Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение механизмов психологической защиты в телефонном консультировании.




З.Фрейд писал о трех основных, взаимосвязанных, взаимозависимых и часто соперничающих компонентах психики: Я, Оно и Сверх-Я. Они не связаны впрямую с анатомическими структурами мозга, а представляют со­бой основные принципы работы психики и сознания. По З.Фрейду, психика, особенно из-за ее бессознатель­ной части, требующей немедленного удовлетворения желаний, является постоянным полем битвы, на кото­ром бесконечно сражаются Я, Оно и Сверх-Я. Этот внут­ренний конфликт в силу различной степени осознава-ния принимает множество форм, отражаясь на способ­ности человека разрешать сложные жизненные ситуации. Очевидно, еще один постулат психоанализа является важным для телефонного консультирования: психика Ребенка никогда не умирает в человеке, а, наоборот, Формирует ее несущую основу.

На рисунке 16.1 показано, что Я, Оно и Сверх-Я за­нимают различные уровни. Оно полностью бессозна­тельно, и его содержание обычно недоступно человеку в бодрствующем состоянии. Влияние Сверх-Я распространяется на оба уровня — сознания и бессознатель­ного, так же как и на подсознание, содержащее мыс­ли, воспоминания и переживания, которые могут при определенном волевом усилии и сосредоточении вни­мания преодолеть порог сознания. Я, как и Сверх-Я может проникать во все три уровня психической жиз­ни, хотя степень его воздействия на бессознательное не столь велика, как у Сверх-Я. Рассмотрим основные свой­ства Я, Оно и Сверх-Я.

Оно является психической структурой, аккумулиру­ющей бессознательную психическую энергию, которая реализуется в биологических влечениях. Человек облада­ет двумя первичными влечениями: влечением к жизни и любви (стремлением к поддержанию жизнедеятельно­сти и продолжению рода) и влечением к смерти (стрем­лением к разрушению и агрессии, направленной на себя или окружающих). З.Фрейд называл их Эросом и Тана-тосом. Оно является прежде всего источником энергии для других структур психики. Обработка информации в Оно отличается сказочностью, отсутствием правил формаль­ной логики и склонностью к магическим толкованиям. Магическая реальность, присутствующая в человеке, опирается прежде всего на эту часть личности. Оно су­ществует в соответствии с «принципом удовольствия», направленном на немедленное, сиюминутное удовлетво­рение любых желаний, какую бы форму они ни при­нимали. Наиболее ярким примером может служить психическая жизнь младенца, для которого не существует ничего, кроме его желаний, и никакого иного удоволь­ствия, кроме их немедленной реализации. Разумеется, Оно не считается с правилами и ценностями общества, но со временем научается довольствоваться символичес­ким удовлетворением желаний и может в определенных ситуациях подлежать контролю Сверх-Я. Во власти Оно человек остается до 5 лет жизни. Затем Оно прорывается в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлени­ях «психопатологии обыденной жизни».

Если Оно хаотично, малоструктурировано и импуль­сивно, то Сверх-Я, наоборот, является в высшей степени организованным. Его формирование начинается с дет­ских «нельзя», «надо» или «должен». Сверх-Я является носителем моральных ценностей: наполнено веления­ми совести, законами, нормами и санкциями того об­щества, в котором живет человек. Оно формируется и функционирует сразу после появления человека на свет, Сверх-Я как часть личности развивается позже и проти­вопоставляется Оно. Когда Оно зовет индивида: «Сделай это сейчас же», то Сверх-Я возражает: «Не делай этого, если это противоречит морали». Сверх-Я состоит из двух частей — сознательной и Я-Идеала. Я-Идеал включает стандарты добродетели, нормы морали и нравственнос­ти, которых стремится достичь человек, и формируется путем уподобления родителям и другим героям или зна­чимым лицам нашего детства. В то время как Оно тол­кает искать удовлетворения в соответствии с «принци­пом удовольствия», Сверх-Я направляет к Я-Идеалу, оли­цетворенному, например, фигурами матери и отца. Являясь сначала внешними, моральные нормы и нала­гаемые за их нарушения санкции постепенно становят­ся внутренней неотъемлемой частью личности человека. Сверх-Я противопоставляет их сексуальным, аутоагрес-сивным или деструктивным побуждениям Оно.

Я — по преимуществу познавательная структура, ис­пользуемая для обработки информации о себе и окру­жающем мире, для здравой оценки реальности в плане Реализации наших желаний. Таким образом, Я предстает посредником между человеком и внешней средой и отвечает за самосознание. Я вырабатывает линию поведе­ния личности и принимает решения по поводу удоволь­ствий, источником которых является Оно, и в отноше­нии моральных санкций, которые должны быть соблю­дены под воздействием Сверх-Я. Я также учитывает ограничения, накладываемые внешней реальностью: основной принцип его функционирования — «принцип реальности», заключающийся в удовлетворении требова­ний Оно реалистическим образом: через отсроченное исполнение его желаний или смягчение требований и запретов Сверх-Я. Таким образом, будучи руководящей инстанцией личности, Я, в соответствии с метафорой З.Фрейда, является полем боя, сценой непрекращающе­гося конфликта: «Бедное Я чувствует себя окруженным с трех сторон, подвергающимся трем опасностям и при сильном нажиме на него реагирует увеличивающейся тревогой. Таким образом, Я, понуждаемое Оно, сдер­живаемое Сверх-Я и отвергаемое реальностью, борется за выполнение своей экономической работы по приве­дению к гармонии всех сил и влияний, действующих в нем и на него; и теперь можно понять, почему так час­то мы не можем подавить крик: "Жизнь нелегка!"» (Фрейд, 1933/1964). З.Фрейд полагал, что Я может быть сильным и слабым. Сила Я, по его мнению, определя­ется способностью:

1) воспринимать реальность;

2) формировать суждения;

3) регулировать и контролировать влечения;

4) улаживать межличностные отношения;

5) адаптивно регрессировать;

6) создавать барьеры для стимулов;

7) обеспечивать себя механизмами психологической защиты (Фрейд,, 1933/1964).

Следовательно, чтобы логика могла справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с другими частями личности, Я располагает особыми ме­ханизмами психологической защиты, которые помога­ют разрешить конфликты между Оно и Сверх-Я, замещают удовлетворение потребности и предотвращают до поры до времени развитие невроза или других психи­ческих нарушений. Механизмы психологической защи­ты являются диалектическими: они в одно и то же вре­мя могут развивать личность на путях совершенства или вести к неврозу. Адаптивность их действия зависит от того, сколь зрелые механизмы психологической защиты вовлечены в работу и как долго они используются в ка­честве щита, защищающего от вредоносных влияний.

Наиболее совершенными являются зрелые механиз­мы психологической защиты. К ним относятся:

1) альтруизм;

2) юмор;

3) стоицизм (сознательное подавление);

4) идентификация;

5) сублимация.

В телефонном консультировании часто приходится сталкиваться с необходимостью использования юмора и смеха. Иммануил Кант полагал, что «смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто» {Кант, 1966). По мере приближения консульта­тивной беседы к наиболее травмирующим абонента пе­реживаниям его внутреннее напряжение растет. Возмож­но, что раскрытие травмы может иметь катастрофичес­кие последствия. В этой ситуации внезапный обрыв логики высказываний и перевод беседы в юмористичес­кую плоскость может оказаться целительным, разрядить напряженную до предела ситуацию, а также заставить абонента посмотреть на нее со стороны, что снизит на­пряженность конфликтных переживаний. Более того, остроты доставляют собеседнику удовольствие, посколь­ку символически удовлетворяют потребности Оно, обхо-Дя при этом в силу своей специфики запреты Сверх-Я. Наконец, может оказаться, что дальнейшее обсуждение в шутливой манере станет более продуктивным, и нач­нется разговор о таких вещах, о которых не принято говорить всерьез. Таким образом, использование юмора в качестве психологической защиты может обеспечить терапевтический прорыв в консультативной беседе. Юмор может стать утешением в ситуации невротического кон­фликта, влекущего за собой личные неудачи и разоча­рования, или своего рода компенсацией за испытанные абонентом унижение, страх или поражение. Следует от­метить, что всем зрелым механизмам психологической защиты сопутствует катартический (очищающий) эф­фект, позволяющий в силу разрядки напряженных эмо­циональных переживаний испытать облегчение и уми­ротворение. Важно помнить, что использование юмора должно уменьшать страх или беспомощность, но не яв­ляться орудием мести, враждебности или скрытого не­годования консультанта. Юмористические высказывания в начале телефонного диалога нередко позволяют пре­одолеть обоюдную скованность, а в дальнейшем — найти выход из сложного, порой щекотливого, положения. Использование консультантом самоиронии, способно­сти взглянуть со стороны на собственные неудачи часто становится важным терапевтическим приемом в отноше­нии переживаний абонента.

В случаях невротического конфликта, зачастую выхо­дящего на поверхность телефонного диалога, в работу включаются промежуточные механизмы психологической защиты. К их числу относятся:

1) рационализация (интеллектуализация), выражаю­щаяся в долгом бесплодном «рассуждательстве», достига­ющем своего пика при различного рода навязчивостях;

2) вытеснение;

3) смещение, если накопившиеся агрессивные по­буждения срываются на случайных, не имеющих отно­шения к ситуации конфликта объектах;

4) регрессия, при которой поведение и высказывания абонента отражают его возвращение на более раннюю стадию возрастного развития, где есть надежда обрести утраченное чувство безопасности и комфорта;

5) невротическое отрицание, которое, к примеру, проявляется «остроумием на лестнице» (отреагирование происходит не непосредственно в ситуации конфликта, а после его завершения).

В ходе телефонной беседы консультанту приходится не только сталкиваться с промежуточными механизма­ми психологической защиты, но и обсуждать их во время поиска выхода из конфликтной ситуации. В этих случаях до абонента важно донести, что проявлений защиты не следует бояться или испытывать фрустрацию по поводу того, что они замечены в беседе. Их необхо­димо принять, поскольку они: (/) позволяют справить­ся с невыносимыми страхами, (2) противодействуют непреодолимым желаниям и (3) помогают приспосо­биться к существующему положению вещей. Не следу­ет, однако, забывать, что в силу незрелости этих ме­ханизмов их адаптивная роль часто очень относительна.

Существуют, кроме того, незрелые механизмы пси­хологической защиты, свойственные прежде всего лю­дям с психопатическим складом характера и эмоцио­нальными расстройствами в структуре затяжных или хронических неврозов. С ними консультант встречается чаще всего при беседах с регулярными или мани-пулятивными абонентами. Это такие механизмы, как: (/) проекция — приписывание и перенос на других людей своих собственных черт, характеристик или мо­тивов, которые по понятным причинам конфликта со сверх-Я почти невозможно обнаружить в себе, но очень легко, порой захватывающе привлекательно, обнару­жить в других. По поводу этого механизма психологи­ческой защиты датский философ Серен Кьеркегор пи­сал: «То, что Иоганн говорит о Иоахиме, говорит нам больше о Иоганне, чем о Иоахиме»; (2) шизоидное фантазирование, дающее на определенный период вре­мени полное символическое удовлетворение и заме­щающее реальную активность по выходу из конфликт­ной ситуации; (5) соматизация (или ипохондрия) — телесные проявления, невербально способствующие защите путем различных движений, изменений позы, иногда навязчиво повторяющихся, или уход от реаль­ной действительности в мир тела (поиск телесного не­благополучия или, реже, серьезных болезней). Ими ук­рываются от реальной жизни, но следует помнить, что это пуховое одеяло имеет шипы; (4) пассивная агрес­сия, состоящая в подсознательном промедлении, за­бывчивости, саботаже, которым подыскиваются прав­доподобные объяснения1.

Наконец, последняя группа механизмов психологи­ческой защиты характерна для людей с обострением психического заболевания (см. глава 24). К этой группе относятся:

1) бредовая проекция — с ее помощью вместо тя­гостно мучительной бредовой растерянности формиру­ется озарение (инсайт), например преследования, что субъективно переживается намного легче;

2) психотическое отрицание — возникает при пси­хозах, а также тяжелых, грозящих серьезным исходом телесных заболеваниях либо при алкогольной или нар­котической зависимости и проявляется прежде всего в виде анозогнозии или появлении конверсионных сим­птомов;

3) реактивные образования — изменение знака клю­чевых невротических переживаний с «—» на «+». Они могут появляться и в ситуации психоза, обеспечивая полярность болезненной симптоматики, и в случаях психической нормы, когда внезапно возникающие за­бота, вежливость или другие положительные эмоцио­нальные переживания могут оказаться лишь защитой от собственных агрессивных тенденций субъекта2.

В телефонном консультировании владение знанием механизмов психологической защиты и опыт работы с ними позволяют оптимизировать пути помощи абонен­ту. Во время беседы очень важно определить, какие ме­ханизмы психологической защиты задействованы, есть ли у клиента желание осознать, понять их сложность и двойственность и начать работать над изменением сво­его состояния. Интенсивность травматических пережи­ваний часто возрастает параллельно с усилением рабо­ты механизмов психологической защиты, и поэтому не следует стараться вызывать очень быстрые, внезапные перемены: они могут трансформироваться в иные драматические коллизии. С другой стороны, раскрытие механизмов психологической защиты освобождает або­нента, например, от сильных чувств страха или тре­воги, делает их понятными и позволяет начать работу с ними.

Таким образом, абоненту бывает важно понять: (/) что у него имеется психологическая защита; (2) в каких случаях и от чего он себя защищает; (3) каким образом осуществляется эта защита; (4) к каким пози­тивным и негативным результатам приводит действие психологической защиты; (5) чего ему ждать в буду­щем от своих механизмов психологической защиты. На основании этого распознавания консультант может ра­ботать над ослаблением интенсивности эмоциональных переживаний, устраняя деструктивно действующие ме­ханизмы психологической защиты. Возникающие изме­нения вызывают рост конструктивности, интеграции и большей свободы личностных проявлений абонента (способности мыслить, чувствовать или желать)3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных