Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Западно-Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Западно-Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

 

 

Отчет

По производственной практике

 

 

Уральск 2016

 

 

Введение

 

В своем послании народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев поставил четкие задачи по реализации Стратегического Плана развития Республики, улучшению качества жизни народа, дальнейшему развитию внутренней и внешней политики.

В этой связи Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан проводится работа, направленная на снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с международными стандартами, стабилизация качества окружающей среды, создание основ перехода к устойчивому развитию общества.

Осуществлен комплекс мер, направленных на предотвращение реальных и потенциальных угроз дальнейшего ухудшения экологической ситуации. Ужесточены требования к установлению лимитов эмиссий при выдаче разрешений, усилена роль производственного экологического контроля, повышена ответственность природопользователей за его ведение.

Складывающиеся в Республике рыночные отношения вызывают необходимость в правовом регулировании права природопользования в контексте с концепцией экологической безопасности в целях сохранения окружающей среды во благо настоящего и будущего поколения граждан нашей Республики, так как только путем рационального природопользования возложено сохранение окружающей природной среды.

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основными средствами производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требования эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Экологическое право Республики Казахстан - сравнительно новое и молодое право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и углубляется. Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природных ресурсов.

Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в нашей республике, имеет свои собственные источники, благодаря, которым обеспечивается правовое регулирование общественных экологических природоохранных отношений.

Устанавливая меры должного поведения людей в окружающей природной среде, они призваны содействовать экологическому оздоровлению и обеспечению экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных.

Источниками экологического права Республики Казахстан могут быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или носят чисто экологическую природоохранную направленность и характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств механизмов.

Одним из источников экологического права в первую очередь является Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Эколого-правовой характер имеют ст.ст. 6, 31 и 38, они впервые утвердили и ввели в действие новую экологическую, природоохранную концепцию, суть которой состоит в том, что «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека», что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом (ст. 31). В ней есть и такая основополагающая норма: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относится в природным богатствам» (ст. 38).

Эколого-правовая норма, содержащая экологический императив, запреты, обязанности, разрешения и поощрения в области взаимодействия общества и природы призвана обеспечивать исполнения законов и других нормативных актов и должна занимать в структуре экологического права ведущее место.

Основными факторами, влияющими на содержание экологического права в современных условиях являются:

1) экологическая ситуация (глобальная, государственная и местная);

2) законотворческая деятельность соответствующих законодательных органов государства, направленная на повышение эффективности и качества нормативных актов об охране окружающей природы;

3) необходимость совершенствования способов охраны окружающей среды, в том числе организационно-управленческое, культурно-воспитательное и правовое.

Решение экологических проблем является важнейшей задачей государственных органов управления и общественных организаций, конституционным долгом и обязанностью для всех жителей города.

 


. Организация работы подразделений природоохранной и ветеринарной полиции

 

Подразделения природоохранной и ветеринарной полиции исполняют в пределах своей компетенции задачи, возложенные законодательством Республики Казахстан на органы внутренних дел.

Отделы (отделения, группы) природоохранной и ветеринарной полиции являются структурными подразделениями Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД Республики Казахстан), Управлений общественной безопасности УВД г. Уральск.

Структура и штаты отдела (отделения, группы) природоохранной и ветеринарной полиции МВД Республики Казахстан, УВД г. Уральск, утверждается Министром внутренних дел Республики Казахстан.

Подразделения природоохранной и ветеринарной полиции выполняют стоящие перед ними задачи во взаимодействии с отраслевыми службами органов внутренних дел, другими государственными и правоохранительными органами.

Организационной основой деятельности отдела (отделения, группы) природоохранной и ветеринарной полиции являются планы работ МВД Республики Казахстан. Отделы (отделения и группы) природоохранной и ветеринарной полиции осуществляют работу по зональному принципу.

В функциональных обязанностях сотрудников подразделений природоохранной и ветеринарной полиции предусматривается, что они в пределах своей компетенции правомочны:

1) участвовать в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействовать природоохранным органам в борьбе с браконьерством;

2) совместно с иными государственными органами контролировать соблюдение организациями, независимо от форм собственности, гражданами требований природоохранного и ветеринарного законодательства, проведение организациями природоохранных, санитарно-эпидемиологических и противоэпизоотических мероприятий;

3) проводить в присутствии представителей администрации организаций проверку выполнения требований, указанных в подпункте 2;

4) приостанавливать частично или полностью работу организаций, отдельных производств и участков при нарушениях, создающих угрозу окружающей среде, возникновении эпидемий и эпизоотий;

5) организовывать работу УВД г. Уральска по вопросам охраны окружающей среды и ветеринарии в части их касающихся;

6) координировать работу служб органов внутренних дел по вопросам охраны окружающей среды;

7) осуществлять дознание в пределах своей компетентности.

На руководителей отделов (отделений и групп) природоохранной и ветеринарной полиции аппаратов МВД Республики Казахстан, УВД г. Уральска, ГУВД-УВД областей возлагается:

1) организационно-методическое руководство органов внутренних дел, контроль по исполнению ими требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, приказов, указаний МВД Республики Казахстан по линии природоохранной и ветеринарной полиции;

2) проведение регулярного анализа и обобщения деятельности органов внутренних дел по линии природоохранной и ветеринарной полиции;

3) организация взаимодействия по вопросам проведения совместных мероприятий с Министерством охраны окружающей среды, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан и их территориальными органами, другими службами органов внутренних дел;

4) подготовка необходимых материалов по линии службы для оперативных совещаний, в том числе с иными правоохранительными органами, заинтересованными государственными и негосударственными органами, общественными организациями, а также разработка проектов приказов, указаний, методических рекомендаций, обзоров и других управленческих решений, направленных на улучшение организации работы, совершенствования форм и методов взаимодействия;

1) непосредственное участие в природоохранных и карантинных мероприятиях;

2) оказание методической и практической помощи подразделениям природоохранной и ветеринарной полиции;

3) изучение, обобщение и внедрение в практику положительного опыта работы по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в области природоохранного и ветеринарного законодательств;

4) рассмотрение обращений граждан, сообщений государственных и негосударственных органов, общественных организаций по вопросам, относящихся к их компетенции;

5) ведение в установленном порядке дел по линиям работы и обслуживаемым зонам;

6) ежемесячная сверка с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан и его территориальными подразделениями, по учету регистрации экологических преступлений.

 

1.1 Нормативные документы в области охраны окружающей среды

 

- Охрана атмосферного воздуха

Охрана водных ресурсов

Отходы производства и потребления

Государственный контроль в области охраны окружающей среды

Лабораторно-аналитический контроль в области охраны окружающей среды

Экономика природопользования

Экологическая экспертиза и нормирование

Лицензирование и разрешения в области охраны окружающей среды

Законы РК

Технический регламент

 

Таблица 1 - Перечень нормативных документов

Наименование НПАДата и номер регистрации121. Охрана атмосферного воздухаИнструкция по согласованию и утверждению проектных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и предельно-допустимых сбросов (ПДС).Приказ Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан № 83-П от 21.03.2002Правила инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источниковПриказ МООС РК от 4 августа 2005 года № 217-п.Рекомендации по оформлению и содержанию проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий Республики Казахстан РНД 211.02.02-97.Приказы Министра экологии и биоресурсов РК от 1августа 1997 г. и МПРООС РК №156 от 06.07.2001 г. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006 г.Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Республики КазахстанПриказ МПРООС РК.№ 516-П от 21.12.00г. Включена в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Отраслевая инструкция по нормированию вредных выбросов в атмосферу для тепловых электростанций и котельных РНД 34.02.303.90Приказ МООС РК № 226-п 01 октября 2004 г. Включена в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г. (О временном использовании нмд до 1 января 2007г.)Указания и нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели энергетического хозяйства предприятий черной металлургии. Ферросплавные заводы. Том 20. Защита атмосферы. АНТП 10-8-80. МЧМ СССР, 1981г. Документ в печатном издании (трудно читаемый)Приказ МООС РК от 1.10.2004г. №266-п (О временном использовании нмд до 1 января 2007г.) Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Правила инвентаризации выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществПриказ МООС РК от 13 декабря 2007г № 348-п (в соотв. с пп.30 ст.17 ЭК РК)Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов и парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществПриказ МООС РК от 13 декабря 2007г № 350-п (в соотв. с пп.30 ст.17 ЭК РК)Технический регламент «Требования к эмиссиям в окружающую среду при сжигании различных видов топлива в котлах тепловых электрических станцийППРК от 14 декабря 2007 года N 1232Правила государственного учета источников выбросов парниковых газов в атмосферу и потребления озоноразрушающих веществППРК от 8 февраля 2008 года N 124Правил ограничения, приостановления или снижения выбросов парниковых газов в атмосферуППРК от 11 февраля 2008 года N 128Технический регламент «Требования к безопасности процессов металлургических производств». Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2009 года № 41Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2009 года № 41Технический регламент "Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве ферросплавов".Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 января 2009 года № 462. Охрана водных ресурсовРекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДС водные объекты для предприятий.Приказ Министерства экологии и биоресурсов РК 1992г. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Инструкция по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты РК. РНД 211.2.03.01-97Приказ МПРООС РК № 516-п от 21.12.00. Включена в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Рекомендации по проведению контроля за работой очистных сооружений и сбросом сточных вод.Приказ министерства экологии и биоресурсов РК от 21.05.94г. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Правила охраны поверхностных вод РК РНД 01.01.03-94Приказ Министерства экологии и биоресурсов РК от 27.06.94г. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.3. Отходы производства и потребленияРуководящие нормативные документы. Отходы производства и потребления. Система нормативных требований. РНД 03.0.0.0.01-93.Приказ Министерства экологии и биоресурсов РК от 17.12.93 г. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Правила отнесения опасных отходов, образующихся в процессе деятельности физических и юридических лиц, к конкретному классу опасности.Приказ МООС РК от 8 декабря 2005 года № 331-п. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Временные методические указания по расчету экологического ущерба от сверхнормативного и несанкционированного размещения отходов (продуктов)(О временном использовании нмд до 1 января 2007г.)Порядок нормирования объемов образования и размещения отходов производства. РНД 03.1.0.3.01-96.Приказ Министерства экологии и биоресурсов РК от 29.08.97г.Правила формирования ликвидационных фондов полигонов размещения отходовППРК от 10 июля 2007 года N 591Правила ввоза, вывоза и транзита отходовППРК от 11 июля 2007 года N 594Правила управления бесхозяйными опасными отходами, признанными решением суда поступившими в республиканскую собственностьППРК от 8 октября 2007 года N 919Форма паспорта опасных отходовПМООС РК от 30 апреля 2007 года № 128-пФорма отчета по опасным отходамПМООС РК от 2 ноября 2007 года N316-пО внесении изменений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 2 ноября 2007 года № 316-п «Об утверждении отчета по опасным отходам»от 13.12.2007 г. №349-п (письмо в МЮ от 21.12.07 г. № 04-2-1-3/2684-и).Перечень отходов для размещения на полигонах различных классовПриказ И.о. ПМООС РК от 2 августа 2007 года № 244-пКлассификатор отходовПМООС РК от 31 мая 2007 года № 169-пО внесении изменений и дополнений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 31 мая 2007 года № 169-п «Об утверждении Классификатора отходов»ПМООС №188-п от 7 августа 2008 годаИнструкция по ведению Государственного кадастра захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недраПМООС РК от 25.07. 2007г. № 237 (в соответствии с пп. 18 ст. 17 ЭК РК).Об утверждении Правил утилизации и уничтожения пищевой продукции, представляющей опасность жизни и здоровью человека и животных, окружающей средеППРК от 15 февраля 2008 года N 1404. Государственный контроль в области охраны окружающей средыИнструкция по организации государственного экологического контроля за применением, хранением, транспортировкой и обезвреживанием пестицидов и минеральных удобрений. РНД 03.7.66.01-95Приказ Министра экологии биоресурсов РК от 01.08.1995г. Включена в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной окружающей среды должностными лицами Центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей средыПриказ МООС РК № 144-п от 24 июня 2003 г. Включена в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Инструкция по контролю за техническим состоянием гидротехнических сооружений накопителей отходов (продуктов) промышленных предприятий Республики Казахстан. РНД 03.7.06.5-96Утверждена вице- министром экологии и биоресурсов Республики Казахстан от 02.07.97г. Включена в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Инструкция по контролю за работой очистных сооружений и отведением сточных вод.Приказ министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан № 129-п от 14.04.2005 (с измен от 27.05.05г. №167-п)Временная инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной окружающей среды от загрязнения несимметричным диметилгидрозиномУтверждена Министерством экологии и биоресурсов РК1997 г.Руководство по применению санкций ограничивающих хозяйственную и иную деятельность природопользователей, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, экологических требований и нормативов ее качестваПриложение №3 к приказу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК № 208-п от 20.08.01. Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Формы документов, касающихся организации и проведения государственного экологического контроляПМООС РК от 5 апреля 2007 года №100-пПравила согласования программ производственного экологического контроля и требований к отчетам по результатам производственного экологического контроляПМООС РК от 24 апреля 2007 года № 123-пПравила организации производственного контроля в области охраны окружающей средыПриказ МПРООС РК от 11.03.2001г. № 50-п Включены в Перечень действующих НПА в области ООС, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.5. Лабораторно-аналитический контроль в области охраны окружающей средыИнструкция по отбору проб при контроле загрязнения почв нефтью и нефтепродуктами. Основные требования.Приказ МООС РК № 65-п от 22.02.2006 г.Перечень методик выполнения измерений содержания компонентов в природных и сточных водах, внесенных в Госреестр РКПриказ МООС РК №290-п от 19.09.2006г.Перечень методик выполнения измерений содержания компонентов в газовых выбросах в атмосферу, внесенных в Госреестр РКПриказ МООС РК №290-п от 19.09.2006г.Перечень методик определения содержания компонентов в почвах, внесенных в Госреестр РКПриказ МООС РК № 290-п от 19.09.2006г.6.Экономика природопользования Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды ППРК от 27 июня 2007 года № 535Экологические критерии оценки земель ППРК от 7 июля 2007 года N 581Критерии оценки экологической обстановки территорий ППРК от 31 июля 2007 года N 653Базовые и предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду и дополнения к ним ППРК от 28 декабря 2007 года N1314О внесении дополнения в Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года N1314ППРК от 25 января 2008 года N65Перечень загрязняющих веществ и видов отходов, для которых устанавливаются нормативы эмиссий и взимается плата за эмиссии в окружающую средуППРК от 30 июня 2007 г. № 557Правила торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссий в окружающую средуППРК от 6 февраля 2008 года N107Инструкция по определению платежей за тепловое загрязнение поверхностных водУтверждена приказом И.О. Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды от 21 декабря 2000 года №516-п7. Экологическая экспертиза и нормированиеИнструкция по соблюдению норм экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операции в акватории и прибрежных зонах морей и внутренних водоемах Республике Казахстан.Совместный приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК №182-11 от 09.07.99 г. и Министра энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан. Включена в Перечень действующих НПА в области ОО, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Форма заключения государственной экологической экспертизыПМООС РК от 17.04.2007 г. № 114-пИнструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документацииПМООС РК от 28 июня 2007 года № 204-пО внесении изменения в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации»ПМООС РК от 20 марта 2008 года № 62-п О внесении дополнения в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п "Об утверждении Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации "Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 3 февраля 2009 года N 17-?Правила проведения государственной экологической экспертизыПМООС РК от 28 июня 2007 года № 207-пО внесении изменений и дополнений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 207-п "Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы".Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 26 октября 2009 года № 228-?.О внесении изменений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года N 207-п «Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизыПМООС РК от 9 октября 2007 года N 296-п.Правила проведения общественных слушанийПМООС РК № 135-п от 07.05.2007 г.Нормативы предельно-допустимых концентраций химических веществ в почве (при зонировании и использовании земель сельскохозяйственного назначения)Приказ и.о. ПМООС РК от 21 мая 2007 года № 157-п.Формы заключения об обязательном экологическом аудитеПМООС РК от 13 февраля 2007 года № 43Правила доступа к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду и процессу принятия решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельностиПМООС РК от 25 июля 2007 года N 238-п 8. Лицензирование и разрешения в области охраны окружающей средыИнструкция к квалификационным требованиям к лицензируемому виду деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы Перечень работ и услуг, входящих в состав лицензируемых видов деятельности на природоохранное проектирование, нормирование и работам в области экологической экспертизы.ПМООС РК от 21 октября 2003 года № 239-п «О выполнении действующего законодательства в области лицензирования»О выдаче заключения экологического надзора на отдельные виды лицензируемых видов работ и услугПриказ МООС РК от 1.07. 2004г. № 192-п Включен в Перечень действующих НПА в области ОО, приказ МООС №324-п от 27 октября 2006г.Инструкция по согласованию и выдаче разрешений на специальное водопользование в Республике КазахстанСовместный приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 ноября 2004 года № 824, Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 1 декабря 2004 года № 309-п, и.о. Председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 ноября 2004 года № 236-п, Председателя Комитета геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2004 года № 161-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 декабря 2004 года N 3263Правила лицензирования и квалификационных требований к деятельности по выполнению работ и оказанию услуг в области охраны окружающей средыППРК от 5 июня 2007 года № 457Правила выдачи разрешений на импорт, экспорт озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие веществаППРК от 18 июня 2007 года № 508Формы документов для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду и правил их заполненияПМООС РК от 30 марта 2007 г. № 94-пПравила включения условий природопользования в разрешения на эмиссии в окружающую средуПМООС РК от 16 апреля 2007 года № 112-пПравила выдачи комплексных экологических разрешений и перечня типов промышленных объектов, для которых возможно получение комплексных экологических разрешений вместо разрешений на эмиссии в окружающую средуППРК от 4 февраля 2008 года №95Перечень наилучших доступных технологийППРК от 12 марта 2008 года №245Перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельностиППРК от 27 июня 2007 года N 543О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года N 543ППРК от 27 июня 2008 года N 631Типовой перечень мероприятий по охране окружающей средыПМООС РК № 119-п от 26.04 (Не подлежит государственной регистрации - письмо МЮ от 04.05.2007 г.)Правила государственного учета природопользователей и источников загрязнения окружающей средыПМООС РК от 6 августа 2007 года № 252-п9. Законы Республики КазахстанЭкологический кодекс Республики Казахстанот 9 января 2007 года № 212Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам»от 9 января 2007 года № 213Закон Республики Казахстан «О ратификации Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле»от 20 марта 2007 года № 239Закон Республики Казахстан «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях»от 7 июня 2007 года № 259Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годыУказ Президента РК от 14 ноября 2006 года №216Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годыУказ Президента РК от 3 декабря 2003 года №124110. Технический регламентОб утверждении Технического регламента "Требования к эмиссиям в окружающую среду при сжигании различных видов топлива в котлах тепловых электрических станций"Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 2007 года N 1232Об утверждении Технического регламента "Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве ферросплавов"Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 января 2009 года № 46Об утверждении Технического регламента "Требования к эмиссиям в окружающую среду при производстве глинозема методом Байер-спекание"Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 120711. Другие нормативно-правовые актыКритерии и характеристики определения неблагоприятных природных явленийППРК от 4 апреля 2007 года N 270Правила определения целевых показателей качества окружающей средыППРК от 1 июня 2007 г. № 448Перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значениеППРК от 21 июня 2007 г. № 521Правила проведения открытых конкурсов проектов в области охраны окружающей средыППРК от 27 июля 2007 года N 638Целевые показатели перехода к устойчивому развитиюППРК от 27 сентября 2007 года N 848Правила ведения государственного реестра участков загрязненияППРК от 3 июля 2007 года N 566Меры по реализации Экологического кодекса Республики Казахстан и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросамРаспоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 28 апреля 2007 года № 108-рПеречень, форма и сроки обмена информации по ведению Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсовПМООС РК, согласованный с МЧС, МЗ, АУЗР, МЭМР, МОН, от 31 мая 2007 года № 172.Перечень действующих нормативных правовых актов МООС в области охраны окружающей средыОт 27 октября 2006 года №324-п

 

1.2 Планирование и отчетность

 

В целях эффективности проводимых совместных мероприятий в борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства разрабатываются планы совместных мероприятий МВД Республики Казахстан, УВД г.Уральска, ГУВД-УВД областей, ГОРОВД и уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. В плане предусматриваются мероприятия, основанные на анализе и объективной оценке оперативной обстановки.

Планы совместных мероприятий могут составляться на год и могут предусматривать:

1) организацию и проведение широкомасштабных рейдовых отработок, оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий, специальных операций, с целью выявления фактов браконьерства, сбыта, хищения и незаконного вывоза леса, продукции незаконной охоты и рыболовства, предпринимательской деятельности с нарушениями природоохранного законодательства, с участием представителей средств массовой информации, последующим широким освещением результатов рейда в республиканской, областной печати, по радио и телевидению;

2) организацию занятий с личным составом органов внутренних дел, непосредственно участвующих в природоохранной работе, по изучению методов выявления и пресечения нарушений правил охоты и рыболовства, а также занятий с работниками природоохранных органов по изучению материальной части и правил применения закрепленного за ними табельного огнестрельного оружия;

3) взаимные сверки данных о прохождении материалов природоохранных органов по фактам браконьерства, переданным в органы внутренних дел для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также сведений об участии сотрудников полиции в выявлении нарушений правил охоты и рыболовства, незаконной порубки деревьев и кустарников;

4) проведение не реже одного раза в два года семинаров-совещаний по вопросам практической деятельности, совершенствования форм и методов взаимодействия;

5) при необходимости в планы могут включаться и другие разделы.

Статистическая информация по результатам работы органов внутренних дел по линии природоохранной и ветеринарной полиции представляются в вышестоящие органы внутренних дел ежемесячно и ежеквартально к следующим числам после отчетного периода:

6) ГОРОВД в ГУВД-УВД областей к 1 числу;

7) УВД г.Уральска, ГУВД-УВД областей в МВД Республики Казахстан к 5 числу.

Отделы (отделения, группы) природоохранной и ветеринарной полиции подразделений общественной безопасности УВД г. Уральска, ГУВД-УВД областей, сотрудники полиции ГОРОВД, исполняющие функции по линии природоохранной и ветеринарной полиции, по итогам квартала составляют и направляют в вышестоящие органы внутренних дел докладные записки о работе по линии природоохранной и ветеринарной полиции.

Докладные записки представляются в вышестоящие органы внутренних дел ежеквартально к следующим числам после отчетного периода:

1) ГОРОВД в ГУВД-УВД к 1 числу;

2) УВД г. Астаны, ГУВД г. Алматы, ГУВД-УВД областей в МВД Республики Казахстан к 5 числу.

Докладные записки должны содержать:

3) достоверную информацию о работе подразделений природоохранной и ветеринарной полиции УВД г.Уральск, ГУВД-УВД областей, ГОРОВД по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в области природоохранного законодательства и участия в обеспечении карантинных мероприятий;

4) анализ состояния административной и уголовной практики по нарушениям природоохранного законодательства с изложением причин и условий, обстоятельствах, способствующих их нарушению, ухудшению (улучшению) положения по браконьерству, конкретных и присущих в определенный момент именно данному региону;

5) организацию работы по взаимодействию с природоохранными органами, органами исполнительной власти, общественности по профилактике и принимаемых мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в области природоохранного законодательства;

6) организацию работы по взаимодействию другими службами органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений природоохранного законодательства. В данном разделе также указывается о проводимых сверках с территориальными подразделениями Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан, по учету регистрации экологических преступлений, положительном опыте и недостатках взаимодействия;

7) организацию работы по оказанию практической помощи органам государственного ветеринарного надзора при проведении карантинных мероприятий, включая результаты осуществленных в районные (городские) органы внутренних дел служебные командировки по организации работы в этом направлении.

Докладные записки подписываются начальниками подразделений общественной безопасности, а в случае их отсутствия - их заместителями.

Должностные лица, подписывающие докладные записки, несут персональную ответственность за достоверность содержащихся в них сведений и своевременность их предоставления в вышестоящие инстанции.

С учетом оперативной обстановки и служебной необходимости разрешается запрашивать иные сведения из ГОРОВД, необходимые для анализа проводимой работы по линии природоохранной и ветеринарной полиции.

 

1.3 Номенклатура дел подразделений природоохранной и ветеринарной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан

 

ДЕЛО № 1: «Указания, приказы МВД Республики Казахстан, обзоры и анализы областные и республиканские. Решения областных, районных (городских) акиматов, иных органов по вопросам природоохранной и ветеринарной деятельности».

ДЕЛО № 2: «Переписка с Министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, местными органами власти по вопросам природоохранной и ветеринарной деятельности».

ДЕЛО № 3: «Планы работ отдела (отделения, группы) природоохранной и ветеринарной полиции, справки об их выполнении. Планы совместных рейдовых мероприятий, справки об их проведении, результатах».

ДЕЛО № 4: «Переписка по вопросам текущего планирования по линии деятельности природоохранной и ветеринарной полиции».

ДЕЛО № 5: «Переписка с МВД Республики Казахстан, по вопросам природоохранной и ветеринарной деятельности».

 

.4 Журнал учета результатов проверки работы подразделения природоохранной и ветеринарной полиции

 

В журнале предусматриваются следующие графы:

. Порядковый номер.

. Дата проверки.

. Должность, звание, фамилия, инициалы проверяющего.

. Результаты проверки.

. Предложения по устранению выявленных недостатков, улучшению работы подразделения.

. Указания начальника горрайоргана, отметки о результатах работы по устранению недостатков.

 

1.5 Журнал учета вспышек инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в хозяйствующих субъектах

 

В журнале предусматриваются следующие графы:

. Наименование хозяйства, населенных пунктов.

. Наименование болезни, тип возбудителя.

. Вид животных.

. Количество больного поголовья.

. Что способствовало возникновению инфекции. Причины.

. Дата начала заболевания, наложения карантина.

. Дата окончания заболевания, снятия карантина.

. Всего выставлено карантинных постов, в том числе ветеринарных, полицейских, ветеринарно-полицейских.

. На них задействовано: Сотрудников подразделений природоохранной и ветеринарной полиции ГУВД-УВД областей, других сотрудников органов внутренних дел.

 

2. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

Предполагаемый объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, по источникам финансирования составят: за счет республиканского бюджета - 20381,881 млн. тенге, из них:

год - 5174,045 млн. тенге, 2015 год - 5411,750 млн. тенге, 2016 год - 9796,086 млн. тенге. за счет местного бюджета - 5688,422 млн. тенге, из них:

год - 159,554 млн. тенге, 2015 год - 2574,481 млн. тенге, 2016 год - 2954,387 млн. тенге. за счет собственных средств предприятий - 191,802 млн. тенге, из них:

год - 58,302 млн. тенге, 2015 год - 59,500 млн. тенге, 2016 год - 74,000 млн. тенге. за счет инвестиций - 7995,9 млн. тенге, из них:

год - 3215,8 млн. тенге, 2015 год - 2287,4 млн. тенге, 2016 год - 2492,7 млн. тенге.

Объемы финансирования могут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий год.

 


3. Критерии и показатели эффективности природоохранной деятельности

 

3.1 Система показателей природоохранной деятельности

 

Система показателей результатов природоохранной деятельности включает три раздела: показатели экологических, социальных и экономических результатов. Показатели экологических результатов могут быть представлены в виде ряда подсистем в соответствии с компонентами окружающей среды: подсистема показателей результатов охраны водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных ресурсов, лесного фонда, заповедных территорий, рыбных запасов, недр (полезных ископаемых); показатели использования твердых отходов, шумового, электромагнитного, радиационного загрязнения территории.

Система показателей результатов природоохранной деятельности может быть построена и на основе другого признака. Таким признаком может быть направление природоохранной деятельности. Тогда система показателей может включать следующие разделы:

результаты мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды;

результаты мероприятий по ликвидации последствий загрязнения;

результаты сокращения потерь природных ресурсов как следствие рационального их использования;

результаты восстановления отдельных компонентов природной среды;

результаты воспроизводства компонентов окружающей среды.

Для анализа результатов природоохранной деятельности необходимы данные, характеризующие средозащитные затраты и использование основных фондов природоохранного назначения. Особенно важен анализ капиталовложений в охрану природы, так как он дает возможность определения эффективности проводимой природоохранной политики. Показатели основных фондов и затрат средозащитного назначения могут быть выделены в особую подсистему показателей результатов природоохранной деятельности.

 

3.2 Критерии эффективности и методы управления природоохранной деятельностью

 

Проблема управления природоохранной деятельностью еще в начале 70-х годов ХХ века приобрела статус одной из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач и проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью как в России, так и за рубежом. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по охране окружающей среды были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления. Сформированные под воздействием экономических, политических, социальных, исторических и этнокультурных факторов разных стран они включают в себя различные инструменты управления. Однако создать достаточно эффективные механизмы управления природоохранной деятельностью так и не удалось до сих пор. Отмеченные проблемы усложняются еще и тем, что они сопряжены с необходимостью комплексного управления безопасностью социальных и экономических систем.

В последнее время анализ методов управления природоохранной деятельностью целесообразно проводить с использованием системного подхода, дающего возможность с помощью исследования взаимодействия производства, населения и окружающей среды определить условия, которые могли бы направить и удержать развитие производства, экономическую стабилизацию в русле учета экологических требований. В то же время следует учитывать настоящее состояние производства, ожидаемую динамику загрязнения не только в сфере производства, но и в сфере потребления при предполагаемом экономическом росте.

Системный подход к качественному анализу методов управления позволяет провести исследование предмета с позиций закономерности системного целого и взаимодействия составляющих его параметров. Подобный анализ выявляет возможные условия настройки реализации методов управления, что особенно важно при системном подходе. При системном подходе появляются возможности комплексного учета социальных, экологических и экономических факторов.

Анализ воздействия основных параметров управления на отдельные системы позволяет наиболее качественно подойти к исследованию взаимоотношений в системе «Предприятие - Население - Окружающая среда (ОС)». При исследовании системы «Предприятие-Население-ОС» важно понимание того, что это не только объединение частей, а это системный охват, системные представления, системная организация.

Взаимодействие между элементами системы «Предприятие-Население-ОС» имеет различную природу и выражается различными функциями. Между тем поведение системы часто определяется не столько функциональными характеристиками связей, сколько их причинной направленностью. На рисунке 1 представлена базовая модель управления природоохранной деятельностью, отражающая механизм воздействия методов управления на систему «Предприятие-Население-ОС».

Построенная модель позволяет провести анализ взаимодействия показателей, выявить влияние показателей с помощью присвоения знака плюс или минус дуге. В базовой модели знак плюс присвоен дуге (i, j) при условии, если увеличение показателя i повлечет за собой увеличение показателя j, т.е. между ними имеется прямо пропорциональная зависимость. Знак минус присваивается дуге (i, j) в том случае, если при увеличении показателя i показатель j будет уменьшаться, т.е. между показателями имеется обратно пропорциональная зависимость.

На основе базовой модели управления природоохранной деятельностью прослеживаются некоторые противоречия, возникающие в системе «Предприятие-Население-ОС». Потребности населения растут, причем не всегда пропорционально росту их численности, а более высокими темпами вследствие расширения ассортимента, количественного и качественного роста потребления. Удовлетворить эти непрерывно увеличивающиеся потребности можно за счет развития производства. Развитие производства связано с воздействием на окружающую среду, которое может превосходить установленные для конкретного предприятия нормативы. Появляется потребность в проведении природоохранных мероприятий, которые связаны с определенными затратами и могут повлиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции, объем реализации и как следствие привести к уменьшению прибыли предприятия.

Загрязнение окружающей среды со стороны предприятий во многих районах достигло критического уровня относительно возможностей дальнейшего сохранения устойчивости экологических систем и здоровья населения. Загрязнение только атмосферного воздуха сопровождается массовой гибелью лесов, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, ставит под угрозу безопасность людей. Общий экономический ущерб глобального масштаба при этом исчисляется каждый год десятками миллиардов долларов.

Все это ставит перед государством, обществом и каждым отдельным человеком объективное требование - учитывать воздействие производства и потребления на окружающую среду. Нельзя допускать превышения порогов устойчивости экологических систем, чтобы не вызвать необратимых процессов в природе, способных привести к ее критической деградации и гибели всего живого на Земле.

Разумное, рациональное природопользование, позволяющее удовлетворять жизненные потребности людей в сочетании с охраной и воспроизводством природной среды, - это один из приоритетов человеческой деятельности в ХХI веке.

Достижение экологически разумного компромисса между предприятием, населением и окружающей средой возможно с помощью методов управления, способных регулировать взаимодействие системы «Предприятие-Население-ОС» на экологически безопасном уровне и в целом позволит достигнуть устойчивого развития страны и общества.

 

Условные обозначения к базовой модели управления природоохранной деятельностью (рисунок 1):p - объем реализации продукции;пр - объем производства продукции;пв - объем вредных веществ, образовавшихся в процессе производства;пс - объем сбросов вредных веществ, образовавшихся в процессе производства;потх - объем отходов, образовавшихся в процессе производства;пв - объем выбросов предприятия;пс - объем сбросов предприятия;потх - объем отходов предприятия;нв - объем вредных веществ, образовавшихся в процессе потребления; нс - объем сбросов вредных веществ, образовавшихся в процессе потребления; нотх - объем отходов, образовавшихся в процессе потребления; нв - объем выбросов населения; нс - объем сбросов населения; нотх - объем отходов населения;

Д - доход;

ЧН - численность населения;

. УН - установление нормативов;

. С - сертификация;

. П «П» - принцип «пузыря»;

. СТ - стандартизация;

. ЭФ - экофонды;

. Пос - плата за загрязнение окружающей среды;

. Ппрод - плата за продукцию;

. ЭС - экологическое страхование;

. Нос - налоги за загрязнение ОС;

.1. Нпр - налог на производство;

.2. Нп - налог на потребление

. З - залоги;

. ЭА - экологический аудит;

. Л - лицензирование.

 


Система находится в постоянной динамике в соответствии с выбором тех или иных воздействующих на нее методов управления с целью поддержания устойчивого развития и повышения эффективности управления. Однако следует учитывать, что методы управления природоохранной деятельностью обладают определенной строго ограниченной эффективностью применения, позволяющей решить возникшие проблемы в сфере природоохранной деятельности. Иногда применение метода может быть, по крайней мере, бесполезным. Принятие решения о целесообразности внедрения того или иного метода должно предваряться исследованием влияния методов управления на управляемые параметры (таблица 1). Кроме того, методы должны реализовывать разнообразные функции, направленные на повышение эффективности управления природоохранной деятельностью.

К основным функциям управления природоохранной деятельностью относятся: стимулирование, перераспределение, регулирование, контроль, аккумулирование и мотивация. Выделяются три группы методов управления, дополняющих или дублирующих друг друга по реализуемым функциям:

I группа: установление нормативов, лицензирование, сертификация;

II группа: стандартизация, экологический аудит;

III группа: плата за загрязнение окружающей среды, налоги за загряз-нение окружающей среды, экологическое страхование.

В первую группу вошли административные методы управления. В основном они выполняют функции регулирования и контроля, характеризуются низкой эффективностью в достижении целей охраны окружающей среды и в отношении затрат на их осуществление. Главным недостатком административных методов управления является то, что они не стимулируют к поиску наиболее эффективных решений.

Вторая группа методов управления относится к системе экологического менеджмента. Стандартизация и экологический аудит мотивируют предприятия применять принципы экологического менеджмента, что в свою очередь привлекает внимание международных экологических организаций и международной общественности к предприятию, а также дает дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом; создает кредит доверия в отношениях с инвесторами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением; открывает возможность для укрепления и расширения позиций предприятий на международных товарных и финансовых рынках.

Деятельность в области экологического менеджмента способна привести к существенному экономическому эффекту за счет экономии и сбережения сырья, материалов, энергетических ресурсов, уменьшения экологических платежей и штрафных санкций. Экологический менеджмент не заменяет и не исключает деятельность предприятий в области экологического контроля, а развивается в дополнении к ней на инициативной добровольной основе.

Третья группа содержит экономические методы управления, реализующие следующие функции: стимулирование, перераспределение и аккумулирование.

Страхование является одним из методов управления риском в природопользовании. Его задача состоит в перераспределение потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергшихся однотипному риску. Для стимулирования предприятий быстро и эффективно реализовать природоохранные программы у страховых компаний существует реальный механизм повышения и понижения тарифных ставок. Несмотря на то, что тарифные ставки дифференцируются в зависимости от отрасли производства, в которой работает предприятие, пожелавшее заключить договор экологического страхования, они в большей степени выполняют аккумулирующую функцию. Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.

Налоги за загрязнение ОС относятся к мерам прямого регулирования природоохранной деятельности. Их достаточно сложно применять, в то время как механизм применения природоохранных платежей органично вписывается в функционирующую систему, т.к. создается на базе системы долгосрочных экономических нормативов.

Система природоохранных платежей строится на основе следующих принципов:

платежи должны соответствовать экономической оценке ущерба от загрязнения;

плата предприятия за загрязнение окружающей среды должна возмещать соответствующую часть причиняемого ущерба окружающей среде в регионе;

предприятию должно быть выгодно, затрачивать средства на природоохранные мероприятия, поскольку соответствующая сумма будет вычитаться из платы за загрязнение.

Плата за загрязнение ОС призвана стимулировать предприятия к проведению природоохранных мероприятий. Однако, в сложившейся на сегодняшний момент экономической обстановке невозможно сразу установить уровень платы, соответствующий реальным потребностям природоохранной деятельности, поэтому изначально платежи будут выполнять аккумулирующую и перераспределительную функции. Кроме того, природоохранные платежи не могут выполнять все возложенные на них функции одинаково эффективно.

Противоречия, возникающие внутри системы природоохранных платежей, не устраненные при их расчете, устраняются с помощью рыночного принципа управления (принцип «пузыря»).

Реализация принципа «пузыря» на практике позволяет реализовать все функции управления природоохранной деятельностью. Под «пузырем» обычно понимается территория предприятия, имеющего несколько точек выбросов.

Региональный комитет по экологии, устанавливая объем совокупного предельного выброса (СПВ), контролирует превращение СПВ в лицензии на выбросы и дальнейшую покупку и продажу этих лицензий. Контроль эквивалентности сделок осуществляется с точки зрения изменения нагрузки на окружающую среду.

Принцип «пузыря» является наиболее привлекательным. С помощью этого метода управления обеспечивается минимизация затрат, т.к. возможность купли-продажи «свободных» лицензий на загрязнение дает шанс выбрать наиболее эффективный способ производства. Появляется заинтересованность предприятий в реализации природоохранных мероприятий, снижении выбросов загрязняющих веществ ниже совокупного предельного выброса, чтобы получить возможность продавать «свободные» лицензии на загрязнение окружающей среды и тем самым улучшить свое финансовое положение.

Принцип «пузыря» позволяет самим предприятиям распределять интенсивность загрязнения окружающей среды в каждой точке, заботясь только о сохранении итогового выброса на заданном уровне [6, с. 213]. Региональный комитет по экологии уже не следит за тем, что происходит внутри «пузыря», главное, чтобы «пузырь» в целом имел выброс, равный совокупному предельному выбросу. Таким образом, если раньше назначались допустимые выбросы для каждого источника загрязнения, то с применением принципа «пузыря» устанавливается общий для региона совокупный предельный выброс, что позволяет некоторым предприятиям расширять свое производство и увеличивать объемы выпускаемой продукции.

Предприятие организует своего рода биржу лицензий, в результате функционирования которой в рамках определенного экономического района вырабатывается средняя цена снижения тех или иных видов эмиссии загрязнителей. Предприятия с более высокими издержками снижения загрязнения покупают соответствующие услуги у предприятий с издержками ниже средних. Предприятие, сумевшее сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества ниже установленного норматива, имеет право использовать выявленный лимит для собственной реконструкции или продать лицензии другому предприятию, расположенному в данном регионе.

Применение принципа «пузыря» позволяет полностью заменить существующую систему платежей, ликвидировать все недостатки, присущие данному методу, и повысить эффективность управления природоохранной деятельностью. Принцип «пузыря» позволяет не только гарантировать стабильность качества окружающей среды и интернализацию экстернальных издержек, но и, реализуя природоохранные мероприятия, обеспечить тенденцию к получению максимальной прибыли.

Для того чтобы обеспечить эффективность природоохранных мероприятий, необходимо:

во-первых, использовать территориальный подход при решении экологических проблем;

во-вторых, применить системный подход и структурировать региональные проблемы охраны окружающей среды;

в-третьих, провести экспертные оценки на целевой стадии разработки той или иной экологической программы;

в-четвертых, осуществить экономическую оценку предотвращаемого ущерба от реализации природоохранных мероприятий;

в-пятых, экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды отразить в системе показателей;

в-шестых, осуществить оптимизацию набора краткосрочных природоохранных мероприятий.

При решении территориальных проблем охраны окружающей природной среды целесообразно выделить три основные группы разработок:

1) отраслевые рабочие программы природоохранных мероприятий с разбивкой по районам;

2) схемы мероприятий по охране определенного природного ресурса или компонента природной среды;

3) комплексные схемы охраны природы.

Все это вместе взятое позволяет осуществить всесторонний учет социально-эколого-экономических аспектов при принятии решений.

При оценке экономической эффективности природоохранных мероприятий экономисты предлагают использовать такие показатели, как рентабельность инвестиций, срок окупаемости природоохранного мероприятия, чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД).

В Уральске в 2012 году сотрудниками департамента внутренних дел города Астаны, в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Браконьер», оштрафовано 6 нарушителей природоохранного законодательства.

Группой отдела природоохранной полиции УВД района Уральска, в районе п.Чижа на р.Чижа при ловле рыб сетями, задержан гр. М. В отношении нарушителя составлен административный протокол по части 1 ст. 298-1 КРКоАП (нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов). Наложено взыскание в виде штрафа на сумму 4536 тенге.

Цель проведения оперативно-профилактического мероприятия - выявление, предупреждение и пресечение незаконной охоты, порубки леса, добычи водных видов животных, незаконного оборота объектов и продукции биологических ресурсов, а также раскрытия экологических преступлений на территории г. Уральска.

 

3 Цели и задачи экологической паспортизации

 

Для инвентаризации вредных выбросов в атмосферу, сбросов неочищенных и очищенных сточных вод в поверхностные водоемы, а также твердых бытовых отходов введен экологический паспорт предприятий.

Экологический паспорт (ЭП) включает общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технических схем выработки основных видов продукции, очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в стране и в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших показателей по охране природы. Это первая часть паспорта. Вторая часть содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду (с указанием сроков их выполнения, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия).

Цель экологической паспортизации заключается в установлении предельно допустимых вредных воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду с учетом ее фонового состояния: выбросов, стоков твердых бытовых отходов. В задачу природоохранного паспорта входят:

изучение следствий (состояния окружающей среды) к детальному дифференцированному изучению причин (ситуации по каждому объекту и группам родственных объектов);

рассмотрение общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производственной продукции и сопоставляемым с наилучшими мировыми показателями.

Перечни норм предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) постоянно меняются и расширяются в связи с появлением новых технологий, материалов, а также новых данных медико-биологических исследований, вскрывающих неизвестные вредные воздействия на живые организмы веществ, ранее считавшихся безвредными. При проведении паспортизации объектов или предприятий должны контролироваться и прослеживаться одни и те же вредные вещества, обнаруженные в почве и грунте, затем в растениях и животных, а затем попавшие в атмосферу и водную среду.

Основные отличия экологического паспорта от экологического контроля заключаются в том, что при проведении паспортизации кроме экологического контроля учитываются фоновые характеристики окружающей среды, климатические факторы, «нештатные» ситуации. Суммируя полученные материалы с помощью расчетов, производят сопоставление всех этих факторов и оценивают суммарные воздействия на окружающую среду.

 

.3.1 Порядок экологической паспортизации объектов

Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это нормативно-технический документ нового типа, включающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных - первичных, переработанных - вторичных и др.), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую природную среду. ЭП представляет систему данных, выраженных через систему стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды - атмосферу, гидросферу, литосферу.

ЭП разрабатывается за счет собственных средств предприятия по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой и местными органами охраны природы. Затем утверждается руководителем предприятия, который несет персональную ответственность, и регистрируется в Комитете по природным ресурсам. ЭП является не только исполнительным документом, одной из форм экологического контроля, но также служит информационной основой для паспортизации территорий, регионов и страны в целом. Составляется в нескольких экземплярах: один экземпляр хранится на предприятии, второй - в Комитете по природным ресурсам, третий - в НИИЦ «Экология» для формирования экологического банка данных, четвертый - у разработчика ЭП.

При разработке ЭП необходимы данные:

согласованные и утвержденные основные показатели строительно-производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанной с потреблением ресурсов и воздействиями на окружающую среду;

разрешение на природопользование (отвод земель, недр, водопользование и др.);

паспорта всех очистных систем и установок (воздухо-, газо- и водоочисток, канализационно-очистных и др.), по сбору и утилизации отходов;

данные статистической отчетности по природо- и ресурсопользованию.

При составлении ЭП включаются следующие нормативные показатели:

предельно допустимые стоки (ПДС), очищенные или неочищенные, сбрасываемые в поверхностные водоемы, в системы централизованной канализации или на рельеф местности;

предельно допустимые вредные воздействия (ПДВ) полей, излучений, физико-механических (тепловых, шумовых, электромагнитных, радионуклидов, механического разрушения поверхности литосферы, недр, изменения гидрологических, гидрохимических условий и т.д.), а также инвентаризация источников воздействий и загрязнений среды.

ЭП предприятия или объекта включает следующие разделы:

титульный лист;

общие сведения о предприятии и его реквизиты;

краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

сведения об использовании земельных ресурсов;

характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;

характеристика выбросов в атмосферу;

характеристика водопотребления и водоотведения;

характеристика отходов;

сведения о рекультивации земель;

сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

 

.3.2 Последовательность паспортизации и представляемая документация

Существует следующая последовательность паспортизации:

установление фонового загрязнения поверхностных вод и атмосферы, устойчивости ландшафта;

составление матрицы для каждого вида технологического процесса, в которой определены элементарные операции;

составление корреспондирующей матрицы нормо-комплексов машин, механизмов и оборудования, необходимых для реализации элементарных технологических операций;

составление основной матрицы воздействия элементарных технологических операций на окружающую среду (по каждому нормативному показателю);

суммирование показателей воздействия элементарных технологических операций.

В дальнейшем полученная интегральная характеристика воздействий на окружающую среду сравнивается с фоновым ее состоянием в конкретном геофизическом пункте. При превышении уровня ПДК, ПДВ, ПДН (предельно допустимых нагрузок), ПДС (предельно допустимых сбросов) ставится вопрос о замене технологии.

На основании сравнения видов и уровней воздействий элементарных операций и технологий предприятия в целом на окружающую среду делается вывод о его экологической безопасности.

Экологическая документация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архивный отдел обеспечивает хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. | Перечень работ, выполняемых на рабочих местах в период практики.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных