ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опишите три подхода, используемые в краткосрочной психотерапии.Большинство психодинамических методик ограничены по спектру применения и подходят лишь незначительному числу клинических пациентов. Эти пациенты, как правило, страдают реактивной или невротической формами депрессии (неспособность пережить горе, страх успеха и конкуренции и трехсторонние конфликтные любовные отношения — «любовные треугольники»). Подобные типы лечения требуют, чтобы врач принимал на себя определенные обязательства; кроме того, пациент должен быть способен переносить значительное аффективное возбуждение. Краткосрочная интерперсональная психотерапия (КИП) была разработана Klerman и со-авт. специально для лечения депрессии. Она представляет собой высоко формализованное (изложенное в руководстве) лечение, которое часто используется в исследовательских целях. Ее можно рассматривать как смесь психообучающей и поддерживающей терапии. При КИП 276 VI. Лечебные подходы в психиатрии объясняются симптомы пациента (психообучение) и изучаются (исследуются) межличностные взаимодействия, ожидания и опыт. КИП пытается прояснить, что пациент желает получить от взаимоотношений и помогает пациенту выработать необходимые социально-межличностные навыки. Для понимания более глубоких бессознательных значений социальных взаимодействий или желаний пациента никаких действий не предпринимается. Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ), например Бека (Beck), применяется более широко (как в плане более свободного подбора пациентов, так и в диапазоне проблем, при которых КБТ может оказаться эффективной). Цель таких методик состоит в том, чтобы довести до сознания пациента «автономные» (предсознательные) мысли и продемонстрировать, каким образом эти мысли поддерживают негативное поведение и чувства. 14. Используются ли эти три подхода одновременно? Нет. Минимальное, тщательно продуманное объединение методик из различных типов терапии допустимо. При проведении краткосрочной терапии необходимо соблюдать гибкость. Однако, для сохранения терапевтического фокуса и ясности, концепция и методики работы должны быть преимущественно одного направления. Следует особенно избегать огульного смешения стилей и направлений, так как подобное «сумасбродное» лечение смущает и разочаровывает как врача, так и пациента. 15. Что означает для психотерапевта «быть активным»? Для проведения психотерапии за 12—15 сессий требуется непрерывная активность со стороны врача как для поддержания терапевтического фокуса, так и для продвижения лечебного процесса. Психотерапевт работает над структурой каждой сессии, повышая, таким образом, продуктивность терапии. Активный психотерапевт Структурирует каждую сессию Быстро направляет негативный и чрезмерно позитив- Формирует и использует рабочий альянс Ограничивает регрессию* Ограничивает молчание и неопределенность Использует контроль 16. Расскажите о факторах структурирования сессии, имеющих значение для активного психоте Начало каждой сессии с суммирования важных аспектов прошлой сессии и напоминания о терапевтическом фокусе организует терапию и сохраняет направление лечения. Выполнение пациентом домашней работы в промежутке между сессиями помогает повысить влияние терапии на текущую жизнь пациента и контролировать изменения мотивации. Если пациент не выполняет домашнюю работу, следует рассмотреть возможность изменения мотивации. Необходимо быстро установить рабочий альянс между врачом и пациентом. Зачастую он позволяет вернуть пациента к фокусу лечения. Пациент может пытаться избегать тревоги, свойственной краткосрочной терапии, посредством представления интересного, но забавного материала. В ответ на подобную тактику врач должен напоминать о согласованном фокусе (взывая, таким образом, к рабочему альянсу) и спрашивать о том, каким образом излагаемые пациентом сведения касаются фокуса терапии. Продолжительное молчание как со стороны врача, так и со стороны пациента в краткосрочной психотерапии считается непродуктивным; кроме того, оно быстро вызывает конфронтацию и резистентность. Врач, проводящий краткосрочную терапию, должен знать, каким образом можно ограничить регрессию. Существуют две эффективные методики: 1) интерпретация событий скорее в стиле «здесь и сейчас», с использованием терапевтических взаимоотношений или ситуаций * Regression (англ.) - возвращение к более примитивной форме поведения из-за неспособности функционировать на более высоком уровне или неосознаваемый (бессознательный) защитный механизм, при помощи которого некоторые пациенты используют более ранние уровни адаптации. — Примеч. ред. Глава 43. Краткосрочная психотерапия 277 из текущей жизни пациента, нежели чем с привлечением травм, пережитых на раннем периоде развития; 2) перемещение пациентов от чувств к мыслям. Лучше спрашивать: «Что Вы думаете?», чем «Что Вы чувствуете?». В некоторых методиках краткосрочной терапии регрессия в рамках сессии разрешается и даже поощряется. Например, в часто применяемой модели терапии по Sifheos, внимание пациента фокусируется на конфликте, вызывающем тревогу, несмотря на слабое замешательство или панику. 17. Назовите два важных инструмента краткосрочной терапии? Врач может активно использовать сравнение и пояснение. Сравнение помогает пациенту распознать, когда он избегает терапевтического фокуса или сопротивляется ему (как правило, вследствие тревоги). Техника разъяснения используется всякий раз, когда пациент выражается неопределенно или незаконченно. Психотерапевт обычно просит привести конкретные примеры неясных ситуаций и чувств. 18. Каким образом при краткосрочной терапии проявляется перенос? Независимо от направления терапии, который вы используете (психодинамическая, когнитивная или интерперсональная), реакция пациента на некоторые из ваших вмешательств неминуемо будет основана на предшествующем опыте. В ситуациях, когда подобные реакции являются негативными («Вы всегда меня критикуете») или чрезмерно позитивными («Вы знаете меня лучше всех на земле»), их необходимо быстро исследовать и истолковать. Быстрое внимание может помочь сохранить перенос пациента под контролем и уменьшить вероятность развития значительного сопротивления к лечению. 19. Необходим ли контроль, учитывая кратковременный характер терапии? Как и при любой психотерапии, контроль важен как при обучении, так и при проведении краткосрочной психотерапии. Контроль со стороны опытных коллег является отличным средством для начинающих психотерапевтов. Более опытные практикующие врачи считают, что определенная форма постоянного контроля, как формальная, так и неформальная, помогает поддержать фокус лечения и способствует выявлению скрытых, но, зачастую, важных изменений в поведении пациента. Подобные скрытые изменения могут отражать первые признаки переноса. 20. Каковы фазы краткосрочной психотерапии? Начальная фаза включает определение пригодности пациента для краткосрочной психотерапии, выбор терапевтического фокуса и выбор основного направления лечения. Для пациента эта фаза обычно сопровождается мягкой редукцией симптомов и слабо положительным переносом. Оба этих фактора помогают быстрому установлению рабочего альянса. В ходе средней фазы работа становится более трудной. Обычно пациент начинает беспокоиться о временном лимите и, помимо терапевтического фокуса, приобретают важность проблемы, связанные с зависимостью. Пациент часто чувствует ухудшение; тем самым проверяется вера терапевта в лечебный процесс. Начало средней фазы может быть особенно трудным для психотерапевта, который должен активно поддерживать терапевтический фокус, стимулировать работу и противодействовать скептицизму пациента, одновременно вселяя оптимизм. В течение этой фазы начинающему специалисту необходим хороший контроль со стороны. В конечной фазе терапия, как правило, обретает равновесие. Пациент осознает, что лечение будет закончено, как и было запланировано, и симптомы уменьшатся. Помимо терапевтического фокуса прорабатываются планы по окончании терапии и чувства пациента по отношению к завершению лечения. Одной из наиболее частых проблем, присущих окончанию лечения, является сообщение пациентом новой информации. Врач может поддаться искушению изучить новую информацию и расширить терапию. Как правило, это является ошибкой, так как пациент скорее всего пытается избежать терапевтического фокуса и, в большинстве случаев, лечение следует завершать, как и было запланировано. 278 VI. Лечебные подходы в психиатрии 21. Как сохранять контакт с пациентом после окончания лечения? На этот трудный вопрос каждый психотерапевт должен ответить индивидуально. Во время практических занятий начинающий психотерапевт должен пережить интенсивные чувства (как свои, так и пациента), которые сопровождают окончание лечения, если в дальнейшем не планируется поддержание контакта. Это учит врача тому, как можно открыто справляться с подобными сильными и важными чувствами. Однако при постоянной практике важно подбодрить пациента возможностью вернуться к лечению при возникновении новых трудностей и дать ему понять, что, при необходимости, помощь будет доступна. Помощь пациенту не должна сводиться к пониманию того, что «Лечение является пожизненным, и никак иначе». Применение краткосрочной психотерапии врачами первичной помощи может помочь пациенту при трудностях и кризисах (психологического характера). 22. Каким образом краткосрочная психотерапия взаимодействует с системой управления здраво В системе управления здравоохранением плательщики предпочитают использовать более короткие формы лечения, такие как краткосрочная психотерапия. Тем не менее, структуры управления психиатрической помощью и краткосрочная терапия различаются по сути. Структура управления здравоохранением изначально заинтересована в снижении затрат. Краткосрочная психотерапия представляет собой клинически улучшенную методику, помогающую некоторым пациентам, нуждающимся в психиатрической помощи. Для правильного применения, краткосрочная психотерапия должна основываться на клинических, а не финансовых соображениях. Хотя многие пациенты, охваченные страховыми контрактами, получают улучшение от краткосрочной психотерапии, она подходит не всем. В отборе пациентов для краткосрочной терапии принимают участие многие переменные, но наличие страховки психического здоровья не относится к их числу. Наконец, лечение, считающееся краткосрочным в клинической работе (т.е. 15—20 сессий), страховыми компаниями может рассматриваться как чрезмерно длительное; они часто рассчитывают на 6—8 сессий. ЛИТЕРАТУРА 1. Alexander F, French T: Psychoanalytic Psychotherapy. New York, The Ronald Press, 1946. la. Beck AT: Cognitive Therapy for depression and panic disorder. Western J Med 151:9-89, 1989. 2. Beck S, Greenberg R: Brief cognitive therapies. Psychiatr Clin North Am 2:11-22, 1979. 2a. Book HE: How to Practice Brief Psychodynamic Psychotherapy: The Core Conflictual Relationship Theme Method. Washington, DC, American Psychological Association Press, 1998. 3.Budman S, Gurman A: Theory and Practice of Brief Therapy. New York, The Guilford Press, 1988. 4.Burk J, White H, Havens L: Which short-term therapy? Arch Gen Psychiatry 36:177-186, 1989. 5.Davanloo H: Short-Term Dynamic Psychotherapy. New York, Jason Aronson, 1980. 6. Ferenczi S, Rank O: The Development of Psychoanalysis. New York, Nervous and Mental Disease Publishing Company, 1925. 7. Flegenheimer W: History of brief psychotherapy. In Horner A (ed): Treating the Neurotic Patient in Brief Psychotherapy. New Jersey, Jason Aronson, 1985, pp 7-24. 8. Goldin V: Problems of technique: In Horner A (ed): Threating the Neurotic Patient In Brief Psychotherapy. New Jersey, Jason Aronson, 1985, pp 56-74. 9. Groves J: Essential Papers on Short-Term Dynamic Therapy. New York, New York University Press, 1996. 10. Groves J: The short-term dynamic psychotherapies: Ал overview. In Rutan S (ed): Psychotherapy for the 90's. New York, Guilford Press, 1992. 11.Hall M, Arnold W, Crosby R: Back to basics: The importance of focus selection. Psychotherapy 4:578-584, 1990. 12.Horner A: Principles for the therapist. In Horner A (ed): Treating the Neurotic Patient in Brief Psychotherapy. New Jersey, Jason Aronson, 1985, pp 76—85. 13.Horath A, Luborsky L: The role of the therapeutic alliance in psychotherapy. J Consult Clin Psychol 61:561-573, 1993. 14.Klerman G, Weissman M, Rounsaville B, Chevron E: Interpersonal Psychotherapy of Depression. New York, Basic Books, 1984. 15.Leibovich M: Short-term psychotherapy for the borderline personality dsorder. Psychother Psychosom 35:257-264, 1981. 16.Malan D: The Frontier of Brief Psychotherapy. New York, Plenum Medical Book Company, 1976. 17.Mann J: Time-Limited Psychotherapy. Cambridge, Harvard University Press, 1973. 18.Olfson M, Pincus HA: Outpatient psychoterapy in the United States. II: Patterns of utilization. Am J Psychiatry 151:1289-1294, 1994. 19. Sifneos P: Short-Term Anxiety Provoking Psychotherapy: A Treatment Manual. New York, Basic Books, 1992. Глава 44. СУПРУЖЕСКАЯ И СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ Margaret Roath, M.S.W., LCSW 1. Что представляют собой супружеская и семейная терапия? Супружеская и семейная терапия представляет собой терапевтические приемы, сфокусированные на оценке и лечении взаимоотношений, а не индивида. Оценка включает получение данных, связанных со следующими областями: • История взаимоотношений. • Коммуникативные паттерны (как кон- • Цели индивидов во взаимоотношениях. структивные, так и деструктивные). • Копинг-механизмы, оказавшиеся не- • Описание прочности взаимоотноше- • Факторы, побудившие обратиться за • Неприемлемые потребности индиви- Оценка факторов, побудивших пациентов пройти курс супружеской или семейной терапии является особенно важной при определении равновесия во взаимоотношениях (которое ранее могло работать для всех участников взаимоотношения, но сейчас баланс отсутствует). Такие факторы могут представлять собой изменение внешних обстоятельств или изменение самого индивида, которое нарушает взаимоотношения. Супружеская и семейная терапия выявляет эти изменения и затем изучает способы общения, поведения и копинг-механизмов, которые могут деструктивным образом реагировать на выявленные изменения. Целью терапии является создание брачного союза или семьи, обладающих новыми способами реагирования, которые являются полезными и конструктивными для взаимоотношений. Иногда не существует острого стимула к обращению за супружеской или семейной терапией, однако супруг(а) или семья заинтересованы в изменении длительно существующих деструктивных паттернов общения. 2. Каковы показания для супружеской или семейной психотерапии? Заявления или жалобы индивида, которые отражают его беспокойство, касающееся взаимоотношений, и демонстрируют неспособность разрешить данные опасения. Показания могут включать внутренние и внешние изменения индивидов или изменение самих взаимоотношений. Внутренние и внешние показания для супружеской и семейной терапии ВНУТРЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Личность принимает решение о возможности про- Недавно диагностированная болезнь у супруга должения взаимоотношений после прохождения (и) или члена семьи — болезнь может озна- индивидуальной терапии или на основании жиз- чать смерть или адаптацию к утраченным ненного опыта функциям Благодаря терапии или опыту личность осознает, что Изменение финансового положения вслед-он или она имеет иную сексуальную ориентацию, ствие утраты работы или снижения зарплаты чем считалось первоначально Личность может переживать внутренний кризис, на- Добавление нового члена в союз или семью: пример кризис среднего возраста, и хочет изменить рождение, усыновление ребенка или приня-или, может быть, прекратить взаимоотношения тие в семью детей от предыдущего брака Нормальные возрастные изменения у детей, напри- Ребенок уходит из дома, что может отягощать Изменения у взрослых, связанные с развитием, на- Решение о разводе, которое приводит к перепример желание жены вернуться к карьере после смотру всех взаимоотношений пребывания в роли домохозяйки 280 VI. Лечебные подходы в психиатрии 3. Какие модели лечения используются при супружеской и семейной терапии? В наиболее частой модели супружеской терапии оба партнера по браку рассматриваются вместе одним терапевтом. Иногда один или оба партнера подвергаются также и индивидуальной терапии. В процессе подготовки к сессиям супружеской терапии индивид может проработать проблемы, касающиеся его одного или выработать лучшее понимание своих потребностей (ожиданий) от партнера по браку. Оптимально, если данное вмешательство проводит индивидуальный терапевт, не являющийся супружеским терапевтом. В противном случае врач может узнать такие секреты, которые будут мешать супружеской терапии. Однако в ситуациях, когда проведение различных способов терапии различными психотерапевтами невозможно (например, в сельских районах), врач и пациенты должны четко разграничить содержание, обсуждаемое на каждой стадии терапии. Когда в лечении принимают участие несколько психотерапевтов, им целесообразно поддерживать между собой связь для того, чтобы уточнить, что они работают вместе и цели не пересекаются. Каждый врач должен соблюдать конфиденциальность по отношению к каждому пациенту. В наиболее распространенной модели семейной терапии все члены нуклеарной семьи рассматриваются вместе. Одновременная индивидуальная терапия должна проводиться так же, как и супружеская (см. выше). Другим возможным способом сочетания супружеской и семейной психотерапии является групповая терапия. Она дает возможность научения от окружающих, находящихся в сходной ситуации и, кроме того, позволяет пациенту почувствовать, что он не одинок в своих проблемах. Пары и семьи часто могут выслушивать и воспринимать советы окружающих, находящихся в сходной ситуации, более продуктивно, чем советы, исходящие от врача. Недостаток состоит в том, что каждая конкретная проблема супруга или семьи может потребовать больше времени, так как время затрачивается еще и на развитие отношений между парами или семьями. Роль врача состоит в том, чтобы содействовать взаимодействию между участниками терапии. 4. Какова роль психотерапевта при супружеской и семейной терапии? Как правило, роль достаточно активная. Психотерапевт помогает супругам и членам семьи определить проблему и установить цели по ее разрешению. В ходе терапии врачу может быть необходимо прекращать определенное поведение и поощрять другое, например: останавливать непрерывную речь одного из участников и поощрять к высказываниям другого. Он может быть также вынужден давать супругам или членам семьи указания, предписывающие прекратить определенные действия вне лечебной сессии (например, длительные дискуссии, которые могут перерастать в ссоры и физическое воздействие). Врач может устанавливать временной лимит на все обсуждения, которые не решают проблему, и ввести очень жесткие правила, запрещающие физическое насилие как во время, так и вне терапии. Когда супруги союза или члены семьи не могут прекратить физическое насилие, может быть показано раздельное проживание со строгими указаниями по пребыванию вместе. Врач также переформулирует проблемы или чувства, стоящие перед супругами или членами семьи; он удаляет ярлыки «хороший—плохой» и высказывается о разнице между участниками терапии. Он может предложить решение проблемы, отметив при этом, что неэффективное решение будет означать лишь то, что участники терапии, включая врача, не владеют всей информацией, необходимой для выработки лучшего решения. Врач может задавать супругам или членам семьи домашнюю работу, чтобы лечение не офаничивалось стенами кабинета врача, но становилось частью ежедневной жизни. Если наблюдается деструктивная коммуникация, врач может выступать для супругов и семьи в качестве тренера, учителя или наставника, приводя конкретные примеры того, что говорить, или принимая участие в ролевой ифе. Врач объединяется с супругами или членами семьи для того, чтобы выработать новые копинг-ме-ханизмы, навыки общения и навыки переговоров, касающиеся выявленных проблем. 5. Какую оценку и методы лечения использует психотерапевт? Методики супружеской и семейной психотерапии сфокусированы на взаимоотношениях и проблемах во взаимоотношениях. Глава 44. Супружеская и семейная терапия 281 Методы оценки • Попросите каждого индивида описать свое видение проблемы и ее истории. • Задайте каждому индивиду тот же вопрос, что вы задавали другому. • Выявите невербальное общение. • Проверьте реакцию каждого индивида на слова другого. • Выявите обычные для этих индивидов или взаимоотношений темы. Методы лечения • Попросите индивидов говорить фразы, касающиеся самого пациента, а не окружаю • Попросите, чтобы каждое выражение просьбы сопровождалось предложением реше • Разъясните — повторите то, что сказал другой участник, и спросите, звучало ли это так, Существует много других методик. Их общая цель состоит в укреплении брака или семейных уз, даже если ко времени терапии индивиды чувствуют себя разделенными на два лагеря, разочарованными или испытывают гнев. 6. Сколько времени продолжается супружеская или семейная терапия? Точно сказать невозможно. Однако можно установить конкретные цели и проводить их оценку в конце каждой сессии или по окончании оговоренного числа сессий. Следует оценивать, были ли достигнуты цели, продумывать план действий, необходимых для достижения оставшихся целей. Продолжительность лечения зависит от того, насколько выражено обвинение, насколько велико у участников желание или возможность перейти от обвинения к отождествлению и решению проблем, а также насколько выражена эмпатия всех участников друг к другу. При более обвиняющей установке, поведении, а также при менее выраженном стремлении решить проблему и эмпатии, потребуется более длительная терапия. Большая готовность каждого индивида к исследованию, изучению своего поведения и выработке решений по его изменению, приведет, вероятно, к меньшей длительности терапии. 7. Существуют ли пациенты, страдающие конкретными психиатрическими заболеваниями, ко Да. Если один из членов супружеской пары или семьи страдает психозом или тяжелой депрессией, которые не дают ему возможности сфокусироваться на супружеских или семейных проблемах, то подобная терапия не рекомендуется. Однако после проведения лечения психоза или депрессии, при выявлении проблем, нуждающихся в супружеской или семейной терапии, она может быть показана. Иначе говоря, учитывая, что супружеская и семейная терапия сфокусирована на изменении поведения, копинг-механизмов и решении проблем, она потенциально может оказаться успешной, если участники мотивированы для осуществления этих изменений, независимо от наличия у них диагноза, согласно DSM-IV. Некоторые исследования демонстрируют, что супружеские и семейные проблемы могут увеличивать восприимчивость к расстройствам настроения и подобным проблемам, которые могут замедлять восстановление или вызывать ухудшение эпизодов тяжелого расстройства. Лечение, направленное на гармонизацию супружеских и семейных взаимоотношений, может предотвратить рецидивы заболевания. Семейная терапия может быть очень полезна для уменьшения тяжести или снижения частоты рецидивов у пациентов с шизофренией. Члены семьи часто положительно реагируют на информацию о психической болезни и о копинг-стратегиях и чувствуют себя менее одинокими, когда специалисты заинтересованы в сотрудничестве с ними в плане оказания помощи и организации ухода за больным. Партнер или члены семьи шизофреника, как правило, выявляют рецидив раньше больного; при совместной работе со специалистами они могут предоставлять данные, которые способны улучшить качество специализированной помощи. Кроме того, партнеры и семьи, имеющие положительные взаимоотношения со специалистами 282 VI. Лечебные подходы в психиатрии и способные выразить свои чувства и опасения в ходе сессий супружеской и семейной терапии, менее склонны к проявлениям назойливости и навязчивости, которые могут вызывать у пациента враждебность и гнев и привести к рецидиву. Подобное назойливое или навязчивое поведение считается поведением, выражающим эмоции. Чем более выражено это поведение, тем более вероятен рецидив у пациента, и наоборот. 8. Могут ли супружеская и семейная терапии быть эффективными, если кто-либо из участников Если кто-либо из участников демонстрирует сопротивление (например, не является на встречи), проблемы в браке или семье разрешить все же можно, но при этом нужно понимать, что среди тех, кто настроен посещать встречи, лишь один может изменить свое поведение. Фокус не может быть обращен на отсутствующего субъекта. Если сопротивляющийся пациент посещает встречи, можно попытаться выслушать каждого участника, понять причины сопротивления и уменьшить его. Если сопротивление у пациента сохраняется, пациента можно исключить из процесса терапии и продолжить лечение с мотивированными участниками. 9. Имеются ли различия в супружеской и семейной терапии для лиц различных культур, рас, Нет. Процесс оценки, равно как и лечения, остается тем же самым. Другими словами, оценка и лечение всегда фокусируются на потребностях, ожиданиях, комплементарности ролей, коммуникации и поведенческих паттернах. Тем не менее, культуральные различия между индивидами в браке или семье могут обусловливать различные цели или ожидания; данные различия врач должен выявлять и разъяснять. 10. Должны ли совпадать культурные, расовые, возрастные аспекты и сексуальная ориентация Нет, хотя супружеские пары и семьи требуют этого. Удовлетворение этого требования может облегчить начало терапии. Однако это необязательно, так как опытный психотерапевт вначале фокусируется на недостатке комплементарности, что способствует созданию альянса. Альянс помогает членам семьи выражать как позитивные, так и негативные чувства относительно недостатка комплементарности и позволяет психотерапевту проникнуться данными чувствами. Врач может также стимулировать супругов или членов семьи делиться информацией относительно культуры, истории, традиций или образа жизни для того, чтобы найти точки соприкосновения между этими различиями. 11. Всегда ли супружеская и семейная терапии эффективны для сохранения брака или семьи Нет. Примерно 50% супружеских пар, начавших супружескую психотерапию, заканчивают раздельным проживанием или разводом. Некоторые супруги приходят на супружескую терапию, когда гнев приводит к слишком большой дистанции и один (или оба) супруга уже решились на раздельное проживание или развод. Психотерапия может представлять средство, позволяющее достичь данной цели. Иногда один из супругов надеется, что работа с психотерапевтом позволит партнеру по браку уменьшить чувство вины или страха перед уходом супруга. Супружеская и семейная терапия иногда не способна обеспечить изменения, поскольку страх перед неизвестностью сильнее, чем желание перемен. Психотерапевт делится своими наблюдениями с супругами или семьей в неосуждающей манере, поощряя их к изменению ситуации. Некоторым супругам и семьям в ходе терапии требуется несколько попыток, прежде чем они решат произвести изменения и принять риск неведомого. Частью процесса супружеской и семейной терапии является обучение супругов или членов семьи, чтобы они могли воспринимать потребности, выражаемые близкими. Если в ходе терапии выясняется, что потребности не могут быть приняты, возможно принятие решения о реализации этих потребностей вне семьи или брачного союза. Глава 45. Групповая психотерапия 283 12. Какие противоречивые вопросы могут возникнуть? Когда психотерапевт принимает решение относительно того, кого следует приглашать на сессии семейной терапии, перед ним встает основной на сегодняшний день вопрос: «Кто является членом семьи?» Высокая частота разводов привела к нарушению структуры семейных систем и взаимоотношений. В структуре семьи могут присутствовать родители, отчим/мачеха, дети, падчерица/пасынок, сибсы, имеющие одного общего родителя, бабушки/дедушки, сводные бабушки/дедушки. Могут быть также супружеские пары геев и лесбиянок, которые могут иметь экс-супругов в предшествующих браках. Дети из подобных браков скорее всего будут делить время между гомосексуальным и гетеросексуальным родителем. Другой недавно появившийся социальный феномен состоит в выборе, осуществляемом как мужчиной, так и женщиной: иметь или не иметь ребенка вне брака. При подобных взаимоотношениях ребенок может жить с обоими биологическими родителями, с одним из родителей или с одним биологическим родителем и его партнером. Другой спорный вопрос состоит в том, следует ли лечить супружеской или семейной терапией пары или семьи, в которых наблюдается домашнее насилие. Некоторые специалисты говорят: «Никогда», так как они убеждены в том, что супружеская и семейная терапия поддерживает у жертвы чувство вины. Эти профессионалы говорят, что в лечении нуждается лишь проявляющий насилие; однако основной догмат супружеской терапии состоит в том, что за деструктивное поведение ответственны оба партнера. Другие специалисты утверждают, что домашнее насилие отмечается в контексте взаимоотношений и что наиболее полезной лечебной программой является индивидуальная терапия в дополнение к лечению, направленному на супружеские и семейные взаимоотношения. Возможно, что решение должно рассматриваться не как «либо — либо», но как клиническое решение, зависящее от того, является ли целью восстановления брака или семьи. ЛИТЕРАТУРА 1.Balcom D, Lee R, Tager J: The systemic treatment of shame in couples. J Marital Family Ther 21:55—65, 1995. 2.Beck RL: Redirecting the blaming in marital psychotherapy. Clin Soc Work J 15:148-158, 1987. 3.Berg KI, Jaya A: Different and same: Family therapy with Asian-American families. J Marital Family Ther 19:31-38, 1993. 4. Carter B, McGoldrick M: The Changing Family Life Cycle, A Framework for Family Therapy. New York, Gardner Press, 1988. 5. Cordova J, Jacobson N, Christensen A: Acceptance versus change interventions in behavioral couple therapy: Impact on couples' in-session communication. J Marital Family Therapy 24:437-455, 1998. 6.Dattilio F, Padesky C: Cognitive Therapy with Couples. Sarasota, FL, Professional Resource Exchange, 1990. 7.Gottman J, Notarius C, Gonso J, Markman H: A Couple's Guide to Communication. Champaign, IL, Research Press, 1976. 8. Greenspan R: Marital Therapy with couples whose lack of self-sustaining function threatens the marriage. Clin Soc WorkJ 21:395-404, 1993. 9. Guerin PP, Fayu L, Burden S, Kautto G: The Evaluation and Treatment of Marital Conflict. New York, Basic Books, 1987. 10.Gurman A, Kriskern D: Handbook of Family Therapy. New York, Brunner/Mazel, 1981. 11.Hugen B: The effectiveness of a psychoeducational support service to families of persons with a clinical mental illness. Res Soc Work Pract 3:137-154, 1993. 12.Marley J: Content and context: Working with mentally ill people in family therapy. Soc Work 37:412-417, 1992. 13.Moltz D: Bipolar disorder and the family: An integrative model. Family process 32:409-423, 1993. Глава 45. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ John F. Zrebiec, M.S.W. 1. Что такое групповая психотерапия? В широком смысле она включает различные типы групп; при этом цели варьируют от изменения поведения до обмена опытом. В данной книге групповая терапия рассматривается 284 VI. Лечебные подходы в психиатрии как область клинической практики и особый психотерапевтический подход. Вся групповая психотерапия нацелена на облегчение болезни или дистресса при помощи обученного руководителя. Отличия групповой психотерапии от других методов состоят в использовании группового взаимодействия как средства для изменения. 2. Как появилась групповая психотерапия? В 1905 г. Dr. Joseph Pratt, психиатр из Бостона, объединил своих больных туберкулезом пациентов в группы для проведения еженедельных дискуссий. Он обнаружил, что эти встречи улучшали взаимную поддержку, смягчали депрессию и уменьшали изоляцию. Moreno, хорошо известный как создатель психодрамы, впервые применил термин «групповая терапия» в 1920-х гг. До Второй мировой войны групповая психотерапия повсеместно считалась неэффективной. Большое число раненых, возвращавшихся с войны с нейропсихическими поражениями, вынудило правительства США и Англии к поиску более эффективных и экономичных путей лечения данных ветеранов. С тех пор область групповой психотерапии быстро расширялась и сегодня она применяется в различных клинических ситуациях для решения различных проблем. 3. Каковы преимущества групповой психотерапии? • Пациент воссоздает характерные трудности в группе. Взаимодействие в группе позво • Концепция «зеркального зала» означает возможность группы предъявлять индивиду • Множество сторонников, сопереживающих усилиям пациента, позволяет легче пере • Раскрытие постыдных секретов может привести к немедленному облегчению. • Групповые взаимодействия приводят к социально приемлемым ответам и взаимным • Группа предлагает альтернативные модели поведения. • Групповая терапия часто переживается как менее регрессивная, чем индивидуальная 4. В чем недостатки групповой терапии? • Пациенты получают меньше эксклюзивного времени и внимания, чем при индивиду • Группа может создавать чувство потерянности в толпе и неприятия индивидуальности • Конфиденциальность имеет ограничения. Руководитель группы не может гарантиро • Прекращение терапии более сложное (менее гибкое, чем при индивидуальной терапии; 5. Существуют ли различные теоретические точки зрения? Изначально групповая терапия была построена, преимущественно, на психодинамических принципах; сегодня большинство групповых психотерапевтов используют комбинацию теорий. Например, частая смесь моделей включает психодинамическую (сфокусированную на отдельных членах группы), интерперсональную (сфокусированную на взаимодействиях между участниками) и групповую терапию, как таковую (сфокусированную на групповых процессах). В данной главе эти модели объединяются в несколько основных принципов, которые широко применяются в разнообразных группах любого типа и величины в различных клинических условиях. Глава 45. Групповая психотерапия 285 6. Что врач должен делать в первую очередь? Успешная группа требует продуманного планирования: Определите ваши собственные соображения относительно того, почему групповая терапия представляет ценность. Оцените учреждение, в котором вы работаете; признает ли оно полезность группового лечения. Будет ли общество и ваши коллеги друзьями или врагами в ваших попытках создать группу? Кто ценит или обесценивает группы? Кто обладает полномочиями для того, чтобы помочь вам создать группу? Группы какого типа уже существуют? Какие типы пациентов нуждаются в группе? Каким образом вы подберете членов вашей группы? Насколько велика конкуренция между специалистами за данных пациентов? Продумайте тип группы, который вы предлагаете. Группы варьируют от дискуссионных, центрированных на теме или поддерживающих/обучающих до ориентированных на процесс. Уточнять тип группы необходимо для того, чтобы вы могли объяснить цель группы потенциальным пациентам или лицу, их направляющему и определить вашу роль как руководителя группы. Например, в группе тренинга социальных навыков руководитель изначально занимает роль учителя, в то время как в группе психодинамической терапии роль руководителя состоит в интерпретации бессознательных феноменов. 7. Каким образом врач отбирает пациентов в группу? Для отбора пациентов существует множество различных критериев. Обычно большинство пациентов могут эффективно работать при каком-либо типе групповой терапии. Если пациенты готовы слушать других и разговаривать о самих себе, то они являются кандидатами для групповой терапии. Критериями исключения являются: отказ вступить в группу или соблюдать групповые соглашения и серьезные проблемы, связанные с межличностными отношениями. Вопреки распространенному мнению, люди, которые плохо чувствуют себя в группе, не являются первичными кандидатами для групп. Осторожность необходима при включении высоко импульсивных, остро суицидальных, гомицидальных или психотических пациентов. 8. Как подобрать группу для конкретного пациента? Группы не являются случайным набором незнакомцев, собранных вместе, так как в больнице имеется слишком мало врачей и слишком много пациентов. Это важно не только для того, чтобы отобрать пациентов, которым может помочь групповая терапия, но и для помещения их в наиболее подходящую группу. Начальные группы традиционно включают участников, сходных в плане развития Эго, но различных в отношении межличностного стиля. Например, способность устанавливать доверие или проявлять сопричастность у членов группы может быть похожей, но степень застенчивости и подчиняемости — различной. Наиболее важно, чтобы отсутствовали участники, считающие себя в группе людьми особого сорта, так как у них будет высок риск выбыть из группы. Например, пожилой вдовец найдет мало общего с другими членами группы, состоящей из молодых матерей, и, вероятно, быстро покинет группу. Существуют три причины, по которым пациенты покидают группы: • Правильная группа в неправильное время (пациент не готов для группы). • Неправильная группа в правильное время (например, пожилой вдовец с молодыми ма • Пациент не подходит для групповой терапии. 9. Должен ли врач проводить скрининговый опрос? В идеале, перед включением пациента в группу, следует проводить хотя бы одно индивидуальное собеседование. Некоторым пациентам может потребоваться и больше, если они незнакомы с терапией или амбивалентно относятся к помещению в группу. Оценка пациента для групповой терапии в общем и для вашей группы в частности требует личного контакта (с глазу на глаз). Собеседование также помогает сформировать альянс между руководителем 286 VI. Лечебные подходы в психиатрии и участником, установить цели, провести обучение относительно роли руководителя и участников, ознакомить пациента с групповыми соглашениями, ответить на вопросы и затронуть потенциальные проблемы. Наконец, оно предоставляет пациенту возможность принять информированное решение относительно присоединения к группе. Скрининговый опросник: общие вопросы Что вы хотите получить от этой группы? Почему вы хотите присоединиться к этой группе сейчас? Какой опыт групповой терапии вы имеете (предшествующее лечение, включая также семейную, школьную, профессиональную, социальную группы)? Как вы представляете, на что будет похожа эта группа? Как вы думаете, какова будет ваша роль в этой группе? В чем для вас заключается наиболее трудный аспект этой группы? Можем ли мы пересмотреть групповые соглашения? 10. Должен ли врач придерживаться групповых соглашений? Да. Всем группам необходимы некоторые рабочие установки, которые обеспечивают структуру и исходный уровень для исключения в будущем любого поведения, представляющего угрозу для группы. Психотерапевты, ведущие психодинамические группы, традиционно используют принципы, перечисленные ниже (хотя эти принципы могут быть изменены для групп, имеющих временной лимит, и для групп, включающих пациентов с различными ситуациями). Участники обязуются: • Посещать каждую встречу, приходить вовремя и оставаться до конца встречи. • Работать над проблемами, которые они привнесли в группу. • Осознавать, что коммуникация является вербальной, а не физической. • Уважать личность и индивидуальность других членов группы. • Использовать взаимоотношения с лечебными, а не социальными целями. • Оставаться в группе до тех пор, пока проблемы, представленные ими в группу, не будут • Уделить соответствующее время самим себе и группе для понимания причин ухода, ес • Позволить руководителю поговорить со своим индивидуальным терапевтом (если тако • Выполнять финансовые обязательства. 11. Опишите основополагающие принципы (время, размер группы и место проведения) групповой Большинство групп встречаются еженедельно, некоторые группы — дважды в неделю, другие — 2 раза в месяц. Важное значение для терапевтического эффекта состоит в том, чтобы пациенты не утрачивали контакт с аффектом и ходом предшествующей встречи. Обычно продолжительность сессии составляет около 90 мин, но варьирует в пределах 75—120 мин. Сессии, длящиеся менее 75 мин, недостаточны для того, чтобы участники могли обсудить проблемы, а сессии продолжительностью свыше 120 мин могут утомлять как участников, так и руководителей группы. Размер группы от 4 до 10 участников. Если группа состоит менее чем из 4 участников, возникает искушение фокусироваться на индивидах, а не на групповых процессах; при размере более чем в 10 членов группа начинает казаться неконтролируемой и менее продуктивной. Большинство экспертов групповой терапии в качестве идеального числа рекомендуют 7 высокоактивных участников; это число оптимально также для начала терапии (учитывая возможность раннего выбывания участников). Руководитель группы несет ответственность по обеспечению комфортабельной, отдельной комнатой с достаточным количеством кресел для всех участников. Большинство руководителей предпочитают размещать кресла по кругу, для того чтобы одни участники не имели возможности прятаться от других за столами или другими предметами мебели. Глава 45. Групповая психотерапия 287 12. В чем состоит роль руководителя? В том, чтобы помочь участникам терапии понять себя, анализируя свое поведение в группе. Кроме того, руководитель должен решить, каким образом группа может помочь пациенту лучше всего. Некоторые аспекты перечислены ниже: • Что говорить, как много говорить и когда это говорить. • Насколько много внимания уделять настоящим переживаниям в противовес прошлым • Насколько много внимания уделять отдельным индивидам, и в то же время наблюдать • Насколько много внимания уделять оценке чувств и эмоциональных переживаний, не • Как объединять диалог об участниках терапии с дискуссией о людях, не входящих • Каким образом гармонизировать содержание (буквальное значение) с процессом (сим • В какой степени отвечать на требования и желания группы. • В каком объеме следует делиться личной информацией. Все эти решения руководителя определяются теоретической ориентацией, личностью врача и ситуацией в группе. Более того, все они имеют свою степень выраженности, а не построены по принципу «все или ничего» и каждое из них несет в себе последствия для группы. Десять полезных правил для групповой психотерапии 1. Каждая встреча имеет место в контексте (время, место, цель). 2. Каждый участник группы имеет контекст. Попытайтесь сохранить в памяти его анамнез и имеющи 3. Уделяйте внимание тому, что происходит в группе в каждый момент времени, фокусируйтесь на 4. Помните: все, что происходит в группе, оказывает свое влияние на нее. 5. Каждая встреча группы имеет тему или основную нить. 6. Уделяйте особое внимание начальным словам и действиям, которые могут предварять собой тему. 7. Подумайте о метаморфозах или аналогиях, как о ключе к групповой теме. 8. Уделите внимание вашему собственному эмоциональному ответу на группу, как барометру, указыва 9. Не паникуйте, если вы не всегда понимаете, что происходит в группе. Это — обычное переживание. 10. Приготовьте краткое заявление, предлагающее тему для группы (независимо от того, думаете ли вы так на самом деле). 13. Имеет ли преимущество совместное руководство группой? Совместная терапия представляет собой часто применяемую модель (главным образом, при обучении). Наиболее важным и затратным по времени аспектом является необходимость в поддержании связи между различными врачами, принимающими участие комплексном лечении и в направлении их взаимодействия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|