Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления налогово-бюджетной политики




Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и контроля над инфляцией. Другими словами, налогово-бюджетная политика – это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы.

Налогово-бюджетная политика является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства. Меры правительства в области налогообложения и государственных расходов могут оказывать огромное влияние на экономический рост, распределение доходов и уровень бедности, вследствие чего они, как правило, находятся в центре экономических и политических дебатов.

Налоги – это обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. Поэтому размер доходной части бюджета в значительной мере зависит от двух величин – налогового бремени и величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов.

Налоги в Казахстане разделяются на республиканские и местные. Так, например, налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора; налог на добавленную стоимость и др., в местный бюджет - индивидуальный подоходный налог; социальный налог и пр.

Налоговая политика осуществляется государством посредством комплекса мер в области налогового регулирования. Государство устанавливает налоги, их ставки и льготы, вводит новые платежи, отменяет старые. Налоговая политика обеспечивает поступление денежных средств в государственный бюджет в целях реализации государством социально-экономических программ.

Как видно из диаграммы (рис.3), основную долю доходов бюджета Республики Казахстан составляют корпоративный подоходный налог (в среднем 31,8%), НДС (22,5%), социальный налог (16,2%), а также прочие налоги и платежи недропользователей и др. (19%).

 
 

 


Рисунок 3. Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан

 

Целями фискальной политики, как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

– стабильного экономического роста;

– полной занятости ресурсов;

– стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит Правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

Инструментами бюджетной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно, государственные закупки, налоги, трансферты.

Вопросы совершенствования механизмов налогово-бюджетной политики в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития Казахстана рассматриваются во многих нормативных правовых актах Правительства страны. Перед Правительством Республики Казахстан в настоящее время поставлены следующие задачи:

1. Обеспечение устойчивости налогово-бюджетной системы, повышение фискальной дисциплины, проведение умеренно жесткой политики государственных расходов и осуществление эффективного управления активами Национального фонда.

2. Стимулирование роста деловой активности хозяйствующих субъектов и населения путем проведения налоговой политики, направленной на оптимизацию налоговой нагрузки на экономику, упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур.

3. Обеспечение расходования бюджетных средств на решение основных задач государственной социально-экономической политики.

Для решения поставленных задач в 2008 году были разработаны новые Бюджетный и Налоговый кодексы.

Новый Бюджетный кодекс предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, переход на трехлетний бюджет. Направлен на гармонизацию стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования и совершенствование бюджетных отношений. Он регламентирует весь бюджетный процесс, начиная от планирования, исполнения бюджета, мониторинга и комплексной оценки эффективности работы любого государственного органа.

Центральной идеей нового Бюджетного кодекса является переориентация деятельности государственных органов с формального освоения бюджетных средств на получение конкретных результатов в соответствии с приоритетами государственной политики. Он предоставляет администраторам бюджетных программ большую самостоятельность при исполнении бюджета, в частности, право составлять и изменять индивидуальные планы финансирования по экономической классификации расходов, то есть на уровне специфик. В части исполнения бюджета также предусматривается упрощение отдельных процедур.

Президент страны Н. Назарбаев в своем февральском Послании-2008 к народу подчеркнул, что новый Налоговый кодекс должен быть «законом прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков». Главный эффект от принятия нового Налогового кодекса – это рост деловой инициативы бизнеса, улучшение налогового администрирования, повышение фискальной дисциплины.

В целях развития конкурентной среды в экономике страны новый Налоговый кодекс предусматривает отмену большого количества налоговых льгот и преференций, которыми в Казахстане пользовались отдельные субъекты хозяйственной деятельности.

Новый Налоговый кодекс предусматривает снижение ставок налогов и сборов. Ставка корпоративного подоходного налога (КПН) будет снижена в течение трех лет в 2 раза с нынешнего уровня 30% до 15% с 2011 года; налога на добавленную стоимость (НДС) – до 12% с 2009 года. Помимо снижения самой ставки НДС вводится система автоматического возврата НДС, что соответствует передовой международной практике. На первых порах такой возврат коснется крупных налогоплательщиков. В основном это сырьевые компании. Будет осуществлен переход от регрессивной шкалы социального налога к плоской шкале со ставкой 11%.

Кроме того, планируется отменить уплату авансовых платежей для малого и среднего бизнеса, увеличить сроки переноса убытков с 3 до 10 лет. Эти прогрессивные меры должны внести свою лепту в улучшение условий ведения бизнеса и увеличение инвестиций в производство.

Вместе с тем такое значительное снижение налогового бремени не должно негативно сказаться на выполнении социальных обязательств государства. Поэтому компенсировать потери бюджета Правительство будет за счет увеличения налоговой нагрузки на добывающий сектор.

В соответствии с новым Налоговым кодексом все налоговые правоотношения должны регулироваться исключительно законом, в частности это касается стабильности налоговой части контрактов недропользователей. Предусматривается и изменение системы специальных налогов недропользователей. Действующий платеж роялти будет заменен налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых полезных ископаемых, рассчитанных, что очень важно, по мировым ценам. Помимо этого, нефтяные компании будут уплачивать так называемый налог на сверхприбыль.

Сохранены в прежнем виде специальные налоговые режимы для малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации. Новый Налоговый кодекс будет направлен на упрощение налогового администрирования. Предусматривается целый ряд инициатив по оптимизации налоговой отчетности, сокращению частоты ее предоставления, внедрению системы управления рисками как эффективного инструмента налогового контроля.

Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств.

Альтернативный путь – увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных прорывных инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой – создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

Для достижения целей сбалансированного и качественного роста экономики в области фискальной политики Правительством Республики Казахстан предусматривается:

– эффективное использование фискальных инструментов (расходы бюджета, регулирование налоговой нагрузки, размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета и др.) с целью достижения заданных параметров развития страны, а также оперативного реагирования на изменения ситуации;

– совершенствование налогового и бюджетного законодательств;

– установление четких приоритетов бюджетных расходов по основным социально-экономическим направлениям;

– развитие стратегического планирования в государственных органах, взаимоувязанного с приоритетами развития на среднесрочный период.

В условиях перехода к управлению экономическим ростом будет обеспечена тесная увязка расходов бюджета с прогнозируемыми параметрами развития отраслей, обеспечивающих выполнение целевых установок по росту экономики.

Основные направления среднесрочной фискальной политики Правительства на 2009–2013 годы представлены в особом документе, который называется «Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы». Специальный раздел в нем посвящен вопросам налогово-бюджетной политики. Среднесрочная фискальная политика Правительства разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, а на местном уровне - местным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом ежегодных посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана, на основе Бюджетного и Налогового кодексов, Программы Правительства и других стратегических и программных документов страны.

Для обеспечения устойчивого экономического роста, стимулирования конкурентоспособности бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего совершенствования налогового администрирования налоговая политика государства на 2009-2013 годы будет направлена на:

– создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

– приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, что должно способствовать модернизации и диверсификации экономики;

– оптимизацию льгот и, соответственно, снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

– приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

– унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

– реформирование системы налогообложения недропользователей;

– упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Бюджетная политика в среднесрочном периоде будет проводиться с учетом новых подходов в бюджетном планировании. Будет осуществляться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета, оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.

Политика расходов на 2009-2013 годы будет определяться с учетом ряда ограничений: обеспечение сбалансированности расходов бюджета; планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в размерах, обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов; первостепенная роль приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Политика Правительства Республики Казахстан в области финансирования дефицита бюджета направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны.

В соответствии с Концепцией по управлению государственным и валовым внешним долгом Правительством будут приниматься меры, направленные на повышение уровня управления государственным внешним долгом.

Рисунок 4. Динамика дефицита государственного бюджета и ненефтяного дефицита

 

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70-процентного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.

Рисунок 5. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет правительственных займов, млрд тенге

 

Правительство намерено привлекать внешние займы для реализации крупных инфраструктурных и социально значимых проектов.

Погашение внешних правительственных займов будет осуществляться согласно графикам погашения правительственного долга по займам, предоставленным международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств, иностранными коммерческими банками и фирмами.

Основной целью политики межбюджетных отношений в среднесрочном периоде является обеспечение всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг и осуществления возложенных на них функций.

В соответствии с Бюджетным кодексом межбюджетные отношения регулируются посредством трансфертов и бюджетных кредитов, а также нормативами распределения доходов между областным и районными бюджетами.

В настоящее время действует Закон «Об объемах трансфертов общего характера на 2008–2010 годы». С 2011 года объемы трансфертов общего характера будут пересчитаны с усовершенствованием методики расчета, также будет принят новый Закон «Об объемах трансфертов общего характера на 2011–2013 годы».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных