Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Половой идентичности 4 страница




1$ С какими трудностями психологического порядка сталкивается мать, решившаяся на внебрачное рождение ребенка? Щрмие опасности подстерегают женщину и ее ребенка на жиз-|Цнном пути? На этот счет существуют самые разноречивые прения и суждения. Но большинство склоняется к тому, что цкебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей. Социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

-1283

Раздел 2

Любому человеку, а тем более ребенку, трудно примириться с мыслью, что он незаконнорожденный, особенно когда мать не желает информировать его о том, кто является его настоящим отцом. Непосильной становится для ребенка психическая нагрузка, когда он в искаженном виде узнает о факте своего внебрачного рождения. Ребенок одинокой матери уже с первых дней своего существования не имеет возможности в достаточной мере удовлетворить свои наиболее актуальные психические потребности. Одинокая мать больше занята работой, ей с трудом удается сочетать материнские функции и занятость вне дома, и поэтому ее ребенку достанется меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. А они составляют первый круг психических потребностей ребенка.

То же относится и к удовлетворению психических потребностей второго кругапотребностей в обучении. Каждый успех ребенка получает одобрение близких ему людей, а каждый нежелательный поступок — порицание. Загруженность работой мешает одинокой матери наиболее полно и гармонично сродниться с ребенком, тем более что вполне вероятно раннее определение ребенка в ясли или детский сад. Поэтому ребенок из такой семьи, имея ограниченный круг близких родственников, будет лишен возможности получать необходимый социальный опыт в условиях семьи.

Третий круг психических потребностей относится к области эмоциональных связей ребенка с окружающим миром —• потребность в эмоциональном самоутверждении. Эмоциональная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, чужими людьми, ибо он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия других членов семьи.

Во второй половине первого года жизни ребенка начинает остро ощущаться нехватка других лиц в его близком окружении, что приводит к затруднениям в удовлетворении потребности в социальной ориентации (это четвертый круг психических потребностей). По мере взросления ребенка эта потребность становится все более актуальной: ребенок и его мать нуждаются в особом внимании не только друг к другу, но и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери, — пол ребенка.

Неполная семья

I

Мальчики реагируют на отсутствие отца (или исполняющего его роль другого члена семьи) более болезненно и становятся более уязвимыми, чем девочки. По мере взросления мальчики одиноких матерей все острей сталкиваются с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а также с проблемой найти себе образец мужчины, способного удовлетворить его спортивные, технические, естественнонаучные и прочие интересы.

Девочки, в отличие от мальчиков, легче адаптируются к изменяющейся обстановке, с ними обычно бывает меньше хлопот в воспитании, но и по их поведению можно заметить, что им не хватает человека, которым они могли бы восхищаться и по которому могли бы составить себе представление о своем будущем партнере в жизни.

Итак, существует опасность, что мальчики и девочки, растущие в семьях матерей-одиночек, слишком долго будут оставаться эмоционально незрелыми, а стало быть, и в отношениях с противоположным полом они легко могут впасть в одну из крайностей: либо будут идти на установление связей быстро, нисколько не задумываясь о последствиях (ход мысли у них бывает примерно следующий: «А почему это я должен (или должна) думать? Пусть он (или она) о себе думает»), либо будут упорно уклоняться от каких бы то ни было контактов.

Таким образом, ребенок уже изначально ограничен в своих возможностях полноценного развития по причинам объективного характера. Об этом говорят специалисты, подчеркивая, что внебрачные дети не выдерживают сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следст- склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою |ередь становятся причиной ограниченности развития. Они |наруживают, как правило, отставание в умственном и фи-кческом развитии, повышенную агрессивность и чаще дру-|х пополняют состав колоний для малолетних преступников. Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную щиальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки, что приводит к глубокой душевной трав-матизации детей, вынужденных нести на своих плечах груз

п* 163

H

Ш

__ Раздел 2 ____ шшяяя ___._._^ ШШШШ1 _^^^_^^^-—

родительского легкомыслия. Дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, нежели дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих прихотей, жертвами которого становятся дети.

В наши дни из внебрачных семей наиболее распространена семья, состоящая из матери и ребенка, зачатого от случайного мужчины, который нередко даже и не знает, что у него растет сын или дочь. Рано или поздно ребенок начинает интересоваться, где его отец. Обычно мать отвечает, что тот погиб при исполнении ответственного задания, но в конце концов ребенок узнает тайну своего рождения. Это оказывает на него нев-ротизирующее действие.

Порой возникают и иные проблемы. М.И. Буянов приводит такой пример из своей врачебной практики. Шестнадцатилетняя школьница захотела себе ребенка, так как давно мечтала о нем. Поэтому, не задумываясь о последствиях собственного легкомыслия, цинично рассуждала: «От кого зачала? Не все ли равно. Во всяком случае от молодого здорового парня с хорошей наследственностью. Вы хотите заставить его на мне жениться? Он и сам этого хочет, да я не хочу. Зачем мне он? Он еще мальчишка... Мне с ним неинтересно — за такого, как он, никогда замуж не выйду. А вот родить от него хочу: он здоров, красив».

Родила. Нормальный сын. Женщина окончила школу, потом институт, затем аспирантуру, сейчас готовится к защите диссертации. В двадцать пять лет вышла замуж. С новым мужем живет душа в душу, сын его тоже любит, считает отцом. Но однажды мальчик случайно узнал об обстоятельствах своего рождения. Залился горькими слезами, потом стал придирчив к матери, отчима вообще перестал замечать, замкнулся, иногда допытывался у матери, кто его истинный отец: «Мне он не нужен, просто поглядеть на него хочется, все же любопытно». Замкнутость, капризность, придирчивость, вредность нарастали. Вряд ли удастся матери полностью залечить рану в душе своего ребенка, которого она лишила родного отца, не задумываясь о том, как отнесется к ее поступку сам ребенок.

Неполная семья

Наряду с легкомысленными внебрачными семьями встречаются семьи с нежеланными, случайными внебрачными детьми, где мать свои жизненные проблемы, личные неурядицы переносит на отношение к ребенку. Естественно, подобные «проекции» сказываются на семейном воспитании: мать воспитывает дочь так, чтобы она отомстила за все ее разочарования, а сына настраивает на то, чтобы он уготовил женщинам ту же судьбу, какая выпала на ее долю. Не очень-то легко вести себя так, чтобы ребенок, одним своим присутствием напоминающий матери о ее неудаче, не почувствовал этого. Неудачи озлобляют, а многочисленные трудности, которые испытыва-Щ одинокая мать, не способствуют ее ровному хорошему на-■Нроению. У одинокой матери, пусть даже она и не осознает зЦого, довольно часто складывается неприязненное, а случается и откровенно враждебное отношение к ребенку, хотя внешне это и маскируется под горячее стремление вырастить из него достойного человека. Грубое, порой несправедливое обращение с ребенком пагубным образом сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и бездумная материнская эовь, нередко возникающая, когда у одинокой женщины |ждается желанное дитя. Она тщательно бережет это свое со-ровище, забывая, что ребенок — самостоятельная личность, | своими желаниями и интересами. Привязанная к нему всем эдцем, она становится болезненно ревнивой, оберегает его } всех «нездоровых» влияний и в результате добивается того, i ребенок вырастает инфантильным, незрелым во всех отно-эниях. Своей родительской тиранией она подавляет инициалу ребенка, который, взрослея, все острее переживает свою

 

Забывая, что ребенок — самостоятельная личность, мать добивается того, что ребенок

вырастает инфантильным

 

Раздел 2

несостоятельность рядом с чрезмерно активной, энергичной и напористой матерью.

Нередко одинокая мать, столкнувшись с неудачной попыткой создать семью, так и не научившись ладить с мужчинами, воспитывает дочь по своему образу и подобию. Дочь же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Таких девушек иногда называют «последний шанс». Они с детства считают себя жертвами судьбы и рано ставят на своей жизни крест. Для этих девушек характерна очень низкая самооценка, они страдают сильнейшим комплексом неполноценности. И формированием таких качеств они чаще всего обязаны своим матерям.

Специалисты, занимающиеся изучением семьи и брака, выделяют такую закономерность: однажды разрушенная семья воспроизводится в последующих поколениях. В полной мере подобное явление характерно и для внебрачных семей: более половины женщин, решившихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака.

Отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным! образом. Однако возможны и иные случаи. Ученые, напри-1 мер, отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности в первых трех кругах (потребность в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ориентации становится проблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокой матери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола. Однако не следует забывать, что для мальчика, воспитывающегося матерью, проблематично ознакомление с социальной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности. На это обстоятельство указывают и медики, и врачи, и социологи. Одну из главных причин подобного явления во внебрачных семьях, состоящих из матери и сына, спе-

Шч

■7

Неполная семья

циалисты видят в неправильном поведении матери, которая не учитывает отсутствия у сына реального образца мужского поведения в семье. Поэтому вполне вероятно появление у таких мальчиков не только деформированных'личностных черт, но и отклонений в поведении и нарушений психического здоровья.

Нарушение процесса поло-ролевой идентификации вследствие отсутствия мужчины в семьях одиноких матерей может привести к развитию у мальчиков гомосексуализма. Изменение традиционной сексуальной ориентации у ребенка является потрясением для любых родителей, но особенно тяжело эту <|>агедию переживает мать-одиночка. В душе она всегда надейся, что у ее ребенка будет полноценная семья, что ее ребенок Скажется более удачливым в семейной жизни, чем она. Узнав, #fro сын гомосексуалист, мать страдает: сын не такой, как все, вйуков у нее никогда не будет, не дай бог кто-нибудь из соседей или родственников узнает.

У юноши, отличающегося феминным (женственным) поведе-Шем, во взрослой жизни возможны несколько вариантов. Самый благополучный из них: скромный «женственный» юношасмяг-КЗИм и покладистым характером встречает волевую, сильную ЛЙ^енщину, иногда старше себя. Они создают гармоничную семью. Он с удовольствием выполняет в доме обычную женскую рабо-•гу. Но гораздо чаще такие молодые люди несчастливы в семей-Ш)й жизни. Преимущественно женское окружение и воспитание в^детстве накладывают отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Т&кие мужчины избирают не просто подчиненное положение всемье, когда глава семьи жена, но и утрированно женский тип поведения — страдательный.

' Мать-одиночка, чрезмерно опекая мальчика, может воспитать и так называемого маменькиного сыночка. Такая мать впитает, что только она сама или подобранная ею по каким-то е& одной известным признакам невестка сможет обеспечить ее СЙдну достойную жизнь. В результате жизнь ее ребенка оказывается либо разрушенной, либо сын находит себе жену по образу и подобию мамы.

Мы остановились лишь на общих психологических проблемах одиноких матерей и их внебрачных детей. Психологи считают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить в сензитивные периоды своего развития

Ll

I,.

шшшш. Раздел 2 „„__,_,___««^^

тот социальный опыт, который в дальнейшем служит основой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье матери-одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от того, какую стратегию воспитательного воздействия изберет мать, как она будет строить свои отношения с ребенком и учить его устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Воспитание в семье матери-одиночки не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным стал для нее ребенок. Если он был не случайным, а «запланированным» и долгожданным, то мать может преодолеть многие проблемы и успешно справится со всеми трудностями безотцовщины.

. у,

Ig

!

V ■, 1 I.

 

Г

Ill

III

 

ФОРМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ

 

JW Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых Щм нужна квалифицированная помощь профессионального тЦсихолога. Эти проблемы становится особенно заметны и ак-*$уальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного Ч|озрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости. *i Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую Очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудновоспиту-*мостью подростков. Поэтому родители не в меньшей степени, э|ем их дети, нуждаются в научно-консультационной и других |идах психологической помощи. Очень важно выяснить те психологические и личностные особенности, которые наиболее расто встречаются у подростков из неполных семей. Информация такого плана поможет родителям понять, что происходит с их детьми не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной $емье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования. '■■ Как неоднократно указывали специалисты, занимающиеся научной разработкой вопросов семьи и брака, у подрост-Ков из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я", повышенная эмоциональная чувствительность и пассив-йость, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих Эмоциональных и характерологических нарушений зависит ©т разных факторов, в том числе и от отсутствия реального

____ Раздел 2.„.^_„ штшт ^^_^^__<-_|^^^^^^_

общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко избыточно опекающей своих повзрослевших детей. Отсутствие доступной социализирующей модели поведения, соответствующей полу, приводит, по данным социометрии, к затруднениям в общении у юношей, не пользующихся популярностью среди сверстников. Наибольшие затруднения они испытывают при общении с девушками, идеализируя их и находясь в эмоционально-тревожной зависимости от их расположения. Подросток-мальчик, как никто другой, нуждается в более ощутимом руководстве и авторитете воспитателя-мужчины, будь это подготовленный в возрастной психологии преподаватель или профессионал-психолог.

Не только дети, но и матери в неполной семье нуждаются в квалифицированной помощи психолога, потому что условия неполноценной семейной жизни довольно часто вызывают у них личностную деформацию, а это в свою очередь отражается на особенностях их отношения к собственным детям: вместо того чтобы помочь им, такие матери усугубляют столь нелегкое психологическое самочувствие своих детей. Принятие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащаются конфликты с ребенком, и тем самым ускоряется процесс его невротизации. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. В связи с этим у матерей, воспитывающих ребенка без отца, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле при взаимоотношениях с окружающими и затяжные межличностные конфликты. Зачастую у них снижен биотонус организма, появляются соматические жалобы, раздражительность, возникают внутренние конфликты, отсутствует жизнерадостность, удовлетворенность. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т. е. у них наблюдаются невротические изменения личности.

Мать, рассматривая ребенка как свою отраду, в то же время боится испортить его проявлением чрезмерной доброты

Неполная семья

нежности, особенно это касается мальчиков. Проявляя излишнюю принципиальность и негибкость во взаимоотношениях с ребенком, нежелание идти на уступки и компромиссы, изменить свои взгляды на процесс его взросления, мать создает предпосылки для возникновения семейного конфликта. С этими чертами матерей, особенно с их недостаточной эмоциональной отзывчивостью, связаны холодность к детям, неспособность проникнуть в их внутренний мир и переживания, быть душевно добрыми. Такие матери излишне принципиальны, требовательны и категоричны. Они навязывают ребенку свое Мнение, не доверяя его опыту, самостоятельности и творческой (йстивности. Подобные поведенческие характеристики выкупают в качестве своеобразной психологической защиты, -ёр которой мать зачастую скрывает свой постоянный страх за <^дьбу ребенка, чувство вины перед ним, недовольство собой, неустойчивую и заниженную личностную самооценку. ■i Мать, воспитывающая ребенка одна, пытается возместить ивою эмоциональную неудовлетворенность заботой о нем, всеми вилами привязывая его к себе, изолируя от общения с друзьями и сверстниками. Этот вариант развития отношений «мать — ребенок» также требует психологической коррекции.

 

Мать, воспитывающая ребенка одна,

всеми силами

привязывает его

к себе, изолируя от

общения с друзьями

и сверстниками

 

Присущая некоторым матерям гиперопека в отношении к ребенку мотивирована не столько заботой о нем, сколько стра-Jcom одиночества и чувством внутреннего беспокойства, т.е. выступает в качестве защиты себя самой от состояния дистресса. Выбрав ребенка в качестве психологической защиты от травмирующего воздействия жизненных трудностей, мать и не

Раздел 2

Г

подозревает, что тем самым лишает собственного ребенка детства и возможности в дальнейшем самостоятельно строить свою жизнь. В любом случае — будь это проявление чрезмерной заботы и внимания к ребенку или, наоборот, полное игнорирование его как личности, жестокое отношение к нему — требуется проведение специальной работы с матерью, которая, вполне возможно, не замечает, что ее воспитательные воздействия приносят и ей, и ребенку больше вреда, чем пользы.

Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Однако большинство родителей, как правило, не готовы к воспитательной деятельности, потому что этому их никто и никогда специально не учил. Возможный выход из подобной ситуации — организация психолого-педагогического просвещения родителей. Для этого, во-первых, требуется разработка специальных программ такого просвещения применительно к разным ступеням возрастного развития детей. Во-вторых, необходимо определить формы преподнесения значимой для родителей информации по вопросам установления отношений с детьми. В-третьих, решить вопрос о том, какие специалисты будут задействованы в просвещенческой работе с родителями. В-четвертых, очень важно наладить каналы обратной связи, с тем чтобы иметь возможность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей.

Остановимся на вопросах, касающихся оказания психологической помощи и социальной поддержки семье в условиях специальных семейных служб. Естественно, такая помощь оказывается только тем семьям, члены которых посчитали возможным и необходимым обратиться к.специалисту за советом, разъяснением или поддержкой. Одна из главных целей таких психологических служб — восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.

С чего должен начать социальный работник, если семья обратилась к нему за помощью? Каковы этапы его работы? В какой последовательности ее нужно проводить? На эти вопросы пока нет точных ответов. Но в любом случае работу специалиста должен предварять диагностический этап, за ним следует обсуждение возникшей семейной проблемы и затем —

 

Неполная семья

индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми.

Обследование семьи начинается с бесед психолога порознь с родителем и ребенком, выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Это позволяет составить более объективную картину отношений в неполной семье и создать условия сотрудничества обеих сторон с психологом. Такое параллельное обследование создает лучшие условия для оказания индивидуальной психологической помощи. В ходе предварительной беседы с матерью психологу очень важно выяснить причину ее затруднений в отношениях с ребенком. Чаще всего подобные затруднения связаны с педагогической беспомощностью матери, а также с тем, что она недостаточно хорошо знает психологические особенности своего ребенка и те специфические черты, которые обусловлены воспитанием в неполной семье.

Заключительным моментом этапа беседы является, с одной стороны, обращение внимания матери на необходимость ее активного участия в процессе оказания психологической поддержки своему ребенку, а с другой — важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устранения личностных деформаций.

Семейные обсуждения начинаются с изложения матерью Своей точки зрения на возникновение тех или иных нарушений в психике и поведении ребенка. Затем психолог в тактичной форме высказывает свое мнение о причинах подобных фтклонений. В ходе диалога происходит поиск согласованной фбщей точки зрения на воспитание сначала по второстепенным, & затем по главным вопросам. Психолог разделяет тревоги фемьи, ненавязчиво участвует в ее опыте и постепенно добивается осознания матерью необходимости перестройки своего отношения к ребенку. В этой ситуации психолог как посредник в решении семейной проблемы непроизвольно принимает на себя часть эмоционального напряжения матери, отводя его от ребенка. В результате серии обсуждений изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на некоторые стороны своих воспитательных воздействий на него.

Индивидуальное и совместное консультирование родителя и ребенка проводятся в соответствии с выявленной на предыдущих этапах работы проблемой.

Раздел 2

 

Как действенное средство налаживания семейных взаимоотношений может быть использована импровизация на ту или иную тему, предложенную поочередно ребенком, родителем и консультантом. Предложивший тему импровизации распределяет роли, при этом обычно взрослые играют роль детей, а дети — роль взрослых. Перемена ролей способствует развитию у членов неполной семьи не только навыков руководства, но и умения подчиняться. С этой же целью консультантом в игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов решения семейных проблем. После неоднократных совместных проигрываний семейных ситуаций характер отношения матери к своему ребенку постепенно приближается к модели оптимальных семейных отношений в диаде «мать — ребенок». В этом случае совместную игровую деятельность можно рассматривать как обучающий эксперимент. Подобные игровые сеансы целесообразно проводить дома.

На заключительном этапе групповых занятий устраивается обсуждение затронутых межличностных проблем и оптимальных путей их разрешения. Параллельно с групповой психотерапией детей желательно проводить лекции и дискуссии в родительской группе, где ее участники в процессе коллективного общения приобретают адекватный опыт разрешения проблем воспитания.

В работе с неполной семьей психолог в обязательном порядке должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможно возникновение специфических проблем, связанных с психическим развитием и формированием личности ребенка. Вместе с тем можно выделить ряд правил, которые являются общими в работе с любым типом неполной семьи.

н Психолог-консультант не должен брать на себя роль авторитетного лидера, единственного источника достоверной информации и знатока, способного решить любую семейную проблему.

■I Специалист, к которому обратились за помощью, лишь сообщает информацию об особенностях развития и поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Право выбора того или иного решения сохраняется за родителем.

Неполная семья

■I Психолог не должен интерпретировать и оценивать поведение родителя или ребенка. Его задача — оказание психологической поддержки в продуктивной постановке семейной проблемы, ее анализе и успешном разрешении самими членами семьи.

Несмотря на то что неполная семья не такое уж редкое явление в нашем обществе, существует множество психологических проблем, которые, к сожалению, не всегда известны ни членам таких семей, ни тем, кто по роду своей деятельности сталкивается с ними.

Дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительные наблюдения которых за,детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.

AY.

Раздел 2

ЛИТЕРАТУРА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных