Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы исследования. - приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения теорий.




- приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения теорий.

Методы психологии – это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической инфы и получения знаний.

Группы методов:

1. Организационные:

· сравнительный

· лонгитюдный (одна группа людей изучается в течение долгого времени)

· комплексный

2. Эмпирические:

· методы сбора информации о психических особенностях отдельного человека/группы

· обсервационные (наблюдение)

· экспериментальные (в лабораторных условиях, естественный)

· психодиагностические (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа)

· праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности, например: оценка работ, циклография, хронометрия)

· метод моделирования

· биографический (анализ жизненных фактов)

3. Методы обработки данных:

· количественный

· качественный анализ

4. Интерпретационные

· объективные

· субъективные (основанные на самооценке, самоотчетах испытуемых)

Наблюдение в психологии предполагает точное и полное описание явлений и их толкование.

Необходимые условия наблюдения:

1) постановка цели

2) разработка плана

3) поддержание естественных условий

4) невмешательство

5) объективность

6) систематичность

7) фиксация результатов

Наблюдение бывает включенное (исследователь взаимодействует с изучаемой группой или человеком) и невключенное (без взаимодействия), самонаблюдение; сплошное (одновременно несколько сторон поведения) и выборочное (одна сторона в определенное время в определенных условиях), по условиям организации лабораторное и естественное.

Опрос – получение информации с помощью вопросов. Бывают: устный и письменный (анкета), свободный (перечень вопросов на задан заранее) и социометрический (наценен на получение информации о взаимоотношениях в малой группе).

Эксперимент – способ получения объективной информации.

Основная задача: сделать доступными для объективного внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса. Бывает лабораторный и естественный (испытуемые не знают об эксперименте), констатирующий (на выявление информации на данный момент) и формирующий (искусственное моделирование процессов психического развития, задача – новые способности испытуемого).

Тесты:

§ опросники, цель – статистические данные о наличии психологических/психических явлений.

§ задания, цель – успешное выполнение заданий (тест на IQ)

§ проективные, цель – определить эмоциональное состояние испытуемых.

 

Метод анализа продукта деятельности – рассматривание образцов музыкального, литературного, художественного творчества для диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей у детей и взрослых.

Метод анализа документов – обработка текстовой информации.

Метод моделирования – кибернетическое, логическое, техническое.

Сравнительные методы:

· Близнецовый – роль наследственности/среды/воспитания в психическом развитии.

· Метод сравнения нормы и патологии.

· Кросс-культурный метод – сравнение и выявление особенностей поколений в различных культурах.

· Биографический – исследование факторов развития личности.

Все эти методы относятся к основным тестам, применяемым для сбора первичных данных. За методами по сбору информации следуют способы обработки этих данных, их логический и математический анализ.

Методы математической статистики и качественного анализа

Этические принципы создания тестов: минимизация риска, информированное согласие испытуемых (добровольное согласие), право испытуемых на конфиденциальность. Исследуемые – полноценные партнеры процесса исследования.

Отрасли психологии:

1. фундаментальная психология дает знания, необходимые для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются,

общая психология исследует познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) и психологию личности, индивида, его эмоции, характер, темперамент и волю.

2. прикладные науки – достижения используются в жизни,

специальные: медицинская психология, юридическая, социальная, генетическая и др.

Психика и организм

1) Психика невозможна без наличия высокоразвитой нервной системы и специфических органов.

2) Психика есть там, где имеется способность объективно отражать мир.

3) Обладатель психики способен реагировать на изменение внешней среды и на воздействие объектов окружающей среды.

4 уровня психики:

1. Раздражимость

2. Чувствительность (от отличие от раздражимости: ощущения позволяют реагировать не только на биологически важные, но и на нейтральные события).

3. Поведение (реакция на внешнюю среду) у человека целенаправленно мотивированно, осознанно.

4. Сознание (самодетерминированное поведение) присуще лишь человеку, это способность регулировать поведение без воздействия окружающей среды. Сознание формируется и развивается индивидуально, оно обусловлено генетическими факторами и социальными.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность человека осознанна, сознательно поставленные цели достигаются на основе общечеловеческого опыта.

Психику человека отличает то, что внешнее действие человека с материальными объектами преобразуется в мысленные, человек может моделировать ситуации и предвидеть результаты своих действий.

Источники происхождения психики

1) Идеалистический (психика=душа)

2) В человеке сочетаются биологическое и идеалистическое начала.

3) Материалистическое

 

Выготский решил проблему психики человека иначе: человек обладает особым видом психических функций, которых нет у животных – высшими психическими функциями. Они составляют высший уровень психики человека, которые называют сознанием, формируются в ходе социальных взаимодействий.

§ произвольная память

§ произвольное внимание

§ логическое мышление

3 части концепции Выготского:

1. Человек и природа: человек, в отличие от животного, видоизменял природу для себя.

2. Человек и психика: видоизменяя природу, человек приобрел произвольные формы деятельности. Человек овладел природой и своим поведением с помощью психологических орудий.

3. Человек и генетические аспекты: в процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Пусковыми механизмами высших психических процессов были знаки.

Психологические функции в отличие от психологии животного опосредованы, произвольны и социальны. Психика – продукт мозговой деятельности человека, но социально опосредованный продукт.

 

Уровни психики:

экзопсихика – часть психики, отражающая внешнюю, по отношению к организму, реальность.

эндопсихика – та часть психики, которая отражает состояние организма.

интропсихика – часть психической реальности, включающая мысли, волевые усилия, фантазии, сны.

Функции психики:

· отражение окружающей действительности

· сохранение целостности организма

· регуляция поведения

· способствует жизнедеятельности и выживанию человека

Сознание

В психологии Л.Выготского: рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит.

Б. Ананьев: сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.

° активность сознания – способность действия, обусловленная наличием цели и устойчивой деятельностью по достижению этой цели.

° направленность на какой-либо объект, осознание чего-либо.

° способность к рефлексии и самонаблюдению.

° мотивационно-ценностный характер сознания, наличие жизненных ценностей, мотивируемых наше поведение.

° сознание всегда в динамике и трудно поддается изучению, его нельзя изучить психологическими методами.

° сознание присуще не только индивиду, существует также социальное сознание – сознание целой социальной системы.

Сознание всегда рефлексирует. Первый этап становления рефлексивного сознания – самопознание. Самопознание – осознание себя, своих целей и задач.

Формы самопознания:

§ самооценка = наличие шкалы ценностей, по которым человек себя оценивает.

§ самоконтроль = регуляция своих действий.

§ самовосприятие

Состояния сознания:

· наивное

· рациональное

· обыденное

· мистическое

· рефлексивное

·

Способы нормализации психики:

o отдых

o спорт

o метод Ребёфинга (самопомощи, поиска и вскрытия очагов)

o гипноз

o частичное НЛП

o самоанализ, психоанализ

o пересмотр ценностей

Механизмы психологической защиты:

a. Вытеснение – неприятные мысли вытесняются из сознания в бессознательное, но влияют на наше поведение, проявляясь в виде тревог и страхов.

b. Замещение – чувства, вызывающие тревогу, переносятся на другой объект (вымещение гнева не на начальника, а на семью)

c. Идентификация – человек видит в себе другого, переносит на себя качества, мотивы, присущие другому лицу.

d. Отрицание – «позиция страуса».

e. Проекция – чувства, черты характера, желания, неприятные человеку, переносятся на другое лицо (ты – жадина, а я экономный).

f. Рационализация – скрывает от сознания истинные мотивы действий.

g. Реактивные образования – трансформация травмирующего события в противоположное.

h. Регрессия – инфантилизм, возврат личности от высших форм поведения к низшим, к действиям, которые «прокатывали» раньше.

Нужны для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности, помогают работать со своим сознание.

Уровни психики по Фрейду:

1. Бессознательное – не доступно сознанию, включает ценностные установки, ориентации, мотивы.

2. Подсознательное – эмоционально-нагруженные воспоминания, которые могут быть осознанны при помощи психоанализа.

3. Досознательное – может стать осознанным (например, автоматизация действий).

4. Сознание – поддается произвольной регуляции.

 

Состояния сознания (современная психология):

1) Бессознательное состояние (психовегетативные реакции, эмоциональные и познавательные процессы отсутствуют).

2) Сон (осознанный сон).

3) Бодрствование (состояние осознания окружающего мира и себя, доступно самонаблюдению, включает весь спектр психических проявлений).

4) Измененное состояние сознания, сокр. ИСС (гипноз, состояние, возникающее под влиянием психоактивных веществ и психических техник). ИСС бывают спонтанно возникающие (в экстремальных условиях, например безотчетный страх), искусственно вызываемые (алкоголь, наркотики), вызванные психотехникой (медитации, молитвы, мантры, фанатизм).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных