Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение финансового менеджмента в условиях рыночных отношений




Управление (management) - сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов.

Иначе — это совокупность форм управления социаль­но-экономическими процессами, а также предприятиями, коммерческими организациями, которые являются осно­вой экономической жизни.

Кибернетика (от греч. kybernetike искусство управ­ления) — наука об управлении, связи и переработке ин­формации. Объект исследования — кибернетические сис­темы независимо от их материальной природы (челове­ческий мозг, ЭВМ и т. д.).

Основоположник как самостоятельной науки — Норберт Винер, 1948 г., связана с созданием первых ЭВМ.

Компоненты системы управления:

§ субъекты управления (управляющие);

§ объекты управления (управляемые).

Финансовый менеджмент (управление финансами) —

форма управления движением финансовых ресурсов и фи­нансовых отношений между хозяйствующими субъекта­ми, возникающих при движении финансовых ресурсов.

Иначе — это система рационального управления про­цессами финансирования хозяйственной деятельности.

Функции финансового менеджмента (проявляются

через управление капиталом)

· Воспроизводственная — заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансо­вых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала.

Кругооборот совершается непрерывно во времени, об­служивая воспроизводство. Он начинается с авансирова­ния денежных средств в средства производства за счет фондов денежных средств предприятия.

Денежные средства, затраченные на производство то­варов, возвращаются в результате реализации товаров в виде выручки от реализации. То есть авансирование все­гда сопровождается возмещением в денежной форме.

Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение в оборот происходит по час­тям, но за счет той же выручки от реализации.

Воспроизводственная функция финансового менеджмен­та проявляется через прибыльность и ликвидность. Ре­шающую роль здесь играет эффективное управление соб­ственностью и привлеченным капиталом.

§ Распределительная — тесно связана с воспроизвод­ственной, так как выручка от реализации товаров подле­жит распределению. Эта функция заключается в формиро­вании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала. Рас­пределение начинается с формирования фонда возмещения потребленных средств производства и начисления амортиза­ции. Накопленная амортизация должна использоваться только на воспроизводство основных фондов, иначе нару­шается весь воспроизводственный процесс на предприятии.

Наибольший интерес для финансового менеджера пред­ставляет фонд накопления, который образуется за счет прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Результат распределительной функции — создание фон­дов денежных средств для финансирования принятых про­грамм, оптимальной структуры капитала, сведение к ми­нимуму риска банкротства.

§ Контрольная — осуществляется двумя способами:

а) контроль за изменением финансовых показателей,

состоянием платежей и расчетов — финансовый менед­жер опирается на систему санкций и поощрений, исполь­зуя меры принудительного и стимулирующего характера;

б)контроль за реализацией стратегиифинансирова­ния - реализуется функция стратегического управления, гдеособое внимание уделяется предвидению изменений и осуществляется заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Это позволяет на­правлять финансовые ресурсы в сферы, которые могут при­нести наибольшую выгоду.

Для реализации контрольной функции создается систе­ма департаментализации (от англ. Department — отдел):

§ функциональная — предполагает четкое разграничение обязанностей, областей деятельности, задач (отдел про­изводства, отдел маркетинга, отдел финансов и др.). Отделы могут дробиться и иметь более узкую специа­лизацию;

§ дивизиональная (от англ. Division — деление, разделе­ние) — система управления делится по видам товаров, услуг, группам потребителей» регионам деятельности (Procter and Gamble, General Motors, Dupon). Подсистемы финансового менеджмента:

§ Управляющая (субъект управления) финансовая ди­рекция и ее отделы (департаменты), финансовые ме­неджеры вырабатывает и реализует цели финансового менеджмента, основная конечная цель — повышение конкурентных позиций через механизм эффективного формирования и использования прибыли;

§ Управляемая (объект управления) — основным объек­том является денежный оборот как непрерывный по­ток выплат и поступлений. Управление им означает предвидение его возможного состояния на ближайшую и долгосрочную перспективы.

Функции подсистем финансового менеджмента

· Функции объекта управления:

а) воспроизводственная —- обеспечение эффективного воспроизводства авансированного и инвестированного ка­питала (рост собственного капитала, повышение доходно­сти капитала, т. е. его рентабельности, скорости его обо­рота, степень капитализации прибыли);

б) производственная — регулирование текущей про­изводственно-коммерческой деятельности по эффективномуразмещению капитала (уровень и динамика затрат на единицу продукции, фонда оплаты труда, структура рас­пределения прибыли);

в) контрольная — «контроль рублем» за использова­нием финансовых ресурсов от платежей за поставку сы­рья, услуг, до поступления выручки от реализации.

§ Функции субъекта управления:

· прогнозирование финансовой ситуации;

· планирование финансовой деятельности;

· регулирование денежного оборота;

· учет затрат и результатов производственной, инвести­ционной и финансовой деятельности;

· анализ и оценка эффективности использования и вло­жения капитала;

· контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческо­го цикла.’

Историческая эволюция систем управления

I. Начало промышленной революции второй половины XIX в.:

· первая волна стратегических и инновационных изме­нений в экономике, освоение промышленной техноло­гии производства продукции;

· стратегическое управление опирается на индивидуаль­ные качества и талант основателей компании («Форд Мотор», «Вестингауз Электрик»);

· быстрый рост промышленных отраслей привел к необ­ходимости оптимизации операционной системы для снижения себестоимости продукции, повышения ее ка­чества в условиях жесткой ценовой конкуренции;

· рамки жизненного цикла продукции выходят за пре­делы горизонта планирования, формируется классичес­кая система долгосрочного планирования (на основе ста­тистической экстраполяции прошлых тенденций).

II. Начало сегментации отраслевых рынков по призна­кам потребительских предпочтений:

· возникла необходимость учета вкусов различных групп потребителей, обновления морально устаревшей про­дукции;

I вновь возникла потребность в стратегическом, иннова­ционном управлении, так как появились источники гло­бальной нестабильности во внешней среде (политичес­кой, экологической, социальной);

§ возникло ограничение объемов доступных ресурсов и пределов роста рынка;

§ на предприятиях сформировался постоянный уровень стратегического управления.

 

Типы менеджмента

 

§ Предпринимательский — совмещены функции владе­ния капиталом и управления его использованием, слу­жащие заняты текущей деятельностью и обычно не вли­яют на принятие решений на высшем уровне (купечес­кие компании, небольшие торговые, промышленные заведения);

§ корпоративный — форма высшего управления профес­сиональными служащими в интересах собственников капитала (крупные холдинговые объединения, ОАО, мультидивизиональные компании).

Уровни систем управления

§ Стратегический — вырабатывается реакция на гло­бальные изменения во внешней среде, корректируют­ся цели деятельности, выбирается стратегия и способы ее реализации;

§ инновационный — происходит адаптация предприятия к изменениям внутри областей хозяйственной деятель­ности, формируются целевые установки;

§ оперативный — составляется подробный план хозяй­ственных операций по функциональным подразделе­ниям, который обеспечивает внутренюю эффективность предприятия.

Стратегический и инновационный уровни обеспечива­ют внешнюю эффективность предприятия.

Сравнение двух типов менеджмента, в том числе фи­нансового, позволяет сделать вывод о современности и мно­гофакторности корпоративного управления, его интегра­ции со всеми сферами жизнедеятельности компании.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных