ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задачи финансовой политики в условиях рыночной экономики
Финансовая политика — совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений и целей использования финансовых отношений для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов. Иначе — это деятельность государства по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций. Содержание финансовой политики (ее звенья): · выработка научно обоснованных концепций развития финансов, т. е. изучение требований экономических законов, анализ развития хозяйства и потребностей населения: · определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т. е. учитываются пути достижения поставленных целей, международные факторы; · осуществление практических действий для достижения поставленных целей. Финансовая политика — искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах общества. Финансовая политика должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения. Эти условия формируются при сохранении известной централизации доходов хозяйства и населения в денежных фондах. Основным фондом денежных средств выступает федеральный бюджет, через который централизованно перераспределяется около 50% всех доходов консолидированного бюджета, а по налоговым платежам — около 60%. Финансовая политика - это материализованная необходимость роста благосостояния. Политика реализуется через объективно присущую финансам функцию распределения и перераспределения. Традиционные виды финансовой политики в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач: финансовая стратегия и финансовая тактика. Финансовая стратегия —это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Она намечает принципы организации финансовых отношений, позволяет разрабатывать целевые программы в составе федерального бюджета. Финансовая тактика — это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. В отличие от финансовой стратегии она должна отличаться гибкостью, что обусловлено подвижностью экономических и социальных факторов. Цель финансовой политики — повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Традиционные типы финансовой политики: · классическая; · регулирующая; · планово - директивная. Классическая финансовая политика — основана на трудах Адама Смита и Давида Риккардо. Основное направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (принцип саморегулирования экономики).Управление финансовой деятельностью сосредотачивалось в одном органе — казначействе или министерстве финансов. Регулирующая финансовая политика — основана на трудах Джона Кейнса. Основное направление — вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, для достижения полной занятости населения. Основной инструмент — государственные расходы, формирующие дополнительный спрос, рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и ликвидация безработицы (принцип эффективного спроса). Планово-директивная финансовая политика — основана на трудах В. Ленина, Н. Бухарина. Основное направление — государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения по государственному плану. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, современные экономисты разделяют последнюю на три вида: § политика экономического роста; § политика стабилизации; § политика ограничения деловой активности. Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов; снижение налогового бремени. другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада илидепрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: § уменьшение правительственных расходов; § увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля. над инфляцией. В современных условиях принято рассматривать два типа финансовой политики: а) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством; б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы. Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги. Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов у которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно: § Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены, на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства. 3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации. 4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода. Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все- таки нельзя обойтись. Этому есть две причины: 1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора. 2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства. Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым Под дискреционной политикой понимается сознательное' манипулирование налогамии правительственными расходами с целью изменения реального объеманационального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются: § общественные работы и другие программы, связанные с расходами; § социальныепрограммы; § правительственные закупки; § государственные инвестиции; § изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа; § управление налоговым гнетом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|