Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Структура республиканского бюджета




Доходы бюджета

Доходы бюджета Республики Казахстан складываются из различных составляющих, среди которых налоговые и неналоговые поступления, трансферты, поступления от продажи основного капитала и т.д. Более подробно эти составляющие рассматриваются в разделе, посвященном структуре бюджета. Наиболее значительный вклад вносит, разумеется, налоговая составляющая.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Налогообложение – один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Существуют государства без собственной армии, но нет государств без налогов. Вопрос о налогах затрагивает интересы всех слоев общества и потому является предметом неутихающих дискуссий. Споры идут об общем уровне налогообложения, о соотношении разных видов налогов, о способах их сбора. В итоге, система налогов является компромиссом между интересами различных групп общества, а также страны в целом и ее отдельных регионов.

С помощью налогов государство собирает часть производимого в стране продукта и затем перераспределяет его посредством государственных расходов. Чем выше показатель валового внутреннего продукта, тем выше возможные совокупные доходы и расходы бюджета. Валовой внутренний продукт (ВВП), таким образом, является основой для формирования бюджетов всех уровней государственного управления.

ВВП представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для конечного потребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. На сегодняшний день ВВП является главным индикатором национальной экономики. Валовой внутренний продукт Республики Казахстан сравнительно невелик по абсолютной величине, однако темпы развития представляются довольно впечатляющими.

 

Рисунок 7. ВВП по паритету покупательной способности, 2008 год

 

Основным показателем экономического развития сегодня является ВВП на душу населения. По этому показателю Казахстан хотя и отстает от большинства развитых стран, однако обгоняет большинство развивающихся, включая Китай и Бразилию.

Еще одним важным экономическим показателем, отражающим бюджетный процесс, является фискальная нагрузка на экономику страны. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны, иначе говоря, это отношение величины доходов государства от налоговых сборов к величине валового внутреннего продукта. Чем выше показатель фискальной нагрузки, тем меньше стимул к инвестированию в экономику ввиду незначительной прибыли. Невысокий показатель нагрузки, с другой стороны, говорит о том, что государство не может проводить достаточно сильную социальную политику.

Доходы бюджета расширенного правительства Республики Казахстан по оценке Международного валютного фонда в 2006 году составили 22,4 % от размера ВВП. Это примерно в два раза меньше, чем в среднем по странам Европейского союза или Украине, однако несколько выше, чем в ряде других развивающихся стран. Такие показатели позволяют сделать вывод об относительно небольшой фискальной нагрузке на экономику Казахстана и, соответственно, достаточно высокой привлекательности экономики республики для инвестирования средств. И одновременно свидетельствуют об относительно невысоком государственном социальном обеспечении граждан.

 

 

Рисунок 8. Доходы бюджета расширенного правительства, % от ВВП, 2006 год

Консолидированный бюджет Республики Казахстан как аналитический инструмент, к сожалению, был введен сравнительно недавно, поэтому на его примере довольно трудно проследить динамику изменения доходов бюджета. Тем не менее, для получения более полной картины мы приводим данные об изменении размера поступлений и структуры консолидированного бюджета за 2006– 2007 годы.

С 2006 года доходы консолидированного бюджета значительно увеличились: с 3 375,8 млрд тенге (33,1% ВВП) до 4 789,3 млрд тенге (37,3% ВВП).

 

Рисунок 9. Доходы консолидированного бюджета

 

Если же говорить о структуре консолидированного бюджета, то следует отметить некоторое усиление роли местного бюджета (его доля увеличилась на 2%) и существенное усиление роли Национального фонда (его доля увеличилась на 7%).

 

Рисунок 10. Структура консолидированного бюджета

 

В отношении динамики поступления средств в бюджет более показательными являются данные по государственному и республиканскому бюджетам. Из года в год наблюдается стабильный рост бюджетных доходов. По сравнению с 2006 годом доходы государственного бюджета выросли с 2 338,0 млрд тенге до 2 887,8 млрд. Если же рассматривать доходы в отношении к ВВП, то можно наблюдать следующую динамику: с 2004 года состоялся значительный рост - показатель вырос на 5,7%; с 2005 года показатель начинает падать, хотя изменение с 2006 на 2007 год незначительно и составляет всего 0,3%.

 

 

Рисунок 11. Доходы государственного бюджета

 

 

Что же касается республиканского бюджета, его динамика поступлений в общих чертах повторяет динамику государственного бюджета: наблюдается постоянный рост доходов, в частности, с 1 847,2 млрд тенге в 2006 году до 2 221,5 млрд в 2007 году. Доля доходов в ВВП также падает с 2005 года, но изменение с 2006 на 2007 год составляет лишь 0,8%.

Рисунок 12. Доходы республиканского бюджета

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных