Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика форм воспитательной работы




 

Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитательной работы. По классификации Е. В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры (рис. 57).

Рис. 57. Классификация форм воспитательной работы (по Е. В. Титовой)

По количеству участников формы воспитания подразделяются на индивидуальные, групповые, массовые (рис. 58, с. 137).

Рис. 58. Классификация форм воспитательной работы по количеству участников

 

Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) следующие формы воспитательной работы:

а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;

д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники;

е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых — общественно значимый продукт.

Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников. Вместе с тем использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы.

Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Другой способ построения формы: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите понятие «метод воспитания». Как оно соотносится с понятием «метод педагогического воздействия»?

2. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?

3. Что понимают под средствами воспитания?

4. Охарактеризуйте убеждение, внушение, положительный пример как методы (приемы) формирования сознания личности.

5. Раскройте сущность и назначение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

6. Назовите методы воспитания, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и отношений учащихся. Дайте их краткую характеристику.

7. Каковы функции методов контроля и самоконтроля в воспитании?

8. Определите понятие «форма воспитания (воспитательной работы)». Осуществите классификацию форм воспитательной работы по разным основаниям.

9. Назовите формы воспитательной работы, которые традиционно проводятся в общеобразовательной школе. Дайте их краткую характеристику.

 

Рекомендуемая литература

1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 310—346.

2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — С. 94—136; 146—177.

3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — С. 111—164.

4. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. VI, XI, XII.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 330—347.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 327—348.

 

Глоссарий

 

Метод воспитания — способ упорядоченной совместной деятельности (взаимодействия) педагога и воспитанников, направленный на решение определенных воспитательных задач.

Метод педагогического воздействия — способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности.

Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

Средства воспитания (в широком смысле) — все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т. п.

Форма воспитательной работы — выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся.

 

Тема 19

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической

и гражданской культуры личности

 

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю

слова людей и смотрю на их дела.

Конфуций

Требования к компетентности по теме

 знать и уметь раскрывать сущность мировоззрения личности, его внутреннюю структуру, обосновывать педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся;

 знать и уметь раскрывать сущность и структуру нравственной культуры личности, определять цель, задачи, содержание нравственного воспитания учащихся разного возраста;

 знать и уметь раскрывать сущность и структуру эстетической культуры личности, характеризовать средства формирования эстетической культуры учащихся, определять задачи и содержание эстетического воспитания
с учетом возрастных особенностей школьников;

 знать и уметь раскрывать содержание понятий «гражданская культура», «гражданственность», «политическая культура», «правовая культура» личности; уметь обосновывать критерии (показатели) сформированности гражданских качеств личности;

 знать и уметь охарактеризовать цель, задачи, содержание, педагогические условия, возрастную специфику воспитания гражданской культуры и ее компонентов.

 

Основные вопросы

1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия, возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности формирования.

3. Цель, задачи, содержание и средства эстетического воспитания.

4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных