ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стили современного русского литературного языкаТеоретическая часть Вопросы для обсуждения: 1. Стилистическая система современного русского языка. 2. Общая характеристика функциональных стилей (научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль, разговорный стиль). 3. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. 4. Экспрессивные стили: торжественный, официальный, фамильярный, интимно-ласковый, иронический, сатирический. 5. Типы стилистической окраски.
Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили. Стиль − манера письма, способ изложения, совокупность приемов использования языковых средств. Функциональный стиль языка − своеобразная разновидность единого литературного языка, которую принято использовать в определённой сфере общественной жизни. Функциональные стили делятся на книжные (научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный. Экспрессивные стили классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии, для них важнейшей является функция воздействия. Основным средством достижения желаемой экспрессивной окраски речи является оценочная лексика. Практическая часть Задание 1. Узнайте стили по их характеристикам. 1. Логично (последовательно и аргументировано), точно (исключая приблизительность), беспристрастно передаётся информация для сообщения знаний. 2. Официально, по общепринятому стандарту, точно (исключая двусмысленность), в виде документа излагается что-либо. 3. Прямо и призывно, с целью воздействия на слушателя (читателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. 4. Непринуждённо выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. 5. Опосредованно, через систему художественных образов повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Задание 2. К каким стилям относятся данные жанры речи? Тезисы, протокол, реферат, роман, реплика, очерк, репортаж, повесть, отчёт, поэма, заявление, открытое письмо, конспект, повестка, рассказ, сопроводительное письмо, закон, лозунг, басня, обвинительное заключение, диалог, анкета, листовка, заметка, объявление, указ, договор, характеристика, постановление, ода, новелла, диссертация, монография, фраза.
Задание 3. Распределите приведённые слова по следующим группам: а) книжная лексика; б) нейтральная лексика; в) разговорная лексика. Аннулировать, анонимка, антенна, апелляция, апельсин, апломб, арбитраж, ариаднина нить, архаровец, архив, ассигновать, аттестат, аукаться, аффикс, аэропорт, баба-яга, балбес, барахло, башибузук, биография, близлежащий, бюрократ, вовремя, водопад, делопроизводственный, домовладелец, зарегистрироваться, инвентаризация, исхлопотать, контрагент, координировать, ликвидировать, местожительство, мешанина, молодой человек, мост, нотариальный, поставить на вид, придержать язык, пуститься наутёк, расторжение брака, ружьишко, станция, судопроизводственный, творческий, тезис, тёзка, текущий год, уведомить, чарующий, юнец.
Среди книжных слов выделите официально-деловую лексику. Задание 4. Какую дополнительную информацию несут экспрессивно окрашенные слова? а) могут выражать эмоции и оценку; б) никакой; в) несут информацию о профессиональной и социальной среде употребления; г) говорят о территориальном ограничении в употреблении.
Задание 5. Чем различаются слова: лик – лицо – морда? а) временем употребления; б) индивидуально-авторскими особенностями; в) экстралингвистическими показателями; г) экспрессивно-стилистической окраской.
Задание 6. Для каких стилей приведённые языковые средства являются характерными? Слова и сочетания слов: Термины, канцеляризмы, историзмы, общественно-политическая лексика, фразеологизмы, разговорные, архаизмы, профессионализмы, отвлечённые, просторечные, книжные, слова в основных понятийных значениях, диалектизмы, жаргонизмы, окказионализмы, штампы, неологизмы, заимствования, уменьшительно-ласкательные, стилистически окрашенные, слова в переносно-образных значениях. Предложения: Побудительные, восклицательные, с прямой речью, с обращением, вопросительные, с однородными членами, с вводными словами, номинативные (назывные), неполные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, слова-предложения, реплики, с обособленными членами предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные, сложные предложения с разными видами связи (ССК), цитаты.
Задание 7. Найдите в толковом словаре и выпишите 5 многозначных слов, на примере которых можно убедиться в том, что разные значения одного и того же слова могут иметь неодинаковую стилистическую окрашенность. Назовите словарь, которым пользовались.
Задание 8. Определите стиль и по возможности обоснуйте своё определение. 1. Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону. 2. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов. 3. И всё же нам здорово повезло, мне и Шмакову Петру. 4. Прибор безошибочно определил координаты нашего местонахождения. 5. Этот балагур был известен ещё и своей бесшабашной удалью. 6. Не померкнет в веках слава русских воинов, павших в боях за свободу. 7. Небо виднелось за окном сплошной и мглистой бездной. 8. Меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию. Задание 9. Определите смысловой тип текста в приведённых ниже примерах. 1. Весна была ещё пыльная, не умытая ливнями. Снег ещё чернел в затенённых домами северных углах. Но светило солнце, дули порывистые ветерки, завихряясь вдруг в игривом набеге и увлекая за собой прошлогодние сухие листья, которые бурой стайкой с птичьим крылатым шорохом взмётывались с запылённых газонов, но опадали тут же, как только уносился вихревой ветерок, ползли с царапающим шумочком по асфальту и замирали, похрустывая под ногами прохожих, как скорлупки. На коричнево-пыльных газонах без умолку чирикали такие же коричнево-пыльные воробьи, похожие на прошлогодние листья. Всё вокруг двигалось, шумело, пело, веселилось, и даже домá, казалось, ожили, помахивая со своих балконов сохнущим на верёвках бельём. (Г. Семёнов. Вальс).
2. …Он тогда пытался объяснить разницу между наукой и искусством. Он говорил, что художник (тоже имея в виду аристотелевское значение) задаёт вопросы действительности и сам же на эти вопросы, как умеет, отвечает. А учёный, дескать, тоже задаёт вопросы действительности, но путём сложных исследований и опытов получает ответы от самой же действительности. Так что, дескать, изучать реальность, основываясь на каком-нибудь художественном произведении, невозможно, потому что мы изучим в таком случае только лишь самого художника и его душу. В то же время как с помощью науки мы можем эту реальность изучить. И что, мол, поэтому искусство всегда субъективно, а наука объективна. (Г. Семёнов. Приятная привычка).
3. Он хорошо рисовал и без труда поступил к тому времени в художественно-промышленное училище, получил бесплатно чёрную, похожую на военно-морскую, шинель, с бортов которой он, как и все его новые друзья, спорол пуговицы с эмблемой трудовых резервов, заменив их двумя рядами золотых пуговиц. (Г. Семёнов. Запах сгоревшего пороха). Задание 10. Составьте и запишите свои примеры на каждый тип текста: описание, повествование, рассуждение. Задание 11. Определите стиль приведенных ниже текстов. Аргументируйте свой ответ. 1. Что значит такое явление, как «большой» писатель? «Большой» поэт? А то и значит, что мы уже не можем представить литературу без него, без его имени. «Мы» – это не только знатоки, специалисты-литературоведы, но и мы – читатели, те, кто не имеет к литературе прямого отношения, те, кто «просто читатель», за плечами которого сотня-другая прочитанных книг и только, но всё равно он не понаслышке знает «большого» писателя, у него есть о нём своё собственное мнение, есть убеждение в том, что и дети его и внуки будут знать этого писателя. Это так, но вот в чём дело: интерес к творчеству того или иного писателя, если даже речь идёт об отечественном или мировом классике, не остаётся постоянным, интерес этот то снижается, то вновь возрастает, причём – без видимых причин. И всё-таки эти причины есть, существуют. Не знаю, насколько я прав, но мне кажется, что интерес к творчеству Твардовского и его влияние на нас заключается в его поэтическом языке. (С. Залыгин. О Твардовском).
2. Каждый вправе указывать и определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование своим родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. (Конституция Российской Федерации. Статья 26).
3. Рентгеновские спектры, возникающие при бомбардировке электронами антикатода рентгеновской трубки, бывают двух видов: сплошные и линейные. Сплошные спектры возникают при торможении быстрых электронов в веществе антикатода и являются обычным тормознымизлучением электронов. Вид этих спектров не зависит от материала антикатода. При повышении напряжения на трубке наряду со сплошным спектром появляется линейчатый. Он состоит из отдельных линий и зависит от материала антикатода. Каждый элемент обладает своим, характерным для него линейчатым спектром. Поэтому такие спектры называются характеристическими. (И.Е. Иродов. Квантовая физика).
4. Невеста совсем юна, ее белое и легкое подвенечное платье, сияющее чистотой и новизной, словно не шито, не надето, а столь же нагое, как тело, и есть продолжение тела. Она испугана той торжественной казнью, которая предстоит ей при стечении огромного числа людей, собравшихся требовать ее публичных мук, на ней нет лица, а лицо было прехорошенькое и полудикое, в котором славянская томность сошлась с азиатской дерзостью. (В. Распутин. Новая профессия).
5. – Кто от агрегата Соляровой зерно возит? – Дак возят, – уклонился от ответа Прохор Калиныч. – Кто? «Шестидесятая» где? – Звон стоит, – показал бригадир на кусты. – В задних мостах что-то сдековалось. Минум к кузнице, максум в эртээс надо тащить. – «Сороковка»? – Эта в городе. Помидоры, Пётр Ильич, пропадают. Цельный вагон сгнил. А тут, глядишь, машину распродадут, минум пять тыщ, максум полмашины деньжат. (А. Усольцев. Вкус хлеба). Задание 12. Подберите 5 различных текстов, относящихся к различным функциональным стилям. (Укажите выходные данные). Научный стиль Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|