ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Значение финансового менеджмента в условиях рыночных отношенийУправление (management) - сознательное воздействие человека на объекты и процессы, на участие в них людей для придания хозяйственной деятельности определенной направленности и получения желаемых результатов. Иначе — это совокупность форм управления социально-экономическими процессами, а также предприятиями, коммерческими организациями, которые являются основой экономической жизни. Кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации. Объект исследования — кибернетические системы независимо от их материальной природы (человеческий мозг, ЭВМ и т. д.). Основоположник как самостоятельной науки — Норберт Винер, 1948 г., связана с созданием первых ЭВМ. Компоненты системы управления: § субъекты управления (управляющие); § объекты управления (управляемые). Финансовый менеджмент (управление финансами) — форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, возникающих при движении финансовых ресурсов. Иначе — это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности. Функции финансового менеджмента (проявляются через управление капиталом) · Воспроизводственная — заключается в обеспечении сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала. Кругооборот совершается непрерывно во времени, обслуживая воспроизводство. Он начинается с авансирования денежных средств в средства производства за счет фондов денежных средств предприятия. Денежные средства, затраченные на производство товаров, возвращаются в результате реализации товаров в виде выручки от реализации. То есть авансирование всегда сопровождается возмещением в денежной форме. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение в оборот происходит по частям, но за счет той же выручки от реализации. Воспроизводственная функция финансового менеджмента проявляется через прибыльность и ликвидность. Решающую роль здесь играет эффективное управление собственностью и привлеченным капиталом. § Распределительная — тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению. Эта функция заключается в формировании и использовании денежных фондов предприятия, поддержании эффективной структуры его капитала. Распределение начинается с формирования фонда возмещения потребленных средств производства и начисления амортизации. Накопленная амортизация должна использоваться только на воспроизводство основных фондов, иначе нарушается весь воспроизводственный процесс на предприятии. Наибольший интерес для финансового менеджера представляет фонд накопления, который образуется за счет прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей. Результат распределительной функции — создание фондов денежных средств для финансирования принятых программ, оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства. § Контрольная — осуществляется двумя способами: а) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов — финансовый менеджер опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного и стимулирующего характера; б)контроль за реализацией стратегиифинансирования - реализуется функция стратегического управления, гдеособое внимание уделяется предвидению изменений и осуществляется заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Это позволяет направлять финансовые ресурсы в сферы, которые могут принести наибольшую выгоду. Для реализации контрольной функции создается система департаментализации (от англ. Department — отдел): § функциональная — предполагает четкое разграничение обязанностей, областей деятельности, задач (отдел производства, отдел маркетинга, отдел финансов и др.). Отделы могут дробиться и иметь более узкую специализацию; § дивизиональная (от англ. Division — деление, разделение) — система управления делится по видам товаров, услуг, группам потребителей» регионам деятельности (Procter and Gamble, General Motors, Dupon). Подсистемы финансового менеджмента: § Управляющая (субъект управления) финансовая дирекция и ее отделы (департаменты), финансовые менеджеры вырабатывает и реализует цели финансового менеджмента, основная конечная цель — повышение конкурентных позиций через механизм эффективного формирования и использования прибыли; § Управляемая (объект управления) — основным объектом является денежный оборот как непрерывный поток выплат и поступлений. Управление им означает предвидение его возможного состояния на ближайшую и долгосрочную перспективы. Функции подсистем финансового менеджмента · Функции объекта управления: а) воспроизводственная —- обеспечение эффективного воспроизводства авансированного и инвестированного капитала (рост собственного капитала, повышение доходности капитала, т. е. его рентабельности, скорости его оборота, степень капитализации прибыли); б) производственная — регулирование текущей производственно-коммерческой деятельности по эффективномуразмещению капитала (уровень и динамика затрат на единицу продукции, фонда оплаты труда, структура распределения прибыли); в) контрольная — «контроль рублем» за использованием финансовых ресурсов от платежей за поставку сырья, услуг, до поступления выручки от реализации. § Функции субъекта управления: · прогнозирование финансовой ситуации; · планирование финансовой деятельности; · регулирование денежного оборота; · учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; · анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала; · контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.’ Историческая эволюция систем управления I. Начало промышленной революции второй половины XIX в.: · первая волна стратегических и инновационных изменений в экономике, освоение промышленной технологии производства продукции; · стратегическое управление опирается на индивидуальные качества и талант основателей компании («Форд Мотор», «Вестингауз Электрик»); · быстрый рост промышленных отраслей привел к необходимости оптимизации операционной системы для снижения себестоимости продукции, повышения ее качества в условиях жесткой ценовой конкуренции; · рамки жизненного цикла продукции выходят за пределы горизонта планирования, формируется классическая система долгосрочного планирования (на основе статистической экстраполяции прошлых тенденций). II. Начало сегментации отраслевых рынков по признакам потребительских предпочтений: · возникла необходимость учета вкусов различных групп потребителей, обновления морально устаревшей продукции; I вновь возникла потребность в стратегическом, инновационном управлении, так как появились источники глобальной нестабильности во внешней среде (политической, экологической, социальной); § возникло ограничение объемов доступных ресурсов и пределов роста рынка; § на предприятиях сформировался постоянный уровень стратегического управления.
Типы менеджмента
§ Предпринимательский — совмещены функции владения капиталом и управления его использованием, служащие заняты текущей деятельностью и обычно не влияют на принятие решений на высшем уровне (купеческие компании, небольшие торговые, промышленные заведения); § корпоративный — форма высшего управления профессиональными служащими в интересах собственников капитала (крупные холдинговые объединения, ОАО, мультидивизиональные компании). Уровни систем управления § Стратегический — вырабатывается реакция на глобальные изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности, выбирается стратегия и способы ее реализации; § инновационный — происходит адаптация предприятия к изменениям внутри областей хозяйственной деятельности, формируются целевые установки; § оперативный — составляется подробный план хозяйственных операций по функциональным подразделениям, который обеспечивает внутренюю эффективность предприятия. Стратегический и инновационный уровни обеспечивают внешнюю эффективность предприятия. Сравнение двух типов менеджмента, в том числе финансового, позволяет сделать вывод о современности и многофакторности корпоративного управления, его интеграции со всеми сферами жизнедеятельности компании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|