Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.




 

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства – это маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику, основанное на том, что изменение налоговых изъятий и объёма государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВВП, занятость и цены.

Рост налогов сокращает располагаемый доход и снижает уровень потребления с до (рис. 4.4), где С - уровень потребления; Со - уровень потребления при нулевом доходе; МРС - предельная склонность к потреблению; Y - доход; Т - налог.

Сокращение потребления ведет к падению совокупного спроса, объема производства, доходов, увели­чению безработицы. Снижение налогов вызывает обратное действие - рост располагаемого дохода, потребления, совокуп­ного спроса, объема ВНП, доходов и занятости. Со временем, однако, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Рисунок 4.9. Влияние налогов на ВНП

 

Первоначально экономика находится в состоянии равновесия в при Qe1. Введение налога (Т) снижает уровень потребления до Со + МРС (Y - Т) и весь совокупный спрос до AD2 - в результате равновесный объем производства падает до Qe2.

Изменения в налогах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий.

В зависимости от характера действий фискальных инструментов фискальную политику подраз­деляют на недискреционную - автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) и дискреционную.

Дискреционная налоговая политика предполагает сознательное изменение ставок налогов в зависимости от экономической конъюнктуры. Кризисная ситуация в экономике предполагает снижение ставок налогов. Когда экономика на подъеме и есть опасность ее «перегрева», инфляции, чреватых резким вхождением в кризис, ставки налогов могут повышаться, сдерживая тем самым совокупный спрос и экономический рост.

Недискреционная (автоматическая) налоговая политика обусловлена тем, что ставки налогов в течение длительного времени не пересматриваются и эффект ее мер оказывается в зависимости от экономической конъюнктуры. Если происходит экономический рост, то это предполагает рост доходов субъектов экономики. Соответственно происходит рост налогов на личные доходы, прибыль, добавленную стоимость и т.д., что оказывает сдерживающее влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение и тормозит экономический рост, предотвращая «перегрев» экономики. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры доходы снижаются, соответственно, снижается объем налогов, что сдерживает сокращение совокупного спроса и совокупного предложения, падение темпов экономического роста. Таким образом, как бы автоматически действуют своего рода «встроенные стабилизаторы».

С налогами тесно связана бюджетная политика, поскольку налоги – основной источник доходов государства. В отличие от налогов бюджетные расходы (как инструмент) в большей степени влияют на совокупный спрос, а не на совокупное предложение.

Если обратиться к графику (рис. 4.10), то сдвиг линии потребления вверх может быть обусловлен соответствующим увеличением расходов государства, а вниз – их уменьшением:

- рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расши­рению производства (росту ВНП и доходов) и снижению безработицы;

- сокращение государственных закупок вызывает обратную реакцию: падение производства и рост безработицы.

Первоначально экономика находится в состоянии равновесия при ВНП, равном Qe1. Государствен­ные закупки увеличивают совокупный спрос до AD2. В результате равновесный объем производства увеличивается до Qe2, что при прочих равных условиях ведет к росту доходов и снижению безработицы.

Рисунок 4.10. Влияние государственных закупок на ВНП

 

В долгосрочном периоде увеличение государственных закупок повышает инвестиционный спрос, что приводит к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, сниже­нию темпов экономического роста.

Бюджетная политика (расходов) государства также может быть дискреционной и недискреционной.

Дискретный характер обусловлен возможностью пересмотра государством нормативов своих расходов в зависимости от экономической конъюнктуры. Например, во время кризисного спада государство пересматривает нормативы своих расходов в сторону увеличения, благодаря чему возрастает абсолютная величина его расходов.

Недискретный характер обеспечивается постановкой государственных расходов в непосредственную зависимость от состояния экономики. Во время экономического подъема, когда на сравнительно высоком уровне находятся доходы значительной части населения, при существующих нормативах расходов происходит автоматическое снижение их абсолютной величины, так как часть населения по уровню своего благосостояния уже не подпадает под эти нормативы. Кризисная ситуация в экономике приводит к тому, что резко возрастает число нуждающихся в государственной поддержке и государству приходится увеличивать расходы на эту поддержку.

Снижение или увеличение правительственных закупок и налогов оказывает влияние на величину ВВП с мультипликационным эффектом, т.е. изменение правительственных закупок и налогов приводит к более значительному изменению ВВП, чем первоначальный импульс.

Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов повышают доход и ведут к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, способ­ствующий дальнейшему увеличению потребления и т.д. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению продолжается бесконечно.

Мультипликатор прави­тельственных закупок (MRG) характеризует отношение при­роста ВНП к приросту прави­тельственных закупок и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

 

(4.4)

Совокупный эффект от увели­чения правительственных заку­пок равен их приросту, умноженному на мультипликатор:

 

(4.5)

Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение прави­тельственных закупок приводит к сокращению ВНП и доходов на величину, превышающую уменьшение правительственных закупок.

Налоговый мультипликатор (MRт) зависит от соотношения, в котором предельный доход рас­падается на потребление и сбе­режение, т.е. он равен отноше­нию предельной склонности к по­треблению (МРС) к предель­ной склонности к сбережению (MPS):

 

(4.6)

Следовательно, изменение ве­личины ВНП в результате изме­нения величины налогов равно:

(4.7)

Поскольку правительственные закупки входят в совокупный спрос и их изменения полностью отражают­ся на величине спроса (тогда как налоги, изменяя величину рас­полагаемого дохода, влияют и на потребление, и на сбережения), то мультипликатор правитель­ственных закупок «сильнее» налогового мультипликатора.

Фискальная политика, преду­сматривающая равное увеличе­ние налогов и правительствен­ных расходов, приводит к эффек­ту сбалансированного бюдже­та, суть которого состоит в том, что одинаковое по величине из­менение государственных расхо­дов и налогов приводит к изме­нению равновесного ВНП на ту же величину, т.е.

 

(4.8)

 

Таким образом, мультипликатор сбалансиро­ванного бюджета равен 1.

 

После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная политика служит действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, снижающие ее эффективность:

- изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения сти­мулирующей или сдерживающей политики, могут приходить в противоречие с другими целями расхо­дования государственных средств, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;

- фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

- для фискальной политики характерен «эффект запаздывания»: требуется определенное время, прежде чем изменение величины налогов или правительственных закупок окажет ожидаемое воздействие на экономику (часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем определенное время требуется на то, чтобы экономика начала «реагировать» на принятые решения). К моменту, когда принятые меры начнут давать результаты, экономическая си­туация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, тогда как результаты сдерживающих мер начнут сказываться в период спада - фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной (монетарной) политикой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных