Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ




 

Каждая профессия имеет свое содержание, отличающее от остальных занятий. Соответственно, понятие «профессиональная речь» имеет смысл рассмотреть в связи с понятиями «качество» и «профессиональное качество».

Обсуждение проблемы качества в философии было начато Аристотелем в его работе «Метафизика», где оно было описано как «видовое отличие сущности, отделяющее один объект от других по каким-либо критериям». Средневековая схоластика исследовала «скрытые качества» как «вечные неизменные формы». Гегель рассмотрел данное понятие в работе «Наука логики», где полагал качество начальной ступенью познания вещей. Современные словарные определения раскрывают данное понятие как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность» (Большой Энциклопедический словарь. –М, СПб., 2001; Краткая философская энциклопедия. –М., 1994; Философский энциклопедический словарь. –М, 1983, 1991; Ожегов С.И. Словарь русского языка. –М., 1990). Также понятие «качество» толкуется как набор характеристик (например, «качество жизни», «качество образования»). Качество является «мерой сущности» предмета или явления. Поскольку эта мера может быть отнесена к любому объекту, мы можем говорить о существовании феномена профессионального качества. Причём термин «профессиональное качество» в данном случае понимается не в психологическом смысле, как набор черт, свойств, характеристик, а в сущностном, отвечающем на вопрос «что отличает одну профессию от другой?» или «что составляет ее внутреннюю меру?». Вопрос профессионального качества исследован в работах И.Л. Колесниковой (2003) и И.Е. Кузьминой (2001).

В соответствии с идеями, изложенными в указанных исследованиях, специфику и структуру профессионального качества обуславливают:

1. Природа предмета, с которой работает носитель профессии, и которую он преобразует в соответствии с социальными ожиданиями.

2. Совокупность характерных для профессии действий, кото­рые необходимо выполнить для преобразования предмета.

– Своеобразие системы отношений, связывающих людей в процессе совместной трудовой деятельности;

– Система личностных свойств и характеристик, обеспечи­вающая успешное функционирование в профессии и целостность профессиональной позиции.

 

Согласно концепции И.А. Колесниковой, профессионале качество, рождаясь на основе квалификации и компетентности, развиваясь в контексте определенной культуры, существует в рамках заданной компетенции и достигает высшего проявления в мастерстве как особом состоянии интеграции бытия и профессии. Поскольку профессия, как любой феномен, обладает своим качеством, её представитель, в свою очередь, становится носителем (выразителем) данного качества. Профессиональная классификация Е.А. Климова, в какой-то мере, является иллюстрацией данного факта, помещая меру качественной определённости в область взаимодействия человека с различными сферами окружающей действительности (природа, техника, художественный образ, человек, знаковые системы).

Каждое качество имеет свое внешнее выражение, (сущность является). Для профессионального качества применительно к его носителю одной из ярких форм такого проявления можно считать профессиональный имидж. Учитывая субъектность, субъективность, индивидуальность носителя профессии, это проявление всегда приобретает неповторимую окраску.

В феномене профессионального имиджа находит отражение философская идея проявления общего через частное. Метафорическое выражение «печать профессии» может быть понято многозначно – это и влияние, которое профессия оказывает на личность и ее поведение в обществе, и отпечаток, который специалист накладывает на профессию в глазах социума в целом.

В предлагаемом научно-практическом контексте профессиональная самопрезентация (профессиональная речь) может быть рассмотрена как представление окружающим профессионального качества индивидуальными выразительными средствами. Проблемными в данном случае становятся вопросы соотношения личности в ее свободных проявлениях и стандарта, задаваемого рамками профессии, то есть в философско-психологическом смысле; проблема «быть» или «казаться» профессионалом. Для создания адекватного сущности профессии имиджа и последующей профессиональной самопрезентации необходимо определить структуру и содержание профессионального качества, которое требуется выразить вовне.

Говоря о специалисте как представителе профессионального сообщества, мы имеем в виду, что нормативные характеристики – квалификация и компетентность – находят свое речевое выражение в грамотности, содержательности речи, точности употребления терминов и профессиональных речевых клише в ситуациях делового профессионального общения. При этом им осознается профессиональная компетенция – границы пространства социально-профессионального влияния, которые определяются должностью, социальным статусом, служебным функционалом, что находит свое отражение в мере речевой активности, экспрессивности, информативности. Профессиональная культура специалиста, будучи производной от опыта субъекта более крупного масштаба, вбирает в себя его специфику, в том числе и речевую.

Профессиональная культура речи, таким образом, зависит от речевой культуры социума в целом, и, в свою очередь, играет формирующую роль по отношению к конкретному человеку – носителю профессии. Достижение мастерства в профессии выражается органичностью речевого поведения человека в профессиональном общении, где сочетаются профессиональная грамотность, уверенность, убедительность, индивидуальный стиль и субъектное видение собеседника.

Одним из основных контекстов проявления профессионального качества является профессиональная коммуникация, в которой разворачивается речевая деятельность специалиста. Мы употребляем понятия «коммуникация» и «общение» как во многом синонимичные, следуя за сложившейся практикой, нашедшей отражение в названиях различных учебных пособий, где фигурирует словосоче­тание «деловое общение».

Задание:

Используя таблицу «РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ» опишите требования, которые предъявляются к профессиональной речи Вашей профессии (специальности), оцените важность предложенных позиций и прокомментируйте своё мнение в свободной форме.

 

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

 

  Устная речь Письменная речь
Вербальные средства
Лингвистика Культура речи: точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, правильность, выразительность; Индивидуальная речевая манера Грамотность орфографическая, пунктуационная, стилистическая; Лексическое наполнение текста Индивидуальные стилистические особенности
Невербальные средства
Паралингвистика Интонационно-мелодический комплекс: Адаптивность Выносливость Высота звука Гибкость Громкость звука Дикция Звонкость (глухость) Мелодика (плавность) Паузы Полетность Помехоустойчивость Суггестивность Тембр Темп речи Тесситура Ударения Устойчивость Параграфемы: Графическая сегментация текста Иконические знаки Необычное написание Нестандартная пунктуация Почерк (шрифт) Расположение текста Типографические знаки Цвет (чернил, фона) Цифры
Экстралингвистика Неречевые шумы (икота, кашель, сопение, чих и т.п.) и звуки (хлопки, постукивание и т.п.) Акустические помехи (реверберация, искажения от микрофона и т.п.) Визуальные дополнения (наглядность) Экстраграфемы: Бумага (качество, формат) Аксессуары документа (конверт и его оформление, стенд приказов и объявлений и т.п.)

 

ТЕХНИКА РЕЧИ

 

Выразительность речи зависит от умения использовать свои интонационные способности, которые можно (и нужно!) развивать. Грустно слышать выступления некоторых специалистов, произно­сящих хорошие слова вялым языком, монотонно и скучно. Грустно видеть равнодушные глаза аудитории. Грустно сознавать, что вре­мя потрачено впустую - как оратором, так и слушателями...

И насколько приятнее быть свидетелем интересного, яркого выступления, когда не только содержание, но и подача материала вызывает живой отклик аудитории, желание вступить в диалог, задать вопрос или высказать ответную мысль.

Культура устного выступления основана на технических умениях, достаточно условно разделяемых на воспитание дыхания. развитие голосовых способностей и совершенствование дикции. Школа сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства во главу угла ставит комплексный подход, при котором техническая сторона речевого развития неотделима от творческой: техника речи должна способствовать эффективному речевому действию.

 

ДЫХАНИЕ

 

«Дыхание - энергетика речи,» - говорят педагоги актёрского мастерства и вокального искусства. Для активной речевой деятельности необходимо уметь делать большой запас воздуха и равномерно распределять его, чтобы звук был ровным до конца фразы.

Существует два типа дыхания: «верхнее», когда активно работают плечи и воздухом заполняются только верхние части легких, и «нижнее», в котором принимает участие диафрагма (мышца, находящаяся между грудным и брюшным отделами организма). Во втором случае обеспечивается больший запас воздуха, живот при этом немного выступает вперед.

Чтобы сделать грамотный выдох, необходимо задействовать мышцы брюшного пресса и косые мышцы живота: управление ими обеспечивает ровный и долгий выдох. Тренировка диафрагменного способа дыхания иногда не совсем корректно называется «постановкой дыхания», однако нужно помнить, что это умение нуждается в постоянной поддержке и развитии, иначе со временем пропадает.

«Егорки». Упражнение для проверки и развития дыхания. Сядьте ровно или встаньте прямо. Руки опущены вниз. Произнесите фразу «КАК НА ГОРКЕ, НА ПРИГОРКЕ ЖИЛИ ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ». Затем сделайте максимально глубокий вдох, следя за тем, чтобы воздух накапливался в районе диафрагмы, а плечи не поднимались. Громким ровным голосом перечисляйте: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорки, четыре Егорки, пять Егорок...» - до тех пор, пока не закончится воздух. Следите за тем, чтобы звук был ровным, а скорость – постоянной. Запомните, сколько Егорок вы перечислили. Через некоторое время повторите упражнение. Регулярное выполнение дает возможность развить запас воздуха, что отражается в увеличении количества «Егорок».

«Ножницы». Упражнение для развития диафрагменного дыхания. Исходное положение. Встаньте прямо. Руки в стороны. «Раз» – прямые руки скрестить перед собой, сделать носом вдох, воздух заполняет нижнюю область легких, работает диафрагма. «Два» – активно развести руки в стороны, сделать энергичный выдох со звуком «Ш». Активно работают мышцы брюшного пресса. Повторять 10-30 раз.

 

ГОЛОС

 

Развитие голосовых характеристик связано в первую очередь с развитием речевого слуха: наблюдая за речью других и своей собственной, человек соотносит свое поведение с речевым поведением собеседников, и через подражание осуществляет коррекцию своей речи. Можно указать на лирические произведения, в которых поэтическая форма предлагает ориентиры для выражения чувств. Также для совершенствования дыхания и мелодики полезно петь романсы: небольшой вокальный диапазон и простота мелодии тренируют выразительные умения.

Предлагаемые ниже поэтические произведения – лишь небольшая часть материала для тренинга выразительности.

 

ДИКЦИЯ

 

«Дикция - вежливость актера,» – говорил К.С. Станиславский. А мы добавим: и вообще любого человека! Четкость артикуляции, с одной стороны, информирует слушателя о ясности мышления оратора, а с другой – говорит об отношении к аудитории: людям не нужно напрягать слух, переспрашивать или додумывать что-либо.

Органы артикуляции можно разделить на подвижные и неподвижные. Подвижные – это мускулы губ и языка. Как и любые мускулы, они тренируются и ими можно управлять сознательно. К неподвижным можно отнести зубы и верхнее небо. Некоторые дефекты дикции происходят от неправильного прикуса или плохих зубов, в которые должен упираться кончик языка. Поэтому забота о здоровой ротовой полости входит в круг вопросов о сохранении и развитии основ, данных каждому природой.

Отработка дикционных умений происходит на материале скороговорок и трудноговорок, в которых сконцентрированы сложные звукосочетания.

Задание:

Произнесите текст скороговорки сначала медленно, выговаривая чисто и правильно все звуки. Затем представьте, что это интересное сообщение, сплетня, веселое или грустное известие... Как изменяется ваша речь?

Не старайтесь говорить быстро: главное в дикционном тренинге – выполнить речевое действие текстом скороговорки!

***

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

***

Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом.

***

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

***

Косовары Косово варят в скоросоковарках кокосовый сок.

***

Инфляция галопировала, галопировала, да не выгалопировала.

***

Интервьюер интервента интервьюировал.

***

Нервная вавилонянка Варвара разнервничала вавилонянина Вавилу.

***

Еду я по выбоинам, из выбоин не выйду я.

***

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

***

Возле ямы холм с кулями. Сяду на холм, куль поправлю.

***

Из-под подвыперта зайчик да приподвыпернулся.

***

Пролетали пролетарии над планетарием.

***

Сиреневенький глазковыколупыватель с полувыломанными ножками.

***

Я тревожноответственный депрессированный параноикоэпилептоидный шизоистероид, с ярковыраженной псрверзией к пессимизму

***

Снега лавина сползла с половины,

Сползла с половины пологой горы.

Еще половина снежной лавины

Лежит на пологой горе до поры.

***

Баркас приехал в порт Мадрас,

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

***

Клава клала клад в колоду,

Клад уплыл от Клавы в воду.

Не плыла за кладом Клава,

А колода уплывала.

***

Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова! Два дровосека, два дровокола, два дроворуба для расчувствовавшейся Варвары, у которой нос на базаре оторвали, выдворили дрова – вдоль двора и вширь двора - обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

А у нее высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогомм из сыворотки из-под простокваши. О всем о том охало около кола, колокола звоном раззванивали – да так, что даже Константин Зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить!

***

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

 

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Что будет всем понятно!

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных