Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативная функция 4 страница




41. Семейные мифы в практике семейного консультирования

Семейный миф — это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы — это...» Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание семейного мифа плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Семейному консультанту нужно понимать содержание мифа, потому что без этого понимания часто неясны мотивы поступков людей. Которые живут в этой системе.

Наиболее часто в нашей культуре встречается миф «Мы — дружная семья». Другим распространенным мифом является миф «Мы — герои». Для людей, которые живут в этом мифе, совершенно необходимы трудности, необходимо преодоление, они за все должны биться. Есть и другие распространенные в нашей культуре мифе, например «Мы — семья выживальщиков».

Какое требование к чувствам накладывает миф? В каком «дизайне» существуют герои? Какой драматический жанр предполагает этот миф? Эта информация очень важна для консультанта, так как миф в какой-то степени определяет восприятие жизни и влияет на эмоции, которые члены семьи испытывают. Существует некая закономерность смены мифа. Например, миф о героях часто в следующих поколениях преобразуется в миф о спасателях. Также существуют мифы, типичные для неполных семей, матерей-одиночек («Мы — семья амазонок»). Пока консультант не вычислит миф, логика поступков клиентов не будет понятна. Из каждого мифа вытекают свои правила, поэтому миф надо уметь вычислять — это необходимое требование в профессиональной деятельности.

42. Психологические задачи брака

1. Отделиться эмоционально от семьи происхождения с тем, чтобы можно было в полной мере вложить силы и чувства в собственный семейный союз, и, вместе с тем, пересмотреть точки соприкосновения с обеими родительскими семьями;

2. Создание общности, основанной на разделяемой близости и идентичности, и одновременно с этим – установление границ, защищающих автономию каждого партнера;

3. Создание полноценных и приносящих удовольствие сексуальных отношений и их защита от вторжений со стороны семейных и связанных с работой обязательств;

4. Способность «держать удар» при появлении малыша в семье и, одновременно, сохранение близости супружеской пары. Объединение усилий, связанных с родительскими ролями и обязательствами в связи с рождением детей;

5. Умение противостоять и преодолевать неизбежные кризисы жизни, поддерживать силу супружеских уз перед лицом неблагоприятных обстоятельств;

6. Создание безопасного пространства для выражения различий, гнева и конфликта;

7. Разделение смеха и интересов друг с другом;

8. Обеспечение заботы друг о друге и удовлетворение потребностей партнера в зависимости и поддержке;

9. Сохранение двойного видения партнера.

43. Злоупотребления в отношении детей в семье

В таких условиях во многих семьях увеличилось количество злоупотреблений в отношении детей. Так, при анонимном исследовании детей разного возраста из 15 городов выяснилось, что 60% родителей используют физические наказания. За последние пять лет родителями убито 2 тысячи детей, каждый год около 100 тысяч детей убегает из дома, общая смертность от самоубийства за последние пять лет увеличилась на 30%, а среди подростков - на 60%, каждый год около двух тысяч детей пытаются покончить с собой из-за издевательства над ними в семье. Поэтому актуальность исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью оказания социально-психологической помощи детям, находящимся в психотравмирующей ситуации злоупотреблений.

Злоупотребления в семье характеризуются определенными особенностями, указать некоторые из них необходимо с точки зрения целей нашего исследования. Во-первых, злоупотребления в семье максимально скрываются. Лишь 10% случаев насилия в семье становится известно органам правозащиты, так как родственники зачастую скрывают факты, не желая «выносить сор из избы», боясь испортить репутацию и карьеру домашнего террориста. Подобное сокрытие и безнаказанность очень опасны, они провоцируют к новым актам насилия и преступлениям. Во-вторых, злоупотребления в семье не поддаются социальному контролю вследствие отсутствия четкой системы в существующей государственной службе социальной помощи.

44. Техники игровой семейной психотерапии

Можно выделить шесть основных направлений игровой психотерапии, в каждом из которых есть методики, предназначенные для работы с семьей.

1. Психоаналитическое (психодинамическое) направление

2. Направление «освобождающей» игровой психотерапии

3. Направление игровой психотерапии построения отношений

4. Направление недирективной игровой психотерапии

5. Направление поведенческой игровой психотерапии

6. Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии

Преимущества семейной игровой психотерапии:

1. игровая семейная психотерапия позволяет получать информацию о взаимоотношениях ребенка с родителями и интерпретировать ее не только лишь из их рассказов, но и путем включенного наблюдения;

2. участие родителей и психотерапевта в совместной с ребенком игре создает высокую степень доверия участников друг к другу;

3. игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными;

4. использование игры облегчает вовлечение в психотерапевтический процесс семьи, характеризующиеся сильным сопротивлением психотерапии;

5. игра может отразить опыт трех поколений, объединенных той или иной семейной проблемой, что позволяет снять обвинения во всех бедах с одного из членов семьи;

6. на сеансах семейной игровой психотерапии легче разрешаются трудности, связанные с вербальным выражением своих чувств детьми, подростками и некоторыми взрослыми, а также с участием маленьких детей;

7. сеансы игровой семейной психотерапии не носят конфронтационный характер, что способствует активизации эмоциональной и вербальной экспрессии ребенка;

8. в семейной игровой психотерапии родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним;

9. сеансы игровой семейной психотерапии позволяют выявить неосознаваемые тревоги и страхи родителей, отражающие эмоционально насыщенные воспоминания их детства;

10. в игре родителям предоставляется возможность пережить чувства, связанные с их отношениями к собственным родителям, и сравнить их со своими чувствами к собственному ребенку.

45. Основные модели общения в семье. Игры общения

Модели общения:

1. заискивающий (Характерные вербальные выражения: «Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым», «Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я - ничто»);

2. обвиняющий (Характерные вербальные выражения: «Я здесь главный», «Я одинок и несчастлив»);

3. расчетливый (Характерные вербальные выражения: «Я спокоен, холоден и собран», «Я чувствую себя уязвимым»);

4. отстраненный (Характерные вербальные выражения: «Я нахожусь где-то еще», «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места»).

Игры общения

В игре участвуют три человека, а остальные наблюдают. Каждый из играющих придумывает себе имя, отличающееся от настоящего. Для игры каждый из вас выбирает определенный способ общения. Например, один обвиняет, другой заискивает, третий тоже обвиняет. Часто используемые комбинации стилей общения трех участников:

Первый Второй Третий
Обвиняющий Заискивающий Расчетливый Расчетливый Отстраненный Заискивающий Заискивающий Обвиняющий Обвиняющий Расчетливый Расчетливый Заискивающий Обвиняющий Заискивающий Отстраненный Обвиняющий Заискивающий Отстраненный

После того как каждый выбрал определенный стиль общения, сообщите об этом друг другу. Начните игру, приняв позы, соответствующие вашей комбинации. Подумайте, какая из них характерна для заискивающего, расчетливого, обвиняющего или отстраненного стиля. Теперь позы представлены в комбинации друг с другом. В этот момент попытайтесь осознать, что вы чувствуете, что ощущают другие.

По сигналу ведущего немедленно сядьте на свое место, закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем дыхании, мыслях, переживаниях, восприятиях партнеров по игре.

Может быть, у вас поднимется давление, может быть, вы вспотеете или почувствуете боль. Постарайтесь расслабиться, закройте глаза. Чтобы снять мышечное напряжение, можете немного пошевелиться. Затем мысленно откажитесь от вашего игрового имени и спокойно произнесите про себя настоящее имя.

Потом медленно откройте глаза и расскажите партнерам о том, что вы ощущали во время игры. Что же происходило на самом деле? О чем вы думали, что чувствовали, какие эпизоды из прошлого и настоящего вышли на первый план? Расскажите о том, как вы воспринимали в процессе игры других членов вашей группы. Игры могут вызвать у вас детские воспоминания. Отнеситесь к ним как к новому опыту, не используйте их для самоистязания. Вместо того чтобы корить себя или своих родителей за ошибки, допущенные в вашем воспитании, лучше оттолкнитесь от этого опыта и двигайтесь дальше.

46. Конфликты - конструктивное разрешение семейных конфликтов

Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт может быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных процессов, служащих сохранению целого. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.

Для разрешения супружеских конфликтов необходимо:

1. поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;

2. постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;

3. стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и
усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и
нервозности;

4. не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни;

5. не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;

6. шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;

7. разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;

8. не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшие подозрения;

9. помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего
терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

47. Супружеские взаимоотношения и личностный рост

Семья и брак, как малые социальные группы, объединены на основе взаимных

интересов, потребностей, желаний, намерении. Взаимодействие и взаимоотношения супругов вытекают из необходимости координировать и согласовывать разнообразные материальные и духовные потребности: отдых, досуг, домашний труд и самообслуживание, уход за детьми и их воспитание.

Совместные действия, деятельность, совместная жизнь требуют высокой координации и кооперации, максимально возможного тождества индивидуальных целей и задач супружеской пары. Индивидуальные цели здесь должны полностью сливаться в групповые цели.

Нормы задают индивиду обязательное, должное поведение. Например, мать и отец должны любить своих детей, заботиться о их здоровье, опекать их, давать соответствующее образование, отвечать за их моральное поведение и так далее. Какая-то часть социальных норм, касающихся брачно-семейных отношений, закреплена в семейном праве определенными юридическими актами. Однако значительная часть социальных норм представляет собой сферу общественного мнения и психологии, регулируемой традициями, обычаями, нравами, стереотипами и стандартами принятого в данном обществе поведения. Многие брачно-семейные нормы настолько вошли в жизнь и поведение миллионов людей, что они считаются само собой разумеющимися.

Семейная жизнь удачна, если супруги пришли к соглашению относительно взаимных прав и обязанностей. Каждый из супругов имеет свое определенное представление о том, какие права и обязанности должны быть у «жены», «мужа», что такое «хороший муж», что такое «хорошая хозяйка». Обязанности — это то, что ожидает, а часто и требует другой брачный партнер. Таким образом, права и обязанности есть содержание брачных ролей, вытекающее из взаимодействия двух «Я» в такой малой группе, какой является семья.

Ни в какой другой области люди не совершают столько ошибок, как во взаимоотношениях с близкими людьми: женой, собственным ребенком, матерью, отцом, ближайшим другом. Обилие подобных ошибок характерно в первую очередь для молодежи, внутренний мир которой еще недостаточно подготовлен к пониманию людей. Поэтому нужна большая подготовительная, разъяснительно-воспитательная работа, касающаяся проблем человеческих взаимоотношений, так как брачные отношения несут в себе все недостатки и ошибки прошлого воспитания, дурные привычки и склонности.

48. Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов и работа с ними

Эмоции принято разделять на положительные эмоциональные состояния и отрицательные эмоциональные состояния. К отрицательным эмоциям относятся:

1. печаль;

2. гнев;

3. презрение;

4. страх;

5. смущение;

6. стыд;

7. вина.

При анализе эмоций необходимо удерживать очень тонкую грань между так называемыми фундаментальными эмоциями, периодичными эмоциональными состояниями и эмоциональными чертами человека. Понятие неблагоприятного эмоционального состояния связано с проявлением у человека отрицательной эмоции или целого комплекса эмоций. Так эмоции страха и печали порождают эмоцию тревоги.

Основным видом работы с проблемами в семейных отношениях является семейное консультирование. Наибольшей популярностью сейчас в семейной терапии пользуются:

1. системный подход Боуэна;

2. структурный подход С. Минухина;

3. системный подход Дж. Хейли;

4. психоаналитический подход Н. Аккермана;

5. когнитивно-поведенческий подход А. Эллиса.

Долгое время большое количество подходов и методик в семейной психологии приводило к стагнации развития семейной психологии и психотерапии. Консультант сопровождает семью в ее нелегком пути от неблагополучия к благополучию.

Для выявления причинно-следственной связи используются различные методики диагностики, направленные на определение ценностных установок и ориентиров супругов, уровня проявления отрицательных эмоций и комплексов эмоций. В числе наиболее популярных «Морфологический тест жизненных ценностей», «Методика диагностики психических состояний» Г. Айзенка, «Измерение установок в семейной паре» Гозмана и другие.

49. Причинная обусловленность развода и его профилактика

Причины разводов:

1. несоответствие (несовместимость) характеров;

2. нарушение супружеской верности;

3. плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и
других родственников);

4. пьянство (алкоголизм);

5. вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в
брак;

6. осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.

Профилактика разводов:

1. широкое информирование населения о возможных последствиях разводов для супругов и их семей;

2. просвещение молодежи в вопросах семейной жизни и выбора брачного партнера;

3. выявление и разрешение супружеских конфликтов на ранних стадиях;

4. улучшение качества жизни населения, развитие творческой инициативы в области трудовой деятельности;

5. ценностно-нравственная ориентация детей и молодежи;

6. формирование культуры общения;

7. половое воспитание школьников.

50. Стиль семейного воспитания, способствующий развитию здоровой личности

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Наиболее благоприятным стилем семейного воспитания является авторитетный. Авторитетный стиль семейного воспитания — это образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

51. Стиль семейного воспитания, неблагоприятный для нормального развития личности

Индифферентный стиль является неблагоприятным для нормального развития личности ребенка. Данный стиль воспитания отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к девиантному поведению.

52. Семья как источник психической травматизации

Под психической травмой понимаются тяжелые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний. Психическая травма — это, прежде всего, психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние.

Психотравмирующее переживание — это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости. Травмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной определенной клинической патологии.

Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:

1. создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения. Примером последнего может быть ситуация жены алкоголика, которую он держит в постоянном страхе, забирает деньги, и которая в силу своего беззащитного характера не в состоянии противостоять ему;

2. создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Так, невестке может стоить огромных усилий скрывать свою антипатию по отношению к свекрови, чувство протеста в связи с ее стремлением вмешаться во взаимоотношения с мужем. Невестка прилагает усилия к тому, чтобы сдержать эти чувства, так как уверена, что к свекрови нужно относиться почтительно. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдержать чувства фрустрации, раздражения, агрессии. Подобные чувства являются естественным отражением ситуации в семье, однако их проявление приводит к дальнейшему ее осложнению. В-третьих, это чувства, потребности, которые семья должна удовлетворять, однако она в силу тех или иных обстоятельств этого не делает. В первую очередь это касается сексуально-эротических потребностей (в случаях различной этиологии сексуальной дисгармонии), личностно-эмоциональных потребностей;

3. создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может участвовать в создании конфликта потребностей у индивида прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него ответственности за их разрешение. Примером может быть жена, обвиняющая мужа в нежелании помочь ей в работах по ведению домашнего хозяйства и одновременно остро критикующая любую его попытку помочь ей.

53. Основные признаки дисфункциональной семьи

Дисфункциональная семья — это семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели родственников и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

Основные признаки дисфункциональной семьи:

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий;

2. Вакуум интимности;

3. Замороженные правила и роли;

4. Конфликтные взаимоотношения;

5. Не дифференцированность "Я" каждого члена;

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами;

7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия;

8. Склонность к полярности чувств и суждений;

9. Закрытость системы;

10. Абсолютизирование воли, контроля.

Если говорить проще, члены семьи не уделяют достаточного внимания друг другу, в особенности, родители детям. Важнейшие потребности детей (во внимании, прикосновении, руководстве, принятии и одобрении, поддержке, в преданности и доверии, в заботе и любви) – не находят у родителей понимания и эмпатии. Родители плохо относятся к детям. Жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между ее членами –деспотичностью. Члены семьи озабочены отрицанием реальности. В правилах семьи значительное место занимает запрет свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии.

54. Основные признаки нормально функционирующей семьи

Нормально функционирующая семья — это та семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Признаки:

1. проблемы признаются и решаются;

2. удовлетворение всех базисных потребностей ее членов;

3. поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);

4. тесная эмоциональная привязанность всех родственников;

5. роли членов семьи не конкурируют, а дополняют друг друга, каждый член семьи имеет свою собственные потребности;

6. родители делают то, что говорят;

7. отсутствие стойких подгрупп и объединения одних членов семьи против других;

8. ошибки прощаются;

9. правила и законы семьи гибкие, их можно и нужно обсуждать;

10. «психологический иммунитет» к неблагоприятным влияниям среды и психическим травмам.

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентации. А. Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных