Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семейное воспитание. Предмет педагогики –образование как целенаправленный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье

Педагогика

Предмет педагогики – образование как целенаправленный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих его сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности пед процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана.

Социализация – процесс интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление. Процесс социального развития человека под влиянием совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Педагогическая технология – последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача – является единицей педагогического процесса. Для ее решения на каждом этапе пед. процесса организуется педагогическое взаимодействие. Это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Моменты педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления и есть педагогическая задача.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Закономерности педагогического процесса существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность экономическими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство целей, форм, методов содержания.

Принципы педагогического процесса отражают требования к организации педагогической деятельности.

Содержание образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в законе РФ «Об образовании».

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. В образовательном стандарте выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Неизменная часть стандарта, пересматривается крайне редко.

Национально-региональный компонент стандарта определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, трудовой подготовки).

Школьный компонент отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения.

Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях, электронных носителях информации.

Учебный план – нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, порядок их изучения по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность учебного года. Базисный учебный план – основной гос. Нормативный документ, являющийся частью гос стандарта. Утверждается госдумой. Служит основой для разработки типовых федеральных и региональных учебных планов. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования на основе федерального учебного плана. Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

Образовательные программы (учебные программы) служат средством реализации образовательного стандарта. Определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

Учебная программа – это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету. Должен в единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета.

Учебные пособия – дополнения к учебнику, которые углубляют и расширяют его содержание.

Педагогический менеджмент – 1) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. 2) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень – управление деятельностью педагогического коллектива, второй – управление деятельностью учащихся. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность людей, которыми он руководит. Продуктом труда – информация об учебно-воспитательном процессе. Орудием труда – слово, речь. Результатом труда менеджера образовательного процесса является уровень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента 0 учащихся.

Принципы управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций, отражают закономерности управления:

1. Демократизация и гуманизация управления. Предполагает развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса (руководителей, учителей, учащихся, родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений. Демократизация начинается с внедрения в практику выборности руководителей школы, введения механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Демократизация управлеия реализуется через регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольнм коллективом и общественностью, через гласность принимаемых решений.

2. Системность и целостность в управлении педагогическими системами определяются системной природой пед. Процесса и создают реальные предпосылки для эффективного управления им. Этот подход побуждает руководителя и др участников управленческой деятельности осуществлять ее в системе, в единстве и целостности всех взаимодействующих компонентов и подсистем.

3. Реальное сочетание централизации и децентрализации. Проблема сочетания централизации и децентрализации в управлении состоит в оптимальном делегировании (распределении) полномочий при принятии управленческих решений. Подлежат делегированию – рутинная работа, специализированная деятельность, частные вопросы, подготовительная работа. Не подлежат делегированию – функции руководителя, установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов, руководство сотрудниками, их мотивация, задачи особой важности, задачи высокой степени риска, срочные дела, задачи доверительного характера.

4. Взаимосвязь единоначалия и коллегиальности. Предполагает опору на опыт и знания непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса (учителей, воспитателей), умелое, тактичное их привлечение к разработке, обсуждению и принятию оптимальных управленческих решений на основе сопоставления разных, в том числе и противоположных точек зрения. Единоначалие в управлении призвано обеспечивать дисциплину и порядок, четкое разграничение полномочий участников пед процесса, занимающих различные уровни управления. Деятельность руководителя основывается не на формальном авторитете, а на опыте работы с людьми, высоком профессионализме, знании психологии, социальной психологии и т.д. Если коллегиальность приоритетна на стратегическом этапе (обсуждение и принятие решений), то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений (на этапе тактических действий). Этот принцип реализуется в деятельности общественных органов управления (комиссий, советов, действующих на общественных началах, работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятие решений). Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении пед процессом.

5. Научная обоснованность управления. Предполагает построение системы управления на новейших достижениях науки управления. Несовместимо с субъективизмом. Руководитель должен понимать и учитывать закономерности, объективные тенденции развития общества, педагогических систем, принимать решения с учетом сложившейся обстановки и научных прогнозов. Реализация данного принципа во многом определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой пед системы.

6. Объективность, полнота и регулярность предоставления информации. Важна прежде всего управленческая информация. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

· Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

· Сети реализующих их образовательных учреждений

· Органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования – обеспечить право человека на образование.

Основной заказчик образовательных учреждений – государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику, регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения, определяют гос образовательные стандарты, проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

Регистрация Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.

Лицензирование. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Аккредитация. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится уполномоченными органами исполнительной власти на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Аттестация. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

Дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей, другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Начальная школа, основная школа, средняя школа. Учреждения профессионального образования: начального (училища), среднего (техникумы, колледжи), высшего (институты, университеты, академии), послевузовского (аспирантура, докторантура), курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Послевузовское профессиональное образование – это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные слуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительым образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: В общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество (слабовидящих, глухих и т.д.)

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – интернаты, детские дома – решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

В оздоровительных и лесных школах проводится реабилитация здоровья детей.

Специальные учреждения (для правонарушителей) – обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Методы воспитания

Методы формирования сознания – лекция, рассказ, объяснение – словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут – методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих воспитанников. Диспут предполагает обязательное столкновение противоположных мнений.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование – предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Прямые требования имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, аппелируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников.

Общественное мнение – выражение группового требования.

Приучение – организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки.

Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Опирается на приучение.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут специально быть организованы воспитателем.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Наблюдение, опрос, тестирование, анализ результатов деятельности.

Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.

Закон параллельного действия (Макаренко) - в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.

Группа-конгломерат – объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся в одном месте по разным причинам в одно время. Отношения носят внешний, ситуативный характер.

Группа-ассоциация – группа приняла цели деятельности, требования педагогов. Изменения в межличностных отношениях в сторону взаимовлияния.

Группа-кооперация – успешная деятельность, образование организационных структур, внутригрупповое общение.

Группа автономия – достигается внутреннее единство в деятельности и отношениях. Осознают себя как общность как мы. Группа-корпорация (развит групповой эгоизм).

Группа-коллектив – наряду с высоким уровнем групповой сплоченности есть межгрупповые связи.

Мастерство педагога – сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта.

Группы педагогических умений – гностические умения (умение работать с информацией, анализировать, диагностировать), конструктивные умения (умение проектировать, планировать воспитательную работу, определять цели, содержание, задачи, средства и методы, формы работы с учениками), организаторские умения (умение вызывать интерес, руководить разными видами деятельности, использовать разные формы деятельности), коммуникативные умения (понимать учащихся, способность к эмпатии, умение обмениваться информацией).

Семейное воспитание

Основные функции семьи – генеративная, первичной социализации, экономическая и хозяйственно-бытовая, гедонистическая, рекреационная и психотерапевтическая.

Семейное воспитание – система образования и воспитания, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Типы неправильного семейного воспитания:

1. Безнадзорность. Родители заняты своими делами. Дети предоставлены сами себе, попадают под влияние дурных компаний.

2. Гиперопека. Бдительный и неустанный контроль за ребенком. Многочисленные запреты. Становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Бунт, эгоцентризм.

3. Воспитание по типу Золушки. Безразличие родителей к детям. Холодность. Эмоциональная отверженность. Неврозы, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность.

4. Жесткое воспитание. За малейшую провинность наказывают. Страх источник пороков: жестокости, приспособленчества, уродничества.

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенок должен оправдать затраты на него. Возлагаются надежды. У таких детей навязчивые страхи, постоянная тревога за себя и своих близких.

6. Синдром опасного обращения с детьми. Физические наказания. Воспитание жестокости.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений:

1. Экономические – прожиточный уровень ниже черты бедности, низкий уровень заработной платы, безработица.

2. Асоциальные – алкоголизм семьи или одного из родителей, наркомания, проституция.

3. Психологические – жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров.

4. Медицинские – хронические инфекционные, венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.

Процесс обучения – взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями. Включает в себя деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение).

Учение – целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Преподавание – целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Принципы обучения.

Принцип научности. Предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Реализация: использование логики и языка изучаемой науки, изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой, использование методов конкретной науки, изучение объектов в развитии, формирование диалектического склада мышления, обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон, использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений.

Принцип доступности. Содержание, объем изучаемого и методы его изучения должны соответствовать уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. Реализация: в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому. Объяснять простым, доступным языком. Управлять познавательной деятельностью учащихся. Учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников. Использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы. Введение каждого последующего понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

Принцип сознательности и активности. Требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Реализация: добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы. Использовать увлекательные факты, сведения, примеры. Применять наглядные пособия, использовать технические средства. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний. Использовать активные и интенсивные методы обучения. Логически увязывать неизвестное с известным. Учить учащихся находить причинно-следственные связи. Поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Принцип наглядности. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств. Наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается. Наглядность использовать не как цель, а как средство обучения. Не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление. Наглядность использовать не только для подтверждения достоверности изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний. По мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной. Использовать различные виды наглядности в меру. Наглядность должна эстетически воспитывать. Учитывать возраст учащихся в процессе использования различных средств наглядности.

Принцип систематичности и последовательности. Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, в системе. Формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи. Деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки. Использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала. Осуществление межпредметных связей. Проведение уроков обобщения и систематизации. Координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.

Принцип прочности. Предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. Реализация: обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность. Подлежащий усвоению материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся. Новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления. Используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие снижает эффективность усвоения. Активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного. Процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Принцип воспитывающего обучения. Не может быть обучения без воспитания. Реализация: Целенаправленно и сознательно осуществлять воспитание при изучении любой дисциплины. Добиваться чтобы за понятиями, определениями и законами, формулировками учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира, за формой содержание, за явлениями сущность. Использовать воспитательные возможности каждой темы, каждого урока. Учебный процесс должен позитивно влиять на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях. Уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявлять разумную требовательность к нему. Всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносить в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей. Не унижать, а возвышать личность ученика, проявлять чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправлять ошибки, стимулировать учеников на преодоление трудностей.

Принцип связи теории с практикой. Изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся. Показ области применения теоретических знаний. Изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений. Использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий. Применение знаний на практике. Показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений. Решение задач и упражнений на основе производственных достижений.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Содержание, формы и методы обучения должны соответствовать возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Два основных подхода: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым. Дифференциация – разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и работа с ними по разным программам.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - документ, в к-ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Установите соответствие. 1. Форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; проводится с коллективом учащихся постоянного | Комбинированный урок


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных