Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды, методы и формы организации контроля




Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводятся в основном на первых порах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Полезно в начальной школе проводить устный опрос в виде дидактической игры. Дидактическую игру в этом случае следует организовать таким образом, чтобы и сам процесс осуществлялся учащимися и сами дети могли бы контролировать ее результат. Эти условия можно выполнить, если включить в дидактическую игру приемы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся. Дидактические игры можно включать на различных этапах урока: в начале урока, после более трудной работы, в конце. Дети играют активно и с удовольствием. Наиболее часто встречаются игры: «Математическое лото», «Лесенка».

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа – небольшая по времени (15 – 20 минут) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознаний понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамические самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5 – 10 минут). Этот способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, тестовые задания, таблицы.

Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и учащимися. Это одна из многих оправдавших себя форм контроля знаний учащихся. Выполняя задания, дети становятся более организованными и сосредоточенными. Проведение математических диктантов способствует не только развитию навыков вычисления, но и повышению их математической культуры, обогащению математического языка.

Кроме того, если диктанты проводятся часто, то учащиеся приучаются воспринимать на слух. Ценность такого умения неоспорима – она приводит к умению слушать.

Литературный критик Писарев высказывался применительно к значению математических диктантов: «Смышленость учеников растет постоянно во время математических диктантов, что так же верно и неизбежно, как-то, что мускулы человека и ловкость его увеличиваются, когда он занимается гимнастическими упражнениями».

При проведении математического диктанта текст сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали, что от них требуется. В математических диктантах часто учащиеся записывают не только ответ, но и числовые выражения. Если задание математического диктанта трудно воспринимается учеником, приходится одновременно с чтением задания выполнять надписи или чертежи на доске. Следует напомнить: математический диктант проверяет не сообразительность ученика, а его знания. И если ученик надолго задумался, то и большая пауза не поможет, он просто не знает материала. Непреходящей ценностью диктантов по математике является то, что, прежде чем перейти к изложению нового материала, данная форма контроля способствует тому, что учитель уверен или нет в усвоении учащимися предыдущего материала.

Математический диктант – одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющая участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким как при традиционном опросе. Единые требования к содержанию математических диктантов: ответы на вопросы должны непременно показывать, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала.

Можно проводить диктанты в два варианта, хотя они требуют от учителя большего напряжения, чем в один вариант. Необходимо читать в оптимальном темпе тексты заданий, следить за всем классом, реагировать на все неизбежные сбои темпа, на вопросы учащихся типа «Повторите, я не успел». Темп чтения определяется по темпу работы среднего ученика. Очень важно организовать проверку диктантов. Учитывая, что дети желают узнать как можно быстрее результаты своей работы, проверку можно организовать так.

Все ученики пишут диктант под копирку. Первый экземпляр сдается учителю, а второй оставляется себе. Он используется для проверки. Правильные ответы записываются на доске. Дети сверяют эти ответы со своими. Критерии оценки математических диктантов ученики знают, поэтому знают и свою оценку.

Графические работы являются особой формой письменного контроля. К ним относятся рисунки, диаграммы, чертежи, схемы. Их цель – проверка умения учащегося использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работы в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Одним из наиболее эффективных и удобных средств диагностики знаний, умений и навыков учащихся являются тесты различных типов. Такой метод контроля дает возможность исследовать усвоение предметного курса в целом (или любых его фрагментов): результаты тестирования носят объективный характер и хорошо сравнимы между собой. Это позволяет утверждать, что тестирование учащихся должно занять достойное место в повседневной школьной практике.

Тестовый контроль дает возможность учителю:

· получить достаточно полную картину соответствия знаний каждого ученика требованиям стандарта образования, наметить стратегию индивидуальной работы с учеником;

· исследовать сформированность познавательных способностей учащихся; уровень их общих учебных умений наблюдать, аналитической способности;

· получить информацию об усвоении программы классом в целом и скорректировать собственные дидактические установки;

· оценить диапазон индивидуальных различий учеников класса, выявить наиболее одаренных учащихся;

учащимся и их родителям:

· получить объективные и достаточно полные сведения о степени овладения различными учебными предметами.

Грамотно составленный и правильно обработанный тест имеет ряд преимуществ перед «классической» контрольной работой на ту же тему.

Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему или ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы, как с успевающими, так и с отстающими.

Как правило, тест из 8 – 12 вопросов задается на 10 – 15 мин. Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. После этого можно провести «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с первым.

Более интенсивная работа при тестировании и ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате. Очевидно, оказывает влияние и более ярко выраженная объективность контроля.

Даже при неважном результате тестирования у школьника не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя. При регулярных тестированиях можно выработать шкалу успехов, имеющую достаточно широкий диапазон, что позволит упорядочить всю группу тестируемых. Это очень важно при проведении конкурсов.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его. Очень важно, что кроме контроля тест реализует и функцию общения. Именно поэтому среди вариантов ответа должен быть правильный. В этом случае тестируемый, по крайней мере, видит правильный ответ. В контрольный тестах это не обязательно. В них возможен такой вариант ответа: «результат не указан».

Однако не надо идеализировать возможности тестов. Они не в состоянии выявить все особенности обучаемых. Люди, конечно, разные. Есть быстро соображающие, им с тестами работать легко. Но есть и тугодумы, которым нужно много времени на размышление. Таких учащихся тест ставит в очень невыгодное положение. Поэтому тесты не должны полностью заменять «классический контроль». Лишь разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дает объективный результат.

Контрольная работа используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа оценивается отметкой. Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым, по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки, учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3», за вариант Б – не выше «4», а за вариант В – «5». При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки. Эффективность проведения контрольной работы возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов. Эффективным приемом является проведение перед контрольной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изучаемый материал хорошо усвоен учащимися. Пока школьники хорошо не усвоили тему или раздел, контрольную работу проводить не следует. А нужно продолжать работу над усвоением материала.

Проведению целенаправленной подготовки учащихся способствует другой прием – предупреждение учащихся о предстоящей контрольной работе за 1 - 2 недели до ее проведения и организация соответствующей подготовительной работы. Например, полезно решать типовые задания и выполнять упражнения. Полезно также проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

При проведении самой контрольной работы для предупреждения списывания и разговоров между учащимися часто используется прием предоставления заданий по вариантам (различные варианты одного и того же задания) или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности

В практике обучения наиболее распространенными являются текущий, итоговый и тематический виды контроля. Они проводятся в форме устных и письменных работ, индивидуального и фронтального опроса, поурочного балла.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.

Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых порах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

- ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку;

- при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

- возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных