ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 3 Финансовая политика и финансовый механизмЦель лекции: изучить содержание и задачи финансовой политики. Основные вопросы: 1. Содержание и задачи финансовой политики. 2. Типы финансовой политики. 3. Содержание и структура финансового механизма. 4. Понятие о финансовом планировании. 5. Управление финансами. 6. Сущность и классификация финансового контроля. 1. Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. В процессе её выработки и реализации обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным инструментом воздействия на экономические и социальные процессы. Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья: - выработка научно обоснованных концепций развития финансов (которые формируются на основе изучения требований объективных экономических законов, перспектив развития ПС и ПО); - определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; - осуществление практических действий, направленных на достижение целей. Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация государственных финансов с учётом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. На каждом конкретном этапе политика имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учётом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и ряда других факторов. Задачи финансовой политики: - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов; - организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; - выработка соответствующего финансового механизма и его развитие согласно изменениям целей и задач стратегии; - создание эффективной системы управления финансами. 2.Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить 3 её основные типа: - классическая; - регулирующая; - планово – директивная. 3.Эффективность и результативность экономической политики государства во многом зависит от соответствующего механизма её реализации. Финансовая политика является частью экономической политики и реализуется посредством финансового механизма. Финансовый механизм имеет довольно сложную структуру. Для её характеристики используется системный подход: - подсистема - наиболее существенная движущая сила финансового механизма; - блок - совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединённых по признаку общей целевой направленности; - элемент – простейшая хозяйственная форма, через которую проявляются интересы участников общественного воспроизводства. Финансовый механизм – это совокупность форм и методов организации финансовых отношений. Он преобразует намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные результаты. От финансовой политики и финансового механизма как составных частей экономической политики и экономического механизма зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная политика, чётко налаженный синхронно работающий механизм способствует социально-экономическому развитию общества. 4.Финансовое планирование – это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Его специфика состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме. Объектом финансового планирования является образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Содержание финансового планирования – заранее определённая возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения доходов и накоплений, формирование на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Задача финансового планирования – достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйствующих субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства. Цели: - определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины; - установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, отраслями экономики, регионами; - определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов. В основе финансового планирования лежат следующие принципы: 1) сочетание централизованного и децентрализованного подходов (при составлении финансовых планов централизованный подход сочетается с развитием инициативы на местах; единая финансовая политика сочетается с децентрализованным подходом и способствует активизации деятельности местных органов власти); 2) принцип единства выражается в тесной взаимосвязи финансового планирования с экономическим и социальным планированием, едиными финансовыми показателями (ставки налогов…); 3) принцип непрерывности финансового планирования предполагает тесную увязку перспективных и текущих планов. В финансовом планировании используются следующие методы: 1) Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе установки их динамики. Расчёты производятся на базе достижений отчётного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста. 2) Нормативный метод предполагает определение финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов. 3) Балансовый метод предусматривает согласование расходов с источниками их покрытия. 4) Программно-целевой метод как один из методов финансового прогнозирования предполагает расчёт финансовых показателей на основе научно-технических программ. 5) Многовариантность расчётов, выбор наилучших результатов предусматривает широкое использование экономико-математических методов. Конечным результатом финансового планирования является составление финансовых планов. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причём его форма и структура отражает специфику соответствующего звена. Финансовый план – это план образования и использования доходов и накоплений предприятий, отраслей, регионов и государства в целом; он показывает обеспеченность финансовыми ресурсами. Финансовый план должен быть дополнен механизмом его реализации (организационные формы управления, система экономических рычагов и стимулов, способы организации оборота ресурсов, правовой режим). Система финансовых планов включает разные их виды. Классификация финансовых планов производится по ряду оснований: В зависимости от периода различают текущие и перспективные. В зависимости от широты охвата показателей (по объекту) финансовые планы делятся на первичные и сводные. 5.Управление – это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата, процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов и стимулов, а также санкций. Следует различать 2 аспекта в управлении финансами: во 1-х, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления; во 2-х, сами финансы являются объектом управления. Выделяют следующие взаимосвязанные элементы: Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью как научно обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами и осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности. Планирование занимает центральное место в управление и должно обеспечить сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней управления экономикой. Организация означает слаженность, чёткость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, чёткое распределение функций, ответственность и дисциплинированность. Регулирование – это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий; направлено на предупреждение и ликвидацию отклонений от намеченного результата и заключается в обеспечении пропорций и синхронности в деятельности. Контроль осуществляется на всех стадиях оперативного управления. В основу организации управления финансами положены следующие принципы: демократизм; политический подход к хозяйственным вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов управления; научность; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность и преемственность управленческих решений. 6.Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения СОП по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определённые цели. Его объектом являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов. Задачи финансового контроля (в которых раскрывается его содержание): проверка выполнения финансовых обязательств перед государством; проверка правильности использования предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении денежных средств; проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, правил хранения денежных средств в кассах; выявление внутренних резервов производства; устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Принципы финансового контроля: регулярность, повсеместность, универсальность; превентивность; действенность, реальность и гласность; беспристрастность контроля; независимость работников контрольных органов. Классификация финансового контроля проводится по ряду оснований. * В зависимости от субъектов выделяют следующие виды финансового контроля: государственный, парламентский, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный; аудиторский. * В зависимости от времени проведения различают следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий. Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приёмы или способы, средства его осуществления. В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности государственных органов финансового контроля развитых стран мира является контроль эффективности, основной целью которого является определение социально-экономического эффекта использования средств государства, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|