Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические конфликты и кризисы.




Политические конфликты дестабилизируют общество. Но они же и предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Политические конфликты можно назвать важным источником обновления, преобразования социально-политической действительности.

Политика конфликтна по своей сути. И мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (это сделать невозможно), а в умении управлять ими, не допустить разрушительных последствий для общества.

Политический конфликт — одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.

Признаки политического конфликта:

• наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

• несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;

• непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне.

Причины (источники) политических конфликтов:

• несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;

• противоречия между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;

• несовместимость политических целей, интересов и ценностей;

• ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Типы политических конфликтов:

• интересов (ущемление или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики; ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников);

• ценностей (расхождения между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройства государства, преодоления кризисных процессов в стране);

• идентификации (неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношений с государственной властью).

Политический кризис — это высшая точка социального "напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятель-ыо политико-властных структур.

Политологи различают несколько типов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.

Правительственный кризис отражает неспособность прави-ьства управлять обществом.

Парламентский кризис — кризис представительных органов власти. Проявился в Беларуси в 1994—1996 гг. После приня-15 марта 1994 г. Конституции страны Верховным Советом были назначены новые выборы в парламент. Парламент продолжал действовать как монополист власти, незаконно продлил свои полномочия на 2 года. Игнорировал политические решения Президента. Принял немало «сырых» законов и постановлений. Политическая конфронтация Парламента, Пре-u цента и Конституционного Суда негативно отражалась на стабильности общества. В центре конфликта был вопрос о форме правления в стране — президентской или парламентской.

Конституционный кризис отражает несовершенство конституционных норм государства. К примеру, в Беларуси в 1996 г. резко обострился конфликт между Верховным Советом и Президентом, что потребовало уточнения их полномочий, закрепленных в Основном Законе. Парламент отказался рассмотреть президентский проект изменений и дополнений действующей Конституции. В то же время конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил конституционный кризис.

Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход.

 

52.Государственная политика и управление: структура, функции, критерии.

Государственная политика получает импульсы от разнообразных социальных сил общества, каждая из которых стремится достигнуть собственных целей, оказывая влияние на постановку целей и интересы других социальных групп, вовлекая государство в качестве посредника в урегулирование споров и конфликтов.

И потому государственную политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации общественно значимых интересов. В этом смысле государственная политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже представляет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

Государственная политика является целостной и качественно определенной областью социальной жизни. Ее структура такова: политическая система, политический процесс и политическое сознание.

Политическая система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной власти в политической жизни общества. Помимо государства, она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения. Она позволяет аккумулировать политическую волю различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях.

Рассматривая специфику властных отношений, выделяют следующие основные качества власти, присущие любому ее типу. Власть – это:

1) форма управления, регулирования и контроля, вид направления энергии, возможностей и ресурсов, которыми располагает человеческое общество;

2) мощное средство упорядочения социальных отношений;

3) волевое отношение, имеющее целенаправленный (целенаправляющий) характер, это изменение поведения через изменение мотивов и целей людей.

Власть связана с:

1) культурой человеческих сообществ, с мерой, нормированием отношений людей, с принятием ими на себя определенных ограничений в поведении;

2) дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ. Как управление в условиях социальной дифференциации, власть носит политический характер. Высокая оценка значения властных и государственных отношений для регуляции жизни человеческих сообществ не означает отказа от видения другой стороны медали – связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Существует очевидная опасность бесконтрольности власти, обостряющая значение ее регулирования.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных