ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Налоговые проверки в системе контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля
Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового, администрирования» (далее— «Федеральный закон № 137-ФЗ») существенно изменил процедуру проведения налоговых проверок с 2007 г. Различают два основных вида налоговых проверок: камеральную и выездную. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового, органа. При этом она осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). С 2007 г. при проведении камеральной проверки налоговые инспектора не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, которые прямо не предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Это общее правило установлено в новой редакции п. 7 ст. 88 НК РФ. В то же время из этого правила предусмотрены исключения. Одно из них — случай, когда при камеральной налоговой проверке выявлены ошибки в налоговой отчетности либо несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и имеющимися у налогового органа. Заметим, что налоговый инспектор имеет право использовать не любые сведения, а только те, которые получены в рамках контрольных мероприятий. О выявленных ошибках инспектор обязан сообщить налогоплательщику. А тот, в свою очередь, должен представить необходимые документы или внести исправления в отчетность. Указанные документы налогоплательщик представляет в течение 5 дней, а уточненные декларации (расчеты) — в срок, установленный налоговым органом. Налоговый орган будет вправе затребовать первичные документы при проведении камеральной проверки лишь в трех случаях: § при проверке правильности применения налоговых льгот; § при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога; § при проведении налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в течение 10 дней после ее завершения (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Таким образом, можно говорить о том, что вводится обязательная процедура оформления результатов камеральных проверок. В плане защиты прав налогоплательщиков это крайне важно. В новой редакции части первой Налогового кодекса РФ содержится четкое разграничение выездных и камеральных проверок с точки прения места их проведения. Напомним, что в отношении камеральной проверки ничего не изменилось — она’ проводится по месту нахождения налогового органа. С 2007 г. выездная налоговая проверка должна проводиться на территории налогоплательщика. Исключением согласно ст. 89 НК РФ является случай, когда налогоплательщик не имеет возможности предоставить проверяющим необходимое помещение. В такой ситуации проверка может проводиться по месту нахождения налоговой инспекции. Законодатель четко определил и территориальность вынесения решений о проведении проверки. Согласно общему правилу такое решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о выездной проверке в отношении крупнейшего налогоплательщика выносит та налоговая инспекция, в которой он состоит на учете. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала (или представительства) проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Напомним, что предметом проведения проверок обособленных подразделений могут быть вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: § полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика; § предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; § периоды, за которые проводится проверка; § должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. При выездной проверке налогоплательщик обязан обеспечить возможность для ознакомления должностных лиц налоговых органов с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Причем ознакомиться с подлинниками документов можно только на территории налогоплательщика. Исключение — случаи выемки документов, атакже проведения выездной проверки по местунахождения налоговой инспекции. Документы, запрашиваемые налоговым органом, представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. Копии заверяются подписью руководителя (иного уполномоченного лица) организации и печатью. Срок для представления документов по требованию налогового органа увеличен с 5 до 10 дней. При этом конкретизирована дата, с которой начинает исчисляться этот срок — со дня вручения требования. Данный срок исчисляется в рабочих, а не в календарных днях. Кроме того, 10-дневный срок не является пресекательным. Руководителю налогового органа предоставляется право продлить сроки подачи документов или отказать в продлении. Об этом выносится отдельное решение. Основанием для него послужит уведомление налогоплательщика о невозможности сдать документы в установленный срок. Этот документ должен быть направлен в налоговую инспекцию в течение дня, следующего за днем получения указанного требования. Начиная с 1 января 2010 г. при проведении налоговой проверки нельзя запрашивать у проверяемого лица документы, которые ранее уже представлялись в налоговый орган при камеральных или выездных проверках данного налогоплательщика. Это ограничение не будет действовать только в двух случаях: § если документы ранее представлялись, в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных в дальнейшем проверяемому лицу; § если документы, сданные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Нет страниц 148-155. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|