фигуры речи); «умножение» (амплификация).

Тропы: словесные (метафора, метонимия, синекдоха и др.) и сказательные (ирония, аллегория и др.)

2. Три порядка фигур: 1) начальный: грамматические (виды претерпеваний слова) и риторические; 2) второй порядок (фигуры мысли) 3) третий порядок (8 групп фигур, образованных разными способами).

3. Подражание образцовым риторам.

4. Три стиля речи: смиренный, высокий, мерный.

Литература

1. Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века. – М., 1999.

2. Первая русская “Риторика” (1620). // История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998. – С. 36-56.

 

4. Риторики петровского времени: Софроний Лихуд, Михаил Усачев

В начале 18 века остро ощущается потребность в появлении теорий прозы в связи с общественными преобразованиями. Начинают решаться задачи полного и систематического исследования риторик: 1) создание каталога материалов по истории риторики; 2) описание текстов основных памятников; 3) описание системы терминов риторик; 4) подготовка публикаций основных руководств.

Каталог русских рукописных риторик:

1) русские рукописные риторики (не более 10 в большом количестве списков);

2) латинские риторики, писавшиеся в разных городах России;

3) сборники речей и проповедей, упражнения в сочинении различных «слов» студентами академий и семинарий.

При подготовке доклада следует обратиться к работам Софроний и Иоанникий Лихуды – первоучителя Славяно-греко-латинской академии, прежде всего к «Самобратии», посмотреть ученые и учительские труды Лихудов в России. «О риторичестей силе» Софрония Лихуда (перевод Козмы Афоноиверского 1698 года) – наиболее раннее и самое распространенное сочинение из петровских риторик. Четыре книги руководства: 1-я – о естестве, достоинстве, пользе, веществе риторики, 16 общих местах; 2-я – о «красноглаголстве» т.е. украшении речи; 3-я – об изложении и частях слова (композиции); 4-я – о показательном, т.е. похвальном слове с изображением «древ» и описанием видов похвал на разные случаи государственной и семейной жизни.

Вторая работа, которой необходимо уделить внимание в докладе - «Риторика» Михаила Усачева 1698 года – перевод с латинского языка. Анализ списка «Риторики» с указанием имени «многогрешного книгописца Михаила Усачева» позволит идентифицировать его только как переписчика, знание латинского языка которого являются весьма посредственным. Сравните труд М.Ушакова с первой русской «Риторикой» 1620 г., выявите в чем ее своеобразие и самостоятельность..

Содержание «Риторики» М.Ушакова:

- Вступление с определением риторики, описанием трех родов речей, 5 разделов риторики и способов овладения риторикой («естество», «наука», частое употребление» - упражнения и «подражание»).

- Книга 1: 29 глав, описывающих общие места – способы нахождения материала речи.

- Книга 2 «О расположении». «Части глаголания» (начало, повесть, утверждение, заключение) и их проявление в родах речей; новая часть – «О расположении доводов» (виды силлогизмов).

- Книга 3 «О красноглаголании» - непронумерованные главы о видах тропов и «схиматах» (фигурах речи). Завершение «Риторики»: главы «О памяти», «О естественной фисице», «О произвещении».

Литература

1. Аннушкин В.И. История русской риторики: источники, идеи, авторы // История русской риторики. Хрестоматия… - С. 3-16.

2. Софроний Лихуд. О силе риторичестей (1698) // История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998. – С. 60-72.

3. Михаил Усачев. Риторика (1699) // История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998. – С. 73-79.

4. Вомперский В.П. Риторики в России XYII-XYIII вв. - М., 1988. - С. 60-62, 70-72.

5. Елеонская А.С. Русская ораторская проза в литературном процессе XYII века. - М., 1990. – С. 47-53.

5. Русские риторики петровского времени: Стефан Яворский, Андрей Белобоцкий, Козма Афоноиверский

При подготовке этой темы следует обратиться, прежде всего к культурно-просветительской деятельности Стефана Яворского, изучить его политическая и творческая судьбу. Стефан Яворский – автор многочисленных богословских и ученых трудов, из последних главным произведением является «Риторическая рука», Этот труд в переводеФедора Поликарпова 1706 года – образец учебной книги начала XVIII века. Содержание и педагогический стиль «Риторической руки»: краткость определений и примеров, множество классификационных схем, светская ориентированность примеров из деятельности Петра Великого, нравственные сентенции.

Вторым по значению автором, способствующим разработке риторического направления в России, является Андрей Белобоцкий – переводчик и популяризатор люллианской философии. «Великая наука Раймунда Люллия» 1698-1699 гг. - попытка найти всеобъемлющий метод познания и усвоения наук. «Наука проповедей» (по 1-й книге «О разумех писма святаго») – риторика проповеднической речи: 1-я книга – способы создания и толкования текста («разумы» или «сенсы»); 2-я книга «О материи поучения» – объяснение всех возможных предметов проповеднической речи; 3-я книга «О формах поучений» – собственно риторика с описанием темы («фемы»), восьми частей речи, нескольких форм риторических с общими местами, «форм философских» – способов толкования «писма святаго»). «Краткая риторика» («Книга сия философская…») Андрея Белобоцкого – обобщение риторических взглядов, краткое описание основных «кругов» или понятий риторики.

В завершении сообщения следует уделить внимание творчеству Козмы Афоноиверского – выходца из Афонского монастыря, иеродиакона Чудова монастыря, центра греческой образованности в России. «Книга всекраснаго златословия» 1710 года – самостоятельное произведение обрусевшего грека. Обратие внимание на новации в предисловиях: обращение к Богородице («кто бо риторствовати возможе, яко же Ты, Всемилостивая Госпоже моя?..»); обращения к «трудолюбезнейшему читателю»; предисловие всей книге («Велия есть сила царственныя риторики…»). Теоретическая основа – «Златослов» Франческо Скуфоса; тексты-примеры демонстрируют широкое знания русской истории и культуры. Интересна риторика похвалы в исполнении Козмы Афоноивеского – вдохновенный гимн великим князьям, царям, святым, воинам и даже граду Москве.

Литература

1. Андрей Белобоцкий. Риторические труды. // Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия… - С. 80-90.

2. Стефан Яворский. Риторическая рука (1705) // История русской риторики. Хрестоматия… - С. 91-100.

3. Козма Афоноиверский. Книга всекраснаго златословия (1710). // История русской риторики. Хрестоматия… - С. 102-117.

4. Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. - М., 1988. – С. 38-53, 72-75.

5. Елеонская А.С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. - М., 1990. – С. 40-46, 53-54.

6. Латинские риторики в русском образовании XVIII века

Эта тема рекомендуется для докладов прежде всего на филологическом факультете. Студентам, изучающим латинский язык, следует знать, какую роль он играл в формировании науки в России. В докладе следует обратить внимание на тот факт, что латинский язык в 18 веке являлся инструментом формирования отечественного научного фу фундамента, играл ведущую роль в создании структур высшего образования, а также ряда жанров научной и деловой прозы; рассказать о распространенности латыни как языка науки в учебных заведениях.

Жанры «ученой» латыни: диссертация, специмен (письменный научный отчет), протокол, журнал (запись научных экспериментов), монография (труды академиков), рецензия, аннотация, отчет («рапорт»), каталог.

На латинском языке проходило обучение не только в столичных, но и в провинциальных школах и семинариях. Спрос рождает предложение: латиноязычные риторики в 18 веке создавались и на периферии, в глубинке России. Можно упомянуть сочинения вологодского епископа Амвросия Юшкевича (1739), учителя Смоленской коллегии Мануэла Базилевича (1756), рязанского и муромского епископа Палладия (1759) и т.д.

Следует сделать обзор речей и сочинений на русском и латинском языках студентов духовных семинарий с целью продемонстрировать разнообразие нравственной и дидактической тематики сочинений: «Показатель духа есть речь», «Побеждает ли труд праздность?», «О том, не подавляют ли юность словесные науки» и мн. др. Учительские оценки сочинений и разбор речей: «Учение философическое должно соединять с обучением красноречию»; «О необходимости чтения книг».

Студенты-филологи одновременно с «Риторикой» изучают не только латинский язык, но и «Историю русской литературы». Для развития междисциплинарных связей рекомендуем рассмотреть риторическое творчество В.К.Тредиаковского, уже известного студентам в качестве писателя-классициста. «Слово о витийстве» В.К.Тредиаковского (1745) существует в параллельном переводе на русском и латинском языках.

Литература

1. Воробьев Ю.К. Латинский язык в русской культуре XVII-XVIII веков. - Саранск, 1999.

2. Аннушкин В.И. Преподавание риторики в России XVIII в.: программы, школьные сочинения и речи. // Риторика. Специализированный проблемный журнал. - 1997. - № 1 (4). - С. 52-66.

 

7. Риторические концепции М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова в системе «словесных наук» XVIII века

Эта тема, как и предыдущая, ориентирована на развитие междисциплинарных связей, способствует уточнению ряда аспектов творчества писателей-классицистов, творчество которых изучается на первом курсе в первом семестре в курсе «Истории русской литературы». Следует обратить внимание в докладе на источники риторической образованности М.В.Ломоносова (по руководствам 1743 и 1748 годов). К ним относятся прежде всего латинская «Риторика» Порфирия Крайского, иностранные риторики Николы Коссена, Франсуа Помея, Иоганна Кристофа Готшеда, Христиана Вольфа. Ломоносов прекрасно знал риторики петровского времени и переработал самое существенное из них в собственном сочинении: определение риторики (из «Риторики» М.Усачева), определение ритора в варианте 1743 года (из первой русской «Риторики» 1620 года), толкование происхождения риторики (по сравнению с Николаем Спафарием, 1672 год).».

Сделайте обзор содержания «Краткого руководства к красноречию»: учение об изобретении и общих местах; учение об украшении, учение о расположении; обратите внимание на роль М.В.Ломоносова в создании системы «словесных наук» (риторика, оратория и поэзия), на утверждение им в научном обиходе самих терминов «красноречие» («искусство») и риторика («наука»).

Помимо творчества М.В.Ломоносова студенты изучают произведения других русских классицистов - уже упомянутого при разборе предыдущей темы В.К.Тредиаковского и А.П.Суморокова. Рассмотрите их вклад в развитие риторического направления в отечественной науке. Проанализируйте высказывания Тредиаковского о филологии, предмете элоквенции и роли слова в человеческом обществе («Слово о витийстве» 1745 года). У А.П.Сумарокова в контексте этой темы интересен будет его разбор творчества основных духовных ораторов своего времени. Риторико-эстетические требования Сумарокова основаны на следующих компонентах его риторического идеала: вкус, искренняя чувствительность, естественность понятий, ясность воображения, неугождение публике, стремление к истине, знание наук, следование красоте и мудрости. При создании характеристик духовных риторов Феофана Прокоповича, Платона Левшина, Гедеона, Гавриила Бужинского Сумароков сравнивает их творчество с образцами (Цицерон, Златоуст, Бурдалу, Флешье), анализирует их речи на предмет обнаружения недостатков и достоинств, определяет характер воздействия их речей на реципиентов.

Литература

1. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС. - М; Л., 1952. - Т. YII. - С. 89-378, 805-839.

2. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике. ПСС. - М.-Л., 1952. - Т. VII. - С. 19-79, 790-800.

3. Тредиаковский В.К. Слово о витийстве. // Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия… - С. 156-163.

4. Сумароков А.П. О русском духовном красноречии. // Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия… - С. 164-168.

 

8. Развитие риторики и словесности в первой половине XIX века. Классификация словесных наук

Эта тема связана с возникновение термина словесность в конце XVIII – начале XIX веков, с появлением новых трудов, определяющих место риторики в гуманитарной культуре общества. Термин был определен следующим образом: «Словесность (дар слова) - способность выражать мысли словами» (А.С.Никольский). В соответствии с эти риторика стала считаться одной из двух наук, составляющие словесность, в паре с ней стала выступать грамматика.

Следует обратиться к разработкам терминологического аппарата молодой науки, сделанным в трудах профессора Московского университета А.Ф.Мерзлякова. Словесность он рассматривал прежде всего как «правила речи». Три науки он называл «особенными»: диалектику - наука думать, рассуждать и выводить заключения; грамматику – показывать значение, употребление и связь слов и речей, риторику – как науку,дающую правила к последовательному и точному изложению мыслей, изящному и пленительному расположению и выражению.

При определении окружения риторики обратите внимание на концепцию Я.В.Толмачева: словесность – красноречие – витийство. Он определил, что в «науках слова» «предварительными» к риторике являются грамматика и логика, а также, что необходимой основой для изучающих словесность должны стать всеобщая философская грамматика (наблюдения над языком всего рода человеческого») и частная грамматика (изучение языка какого-либо народа).

При разработке данной темы нельзя обойти вниманием схему словесных наук, разработанную в начале 19 в. учителем А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанским. Он создал следующую классификацию наук по характеристике человека: «сила ума» (логика) и «дар слова» (словесные науки). К словесным наукам он отнес грамматику (слова), риторику (мысли), поэзию (чувствования). Предмет словесности, по Кошанскому, составляют риторика и поэзия. Рассмотрите, в чем он видит особенности теории и практики каждой науки. Остановитесь более подробно на практике риторики – красноречии (гражданском, политическом, духовном и т.д.).

В трудах начала 19 века не только дополнялись представления о риторике, но и уточнялись, иногда отрицая то, что включалось в предшествующие определения. Так с критикой предыдущей словесности и риторики выступил в своих трудах К.П.Зеленецкий: в «Общей риторике», «Частной риторике», «Поэтике», «Истории русской словесности» (Одесса, 1848 год). Зеленецкий считал, что риторика - наука не об “одном красноречии”, но об “общих условиях всякой речи вообще”; отрицая теории изобретения и расположения., разработки “новейших учителей красноречия”, он пытается соединить классическое знание и новые реалистические веяния в «науке о Слове»; построить универсальную классификацию наук.

Итогом доклада должен стать обзор всего нового, что было в то время сделано в рамках теории словесности, прежде всего нового состава наук с акцентом на то место, которое в нем стала занимать риторика. Состав наук в теории словесности оказался следующим: 1. Общая риторика: а) логическая основа речи (внутренняя сторона), законы мышления; б) собственно риторическая сторона (внешняя сторона речи); в) лингвистические условия речи в приложении к русскому языку. 2. Частная риторика: а) систематика (для описаний, повествований, догматики); б) теория поэзии (для изящной прозы); в) этика, наука о благом (для ораторского красноречия). 3. Пиитика (эстетическая теория поэзии).

Литература

1. Риторики первой половины XIX века // Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия… - С. 225-391.

2. Русская риторика. Хрестоматия. Автор-составитель Л.К.Граудина. - М., 1996. – С. 91-219.

3. Аннушкин В.И. Кто же составитель анонимной “Теории словесности” 1851-1860 годов? // Риторика. Специализированный проблемный журнал. - 1996. - № 1 (3). - С. 107-123.

 

ТЕМА 3. Классификацияпубличных выступлений.

Речь ораторская, сценическая, радио и телевидения. Ораторская речь, ораторское мастерство, оратор.

Основные роды, жанры и виды. Социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, церковно-богословское - роды красноречия.

Информационные речи - повествование, объяснение, описание; императивные речи – агитационные, убеждающие, воодушевляющие, побуждающие к действию; внушение и его особенности.

Поздравительные речи:

юбилейные, праздничные, развлекательные.

 

Вопросы к семинару:

1. Подразделения красноречия по сферам и целям в античном мире.

2. Три рода риторических речей в «Риторике» Аристотеля.

3. Виды красноречия.

4. Целевые установки речи и их реализация в риторических произведениях разных жанров.

5. Кто такой оратор? Как на этот вопрос отвечали в античную эпоху, в средневековье, в советский период?

 

Темы докладов и сообщений:

1. Судебное красноречие в России.

2. Творчество ораторов-большевиков: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, И.В.Сталин, М.И.Калинин и др.

3. Речевая практика «атакующего класса»: жанры политического дискурса советской эпохи.

 

Традиция подразделять красноречие по сферам и целям появилась в античные времена. Создатели риторики выделили роды риторических речей, внутри которых родились виды красноречия, каждый из которых нашел соответствующую область применения и в соответствии с эти получил свое название. Семинар посвящен существующим в риторике классификациям направлений и жанров, их представляющих.

Все речи, которые мы слышим и произносим, так или иначе могут быть отнесены либо к однократным (ораторике), или к продолжающимся (гомилетике). Вместе гомилетика и ораторика составляют устную словесность. Жанрами ораторики, кроме судебной, совещательной и показатель­ной речей, являются диалог, молва и фольклор. Гомилетика включает проповедь, учебную речь и пропаганду. Письменную же словесность состав­ляют следующие основные жанры: документы, рукописи, художествен­ная литература, научная литература и публицистика. Средства массовой информации (радио, кино, телевидение, прес­са) относятся к смешанному устно-письменному роду словесности.

На семинаре мы главное внимание должны уделить речи ораторской. Прежде чем говорить о главных разновидностях публичных выступлений на современном этапе, обратимся к первоисточнику, посмотрим, какими критериями пользовался Аристотель, когда выделял три рода речей, составляющих основу ораторики.

Для античного философа основу ораторики составляют речи совещательные (о будущем), судебные (о прошлом) и эпидейктические, или показательные (о связи прошлого с будущим). В соответствии с типами речей он выделял и разновидности риторики. Приведем его обоснование: "Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конеч­ная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться... Таким образом, ес­тественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных — склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в част­ной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют). Что же касается судебных ре­чей, то их дело обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют, или оправдываются). Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных ро­дов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно буду­щего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похва­лу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошед­шее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то су­ществуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное — здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрас­ное и постыдное, но сюда также привносятся другие соображения".

Если продолжить размышления Аристотеля с тем, чтобы разделить существующие публичные речи жанрово-видовым признакам, обратимся к более детальному рассмотрению цели, которая заставляет человека выступать перед аудиторией. Целевые установки могут быть универсальными, то есть иметь общечеловеческий характер; к таким можно отнести желание принести словом пользу людям, наставить на путь истинный, найти и воспитать интеллектуальных союзников, повысить свой рейтинг, то есть совершить речевой акт во благо собственного авторитета, предать в будущее свое духовное «я». Могут быть цели, появление которых ограничено временем и пространством, социальным и культурным контекстом, риторической традицией, к которой принадлежит тот или иной оратор.

Цель, которую имеет оратор, определяет характер речевой реализации. Перед оратором по большому счету есть три различных пути, по которым он может добраться до своей цели:

· Агональный путь, в основе которого императив, формирующий авторитарную речь. Си­ловой способ речевого воздействия имеет жанровые разновидности, среди которых ведущее место занимает приказ, угроза, требование.

· Путь убеждения, составляющего основу демократической речи. Основан на желании передать другому свою систему взглядов, доказав их истинность. Здесь главным жанровым проявлением являются доказательство, объяснение.

· Провокационный путь, составляющий основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.).

В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающихцелевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся:

1) провокация эмоции;

2) привлечение внимания;

3) распространение знаний;

4) создание намерений;

5) побуждение к действию;

6) формирование навыков.

Каждый жанр речи имеет свои сферы эффективности, т.е. главные целевые установки, обусловленные природой этого жанра. Приведем таблицу из пособия по риторике Е.Н.Зарецкой, в которой показана эффективность разных речевых жанров (см. подробнее у Ю.В. Рождественского).

 

    Род словесности     Вид словесности     Жанр словесности Сферы эффективности
Эмоция Внимание   Знание Навыки Принятие решения Действие
  Устная словесность     Ораторика Диалог + + + + + +
Молва + + - - - -
Фольклор + - + + - -
Судебная речь + - - - + -
Совещательная речь + - - - + -
Показательная речь + + + - - -
  Гомилетика Проповедь + + + + - -
Учебная речь + + + + - -
Пропаганда + + + + - -
    Письменная словесность Письменность Документы - + - + + +
Рукописи + + + + - -
    Литература Художественная литература + + + - - -
Научная литература - + + + - -
Публицистика + + + + - -
Смешанная словесность СМИ Радио, кино, телевидение, пресса + + - - + +

 

 

В античную эпоху определились не только роды речей, но и виды красноречия. Одним из первых видов стало социально-политическое красноречие, развитию которого способствовала афинская рабовладельческая демократия. Практически одновременно с ним появилось и академическое красноречие. Произведения, созданные античными философами в русле этого направления, до сих пор являются объектом не только исследования, но и выступают в качестве наглядного пособия при обучении жанру дискуссии, видам доказательств, аргументации, объяснении, что такое находчивость и остроумие для оратора. На основе научных диалогов было создано учебное ( или дидактическое) красноречие, главным представителем которого считается Сократ. Он является создателем знаменитых диалогов, которые, говоря современным языком, являются формой активного обучения: метод обучения через беседу с тех пор продолжает использоваться в преподавании как один из наиболее эффективных. Военное красноречие тоже зародилось в ту пору – родоначальник его можно считать стратега Афин Перикла – автора знаменитого «Надгробного слова», посвященного павшим героям Пелопонесской войны. Создавались произведения и той видовой принадлежности, которая у современных риторов вызывает наибольший интерес, а именно судебного красноречия и деловой речи, В те времена, правда, как отмечал Аристотель, судебное красноречие было средством борьбы за истину и справедливость, что же касается деловой речи, то столетия не изменили сферу ее применения - составление договоров, документов, оформление торговых сделок и т.д., правда, сделали ее более почетной.

Вообще древние риторы больше внимания, чем современные уделяли нравственным проблемам риторики. И Ритором они называли не только Оратора, то есть человека, который занимается произнесением публичных речей, но и учителя ораторской речи. Оратор для древних – это не просто человек, умеющий складно говорить перед публикой. Оратор для слушателей являлся образцом нравственной жизни. Неслучайно к нему предъявлялись столь высокие требования: например, Аристотель считал, что оратор должен быть обязательно человеком высокообразованным, с широкими интересами, с огромным багажом знаний и идей, хранящихся про запас на любой случай. Одну из трех частей своей «Риторики» он целиком посвятил личности оратора.

Студенты к семинару читают этот раздел «Риторики» и отмечают те качества, которые античный мыслитель хотел видеть у идеального оратора. Здесь же ищем ответ на вопрос, как древние относились к умению хорошо выступать публично – как к врожденной способности или как к результату долгих тренировок.

Вопрос одаренности решался античными мыслителями следующим образом: поэтический талант дается не всем, это дар богов; ораторские способности человек не получает свыше: риторическому искусству можно и нужно учиться. То есть успеха у слушателей можно добиться, зная риторические правила и законы и не жалея времени на разного рода упражнения.

Следует отметить, что исторический контекст определяет предпочтения, которые оказываются тем или иным видам красноречия, сформировавшимся в античную эпоху: один период выдвигает на первый план социально-политическое красноречие, другой – военное, третий же, как например, средневековье создает новую отрасль риторики – церковное (богословское) красноречие – и делает ее ведущей, в сравнении со всеми остальными. Особое внимание следует уделить на семинаре тем типам речей, которые занимали главное место в советской речевой коммуникации, в частности, речи императивной. Большинство ораторов и сейчас, обращаясь к аудитории, хотят на нее воздействовать тем или иным образом. По большому счету, существует две формы репрезентации – эмоциональная и поведенческая. Во-первых, после лекции, доклада, передачи слушатели могут почувствовать конгруэнтную (математический термин, обозначающий подобие) эмоцию, и тогда цель оратора реализована: он «заразил» своими переживаниями аудиторию. Во-вторых, произносящий императивную речь может заставить человека не просто что-то почувствовать, но и что-то совершить или, наоборот, что-то престать делать. Иногда при этом используются довольно изысканные речевые приемы, хотя суть от этого не меняется – кнутом ли, пряником ли, но заставляют делать, то чего человек не желает, то есть против его воли. Таким образом, выясняется, что можно «заразить» чувством, можно, воздействуя на свойственное людям чувство самосохранения и корыстные желания, заставить что-то делать; единственно, чего сделать нельзя - заставить думать так, как вам хочется. Здесь вместо силовых методов, хочет того оратор или нет, всегда приходят методы убеждения.

Речевое императивное воздействие, которое было распространено в нашем обществе на тоталитарной стадии его существования, теперь сменяется формами интеллектуального воздействия на сознание человека. На примере анализа профессиональной ораторской деятельности это можно увидеть особо наглядно. Какие профессии напрямую связаны с публичной речевой деятельностью? На самом деле, их не так уж и много: судебные ораторы (адвокат, прокурор), политик, священник, педагог. Профессиональная деятельность представителей этих профессий при этом весьма отличается одна от другой, связан с реализацией разных целей, что в итоге приводит к разным жанровым предпочтениям.

Можно отметить, что многие профессиональные направления в отечественной риторике имеют уже десятилетиями наработанные традиции, которые возникли в дореволюционный период и были прерваны советским периодом. Так, активно развивалось судебного красноречия в России во второй половине 19 века, особенно в пореформенное время. Судебные речи и теорию судебной речи до сих пор юристы изучают по работам Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони, П.Сергеича (П.С.Пороховщикова), К.К.Арсеньева, М.Ф.Громницкого. Помимо образцов судебного красноречия в их трудах можно найти примеры профессионального решения тем риторической этики и стилистики, в частности, стилистики судебной речи.

Дореволюционные политики также внесли свой вклад в развитие риторики. При изучении политической риторики в России особое значение имеет обращение к такому феномену политического красноречия как Государственная дума, вспомнить о достижениях и просчетах П.А.Столыпина как оратор. Политический процесс активизировался, как известно, в предоктябрьский период и получил особое выражение в формах риторического взаимодействия. Как особый риторический феномен можно воспринимать и саму Октябрьскую революцию. Формирование нового стиля жизни после 1917 года происходило через новый образ оратора, новое мировоззрение, новые речевые отношения.

На семинаре должны прозвучать подготовленные заранее сообщения на тему «Творчество ораторов-большевиков: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, И.В.Сталин, М.И.Калинин и др.»

В послереволюционное десятилетие предпринимались попытки продлить жизнь отечественной риторики: был открыт Институт живого слова в Петрограде в 1918 году, к его работе привлекались ведущие лингвисты, литературоведы и мастера театра: Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт, Л.П.Якубинский, С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, В.Гофман и др. Были составлены программы по теории красноречия и теории спора. Предпринимались попытки решения проблемы публично-речевой культуры как части культуры языкового общения (К.А.Сюннеберг). При этом «живое слово» постепенно вытеснялось речевой практикой «атакующего класса». Ораторская практика второй половины 20-х годов в основном представлена ораторским творчеством исключительно как политическим жанром, отражающим процесс формирования стиля сверхмощной социальной действенности. Фактический запрет на продолжение риторических исследований ораторской прозы с начала 30-х годов привел к принципиальному изменению филологических и культурно-речевых ориентиров. Возникновение новых теорий речи в трудах Л.В.Щербы, Г.О.Винокура, В.В.Виноградова привело к становлению культуры речи как особого направления исследований русской советской филологии. Основным понятием культуры речи стала норма речи. Культура речи стала основой этики речевого поведения и речевого мастерства.

После экскурса в историческое прошлое риторики, студенты должны освоить аспект темы, связанный с применением риторических умений и навыков в будущей профессиональной деятельности. Студентам-филологам целесообразно рассматривать в качестве примера профессиональную деятельность педагога, даже если пока не все мысленно связывают свое будущее с преподаванием. Студентам других специальностей также имеет смысл посмотреть, как риторическая составляющая цементирует преподавательскую деятельность, так как каждый ежедневно наблюдает ее во всех проявлениях, если, конечно, ходит на занятия, знает, в чем она состоит, может привести наглядные примеры из лекций преподавателей академии. Что же касается своей будущей профессиональной деятельности и риторического компонента в ней, то их студенты-нефилологи не так четко представляют.

Итак, если говорить о преподавателях, то у них, как считает известный исследователь Е.Н.Зарецкая, существует как минимум десять целей, заставляющих их выступая перед аудиторией. При этом, несмотря на столь обширное целевое пространство, жанр, который позволяет его освоить, всего лишь один – лекция. Семинарское занятие не считается, так как не представляет в чистом виде монолог преподавателя. Передать информацию, поделиться знаниями – цель для речевой деятельности преподавателя неединственная; более того она в свою очередь подчиняется более глубокой: воспитание единомышленников, пролонгация духовного бытия, Преследует преподаватель в аудитории и другие цели – получить удовольствие, энергетическую подпитку, повысить эмоциональный тонус, а нередко – реализовать волю к власти, завоевать авторитет и, в конце концов, выполнить обязательства, соответствующие трудовому договору. Речь педагога относится к типу информационные речей: каждая лекция складывается из фрагментов, представляющих повествование, объяснение или описание.

Особую группу представляют в нашем коммуникативном пространстве этикетные речевые жанры. Генристика (научное направление, которое занимается исследованием речевых жанров) выделяет их достаточно много, правда, далеко не все они подходят для оформления публичных выступлений. Скорее всего, только поздравление является жанром, представляющим интерес и для риторики, и для генристики, причем только в том случае, когда имеется в виду именно поздравительная речь, а не отдельная реплика.

Жанр поздравления предполагает два варианта воплощения – стандартный (не выходящий за рамки этикета) и оригинальный. Объединяет их только коммуникативная цель – поздравить, соответствующие ей перформативный глагол «поздравляю», который должен рано или поздно прозвучать; соответствующая ситуации положительная семантика. Вербально-знаковое оформление типичной ситуации юбилея, как правило, осуществляется также с использованием формальных элементов поздравительной речи. В этом случае многое определяет контекст – официальная обстановка диктует соблюдение этикетных моментов.

Контрольные вопросы

1. Что такое ораторика?

2. Каковы классические и современные способы воспитания и формирования оратора?

3. Можно ли говорить о развитии ораторского искусства в древнем мире? Какие образцы ораторской прозы сохранились до наших дней?

4. Каковы традиции политического ораторства в России? Как организуется политическое управление с помощью речи? Какие образцы должны быть включены, на ваш взгляд, в хрестоматию политических речей?

5. Расскажите о традициях судебного красноречия в России. Как эти традиции влияют на развитие современной судебной речи?

6. Как сохраняются в России традиции эпидейктического, торжественного красноречия?

7. Каковы традиции духовного красноречия в России (проповедники, сочинения, анализ речей)?

8. Каковы традиции академического красноречия в России (имена, сочинения, теоретические высказывания о речи преподавателя)?

Литература:

1. Аристотель. Риторика// В книге: Античные риторики. – М.,1978.

2. Зарецкая Е.Н. Теория и практика речевой коммуникации. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002.

3. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996.

4. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. – М., 2007.

5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

6. Русская риторика. Хрестоматия. Автор-составитель Л.К.Граудина. - М., 1996.

 

ТЕМА 4. Содержание и форма публичных выступлений.

Содержательность темы раскрывается предметно, целенаправленно, полно, всесторонне, конкретно, с научных позиций.

Информативность темы - это количество информации, которую слушатели воспримут, усвоят, поймут в результате восприятия содержания.

 

Вопросы к семинару:

1. Схема речевого акта О.Якобсона.

2. Классическая схема подготовки речи.

3. Содержательные возможности публичных выступлений.

4. Формальные требования, предъявляемы к произведениям ораторского искусства.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания.

В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, например, доклад на конференции), передаваемая информация (сообщение).

Графически ситуацию общения можно представить так:

 
 

 


КОНТЕКСТ

 

 

Теория речевой деятельности учитывает прежде всего, что коммуникация - это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете разговора. Акт речевого взаимодействия, с этой точки зрения, выглядит следующим образом:

                       
   
Предмет речи
 
     
 
   
 
Я (ты)
   
Ты (я)
 

 

 


Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь. Первая ступень состоит из этапов:

Любому выступлению предшествует ситуация, побуждающая человека к публичному выступлению. Необходимость или желание выступить перед аудиторией с каким-то текстом, выразить вслух каких-то мыслей, поделиться какой-то информацией не всегда сразу осознается. Иногда проходит время, прежде чем будущий докладчик четко сформулирует цель: например, буду выступать на студенческой конференции на лингвистической секции. Потом только начинается непосредственно подготовка выступления.

Классическая схема подготовки речи включает 5 этапов, которые имеют каждый название:

I этап: инвенция - нахождение и изобретение речи;

II этап: диспозиция – порядок речи (план, расположение материала, композиция);

III этап: элокуция – словесное выражение (составление текста, его литературная обработка);

IV этап: мемория – заучивание текста;

V этап: гипокризис – «разыгрывание» (произнесение текста с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).

Каждый ритор, составляя речь, отвечает себе на одни и те же вопросы:

Что говорить?

Зачем говорить?

Где говорить?

Когда говорить?

Кому говорить?

Как долго говорить?

Как говорить, чтобы добиться желаемого результата?

Последний вопрос в свою очередь связан с задачами, которые хочет решить ритор своим выступлением. По целевой установке и содержанию все речи сводятся к трем основным видам:

1. Речи развлекательные.

2. Речи информационные (сообщение)

3. Речи агитационные (побуждение)

Как правило, речи 2, 3 типа требуют предварительной подготовки. Это касается и определения темы и цели выступления, и его вида и формы. Речи развлекательные чаще всего произносятся по случаю, когда момент оказывается подходящим, поэтому, если рассказчик не обладает риторическими умениями и навыками, воспринимаются с трудом. С чем это связано? Почему желание развлечь приводит к обратному результату? Видимо, с тем, что не все могут, как Юлий Цезарь, одновременно говорить, держать в памяти все содержание, логико-композиционную структуру возникающего «на ходу» текста, подыскивать, вспоминать наиболее подходящие лексические варианты, грамматически правильно их компоновать в предложения, озвучить их в соответствии с нормами произношения. А ведь языковое чутье должно еще подсказать уместный стиль изложения! Куда уж тут уследить за реакцией слушателей – можно заметить только, когда они вместо того, чтобы смеяться. Начнут засыпать и падать со стульев. При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные паузы, длительные остановки, «заедают» отдельные слова, слоги, «растягиваются» звуки [э], [a], появляются дополнительные связки «типа», «как бы», «короче», «ну вот». Желание развлечь приводит к обратному результату из-за трудностей говорения: все вышеперечисленные операции выполнять одновременно может только тот, кто перед эти много тренируется. То есть и развлекательные речи хорошо произносит тот, у кого есть навыки подготовки и озвучивания других речей.

Здесь еще стоит отметить, что цель развлекательной речи не должна сводиться только к реакции «и все засмеялись», содержательный аспект тоже должен быть учтен. Именно против забвения идейной основы выступлений предупреждал Д.И.Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство <….> для всех существует одно великое и общее правило: идея прежде всего».

Отмеченные выше проявления прерывистости речи раскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, поиск вслух наиболее подходящего слова, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления требуется скрывать мысленную регуляцию, подавлять ее внешние проявления. Но прерывистость устной речи - свойство неоднозначное. Если подобные случаи встречаются редко, это не мешает воспринимать информацию, а порой активизирует внимание аудитории, о чем свидетельствуют, в частности, «подсказки» тех выражений, которые «ищет» оратор. Известны примеры, когда подобный стиль изложения материала способствовал популярности оратора: его выступления воспринимались более «живыми», чем те, которые тщательно готовились и гладко и четко презентовались слушателям. Ораторская манера Буслаева, как вспоминает А. А. Танков, как раз отличалась отсутствием четкости и обработанности каждого слова, что воспринималось как достоинство, а не недостаток: «Способ чтения Буслаева не походил на чтение других красноречивых профессоров. там было искусство, здесь естественность, там декламация, здесь как бы простой пересказ, там отделка фразы, здесь как бы шероховатости, недомолвки, отсутствие работы над конструкцией речи. И в то же время уменье задеть за живое слушателей, приковать их внимание к предмету лекции, не дать им возможности скучать и утомляться…»

Содержательность любого публичного выступления зависит от его презентации. Тема выступления должна найти адекватное выражение в названии, которое желательно заранее сообщить будущим слушателям. Название должно привлекать внимание, вызывать любопытство, «ошарашивать» и озадачивать. Такое же впечатление должны производить первые фразы. В них главным должен стать тезис – четко сформулированный, желательно представленный в образной, афористичной форме, он должен хорошо запоминаться. Поэтому он не должен быть очень растянутым, непонятным. До конца выступления следует его повторить 5-8 раз, причем формулировку нельзя менять ни в коем случае. Главным недостатком вступительных фраз является наличие в них «лишних» слов: «сегодня», «Я», «буду говорить», «Вам» - когда, кто, что делать, кому – и так понятно, но к началу рассказа публика уже начинает скучать, а это недопустимо. Также плохое впечатление производит оратор, который начинает с негативной информации или извиняется, что вообще взошел на трибуну, говорит о том, что очень волнуется и скверно себя чувствует.

Финал тоже обязательно должен быть ярким, позитивным и запоминающимся. Самым бездарным окончанием будут такие, как, например, «У меня все», «Я закончила», «Не успел все рассказать, но ничего в следующий раз», «За недостатком времени, мне пора заканчивать», «Я собиралась говорить не об этом, но так вышло» и т.д.

Что же касается центральной части, то она формируется из новой и полезной для аудитории информации. Тот, кто говорит очевидное, ведет себя при этом агрессивно, от бессилия – заинтересовать не получается, слушатели спят, надо их как-то разбудить - повышает голос, путается, запинается, шуршит шпаргалками, вряд ли может быть признан хорошим оратором.

 

 

ТЕМА 5. Логическая культура выступления.

Полнота и всесторонность раскрытия темы, понятийная определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность.

Типы логические ошибок.

Вопросы к семинару:

1. Логика устной речи, логические законы и операции.

2. Тексты и его функционально-смысловые типы (подобрать примеры из художественных текстов).

3. Методы доказательства (аргументации).

4. Виды аргументов.

5. Недостатки логико-композиционного построения речи.

Помимо знания предмета речи, о котором шла речь на предыдущем семинаре, студентам следует знать, что при подготовке любого устного выступления должен учитываться логический фактор. Только речь, имеющая стройное логико-композиционное построение, будет воспринята положительно аудиторией; доказательность, аргументированность – это составляющие успеха публичного любого публичного выступления.

Платон писал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому». Такое построение речи должно вызывать у слушателя чувство эстетического удовольствия. Чтобы этого добиться, оратору приходится потратить немало усилий на подготовительном этапе, при составлении текста выступления.

Текст (от лат. textus - «ткань, сплетение, соединение») – это словесное устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и формы (речи), имеющее следующие основные признаки:

1)Членимость. Текст состоит из нескольких предложений, представляет собой коммуникативную единицу высшего уровня, по сравнению с предложением. Однако это положение является дискуссионным: одно распространенное завершенное высказывание, реплику в диалоге некоторые исследователи считают текстом.

2)Смысловая цельность достигается тогда, когда отбор материала подчиняется задаче передать основную мысль. Т. е. предложения текста должны объединяться темой и идеей.

3)Связность заключается в том, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и формально - с помощью языковых средств: повторяющихся слов, личных и указательных местоимений, синонимов, антонимов, сочинительных союзов и т. п.

На протяжении столетий существования ораторского были выработаны эффективные и точные решения задач, которые может перед собой поставить говорящий. Издавна выделяют такие компоненты монологической речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально - смысловыми типами текста, что подчеркивает их зависимость от цели и содержания высказывания. Это деление, восходящее еще к риторикам X1X века, является условным. На практике, в выступлении типы текста чередуются, придавая речи разнообразие.

При подготовке к семинару студенты должны были составить характеристику функционально-смысловым типам текста и найти иллюстрирующие их примеры. Ниже приведены краткие описания функционально-смысловых типов, которые можно учитывать при выполнения задания.

Описание раскрывает признаки предмета, его временные характеристики или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа как бы отвечает на вопрос: «Какой предмет?» Из жанров, которые уже знакомы студентам, можно назвать характеристику в качестве примера описания, использованного в данном случае в официально - деловой речи.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Данный тип текста представляет мир в динамике: «Что произошло?»

Рассуждение имеет целью исследовать предметы или явления, раскрыть их внутренние признаки путем аргументации, установления причинно - следственных отношений. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений демонстрация на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Такое раскрытие мира в его причинно - следственных связях - это ответ на вопрос: «Почему?» Вариантом рассуждения считают определение и объяснение, бытующие в научных текстах, в языке массовой коммуникации.

Логика мышления требует, чтобы в любом рассуждении содержались части: тезис - утверждение, которое надо доказать; обоснование высказанной мысли при помощи доводов, доказательств. Структуру дедуктивного и индуктивного размышлений можно представить следующим образом:

1.Дедуктивное

ТЕЗИС АРГУМЕНТ ВЫВОД

 

2.Индуктивное

АРГУМЕНТ ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕЗИС

 

Совокупность аргументов - положений, истинность которых проверена и доказана практикой - называется аргументацией (доказательством).

Доказательство может быть прямым и косвенным.

Прямое доказательство предполагает обоснование тезиса без дополнительных построений.

Косвенное доказательство предполагает обоснование тезиса через опровержение антитезиса.

Аргументы делят на 2 вида:

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.

2. Аргументы к человеку. Это ссылка на высказывания, мнения авторитетных людей: ученых, писателей, общественных деятелей, специалистов; расточение похвал, привлечение внимания к достоинствам и недостаткам, вкусам оппонента; возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных