Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика телефонного консультирования детей и подростков.




Телефонное консультирование современных детей и подростков сталкивается с широким спектром психо­логических и социальных проблем, характеризующих современное противоречивое и охваченное повседневными изменениями общество. Консультанты служб «Молодежный Телефон Доверия» или разнообразных «Детских линий» сегодня имеют уникальную возмож­ность слушать представителей поколения XXI века, по­коления, которое обладает своими отличительными чертами и особенностями.

Прежде всего, это поколение является не только пассивным свидетелем, но и активным участником, по крайней мере, четырех революционных социальных сдвигов: (а) предоставления равных возможностей развития всем, невзирая на различия пола (гендерная революция), (б) радикальных изменений в системе об­разования, которая становится более гибкой и диффе­ренцированной, (в) феномена «глобализации», когда значимое событие, происходящее в самом отдаленном месте земного шара, имеет повсеместный отклик или неожиданное влияние на жизнь других стран мира, (г) информационной революции, связанной с глобаль­ным развитием сетей интерактивной коммуникации.

Явления молодежной субкультуры, подобные «панкам» и «яппи», несомненно, также обладают определенным значением в контексте ее понимания, но в долговремен­ной перспективе они вряд ли могут оказать серьезное влияние, подобное сдвигам, обозначенным выше.

Можно выделить несколько основных черт, прису­щих современным детям и подросткам. Они являются:

• поколением, обладающим международно при­знанными правами, о которых заявлено в Декларации прав ребенка, принятой ООН и одобренной большин­ством стран — членов ООН. Ее основным элементом яв­ляется признание того, что ребенок обладает всеми гу­манитарными правами, присущей ему уникальностью и целостностью в качестве человеческого существа, имеет свои особые нужды и потребности, а также впра­ве рассчитывать на заботу, поддержку и защиту. Совре­менная молодежь не только пользуется полученными правами, но и активно участвует в их реализации;

• договаривающимся поколением, которое растет в семьях, изменяющих преимущественный стиль воспитания с авторитарного на конвенциональный, и дети принимают непосредственное участие в социализации, обладают равными правами в семье;

• институционализированным поколением, жизнь которого в гораздо большей мере подчинена органи­зованной деятельности (в учреждениях) с широким вовлечением профессионалов в дифференцированное обучение и воспитание;

• поколением личностей, для которого приоритет­ными становятся не социальные ожидания или давле­ние, все менее ригидные, а индивидуальные решения;

• поколением, обладающим множественным выбо­ром карьеры и сталкивающимся с большей гибкостью будущей профессиональной направленности;

• поколением, на которое работает сфера потреб­ления: дети и молодежь являются весьма важными по­требителями многих товаров широкого спроса;

• поколением средств массовой информации: сегод­ня немалая их часть обслуживает интересы, потребнос­ти и увлечения молодых людей.

В довольно стройных рядах подрастающего поколе­ния присутствует изрядная толика тех, кого называют «чужаками», «аутсайдерами», «изгоями» или «козлами отпущения». Они составляют разнообразные группы риска среди молодежи. В силу неблагоприятных соци­альных условий, семейной дисгармонии или негатив­ных последствий индивидуально-личностных кризисов, их представители обнаруживают нарушения поведения, эмоциональные проблемы, испытывают сложности в общении, демонстрируют слабость эго или его преиму­щественно нарцистическую направленность, становясь жертвами жестокого обращения со стороны окружаю­щих, «детьми улиц», осваивают делинквентные стерео­типы, побеги, бродяжничество или оказываются в за­висимости от алкоголя, наркотиков или деструктивных культов. По жизни их ведут родители, предлагающие своим детям различные дисгармоничные формы семей­ного воспитания (гипер- или гипоопеку, эмоциональ­ное отвержение, жестокое обращение и т.д.), лишающие их, как сказал бы Герман Гессе, «сказочной муд­рости детства» — важного приобретения этого периода жизненного цикла, оставляют их равнодушными к тра­дициям прошлых поколений, лишая молодежь истори­ческой перспективы, утрачивают авторитет в качестве фигур воспитания или переживают серьезные трудно­сти в формировании, поддержании и сохранении эм-патических отношений с детьми.

Потенциальным клиентом служб телефонной помо­щи может стать любой молодой человек, интересую­щийся информацией, обеспокоенный ситуацией, скла­дывающейся в личной жизни, или происходящими в обществе событиями. Однако основными абонентами детских линий помощи являются как представители разнообразных молодежных групп риска, нуждающих­ся в силу испытываемых проблем в эмоциональной поддержке, заботе и поощрении потенциальных креа­тивных возможностей, так и их родители, которым дополнительно необходимо тематическое психологичес­кое консультирование. Фокусной группой для телефон­ного консультирования являются собеседники, пережи­вающие психический кризис. Практика работы детских линий показывает, что довольно много обращений со­ставляют так называемые «телефонные граффити» или «приколы», представляющие собой своего рода визит­ные карточки особой подростковой субкультуры.

В качестве абонентов служб телефонной помощи дети и подростки обладают теми же правами, что и взрослые. Им оказывается по силам внести в процесс консульти­рования свое уникальное видение актуальной проблем­ной ситуации. Без их непосредственного участия ни в коем случае нельзя решить, какой выход из нее является Для них лучшим или наиболее желательным. На практи­ке, однако, существует, по крайней мере, 4 исходных точ­ки зрения консультанта на абонента детской линии.

1. Одни рассматривают абонента детской линии как человека, которому присуща компетентность той или иной степени в разрешении сложных жизненных си­туаций, и поэтому предлагают в ходе консультирования конвенциональный, аналитический, партнерский подход к совладанию с проблемой.

2. Другие, напротив, подобно Джону Локку, счита­ют его tabula rasa («чистой доской» — лат.) и в силу это­го занимают позицию Учителя в его жизни.

3. Третьи слышат, прежде всего, абонента, обреме­ненного непосильными тяготами и, естественно, оп­ределяют (намеренно или бессознательно) свою пози­цию как родительскую.

4. Остальные готовы видеть в собеседнике по преиму­ществу существо чрезмерно любознательное (нередко этим любопытством вызывающее серьезные сомнения в собственном, десятилетиями создаваемом своде зна­ний и представлений о мире и человеке) или склон­ное к экспериментированию (нередко представляюще­муся несерьезным, необдуманным или рискованным).

Использование активного слушания не только спо­собствует изменениям эмоционального состояния, но и стимулирует развитие эго-идентичности, самооценки и уверенности в собственных силах молодых собеседников. Консультанту следует помнить, что решение, вытекаю­щее из результатов совместной работы, касается конк­ретного абонента и его жизни. Помимо проработки ак­туальной проблемной ситуации стоит определить его психологическую готовность к совладанию с события­ми ближайшего будущего. В самом общем виде прора­ботка состоит в уточнении того, каковы его знания о природе человеческих отношений (совместной жизни со значимыми людьми, возможностях налаживания про­дуктивного сотрудничества, приемлемых нормах пове­дения или ценностях), определении, существуют ли у него своего рода навигационные приборы, то есть спо­собность ориентироваться в океане разнородной, неред­ко захлестывающей с головой информации и отделять «зерна от плевел» (на психологическом языке — селек­тировать качество жизни и ее отдельных проявлений).

Среди доминирующих следует выделить: (а) хулиган­ство {bullying), когда ребенок рассказывает о пережива­ниях, связанных с фактами словесных оскорблений, уг­роз физического насилия, запугиваний, вымогательства, издевательского отношения (если ребенка обзывают или дразнят), краж или ограблений со стороны сверстников или более старших в школе или на улице; (б) взаимоот­ношения в семье, преимущественно конфликты поколе­ний; (в) физическое насилие; (г) беспокойство о других — переживания опасений или тревоги по поводу значимых людей, например их отсутствия; (д) сексуальное насилие; (е) беременность; (ж) беседы о фактах повседневной жизни, в частности развлечениях, досуге, в том числе и так называемые «приколы» примитивно-развлекательно­го характера.

Абонентов также беспокоят взаимоотношения с дру­зьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживания горя, депрессии и других проблем пси­хического здоровья. Редкими являются обращения в связи с бездомностью, злоупотреблением наркотиками, суицидальными тенденциями и самоповреждениями, одиночеством, СПИДом и др.

Большая часть из отмеченных проблем вызывает у де­тей и подростков кризисные состояния. Проблемы воз­никают при психологически трудных или непереносимых (критических) ситуациях и проявляются в форме преходящих состояний психического напряжения, замкнутос­ти, агрессивности, пассивности или эмоциональных рас­стройств. Критическую ситуацию у детей и подростков может обусловить фрустрация или конфликт.

Фрустрация, как известно, заключается в сильной мо­тивации достичь цели, удовлетворив потребность, и на­личии преграды, препятствующей этому. Фрустрационные барьеры могут быть физическими (детский сад, школа-интернат), биологическими (длительная болезнь, инва­лидность), психическими (страх, недостаток компетент­ности) или социокультурными (родительские правила, запреты учителей). Фрустрация порождает соответствую­щие формы поведения в виде бесцельного и хаотическо­го двигательного возбуждения, агрессии, апатии, стерео­типии — слепого повторения форм фиксированного по­ведения, регрессии — возвращения к ранним моделям поведения. Такое поведение лишено ориентации на ис­ходную цель, но не является совершенно бессмысленным. Дети дошкольного возраста, прежде всего, страдают из-за утраты безопасности в семье, беззащитности или от­рыва от родителей. Позднее возникают переживания не­удач в учебе при неспособности освоить школьные на­выки, нарушения отношений со сверстниками или угроза здоровью. Степень фрустрации может преувеличиваться детьми и подростками из-за эгоцентрических установок.

Конфликт возникает в условиях столкновения двух или более различных мотивов, целей или ценностей, касающихся нескольких важных сторон жизни челове­ка. Предполагается, что конфликт становится возмож­ным при наличии у субъекта определенной системы ценностей и способности испытывать чувство вины, что является характерным для подросткового возраста. Кри­зисные состояния подростков обусловлены ролевой спутанностью, «негативной» идентичностью, разочаро­ванием в дружбе, влюбленности или переживаниями, связанными с унижением человеческого достоинства.

Специализированные линии помощи детям по теле­фону возникли сравнительно недавно. В 1982 г. в США появилась служба «Телефонный Друг» (Phone Friend) при одном из колледжей в штате Пенсильвания, функциони­ровавшая по нескольку часов в день в будние дни для помощи школьникам; в 1983 г. — «Детская Линия» (Kids-line) в Элк Гроув Вилидж, штат Иллинойс, ставшая пер­вой круглосуточной линией эмоциональной поддержки детей, оказавшихся в критической ситуации; в 1984 г.— «Бабушка, пожалуйста» (Grandma Please) в Чикаго, во­лонтерами которой были пожилые люди, отвечавшие на обращения молодежи по своим домашним телефонам; ее организаторы полагали, что в чувстве одиночества и пе­реживаниях изоляции у стариков и детей много общего.

Со второй половины 1980-х гг. стали развиваться об­щенациональные телефонные службы детям — «Детс­кая линия» (Childline) в Великобритании (1986), «Те­лефон помощи детям» (Kids Help Phone) в Канаде, «El Telefono ANAR» в Испании, «Telefono Azzurro» в Ита­лии и других странах. Национальные детские линии функционируют 24 часа в сутки, являются доступны­ми в любой части страны и ежегодно получают каждая от 100 до 200 тысяч обращений детей и взрослых, со­четая телефонную помощь с очным консультировани­ем. В каждой из них работают по нескольку тысяч взрос­лых волонтеров, предварительно прошедших в течение полугода тренинговое обучение под руководством про­фессиональных координаторов и супервизоров. Многие телефонные линии предпочитают рекрутировать волон­теров из числа лиц, имеющих психологическое или педагогическое образование.

С конца 1980-х гг. первые телефонные линии помо­щи детям стали появляться в Восточной Европе: «Мо­лодежные линии» в Вильнюсе, «Телефоны Доверия для Детей и подростков» в Москве и Ленинграде (Инсти­тут психотерапии и консультирования «Гармония» впервые в бывшем СССР открыл негосударственный специальный телефон экстренной психологической помощи детям и семье, ставший потом центром орга­низации и объединения Российской Ассоциации Теле­фонов Экстренной Психологической Помощи), «Под­ростковая Линия» в Одессе и др.

Еще одной моделью телефонной помощи молодежи явились так называемые «сверстниковые линии» (peer line), в которых помощь собеседникам оказывается спе­циально подготовленными молодыми людьми. Вначале они получили интенсивное распространение в Южной Корее, Японии, Тайване, Малайзии, Новой Зеландии и других странах этого региона, а со временем стали появляться в Америке и Европе.

Таким образом, сегодня телефонные линии помощи детям и подросткам различаются типами моделей (ко­личеством часов ежедневной работы, характером под­готовки консультантов и т.д.). Ряд детских линий явля­ются подразделениями служб неотложной телефонной помощи, другие функционируют самостоятельно. Их специфика прежде всего состоит в том, что оказывае­мая абонентам помощь должна быть действенной. Это означает, что линии важно находиться в тесном кон­такте и взаимодействии с социальными службами, школами, приютами, юристами, правоохранительны­ми органами, врачами, а также иметь возможность осу­ществлять очное общение с родителями в случаях на­силия в семье или других трудностей.

Деятельность детских линий подобно общим службам телефонной помощи основана на принципах анонимно­сти и конфиденциальности, а также гуманистических подходах к защите семьи. Устанавливая отношения дове­рия и уважая личность ребенка, они предоставляют ему в критической ситуации эмоциональную поддержку, ува­жение, ободрение и необходимую информацию. Имеет смысл принять во внимание психологическую суть пере­живаемого кризиса в контексте фрустрации или конф­ликта. Фрустрацию можно существенно уменьшить, за­нявшись проработкой возможностей реализации мотива поведения, заблокированного преградой. Конфликт мо­жет начать разрешаться при прояснении жизненных мо­тивов и отношений собеседника.

Важное значение для служб имеет следование четким юридическим нормам и административным правилам в отношении конфиденциальности, особенно в случаях жестокого обращения, насилия над ребенком или инфор­мации, сообщаемой «третьим лицам». Важно отдавать себе отчет в том, что волонтеры детских телефонных линий не полномочны защитить ребенка непосредственно, но им следует быть оперативными в осуществлении компе­тентных отсылок в соответствующие социальные службы или правоохранительные органы. Большинство телефон­ных линий сегодня не пользуется устройствами, позво­ляющими определять номер абонента, за исключением тех случаев, когда на эту процедуру дается специальное раз­решение правоохранительных органов.

Ситуация насилия над ребенком должна быть, по возможности, точнее идентифицирована в ходе теле­фонной беседы путем прояснения следующих обстоя­тельств:

• получена ли травма случайно, по халатности стар­ших, или причинена намеренно;

• что по этому поводу думает и чувствует абонент;

• понимает ли ребенок, что случилось;

• насколько опасной является нанесенная травма;

• каков конкретный контекст причинения повреж­дений;

• каковы немедленные и долговременные послед­ствия насилия;

• каковы были намерения агрессора;

• является ли данный случай насилия допустимым для конкретной культурной среды;

• что означает этот факт насилия для ребенка и его родителей в настоящее время и в перспективе.

Целесообразно помнить, что ребенка не следует пе­регружать вопросами или суггестировать.

После прояснения консультант помогает разработать план понятных, конкретных и посильных действий по выходу из проблемной ситуации, стараясь максималь­но точно определить, есть ли у ребенка возможность его реализовать. Если становится очевидным, что або­нент находится в непосильной конфронтации с ситуа­цией и не руководит ею, то это обстоятельство следу­ет считать допустимым пределом конфиденциальности, после чего важно предпринять немедленные необходи­мые действия по спасению, даже если абонент об этом не просит. Вмешиваться в существующую систему вос­питания стоит только, если жизни ребенка начинает угрожать непосредственная опасность.

В остальных случаях консультанту не следует брать на себя обязанности родителей, но необходимо работать вместе с семьей. Рутинные задачи консультирования со­стоят в расширении возможностей общения и поощре­ния формирования конструктивных отношений родите­лей и детей. Важно помнить, что неадекватные консуль­тативные приемы или советы могут легко усугубить проблемную ситуацию или быть причиной несчастного случая с возможными юридическими последствиями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных